Психологическая сплочённость педагогического коллектива.
методическая разработка по теме

Махалкина Ольга Георгиевна

Создание настроя на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки, настройка педагогов на дальнейшую плодотворную работу. Налаживание конструктивного взаимодействия, развитие хороших отношений между педагогами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo_sezd_vasilis_2013.docx150.36 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение педагогов-психологов ДОУ

I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЪЕЗД

«ВАСИЛИС»  ПО ОБМЕНУ ПРЕМУДРОСТЯМИ

ТЕМА: «Психологическая сплоченность педагогического коллектива»

Кушнина А.А. МАДОУ «Детский сад №32»

Махалкина О.Г. МАДОУ «Детский сад №9»

                                  Халиуллина Е.П. НДОУ

   «ЦРР «Соликамскбумпром» Детский сад №22

Городское методическое объединение педагогов-психологов

Необходимый материал: бейджи, маркеры (фломастеры) по количеству участников; зеркало, которое заранее упаковывается (заворачивается в бумагу, кладется в коробку, перевязывается ленточками, заклеивается скотчем и т.д.); магнитофон;  воздушные шарики; заготовки корабликов; мешочек с горохом;

Ход:

При встрече каждый участник получает заранее оформленный бейдж.

Доброе утро, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на первом психологическом съезде Василис по обмену премудростями. И нам очень приятно видеть столь разных  «Василис». Давайте познакомимся.

Далее каждая «Василиса» представляет себя, используя одно прилагательное. Например, Я Василиса прекрасная, премудрая, счастливая и т.д.

А начать нашу встречу, мы бы хотели со старинной английской игры.

Игра  «Ларец»

Педагоги сидят в кругу, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Ведущий включает музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот – следующему и т.д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С началом звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Посмотрите внимательно на  хорошего человека (получится, что каждый из психологов увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя).

У каждого в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека. Это и есть Вы, уважаемые коллеги.

        И вот мы такие прекрасные и замечательные, мастера своего дела собрались сегодня здесь, чтобы обменяться опытом.

        Очевидно, что сплочение педагогического коллектива нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется прежде всего в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. Для руководителя чрезвычайно важно тактичное управление общением в интересах сплочения и развития коллектива, создание таких условий, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Организуя учебно-воспитательный процесс, руководство должно постоянно помнить: среди всех задач, которые решаются на педагогических советах, совещаниях, собраниях, не должна упускаться задача сплочения коллектива педагогов. В данном направлении хорошим помощником руководителю будет являться педагог-психолог. Поэтому наш съезд проходит под лозунгом «Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания».

        Итак, премудрость первая…

«По одежке встречают….»

Известно, что благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.

Сплоченный коллектив – это коллектив, обладающий стабильностью состава, дружескими контактами в рабочее и нерабочее время, высокими трудовыми показателями, наличием коллективного самосознания – «мы», в том числе и осознания своей принадлежности к этому  коллективу.

Работа по сплочению коллектива начинает проводиться уже в начале учебного года. Поэтому именно в начале года необходимо постараться активизировать деятельность педколлектива и настроить их на дальнейшую плодотворную работу.

А что же делать, если в  коллектив пришел новичок?

В период адаптации новых педагогов очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому способствуют игры на сплочение. Ведь при выполнении этих игр, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения. Преодолеть страх. Иногда выйти за свои воображаемые возможности.

Игры на сплочение  способствуют развитию хороших отношений между новичками и педагогами – «стажистами», помогут быстрее пройти процесс адаптации новичков в коллективе, наладить конструктивное взаимодействие её участников, ускорить процесс формирования сплоченной команды.

Игра «Трамвайчик»

Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я еду». Следующий участник, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже». Третий участник говорит: «А я зайцем», а четвертый заявляет: «А я с... (называет имя любого участника)». Тот, чье имя назвали, торопится сесть на пустой стул, и все по аналогии повторяется сначала. 

Упражнение «Моё ожерелье»

 Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на вашей шее, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (взрослые  ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Игра «Мешочек»

 Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Премудрость вторая.

 «Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает».

Бальзак О.

Важный вопрос при решении задачи сплочения и развития коллектива педагогов – это аттестация, проверки, различные контроли. Что собственно является большим стрессом как для педагогов, так и для администрации. Для успешного прохождения данных видов процедур определенно важен настрой, уверенность в себе, снижение лишних негативных переживаний, ну и, конечно же, самое главное, это единство группы.

Аттестация, проверки, контроли – это работа команды. От участия всего коллектива зависит нагрузка, которая ложиться на плечи каждого, количество показов, имидж детского сада. Справиться со стрессовым состоянием, задать общий настрой и действовать, как слаженный коллектив поможет  ряд практических заданий и упражнений.

Упражнение «Счастья, радости, добра…»

Участники и ведущий встают в круг, берутся за руки. По очереди каждый игрок произносит: первый – «удачи», второй – «радости», третий – «добра»,  а все вместе – «желаем Вам друзья!», с этой фразой круг сужается и так далее по кругу, пока каждый участник не произнесет свое слово.

Упражнение «Мои сильные стороны».

«Я прошу Вас обратить внимание на перечисленные качества и выбрать одно, которое вы считает лучшим в себе и которое, по вашему мнению, точно  пригодиться Вам в процессе аттестации. По желанию вы можете дополнить список своими качествами.

Участники выполняют задание.

Названные качества фиксируются на экране стикерами (яблоко).

Качества: активность, ответственность, нервозность, решительность, вдумчивость,  добросовестность, настойчивость, спокойствие, беспечность, креативность, инертность, упрямство, упорство, энтузиазм, энергичность, педантичность, смелость.

Обсуждение: «Давайте проведем ранжирование выбранных качеств. Узнаем,  какие качества получили наибольшее количество выборов, а какие оказались наименее популярными?

Обсуждение

Каждый, из здесь сидящих, уникален и неповторим. Если объединить нас всех, объединить качества всех присутствующих, то получается, что мы имеем грандиозный потенциал для работы. И мы в силах сделать многое и, кажется, даже не возможное.

Дни в период аттестации, проверок, своего рода контролей, как правило, бывают насыщенными и трудными: какие либо изменения, личные переживания и т.д. В связи с этим возникает  дополнительное напряжение.

Упражнение «Воздушный шарик».

Я предлагаю Вам, сейчас надувая шарик вкладывать в него все сложности тех дней: переживания, напряженные моменты, а может какие – то давние проблемы, которые тяготят Вас, вдувайте их.  

Участники надувают шары.

После того, как шары надуты: «А теперь подойдем к окну, и будем выпускать из шарика воздух маленькими порциями, поскольку проблемы за один раз не решаются, да и впускали трудности мы постепенно».  

Участники сдувают шары, стоя у открытого окна.

Теперь внутри нас есть свободное место. В природе ничего пустым не бывает. Что б на этом месте не возникли новые трудности, давайте займем его чем – то хорошим.

Упражнение «Установка!».

«Я сейчас буду Вам говорить фразы, а Вы отвечайте на них дружным «ДА».

  • Трудности позади?
  • Мы все смогли?
  • Нам все по плечу?
  • Работаем в детском саду?
  • Работа наша – класс?
  • Команда – высший класс?

Вот такими громкими возгласами «ДА!» мы и заполнили свободное место внутри нас.  

Премудрость номер три.    

В дружном коллективе – все даты праздничные.

        Любую дату календаря можно превратить в праздник. Например, 1 октября – в Международный день музыки, можно устроить акцию «Музыка для здоровья».  В тихий час в музыкальном зале устроить коллективное прослушивание за чашечкой фиточая музыкальных произведений для здоровья. Например, снять напряженность в отношениях с другими людьми помогает «Концерт ре минор» для скрипки и Кантата №21» Баха, «Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока и «Месса ля минор» Брукнера.

        10 октября – день психического здоровья. Говорить о своем здоровье можно и нужно бесконечно, а еще лучше – не просто говорить, но и действовать. В этот день каждый сотрудник, педагог и возможно родитель, получает совет по улучшению настроения и борьбы со стрессом. Это могут быть листовки, расклеенные с советами или «волшебный кувшин», из которого входящие достают советы:

1. Выучи фразу “Здравствуй, мир!” на трех иностранных языках и начинай день с этих фраз – хорошее настроение на весь день тебе обеспечено!

2. Скажи родным и близким о своей к ним любви и мир станет светлее!

3. Береги свое хорошее настроение и хорошее настроение окружающих!

4. Вспомни самый лучший день твоей жизни, расскажи о нем друзьям, и настроение поднимется не только у тебя, но и у твоих друзей!

5. Сотри случайные черты – и ты увидишь – мир прекрасен!

6. Чаще носи одежду светлых тонов – мир станет прекраснее!

7. Спой громко веселую песню и у тебя поднимется настроение!

8. Начни день с улыбки и день пройдет хорошо!

9. Поиграй в веселую игру с малышами и у тебя поднимется настроение!

10. Холодный чай с лимоном обладает тонизирующими свойствами – в трудную минуту такой чай будет кстати.

11. Попрыгай на правой ноге раз 50, а на левой – не меньше 50 и у тебя улучшится мышечный тонус и поднимется настроение!

12. Замени слова “привет!”, “здрасьте!” на полноценное “Здравствуй!” или “Здравствуйте!” и число здоровых людей заметно увеличится.

13. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!

14. Делай зарядку по утрам, и ты укрепишь свое здоровье, а также нервную систему.

15. Вспомни и запиши 10 добрых слов и адресуй их себе каждый день!

16. Потанцуй вечером с друзьями под хорошую музыку, запомни ощущение легкости, и в трудную минуту с помощью этого ощущения обретешь спокойствие.

17. Разошли семь SMS хорошим людям с пожеланиями здоровья и мир станет лучше!

18. Сделай комплимент пяти встречным людям и мир станет добрее!

19. От души порадуйся успехам друга и ваша дружба станет крепче!

20. Улыбнись! Улыбка недорого стоит, да многое дает!

21. Любимый совет психологов: “Если вам надоело все, попробуйте развлечь себя чем-то другим”.

В день водных ресурсов – 22 марта, можно совершить коллективный поход в бассейн.

Дата

Праздник

Различные цитаты как возможный девиз

1сентября

День знаний

Ученье – свет…

27 сентября

День воспитания

Воспитание – это процесс устранения личных недостатков у своих детей.

Яблоня приносит яблоки; орешник – орехи; но самые лучшие плоды приносит хорошее воспитание.

1 октября

Международный день пожилых людей

… я еще из тех, кто учился по букварю, а не по клавиатуре…

В старости мы обретаем свободу пробовать новое. Мэгги Кун

Международный день музыки

Музыка – универсальный язык человечества

Музыка – это искусство печалить и радовать без причины.

4 октября

Международный день животных

Какого цвета хамелеон, когда он смотрится в зеркало?

5 октября

День учителя

Если твоя жизнь интересная, то и работа будет такой же.

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. В. Катажинъский

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Л.Н. Толстой

10 октября

Всемирный день психического здоровья

Может ли совершенно здоровый человек жить в этом мире и не рехнуться? Урсула Ле Гуин

Не все, у кого болит душа, душевнобольные. В. Домиль

28 октября

День автомобилиста и дорожника

Здесь недалеко – одна остановка на такси (шутка)

В России две беды…

4 ноября

День народного единства

В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности.

16 ноября

День толерантности

Кто обладает терпением, может достичь всего.

Франсуа Рабле

20 ноября

Всемирный день ребенка

Детей нет, есть люди. Януш Корчак

Дети всегда готовы к чуду. О. Муравьева

22 ноября

День психолога в России

26 ноября

Всемирный день информации

Творите о себе мифы. Боги начинали именно так.

Разведчик – самая востребованная профессия на войне, журналист – в мирное время.

10 декабря

Международный день прав человека

Кто для других законы составляет,
Пусть те законы первым соблюдает. Д. Чосер

Кто добывает мед, тот вправе и жалить. Л.Сухоруков

8 февраля

День российской науки

За ученого трех неученых дают. А.В.Суворов

Успехи науки – дело времени и смелости ума. Вольтер

3 марта

Всемирный день писателя

Бердыш в руках воина то же, что меткое слово в устах писателя.

21 марта

Всемирный день поэзии

Настоящая поэзия – это умение выражать замечательные мысли при помощи прекрасных слов.

22 марта

Всемирный день водных ресурсов

Надо постоянно грести, чтобы тебя не снесло течением

27 марта

Всемирный день театра

Слово личность произошло от слова личина, ведь “весь мир театр, а люди в нем актеры и каждый здесь свою играет роль”

1 апреля

День смеха

Умение посмеяться над собой – признак психического здоровья.

Международный день птиц

Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Нельзя птицу учить летать в клетке.

2 апреля

День единения народов

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.
Запомни, от светлых улыбок твоих
Зависит не только твое настроенье,
Но тысячу раз настроенье других.

7 апреля

Всемирный день здоровья

В здоровом теле – здоровый дух!

12 апреля

День космонавтики

Гори, гори, моя звезда!

15 апреля

День культуры

Не занимайся критиканством и не восхваляй дураков.

23 апреля

Всемирный день книги

Книга – лучший друг!

29 апреля

Международный день танца

Танец – полет души.

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.

3 мая

День солнца

Что для тебя восход солнца?

Будь собой, но в лучшем виде.

7 мая

День радио

Говори меньше. Скажи больше.

15 мая

Международный день семьи

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости… Э. Золя

18 мая

Международный день музеев

Дайте мне музей, и я заполню его. П. Пикассо

27 мая

Общероссийский день библиотек

Библиотека – души аптека.

Библиотека – гарант цивилизованности общества.

Г. Александров

28 мая

День пограничника

День пограничника — профессиональный праздник психотерапевтов.

1 июня

Международный день защиты детей

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо

27 июня

День молодежи

Молодость – великий чародей. А.С. Пушкин

Праздники – это и приглашенные гости, это путешествия, а провести родительское собрание в день семьи – это так символично! Праздники – это и подарки – буклеты, открытки, сюрпризы. Здорово!

Помимо существующих в календаре дат, каждому психологу под силу устроить День добрых людей, День души или еще другие.

Главное не превратиться в «массовика затейника»! И еще… нужно только начать, найти единомышленников и любая дата станет праздничной в дружном коллективе.

Четвертая премудрость.

«Зачем изобретать велосипед!?!»  

Народная мудрость  

Вспомнив народную  премудрость «зачем изобретать велосипед!?!», мы посчитали нужным проанализировать имеющиеся периодические издания, интернет ресурсы, собственные методические копилки и поделиться с вами уже наработанным, заимствованным  материалом по повышению психологической сплоченности педагогического коллектива. Поэтому по результатам нашей работы всем этим  мы  с огромным удовольствием поделимся с вами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Рефлексия "Острова"

На слайде карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

  … (перечисление) Василисы, наш психологический съезд по обмену премудростями подходит к завершению. Как гласит народная премудрость «в гостях хорошо, а дома лучше». Представьте, что вы на корабле, над вами голубое небо, белые чайки, волны бьются о борт корабля …. Представили!!! А теперь возьмите свой корабль и прикрепите его  в соответствующем  районе карты, который отражает ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние  после нашей встречи.

Например: "Мое состояние после состоявшегося взаимодействия характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую (приклею) свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления".

Вопросы для обсуждения: Почему вы поместили ваш корабль в данном месте?

Дорогие Василисы!!! Первый психологический съезд по обмену премудростями считаем состоявшимся. Желаем Вам дружного, надежного,  творческого, легкого на подъем коллектива. Ведь сплоченный коллектив залог успешной работы!!!

Приложение

Тема «Психологическая сплочённость педагогического  коллектива»

(игры и упражнения)

  Потребность в индивидуальности педагога особенно остро стоит в современном обществе, т.к от того насколько педагог может проявить себя, реализоваться в профессии зависит его психологическое самочувствие и  результативность труда. Поэтому в дошкольных образовательных   учреждениях необходимо создавать благоприятные психологические условия, в которых он мог бы реализовать свою личность. А благоприятный психологический климат зависит, прежде всего, от уровня сплоченности педагогического коллектива.

     Сплоченный коллектив – это коллектив, обладающий стабильностью состава, дружескими контактами в рабочее и нерабочее время, высокими трудовыми показателями, наличием коллективного самосознания – «мы», в том числе осознания своей принадлежности к этому трудовому коллективу.

     Работа по сплочению коллектива начинает проводиться уже в начале учебного года. В начале года необходимо постараться активизировать деятельность педколлектива и настроить их на дальнейшую плодотворную работу.

Игры на сплочение педколлектива

Игра «Летний дождь»

 Время проведения: 10 минут.

Ход работы:

 1. Члены отряда должны образовать как можно более правильный круг. Как только это удалось, все поворачиваются направо, так что теперь все игроки стоят друг за другом на расстоянии вытянутой руки.

 2. Расскажите игрокам, что в этом упражнении каждый сможет услышать шум и шорохи летнего проливного дождя. И чем лучше будет взаимодействие в отряде, тем прекраснее будет ощущение от игры.

 3. Встаньте сами в круг вместе с группой и продемонстрируйте движения рук, которые производят желаемые шорохи:

 - положите ладони на спину стоящего впереди игрока, приблизительно в районе лопаток, и опишите ими круг. Возникший шорох соответствует ветру, предшествующему проливному дождю (фаза А);

 - потихоньку начните нежно похлопывать кончиками пальцев по спине партнера, чередуя при этом обе руки. Это начало дождя (фаза В);

 - теперь начинайте барабанить ладонью по спине партнера (фаза С);

 - вернитесь к фазе В;

 - перейдите к фазе А;

 - остановитесь, пусть руки спокойно полежат на спине партнера.

 - Объясните группе, что это упражнение дает потрясающий эффект, если при этом все закроют глаза.

 - Начинайте игру с фазы А. Стоящий перед вами игрок «передает» это движение дальше – участнику, стоящему перед ним, и т.д., пока оно не вернется к Вам. Когда вы почувствуете, как руки партнера совершают круги по Вашей спине, начинайте фазу В, и так далее, пока последовательность не дойдет до конца. (Каждый продолжает выполнять движение, которое он чувствует своей спиной, до тех пор, пока не получит новый сигнал.)

Упражнение «Липучки»

Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

 Время: 10 минут.

Материалы: Не требуются.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

Упражнение «Моё ожерелье»

 Участники стоят в кругу и держатся за руки.

Инструкция. Давайте представим, что это большое прекрасное ожерелье, а каждый из вас – бусинка. Ожерелье находится на вашей шее, переливается разными цветами, а бусинки двигаются быстро по шее (взрослые  ходят по кругу в быстром темпе, с постоянно увеличивающейся скоростью). Но вдруг ожерелье разорвалось, и все бусинки рассыпались (все разбегаются в разные стороны). Нам необходимо выбрать ювелира, который соберет бусинки вместе. (Ювелир ловит одного из участников за руку, второй, не отпуская руки, ловит третьего и т.д. Образуется цепочка. Ювелир соединяет бусинки в ожерелье.) Все бусинки собрались! Как хорошо, когда мы вместе!

Упражнение «Групповой коллаж»

 Участники группы склеивают между собой 6 листов ватмана. Используя принесенный природный материал, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д., вся группа делает коллаж-пейзаж на тему «Мы вместе!»

Игра «Новоселье»

Цель: формирование чувства единения с коллективом.

 Ход игры: педагогам предлагается нарисовать свои портреты и «поселить» их в домик, рисунок которого висит на доске. Затем все вместе раскрашивают дом красками.

Игра «Мешочек»

 Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Игра «Кенгуру»

Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.

Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру – стоит, другой – кенгуренок – сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем - партнерами.

Обсуждение: Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.

Упражнение «Слепой – Поводырь»

Цель: Развитие сплоченности, невербальных способов общения.

Проведение: Группа делится на две команды – «поводырей» и «слепых». Задача «слепого» – закрыть глаза и найти в группе «поводыря». Для этого необходимо двигаться по помещению с закрытыми глазами в полной тишине. Первый, с кем столкнется «слепой», и станет его «поводырем». Главное – невербальное взаимодействие. Отметим, что выбор может быть сознательным, если все участники разделяются на пары по обоюдному желанию. Однако для сравнения ощущений полезно повторить упражнение со случайно найденными «поводырями».

 После смены ролей и повторения упражнения в различных вариантах участники сначала в парах, а затем в группе обсуждают происходившее.

Упражнение «Шарики»

Описание: Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Опасность

Цель: упражнение на сплочение коллектива.

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. «Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)».

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: «Дадим отпор пещерным львам (или др.)». Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Солнце светит для тех, кто...

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Время проведения: 15 минут.

Этапы игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?

Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Правила проведения: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

Что такое?

Командам раздаются карточки с названиями трех-четырех предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например: «Что это такое?»

• Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло.)

• Жидкость, предназначенная для соединения деталей? (Клей.)

• Молоко, телефон, дождь.

• Хлеб, ножницы, луна.

• Жираф, ложка, снег.

Мастера пантомимы

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить заданное животное так, чтобы все догадались, кто это.

Кто быстрее?

Команда выполняет задания быстро и четко.

1-й вариант. Постройте, используя всех игроков команды:

• квадрат;

• треугольник;

• круг;

• ромб;

• букву;

• птичий косяк.

2-й вариант. Построиться в шеренгу по:

• росту;

•· цвету волос;

• алфавиту имен;

• размеру ноги.

Новичок в коллективе.

     Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам (новичкам). Очень важно, чтобы пара “шеф и подшефный” определялась не формально, не сверху, а чтобы люди пригляделись друг к другу, чтобы молодой специалист сам искал своего наставника, а наставник сам присматривал себе подшефного молодого коллегу.

     Вы, конечно же, хотите, чтобы ваш коллектив был дружным, сплочённым, чтобы все в нём были за одного, и один, несомненно, был за всех! В период адаптации новых педагогов очень важно создать настрой на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки. Этому также способствуют игры на сплочение. Ведь при выполнении этих игр, необходимо научиться решать общую задачу, выработать тактику и стратегию ее выполнения. Преодолеть страх. Иногда выйти за свои воображаемые возможности.

Игры на сплочение  способствуют развитию хороших отношений между новичками и педагогами – «стажистами», помогут быстрее пройти процесс адаптации новичков в коллективе, наладить конструктивное взаимодействие её участников, ускорить процесс формирования сплоченной команды.

Упражнение «Радуга» (новичок в коллективе)

 Упражнение можно использовать на тренингах, посвященных самопознанию, самопрезентации, знакомству участников друг с другом (например, при включении новичков в коллектив).

Материалы: краски, кисточки, ватман.

Инструкция: «Каждый из нас помнит, как прекрасна радуга, как мы радуемся, когда удается ее увидеть. Давайте представим, что сейчас чудесный летний день. Только что прошел теплый дождь и светит яркое солнце. В небе раскинулась яркая красивая радуга. Сейчас у нас появится возможность лучше узнать друг друга и поделиться позитивными ассоциациями, приятными воспоминаниями. Я прошу каждого из вас по очереди выходить к доске с ватманом и рисовать красками небольшую радугу. Нарисовав одну полосу, нужно ответить на вопрос: Что я особенно люблю в себе и в своей жизни из того, что ассоциируется с этим цветом. На каждый цвет радуги – короткий импровизированный рассказ. Следующий участник рисует свою радугу на этом же листе ватмана».

 Упражнение занимает довольно много времени, поэтому при его дефиците можно дать участникам задание нарисовать одну общую радугу, (или 2 радуги, в зависимости от числа участников в группе). В этом случае каждый участник сообщает ассоциацию на один цвет радуги. Цвета распределяются либо по расположению участников в кругу, либо по желанию участников.

«Любимое занятие»

Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: Поменяйтесь местами те, кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

«Любимое занятие»

Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами. Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.

"Поздороваться за руку с максимальным количеством людей".

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

Дрозд

 Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: " Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга". При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Гусеница

Цель: игра учит доверию.

Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

Что испытывали при выполнении задания?

МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение

Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение:

Трудно ли было создавать картину вместе?

В чём именно заключалась трудность?

Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник).

ПОДАРОК

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

«Здравствуй, друг»

Игра учит: раскрепощаться, способствует положительному настрою, хорошему настроению, объединяет игроков.

Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.

Суть игры: Игровые пары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за руководителем фразы, сопровождаемые определёнными жестами и мимикой:

- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)

- Ты пропал! (разводят разочарованно руками)

- Я скучал! (гладят друг друга по плечу)

- Ты пришёл! (широко разводят руками)

- Хорошо!!! (обнимаются).

После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное положение кругов перед началом игры.

Носок-пятка (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)

Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.

«Слово».

Необходимо: 5 коробков спичек (по числу групп). Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, использую как можно больше спичек. Вовремя работы не разговаривают. Каждый пишет только одну букву, причем о том, какое слово будет написано, члены группы заранее не договариваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

Психологическое просвещение педагогического коллектива

Основные аспекты психологического просвещение педагогического коллектива педагогом-психологом...

Тренинг на развитие сплочённости педагогического коллектива

Тренинг на развитие сплочённости педагогического коллектива....

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...

Психологическая поддержка педагогического коллектива

Презентация на тему эмоционального выгорания педагогов и помощи, оказываемой  педагогом-психологом....