Психологическое просвещение педагогического коллектива
статья на тему

Швырева Наталия Викторвна

Основные аспекты психологического просвещение педагогического коллектива педагогом-психологом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskoe_prosveshchenie_pedkollektiva.docx14.22 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое просвещение педагогов – традиционная составляющая практической работы психолога в учреждениях образования.

У воспитателей и специалистов ДОУ существует огромный дефицит психологических знаний и навыков. Даже те, кто работает с детьми не один год, располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностей своих воспитанников.

Психологическое просвещение направленно на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимые для них сведения. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • Организовывать эффективный воспитательно-образовательный процесс и с содержательной, и с методической точек зрения;
  • Построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  • Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками педагогических взаимодействий.

Исходя из этого, в ходе психологического просвещения психолог должен решать следующие задачи:

  • Знакомить педагогов с основами возрастной, педагогической и социальной психологии;
  • Популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
  • Формировать у педагогов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития.

Учитывая сложную психологическую структуру задержки психического развития в дошкольном возрасте, полиморфный состав воспитанников, педагоги должны быть подготовлены к творческой деятельности, предполагающей изучение специальной литературы, готовность к экспериментированию, выбору наиболее адекватных методов работы с детьми. С целью психологического просвещения и облегчения труда педагогического коллектива, работающего с детьми с ЗПР, психолог проводит семинары: «Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР», «Дети с проблемами поведения», «Гиперактивные дети» (конспекты прилагаются). Работая на семинарах, психолог совместно с педагогическим коллективом видят достаточно широкие перспективы в плане разработки проблем воспитания и обучения  детей с ЗПР и общими усилиями пытаются их решить.

Большой популярностью у воспитателей пользуются консультации,  где они совместно с психологом разбирают практические задания, которые помогают создавать условия для развития воображения, память и мышление. Цель таких консультаций – указать пути психолого-педагогической профилактики, выработать систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки, формировать у педагогов желание использовать психологические знания в работе с детьми.

Индивидуальная работа с воспитателями по их запросам направлена прежде всего на поиск наиболее эффективных подходов к сложным детям, на анализ затруднений, возникающих в работе с детьми, родителями

Два рада в год проводится групповые психологические занятия, которые позволяют не только повысить профессиональную компетенцию педагогов в целом, развить приемы и навыки, необходимые в реализации личностно-ориентированного подхода к  ребенку, но и снимать психологическое напряжение, к сожалению довольно часто сопровождающее работу педагога. Судя по отзывам, обратной связи, полученной после посещения таких групп, эффект проделанной работы благотворно влияет как на личность педагога, так и на взаимодействие с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательного процесса"

В эссе мои размышления о роли психологического климата в педагогическом коллективе, о его влиянии на образовательный процесс....

Эссе Влияние психологического климата в педагогическом коллективе на качество образовательной деятельности.

Социально-экономические преобразования,  идущие в нашем обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломк...

Психологическая сплочённость педагогического коллектива.

Создание настроя на сплочение группы, повышение взаимного доверия, атмосферы взаимоподдержки, настройка педагогов на дальнейшую плодотворную работу. Налаживание конструктивного взаимодействия, развити...

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...

Психологическая поддержка педагогического коллектива

Презентация на тему эмоционального выгорания педагогов и помощи, оказываемой  педагогом-психологом....

ДОКЛАД в рамках РМО педагогов-психологов ДОУ Истринского муниципального округа на тему: «Психолого-педагогическое просвещение и психоэмоциональная профилактика педагогических коллективов ДОУ»

В статье «Правда о «выгорании» К. Маслач отметила, что выгорание конкретного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем лично. Продолжая эту мысль, следует акцентирова...