Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Гозбенко Юлия Евгеньевна

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

Методические разработки

Методические рекомендации к проведению сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

1. Проведение занятий познавательного цикла «Уроки Мойдодыра», «Микробы и вирусы, здоровье и болезнь», «Как ты видишь? », «Зачем тебе сердце».

2. Проведение экскурсии по теме игры:

экскурсия в поликлинику посёлка

экскурсия в аптеку.

3. Наблюдение:

за трудом врача и медсестры

за работой в регистратуре поликлиники

за скорой помощью.

4. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассмотрением соответствующих иллюстраций; о водителе, врачах разных специальностей, диспетчере, фармацевте, медсёстрах.

5. Рассматривание плакатов

«Правила гигиены для малышей»

«Я и моё тело»

6. Привлечение родителей к получению детьми информации по данной теме и обмену впечатлениями между детьми (чтение книг, рассказы из опыта, посещение врачей в поликлинике)

7. Привлечение родителей к изготовлению и оформлению атрибутов: шитьё элементов спецодежды, изготовление оборудования (стол, кушетка, раздвижная стойка)

8. Обсуждение с детьми плана сюжетно – ролевой игры.

9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки

10. Совместная с детьми игра (обсуждение сюжета, распределение ролей) .

11. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей (фармацевт, хирург, педиатр, окулист)

12. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

13. Постановка проблемных игровых задач (а что будет, если)

14. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно – ролевой игре) .

15. Составление детьми рассказов на темы «как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и другое.

16. Занятия с дидактическими играми «Профессии», «Умные помощники», «Кому, что надо? ».

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании

детей дошкольного возраста

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

Формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:

1) усвоение условных действий с игрушками и предметамизаместителями;

2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) ;

3) усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый - 1-2г. ; второй - 2-4г. ; третий - 4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия) .

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми

Приёмы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;

обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развёрнутым игровым действиям;

введение в игру предметов-заместителей;

побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами;

обогащение предметной игровой среды обобщённым игровым материалом;

побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;

участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;

показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;

побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;

обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать её, договариваться друг с другом;

побуждение за счёт разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр;

Приёмы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;

просмотр теле-, кино-, диафильмов;

наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;

проведение экскурсий;

беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;

наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом) ;

игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов) ;

встречи с людьми разных профессий;

беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний) ;

изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;

показ различных видов театра;

обучающие (сюжетно-дидактические) игры;

чтение художественной литературы;

рассказы взрослых о работе;

рассматривание разнообразного иллюстративного материала;

управление детскими объединениями.

Приёмы, направленные на воспитание целеустремлённости и активности в играх:

показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;

участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;

введение разнообразных главных и второстепенных ролей;

наблюдение за играми активных, инициативных детей;

составление рассказа «Как можно играть в эту игру»;

обучение планированию игры;

беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;

использование театрализованных игр с разнообразными видами театров;

изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;

обыгрывание в режиссёрских играх различных сюжетов;

строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек;

использование в играх сюжетосложениях, взаимосвязь с играми других подгрупп детей;

анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.

Приёмы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:

показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;

создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;

включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;

побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации;

выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей;

театрализованные диалоги;

сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием;

образец и повтор ребёнком реплик в соответствии с сюжетом;

упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;

чтение художественных произведения с наличием эмоциональных диалогов;

введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;

подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;

подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками;

ролевое участие воспитателя в игре;

рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами;

использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.

Приёмы, используемые для руководства поведением детей в играх:

совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;

введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;

использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;

использовать очерёдность принятия ролей, пользующихся популярностью;

изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;

обучение детей приёмам реализации игрового замысла, понятным партнёрам;

обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;

наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;

чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;

регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;

обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»

1. Проведение занятий познавательного цикла «Уроки Мойдодыра», «Микробы и вирусы, здоровье и болезнь», «Как ты видишь? », «Зачем тебе сердце».

2. Проведение экскурсии по теме игры:

экскурсия в поликлинику посёлка

экскурсия в аптеку.

3. Наблюдение:

за трудом врача и медсестры

за работой в регистратуре поликлиники

за скорой помощью.

4. Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассмотрением соответствующих иллюстраций; о водителе, врачах разных специальностей, диспетчере, фармацевте, медсёстрах.

5. Рассматривание плакатов

«Правила гигиены для малышей»

«Я и моё тело»

6. Привлечение родителей к получению детьми информации по данной теме и обмену впечатлениями между детьми (чтение книг, рассказы из опыта, посещение врачей в поликлинике)

7. Привлечение родителей к изготовлению и оформлению атрибутов: шитьё элементов спецодежды, изготовление оборудования (стол, кушетка, раздвижная стойка)

8. Обсуждение с детьми плана сюжетно – ролевой игры.

9. Оказание детям помощи в организации игровой обстановки

10. Совместная с детьми игра (обсуждение сюжета, распределение ролей) .

11. Введение в уже знакомую детям игру новой роли, уточнение обязанностей (фармацевт, хирург, педиатр, окулист)

12. Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.

13. Постановка проблемных игровых задач (а что будет, если)

14. Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно – ролевой игре) .

15. Составление детьми рассказов на темы «как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и другое.

16. Занятия с дидактическими играми «Профессии», «Умные помощники», «Кому, что надо? ».

Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании

детей дошкольного возраста

Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение.

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Что дает такая игра участвующему в ней ребенку? Какие психические свойства и способности она развивает?

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

Формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

В формировании игры можно выделить три основных этапа:

1) усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;

2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий) ;

3) усвоение способов построения сюжета. Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый - 1-2г. ; второй - 2-4г. ; третий - 4-7лет.

На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.

На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия) .

На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.

Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми

Приёмы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей:

обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;

обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развёрнутым игровым действиям;

введение в игру предметов-заместителей;

побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами;

обогащение предметной игровой среды обобщённым игровым материалом;

побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;

участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;

показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;

побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;

обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать её, договариваться друг с другом;

побуждение за счёт разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр;

Приёмы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов:

показ способов действия с игрушкой через театр, сюжетно-дидактическую игру;

просмотр теле-, кино-, диафильмов;

наблюдение за трудом взрослых на целевых прогулках;

проведение экскурсий;

беседы с детьми в ходе экскурсий, наблюдений за трудом взрослых;

наблюдение за играми детей (старших или с лучшим игровым опытом) ;

игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов) ;

встречи с людьми разных профессий;

беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний) ;

изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования;

показ различных видов театра;

обучающие (сюжетно-дидактические) игры;

чтение художественной литературы;

рассказы взрослых о работе;

рассматривание разнообразного иллюстративного материала;

управление детскими объединениями.

Приёмы, направленные на воспитание целеустремлённости и активности в играх:

показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, предметами в соответствии с той или иной ролью;

участие воспитателя в играх детей с принятием разнообразных главных ролей;

введение разнообразных главных и второстепенных ролей;

наблюдение за играми активных, инициативных детей;

составление рассказа «Как можно играть в эту игру»;

обучение планированию игры;

беседа с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы;

использование театрализованных игр с разнообразными видами театров;

изготовление и последующее обыгрывание атрибутов к разным сюжетным играм;

обыгрывание в режиссёрских играх различных сюжетов;

строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек;

использование в играх сюжетосложениях, взаимосвязь с играми других подгрупп детей;

анализ и поощрение отдельных детей и игровых коллективов, играющих без конфликтов или умеющих самостоятельно уходить от конфликтов.

Приёмы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в игре:

показ воспитателем новых способов игровых действий с одними и теми же предметами;

создание многообразных игровых ситуаций, вытекающих из предметных действий и продолжающих их вместе с воспитателем;

включение детей в развитие сюжетной ситуации с подключением специфических игровых действий и сопровождением эмоциональных реплик;

побуждение детей к повторению или произнесению сюжетной речи в игровой ситуации;

выбор тем для игр с эмоциональной выразительностью игровых действий, персонажей;

театрализованные диалоги;

сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием;

образец и повтор ребёнком реплик в соответствии с сюжетом;

упражнение в интонационной выразительности речевых диалогов;

чтение художественных произведения с наличием эмоциональных диалогов;

введение в игру специальных наборов образной игрушки с ярко выраженным эмоциональным содержанием;

подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта;

подбор игр с обязательными эмоциональными контактами между участниками;

ролевое участие воспитателя в игре;

рассказывание и обыгрывание сказок с образами, идеалами;

использование литературных образов, близких детям по характеру и личностным свойствам.

Приёмы, используемые для руководства поведением детей в играх:

совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр;

введение (и обучение этому детей) дополнительных, главных и второстепенных ролей;

использование в играх предметов-заместителей и обозначение предметов, словом с целью избежать конфликтов;

использовать очерёдность принятия ролей, пользующихся популярностью;

изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения;

обучение детей приёмам реализации игрового замысла, понятным партнёрам;

обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям;

наблюдение за играми детей, анализ их поведения с точки зрения реализации игрового замысла, длительности совместной игры;

чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли;

регулирование состава детского игрового коллектива с целью подбора и сочетания активных и пассивных детей;

обязательное корректное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

Игра- важный этап в жизни ребёнка. Данные методические рекомендации помогут правильно организовать игру дошкольников в соответствии с возрастом....

Методические рекомендации «Подготовка к сюжетно-ролевой игре как условие ее развития»

Цель методических рекомендаций — оказать практическую помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений методически грамотно осуществлять работу по подготовке к сюжетно-ролевой игре....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Цирк».

Методические рекомендации рекомендуются воспитателям ДОУ для проведения сюжетно-ролевой игры "Цирк" для детей старшего дошкольного возраста...

рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры «Чудесная гармонь»

Рекомендации к сюжетно-ролевой игрев старшей группе компенсирующей направленности«Чудесная гармонь»...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....