Программа кружка "Дошкольникам о науке"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Пономарева Елена Васильевна

Программа для оказания дополнительных образовательных услуг по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Дошкольникам о науке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx75.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

для оказания дополнительных образовательных услуг

по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшей группы

«Дошкольникам о науке»

Скажи мне - и я забуду,

учи меня - и я могу запомнить,

вовлекай меня - и я научусь.

 Бенджамин Франклин

Пояснительная записка

Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Способность создавать продукт, доводить дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным кирпичиком в учебной самостоятельности. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от  дошкольного  к школьному обучению.

Основная цель программы:

направить ребенка в мир практики и науки, развивая и поддерживая в нем желание исследовать и познавать окружающий мир.

Задачи:

  1. Включать детей в экспериментальную, исследовательскую деятельность, развивать умения определять материалы, из которых изготовлены предметы, сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их.
  2. Знакомить в практической деятельности с разными характеристиками свойств предметов (плотный, рыхлый, негнущийся, прозрачный, вращающийся, вертящийся, близкий, далёкий).
  3. Создавать условия для экспериментирования с природным, искусственным, бросовым материалом, простейшим оборудованием для проведения опытов.
  4. Стимулировать детей в процессе эксперимента самостоятельно выстраивать гипотезу, сравнивать её с окончательными результатами (если бросить лёд в стакан с водой, то он: утонет, будет плавать, растворится, растает), самостоятельно выполнять опыты по схемам.
  5. Содействовать развитию у дошкольников желания и умения ставить вопросы взрослым в процессе поисковой деятельности.

Актуальность:

С утверждением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования познавательно-исследовательская  деятельность дошкольников  приобретает особую актуальность. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Данный ориентир требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя  педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности.

Примерная структура занятия - экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Анализ и обобщение полученных детьми результатов в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки).

Режим занятий:

Проводится  1 занятие в неделю длительностью 25-30 минут.

Всего 4 занятия в месяц.

Использование интегративных способов позволяют избегать утомляемости детей на занятиях. В любой момент ребенок может выйти из комнаты.

В работе с детьми используются как индивидуальные, так и групповые формы.

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Предметно-пространственная среда для экспериментирования:

  • Организация мини-лаборатории (центра науки), в которой выделено:

- место для постоянной выставки, где дети размещают мини-музеи, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);

- место для приборов;

- место для хранения материалов (природного, бросового);

- место для проведения опытов;

- место для неструктурированных  материалов (стол «вода-песок» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.).

  • Приборы и оборудование мини-лаборатории (примерные):

- микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы;

- ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;  

- материалы: природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т.п.) и бросовые ( пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.);

- неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Родителей знакомят с экспериментальной частью занятий, дают рекомендации по проведению подобных опытов дома на тот случай, если ребенку захочется их повторить. Просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, практикумов, консультаций, наглядной информации, фотоотчетов.

Ожидаемые результаты:

  • умение наблюдение, описывать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы проверки
  • умение пользоваться образовательным пространством группы;
  • увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;
  • получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем;
  • формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

Диагностика и мониторинг.

  • В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.
  • Педагогами в индивидуальные папки собираются продукты творческой деятельности ребенка. (Рисунки, фотографии).

Тема занятия

Оборудование

Творческое задание

Научный вывод

СЕНТЯБРЬ

1.

Рисование водой

  • Ведро
  • Малярные кисти
  • Вода

  1. Наполнить ведро водой.
  2. Опустить кисть в воду.
  3. Прогуляться по территории, рисуя на тротуаре, дорожках, стенах, камнях, заасфальтированных площадках и т. д.
  4. Рисовать или просто смачивать предметы водой.
  5. После того как вода испарится или впитается, снова смочить предметы водой.

Когда вода или другая жидкость попадает на какую-либо поверхность, она превращается в пар (или газ) растворяется в воздухе. Этот процесс называется ИСПАРЕНИЕМ. Когда воздух насыщается парам или водяной пар остывает, он снова превращается в жидкость в виде дождя.

2.

Мокрый рисунок

  • Емкость с водой
  • Противень
  • Темпера, разбавленная водой
  • Пипетки
  • Бумага
  • Газета

  1. Окунуть бумагу в емкость с водой так, чтобы она хорошо пропиталась.
  2. Быстро переложить ее на противень.
  3. С помощью пипетки нанести на мокрую бумагу несколько капель разбавленной темперы разных цветов.

Переложить рисунок на газету и дать ему высохнуть.

ВАРИАНТЫ

Вместо пипеток можно использовать другие предметы:

  • тампон из ваты;
  • малярную кисть;
  • соломинку для коктейля;
  • перо;
  • веточку.

Когда капля краски попадает на мокрую бумагу, молекулы краски медленно распространяются в воде, которой пропитана бумага. ДИФФУЗИЯ происходит в том случае, когда молекулы краски, сосредоточенные в капле, попадают на мокрую бумагу, образуя пятно, и постепенно распространяются в воде.

3.

Рисование маслом и водой

  • Бумага
  • Растительное масло
  • Темпера двух цветов
  • Две чашки (по 500 мл)
  • Две пипетки
  • Вода
  • Ложки
  • Форма для выпечки.

  1. Смешать в чашке одну из красок с водой до бледной жидкой консистенции.
  2. Вторую краску смешать отдельно с маслом.
  3. Положить лист бумаги в форму для выпечки.
  4. С помощью пипетки накапать на бумагу водный раствор краски.
  5. Поверх точек водного раствора краски второй пипеткой накапать масляную краску.

Подвигать форму, чтобы капли перемешались. Масляная краска станет плавать по водяной краске, что приведет к созданию необычных эффектов.

Масло и вода не смешиваются и называются НЕРАСТВОРИМЫМИ. Когда масляную краску капают на водяную, обе жидкости не спешиваются, а образуют слои в соответствии со своей ПЛОТНОСТЬЮ. Водяная краска обладает большей плотностью и образует нижний слой; масляная краска — менее плотная и плавает на воде, o6paзуя верхний слой.

4.

Цветные кубики изо льда

  • Пищевые красители
  • Вода
  • Формочки для льда
  • Морозильная камера
  • Бумага
  • Чашки

Ложка

  1. Смешать разные пищевые красители с водой в отдельных чашках.
  2. Разлить полученную жидкость разных цветов в формочки для льда.
  3. Поставить в морозильную камеру и заморозить.
  4. Достать кубики из формочек.
  5. Вынести во двор бумагу и кубики льда.
  6. Разложить кубики на бумаге и позволить им таять, смешивая цвета.

Дать рисунку полностью высохнуть.

Когда окрашенную воду помещают в морозильную камеру, при температуре 0° С и ниже она начинает затвердевать. Вскоре молекулы воды замедляют движение, и вода ЗАМЕРЗАЕТ, превращаясь в лед. После того как лед вынесли на улицу, где температура воздуха выше 0° С, он начинает ТАЯТЬ, или переходить в свое жидкое состояние — воду. Из-за того что вода подкрашенная, а не бесцветная, узоры и завитки разных цветов перемешиваются и перемещаются в процессе таяния льда, распространяясь по поверхности бумаги.

Октябрь

1.

Дождь-танцор

  • Бумага
  • Темпера
  • Кисти

  1. Нарисовать что-нибудь темперой на белой бумаге.
  2. Вынести рисунок во двор и положить так, чтобы на него попадали капли дождя.

Через некоторое время внести рисунок в дом и дать ему высохнуть.

Когда рисунок выносят под дождь, капли и мелкие брызги воды ударяют по краске. В том месте, куда попадает капля, краска РАСТВОРЯЕТСЯ. В данном опыте РАСТВОРЕНИЕ является постепенным процессам смешения молекул воды и краски. Растворение воды и краски на бумаге создает узоры и рисунки в тех местах, где краска остается сухой.

2.

Плавающие рисунки из мела

  • Бумага
  • Цветные мелки
  • Емкость с водой
  • Терка

  1. Мелко натереть цветной мелок на лист бумаги.
  2. Высыпать цветные крошки па поверхность воды.
  3. Осторожно положить на поверхность воды лист бумаги.
  4. Достать бумагу из емкости.
  5. Дать рисунку высохнуть.

В обычных условиях кусочек мела тонет в емкости с водой, но плавает, если он мелко накрошен. Вода образует на своей поверхности «кожу», которая удерживает легкие предметы. Эта «кожа», состоящая из молекул воды, которые выстраиваются определенным образом и сильно притягиваются друг к другу, называется ПОВЕРХНОСТНЫМ НАТЯЖЕНИЕМ. Крошки мела очень легкие, поэтому поверхностное натяжение воды их удерживает.

3.

Струящиеся узоры

  • Противень
  • Вода
  • Картофельный крахмал (30 г)
  • Пищевой краситель
  • Палочка или соломинка

.

  1. Заполнить противень водой примерно на 2,5 см.
  2. Всыпать в воду одну ложку крахмала и перемешать до консистенции молока.
  3. Капнуть одну каплю синего красителя в центр противня.
  4. Медленно провести соломинкой прямую линию через цветное пятно. Наблюдать за возникновением узоров и рисунков.
  5. После этого на расстоянии 5 см от синей капли с одной стороны капнуть каплю желтого красителя, а с другой — каплю красного.
  6. Наблюдать за возникновением новых узоров и рисунков во время перемещения соломинки между каплями пищевого красителя.

Продолжать создавать плавающие узоры, капая красителем на воду в различные места и перемещая соломинку через цветные пятна

Жидкости создают рисунки, когда плавают на поверхности, и узоры, когда плавают одна в другой. СИММЕТРИЯ возникает в воде с крахмалом, когда проводится прямая линия через каплю краски. По обе ее стороны образуются одинаковые узоры. Другими словами, две стороны рисунка являются СИММЕТРИЧНЫМИ, или двумя половинками одного рисунка.

4.

Бумажные формы

  • Мерные чашки
  • Вода
  • Газета
  • Губка
  • Блендер
  • Формочки для выпечки
  • Растительное масло
  • Цветная бумага
  • Сито
  • Бумажные полотенца

  1. Смешать в блендере 1 л воды и 1/4 чашки рваной газеты.
  2. Добавить немного рваной цветной бумаги, чтобы окрасить раствор.

Закрыть крышкой и перемешать.

  1. Отжать полученную бумажную массу, стараясь удалить как можно больше воды.
  2. Смазать формочки для выпечки растительным маслом.
  3. Положить в формочки равные количества бумажной массы и прижать ее.
  4. Промокнуть бумажную массу губкой, чтобы удалить остатки воды.
  5. Положить на формочки бумажное полотенце.
  6. Поставить их в теплое место и дать хорошо высохнуть.
  7. Достать из формочек сухую цветную бумажную массу.

Бумага состоит из тонких волокон, memo переплетенных и спрессованных между собой. Пропитывая бумагу водой и перемешивая в блендере, мы вновь превращаем ее в волокна. В бумажном производстве эту мокрую массу называют суспензией. Когда вода ИСПАРИТСЯ, бумага станет сухой и примет заданную форму. (ИСПАРЕНИЕ — это превращение воды в газ.) Подогрев бумажных форм ускоряет процесс испарения, так как увеличивает скорость передвижения молекул воды. Чем быстрее перемещаются молекулы воды, тем скорее они превратятся в газ, уйдут в воздух. После этого бумажные формы станут сухими.

НОЯБРЬ

1.

Кольца с ленточками

  • Пластмассовая крышка (от банки из-под кофе, маргарина, кулинарного жира)
  • Ленточки из газеты, гофрированной бумаги,

полоски ткани, тесьма

  • Ножницы.
  1. Проткнуть концом ножниц пластмассовую крышку.
  2. Вырезать в ней широкий круг, сохранив ободок или кромку.

Внутренний кружок не понадобится.

  1. Привязать нитками полоски из газеты, цветные ленточки из гофрированной бумаги или ткани к пластмассовому колечку.
  2. Вынести декоративное кольцо в ветренный день во двор и понаблюдать, как

развеваются ленточки.

Легкие материалы, такие как ленты из газеты или ткани, легко перемещаются на ВЕТРУ. Направление ветра легко определить, наблюдая за тем, куда отклоняются ленточки. Если они развеваются на юг, значит, ветер дует с севера (северный ветер). Ветер можно создать самому, бегая с ленточками. Не ветер дует и прогоняет воздух через бегущего, а бегущий передвигается через воздух. Для колец с ленточками результат такой же.

2.

Ловушка для ветра

  • Цилиндрическая коробка
  • Бумага
  • Клей
  • Гофрированная бумага
  • Ножницы
  • Дырокол
  • Веревка        
  • Карандаши

  1. Вырезать дно коробки.
  2. Украсить коробку цветной бумагой и раскрасить цветными мелками.
  3. Пробить несколько отверстий у нижней кромки коробки.
  4. Нарезать гофрированную бумагу полосками длиной примерно 2,7 м.
  5. Протянуть полоски в отверстия и завязать их.
  6. Пробить четыре отверстия у верхней кромки коробки.
  7. Протянуть четыре веревочки в эти отверстия.
  8. Связать их вместе и привязать к одной длинной веревке.
  9. Вынести ловушку для ветра во двор. Понаблюдайте за работой ветра.

Настоящие ветряные ловушки используются в качестве указателей направления ветра в аэропортах и на морских судах. ВЕТЕР образуется из перемещающихся молекул воздуха, и он невидим. ВЕТЕР можно чувствовать, но нельзя увидеть. Ловушка для ветра позволяет определять, в каком на- правлении и с какой силой дует ветер.

3.

Ветряной перезвон

  • Различные металлические предметы (гайки, болты, шайбы, шурупы, гвозди, крышки от металлических банок, и т. д.)
  • Веревка
  • Палка

  1. Привязать к каждому концу палки веревку.

Ее необходимо использовать, чтобы закрепить маленькую «колокольню» на ветке дерева.

  1. Привязать к каждому предмету веревочки.
  2. Привязать веревочки к палке так, чтобы предметы касались друг друга.
  3. Закрепить палку с металлическими предметами на ветке дерева.
  4. Когда подует ветер, металлические предметы начнут раскачиваться и сталкиваться друг с другом, издавая перезвон.

ВЕТЕР перемещает молекулы воздуха, которые толкают предметы, свисающие с палки, заставляя их вращаться и сталкиваться друг с другом. ГРАВИТАЦИЯ заставляет металлические предметы свисать на веревках, и когда ветер толкает эти предметы в одну сторону, гравитация возвращает tux в исходное положение. Веревка не дает предмету упасть на землю, и он отклоняется в другую сторону, вновь притягивается вниз силой гравитации и снова раскачивается ветром. Металлические предметы раскачиваются под воздействием ветра, издавая звуки в момент соприкосновения.

4.

Платок на ветру

  • Легкая ткань и бумага
  • Прищепки для белья
  • Шнур для сушки белья или крепкая веревка
  • Маркеры

  1. Нарисовать что-нибудь маркерами на ткани и бумаге.
  2. Натянуть бельевой шнур между деревьями, кустами или скамейками.
  3. Закрепить на шнуре с помощью прищепок ткань и бумагу так, чтобы они могли развеваться на ветру.
  4. Когда почувствуете, что этот опыт вас достаточно позабавил, не забудьте вернуть материалы на место.

Несмотря на то что воздух невидим, он состоит из мельчайших частичек, которые называются молекулами. ВЕТЕР перемещает молекулы воздуха и толкает все, что попадается на его пути. Ткань и бумага на веревке находятся на пути ветра и начинают двигаться, когда о них ударяется воздух. Легкие материалы, особенно если у них значительная площадь, легко приводятся в движение ветром.

ДЕКАБРЬ

1.

Ледяные сооружения

  • Пищевые красители
  • Формочки (из-под йогурта,

для выпечки, для льда, из-под конфет и т. д.)

  • Ведро

  1. Смешать в ведре пищевой краситель с водой.
  2. Налить подкрашенную воду в формочки.
  3. Оставить формочки на дворе и дать им замерзнуть.
  4. После того как они замерзнут, внести их в дом.
  5. Дать формочкам немного оттаять при комнатной температуре — тогда будет легче вынимать из формочек ледяные фигурки.

Вынести ледяные фигурки во двор и что-нибудь из них построить, используя немного снега в качестве цемента. Заморозить.

При температуре воздуха 0° С и ниже вода ЗАМЕРЗНЕТ и перейдет в твердое состояние — превратится в лед. При низкой температуре молекулы воды перемещаются очень медленно и постепенно соединяются, образуя правильную структуру под названием ЛЕД.

2.

Скульптуры изо льда и соли

  • Большой кусок льда (накануне заморозьте
  • воду в какой-нибудь широкой форме)
  • 3/4 чашки (190 г) соли
  • Пищевой краситель
  • 1/4 чашки (60 мл) горячей воды
  • Бутылки с распылителями
  • Большая емкость
  • Ножницы
  1. Положить кусок льда в большую емкость.
  2. В бутылке с распылителем смешать 1/4 чашки горячей воды с пищевым красителем и 3/4 чашки соли. Таким образом подготовить две бутылки с растворами разных цветов.
  3. Вылить чашку воды на кусок льда и сделать его гладким
  4. Затем пустить струю теплой соленой подкрашенной воды на кусок льда. Убедиться, что регулятор стоит в положении «струя», а не «распыление».
  5. Пускать небольшие порции жидкости на разные участки льда. (Если в одно место попадает слишком много подкрашенного раствора, сбрызнуть этот участок чистой водой.) Постараться сделать пещерки, ямки, расселины и другие формы.
  6. Скульптура считается готовой, когда кусок льда покрыт желаемыми рисунками нужной окраски.

Каждое вещество имеет свою ТЕМПЕРАТУРУ ШАМЕНИЯ, то есть температуру, при которой это вещество переходит из твердого состояния в жидкое. Температура плавления льда равна 0° С. Но когда в воде РАСТВОРЯЕТСЯ саль и этим раствором сбрызгивается кусок льда, температура плавления понижается и лед подтаивает быстрее.

3.

Замерзшая бумага

  • Морозильная камера
  • Плотная бумага
  • Емкость с водой
  • Бумага для выпечки
  • Акварельные краски
  • Кисть

  1. Окунуть лист плотной бумаги в емкость с водой так, чтобы она хорошо пропиталась.
  2. Положить мокрый лист бумаги на лист бумаги для выпечки.
  3. Поместить в морозильную камеру.

Когда бумага замерзнет, достать ее из морозильника и рисовать на ней, пока она не оттает.

Когда акварельная краска попадает на ЗАМОРОЖЕННУЮ бумагу, она остывает и тоже почти замерзает. Это охлаждение замедляет движение молекул краски. Она начинает застывать и становится похожей на твердую. Когда бумага начинает оттаивать, молекулы краски и воды начинают двигаться быстрее и легче спешиваются. Это становится похожим на обычное взаимодействие краски и воды.

4.

Сверкающая паста

  • Три бутылки для выдавливания пасты
  • Три чашки
  • Темпера трех цветов
  • Мука, соль и вода в равных количествах
  • Бумага
  • Миска
  • Ложка

  1. Ложкой смешать в миске равные части муки, соли и воды.
  2. Добавить в полученную смесь немного краски.
  3. Разделить полученную массу на три части. Влить одну часть в бутылку для выдавливания.
  4. Повторить процесс с двумя оставшимися бутылками, используя краску других цветов.
  5. Выдавить смесь из бутылок на бумагу в виде какого-либо рисунка.

Дать рисунку хорошо высохнуть, и вы увидите кристаллы.

Краска, мука и соль РАСТВОРЯТСЯ в воде и станут составляющими окрашенной пасты. Частицы краски, муки и соли не будут смешиваться и произвольно распространятся по всему объему воды. По мере высыхания пасты вода ИСПАРЯЕТСЯ, и мука, соль и краска вновь становятся твердыми. Соль ведет себя несколько иначе, чем краска и мука, потому что после растворения в воде она при высыхании отвердевает и образует КРИСТАЛЛЫ.

ЯНВАРЬ

1.

Украшенные шарики

  • Надутые воздушные шарики
  • Мелкие кусочки бумаги
  • Конфетти
  • Мелкие блестящие частицы (соль, сахар, тесьма, блестки и т. д.)
  • Поднос или противень

  1. Рассыпать по подносу мелкие блестящие частицы: кусочки конфетти
  2. Потереть воздушный шарик об одежду или волосы. (Очень хорошо подходит шерсть.)
  3. Подержать шарик над предметами, рассыпанными на подносе. (Это самый интересный момент в опыте!)
  4. Чтобы украсить шарик, покатать его по этим предметам или посыпать его ими.

Украсить другие шарики таким же образом.

СТАТИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО возникает на основе электрических зарядов, образующихся на некоторых материалах. Когда надутый шарик трут об одежду или волосы, он заряжается электричеством и начинает притягивать и удерживать на своей поверхности мелкие кусочки бумаги или кристаллики сахара. Эти предметы «подпрыгивают» с подноса и приклеиваются к заряженному электричеством шарику.

2.

Рисование игрушечной машинкой

Бумага

Картон

Скотч

Темпера

Ложки или кисточки

Блюдце с водой

Бумажные салфетки

Игрушечная машинка на электрической батарейке

  1. Накрыть стол большим листом бумаги.
  2. Сделать по краям стола ограждение из картона, которое будет удерживать на нем машинку.
  3. Капнуть немного краски на бумагу.
  4. Поставить машинку на стол и включите ее.
  5. Пусть машинка проезжает по краске и оставляет на бумаге следы от колес.
  6. Выключить машинку и достать батарейку.
  7. Осторожно промыть колеса и сам автомобиль водой и насухо вытереть бумажными салфетками.
  8. Поставить батарейку на место и продолжить рисовать или начать новый рисунок.

В батарейке происходит химическая реакция, в результате которой вырабатывается ЭЛЕКТРИЧЕСТВО. Это поток заряженных частиц, который является одной из многочисленных форм ЭНЕРГИИ. Электричество проходит через мотор игрушки, и происходит выделение энергии, которая приводит в движение машинку, а она «рисует» красочные узоры.

3.

Птичьи следы

  • Карандаш с ластиком
  • Шариковая ручка
  • Блокнот или бумага
  1. Шариковой ручкой нарисовать маленький птичий след на ластике карандаша.
  2. Прижать карандаш этим концом к белой бумаге.
  3. Сделать узор из следов.
  4. Когда следы побледнеют, обновить рисунок на ластике и продолжить «следить».

Наблюдая СЛЕДЫ ЖИВОТНЫХ, можно узнать много интересных вещей. Иногда следы рассказывают какую-нибудь историю. Настоящие следопыты могут сказать, какое животное оставило эти следы, какого размера оно было и чем занималось. Иногда обнаруживаются ИСКОПАЕМЫЕ следы животных в очень старых скалистых породах, которые когда- то были грязью. Ученые очень многое узнали о повадках таких животных, как динозавры, исследуя окаменевшие следы.

ФЕВРАЛЬ

1.

Рисование магнитом

  • Кирпичи
  • Лист плексигласа (примерно 25 х 35 см)
  • Магнит
  • Металлические предметы (шайбы, болты, гайки)
  • Бечевка или нить
  • Темпера
  • Бумага
  • Скотч

  1. Положить лист плексигласа на кирпичи так, чтобы под ним можно было двигать руками.
  2. Приклеить скотчем к плексигласу лист бумаги.
  3. Привязать разной длины нити к металлическим предметам.
  4. Окунуть эти предметы в краску и положить их на бумагу.
  5. Поднести магнит под лист плексигласа и перемещать его.
  6. Магнит начнет «рисовать» металлическими предметами и нитками на бумаге.
  7. Взять предметы, снова окунуть их в краску' и продолжить делать это до тех пор, пока картина не будет завершена.

МАГНЕТИЗМ пашется свойствам некоторых металлов, к которым относится и железо. Множество окружающих нас предметов (гайки, шайбы, болты, винты) выполнены из железа и будут притягиваться к магниту. Сила магнита может чувствоваться сквозь многие материалы, например через плексиглас. Когда мы двигаем магнит под плексигласом, предметы, содержащие в себе железо, будут передвигаться вместе с магнитам по поверхности плексигласа.

2.

Металлический рисунок

  • Металлическая мочалка
  • Магнит
  • Плотная бумага или картон
  • Старые ножницы
  • Прозрачный клей для пластика (аэрозоль)

  1. Старыми ножницами

нарежьте из металлической мочалки мелкие кусочки проволоки.

  1. Положить на стол магнит и накрыть его картоном.
  2. Высыпать на картон мелко нарезанную проволоку и наблюдать, какой получается узор.
  3. Снять картон с магнита, когда нужный узор будет готов. Чтобы получить новые рисунки, продолжить двигать картон над магнитом в разных направлениях.

Зафиксировать узор прозрачным клеем из баллончика. Дать рисунку высохнуть, после чего снять картон с магнита.

МАГНЕТИЗМ является свойством некоторых металлов. В нашем примере это железо, из которого в основном сделана мочалка. Узор, образованный кусочками проволоки от мочалки, показывает силовые линии вокруг магнита. Кар тон не гасит сипу магнита, и проволочки выстраиваются вдоль его силовых линий, образуя узор.

3.

Магнитный театр

  • Картон
  • Цветные маркеры
  • Скрепки
  • Ножницы
  • Клей
  • Магниты
  • Коробка из-под обуви

  1. Нарисовать на картоне несколько фигурок для постановки театральной сценки и вырезать их.
  2. Вырезать из картона круглые основания для фигурок и приклеить или прикрепить их скотчем.
  3. К нижней части оснований приклеить или прикрепить скотчем скрепки. Актеры готовы для участия в постановке.
  4. Перевернуть коробку из-под обуви — это будет сцена.
  5. Разместить актеров на сцене.
  6. Пользуясь магнитом внутри коробки, начать передвигать фигурки по сцене. Магнит будет притягивать или удерживать скрепки через стенку коробки, и вы сможете двигать актеров, не касаясь их руками.
  7. Придумать какую-нибудь историю и разыграть ее на сцене.

МАГНЕТИЗМ — это сила, которая заставляет одни материалы притягиваться друг к другу, а другие — отталкиваться. Сипа магнита действует даже через стенку коробки. Предметы, которые содержат железо, например канцелярские скрепки, притягиваются к магниту. Скрепки, прикрепленные к вырезанным из бумаги фигуркам, притягиваются к магниту и заставляют фигурки, с нашей помощью, двигаться в разные стороны по коробке из-под обуви.

4.

Магнитный отпечаток

  • Металлические опилки
  • Бумага
  • Магниты в виде брусочков
  • Пастельные мелки
  1. Положить на стол брусок магнита, а на него — лист плотной белой бумаги.
  2. Рассыпать по бумаге металлические опилки.
  3. Положить другой лист плотной белой бумаги на опилки, которые уже образовали под действием магнита узор.
  4. Прокатать пастельный мелок по бумаге, фиксируя таким образом узор из металлических опилок.
  5. Достать магнит и опилки.

МАГНЕТИЗМ — это свойство некоторых металлов, например железа. Узоры, которые образуют железные опилки, показывают нам силовые линии магнита. Концы магнита называются полюсами. Северный полюс ПРИТЯГИВАЕТСЯ к южному а одинаковые полюса ОТТАЛКИВАЮТСЯ. Силовые линии магнита между полюсами можно увидеть, если насыпать металлические опилки на лист белой бумаги, а под него поместить магнит.

МАРТ

1.

Рисование свечой

Свечи

Белая бумага

Акварельная краска

Кисточка

Газета

  1. Застелить стол газетой.
  2. Расстелить лист белой бумаги и, сильно нажимая, сделать свечой какой-нибудь рисунок.
  3. Рисовать поверх этого рисунка акварельными красками.

Акварельные краски СЦЕПЯТСЯ с бумагой, или впитаются в нее, но только не там, где она покрыта воском. Акварельные краски удерживаются на бумаге силой, которая называется СЦЕПЛЕНИЕМ. Но этого не произошло там, где присутствует воск, потому что между ним и бумагой действует большая сила, которая называется ПРИЛИПАНИЕ. (См. Белое защитное покрытие.

2.

Белое защитное покрытие

  • Белый пастельный мелок
  • Темпера, разбавленная водой
  • Кисточки
  • Белая бумага
  • Газета
  1. Застелить стол газетой.
  2. Нарисовать белым пастельным мелком рисунок на белой бумаге.
  3. Раскрасить рисунок белой темперой. Дать ему высохнуть.

Акварельные краски СЦЕПЯТСЯ, или впитаются в бумагу, но только не там, где она покрыта белым пастельным  мелком. Молекулы разбавленной темперы удерживаются на бумаге силой, которая называется СЦЕПЛЕНИЕМ. Но этого не произошло там, где присутствует пастель, потому что между ней и бумагой действует большая сила, которая называется ПРИЛИПАНИЕ. (См. Рисование свечой.)

3.

Вулкан

Пластиковая бутылка

Форма для выпечки

Влажный песок

Красный пищевой краситель

Пищевая сода (15 г)

1 чашка (250 мл) уксуса

  1. Поставить форму для выпечки на траву и разместить в ее центре пластиковую бутылку.
  2. Облепить со всех сторон эту бутылку влажным песком — так, чтобы получилось что-то вроде горки. Вершина этой горки должна доходить до самого горлышка открытой бутылки. Не допускать попадания песка в бутылку.
  3. Всыпать в бутылку одну столовую ложку пищевой соды (] 5 г).
  4. Закрасить в чашке 250 мл уксуса красным пищевым красителем.
  5. Залить окрашенный уксус в бутылку. Встать рядом и следить, как красная пена извергается из вершины горы и, смешиваясь с песком, стекает к подножию. Очень похоже на извержение лавы из вулкана.

Пищевая сода вступает в реакцию с уксусам, и происходит выделение УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА, который создает ДАВЛЕНИЕ, которое выталкивает пену через горлышко бутылки.

4.

Извержение краски

  • Форма для
  • Молоко
  • Пищевой к
  • Жидкость для мытья посуды

  1. Налить в форму молоко — столько, чтобы закрылось дно.
  2. Накапать на поверхность молока пищевой краситель.
  3. Капнуть жидкость для мытья посуды в центры расплывающихся пятен красителя.
  4. Наблюдать за «извержением» цветов.
  5. Если «извержение» проходит медленно, добавить пищевого красителя и жидкости для мытья посуды. Если и после этого опыт будет проходить плохо, начать все сначала.
  6. После завершения эксперимента можно легко отмыть форму в теплой воде.

Молоко содержит воду и жир, хотя оно и выглядит однородным. Эти две субстанции не спешиваются. Моющее средство — это татя субстанция, которая смешается и с жиром, и с водой. Когда мы капаем моющее средство в молоко, один конец молекулы моющего средства присоединяется к жиру в молоке, а другой к воде, что и порождает эффект закипания.

АПРЕЛЬ

1.

Узор из кристаллов

  • Кухонный ершик
  • 1/2 чашки (125 мл) горячей воды
  • Карандаш
  • Прозрачный сосуд
  • 1/3 чашки (80 г) соли
  • Ложка
  • Бечевка

  1. Завязать ершик в узел произвольной формы.
  2. Влить 1/2 чашки очень горячей воды в прозрачный сосуд.
  3. Засыпать 1/3 чашки соли (по одной ложке) в воду. Каждую ложку соли размешать до полного растворения.

Добавлять соль до тех пор, пока она будет растворяться.

  1. Пропустить через узел из ершика карандаш.
  2. Положить карандаш на края сосуда. Убедиться, что концы ершика глубоко опущены в горячую соленую воду.
  3. Поставить сосуд, в котором «растут» кристаллы, в такое место, где его никто не сможет потревожить и где его можно будет хорошенько рассмотреть.
  4. Через несколько часов на ершике станет появляться корка из кристаллов.
  5. Ежедневно следить за изменениями кристаллов. Когда большая часть жидкости испарится из сосуда, снять с него карандаш с ершиком и вытащить карандаш.
  6. Осторожно привязать к верхней части кристального «брелока» бечевку и повесить в таком месте, где он всем будет хорошо виден.

Пока соль не измельчена до состояния, когда ее можно  потреблять в пищу, она представляет собой большой кусок является КРИСТАЛЛОМ. Обычно мы видим соль, когда она уже размолота до размеров маленьких КРИСТАЛЛОВ. Когда мы растворяем кристаллы соли в горячей воде, молекулы соли распространяются по всему ее объему. Затем, номере ИСПАРЕНИЯ воды, молекулы соли выстраиваются в строган порядке и снова образуют кристалл. При благоприятных условиях может образоваться очень крупный кристалл.

2.

Рисование кристаллами

  • Вода
  • Акварельные краски и кисточки
  • Оберточная бумага
  • Противень
  • Белая бумага

  1. Нарисовать на белой бумаге рисунок чистой водой.
  2. Затем раскрасить мокрую бумагу акварельными красками, позволяя им смешиваться.
  3. Быстро накрыть мокрый рисунок оберточной бумагой и положить его на противень.
  4. Оставить произведение искусства на всю

ночь на морозе или поместить в морозильную камеру.

  1. На следующий день снять оберточную бумагу и осмотреть рисунок из кристаллов.

Сначала акварельные краски РАСТВОРЯЮТСЯ в чистой воде, которая заставляет цвета перемешиваться. Когда мы кладем лист бумаги в морозильник, молекулы окрашенной воды замедляют свое движение до тех пор, пока не перейдут из жидкого состояния в твердое. Этот процесс начинается при температуре ЗАМЕРЗАНИЯ воды, которая равна 0° С. Когда молекулы подкрашенной воды выстраиваются в правильный узор, эта вода образует КРИСТАЛЛЫ льда.

3.

Кристаллические пузырьки

Рецепт приготовления очень твердых пузырей

3-4 столовые ложки (45-60 г) стирального порошка растворите в I л горячей воды и оставьте раствор на несколько дней.

Размешайте в нем столовую ложку сахара.

Раствор для пузырей готов.

Чтобы получить пузыри, нужно сделать из проволоки контур какой-нибудь фигурки.

Убедитесь, что фигурка «замкнута».

  1. Выйти во двор в тихий морозный день.
  2. Опустить «выдувалку» в мыльный раствор, а затем осторожно выдуть большой шар. Не дать ему улететь.
  3. Шар начнет замерзать, а на его поверхности станут образовываться маленькие кристаллы.
  4. Когда он полностью замерзнет, получится ледяной кристаллический шар.

При комнатной температуре мыльный раствор для выдувания пузырей представляет собой ЖИДКОСТЬ, но если вы его достаточно охладите или заморозите, он перейдет из жидкого состояния в ТВЕРДОЕ. При благоприятных условиях КРИСТЛШЫ станут образовываться, когда пузырь замерзнет и молекулы выстроятся в нужном порядке. Если позволить пузырю замерзать медленно, у молекул будет врет построиться очень правильно, и они сформируют КРИСТАЛЛЫ.

4.

Кристаллические иголки

  • Черная бумага
  • Ножницы
  • Крышка от широкой банки
  • I чашка (250 мл) воды
  • 4 ст. ложки (60 г) соли
  1. Вырезать из черной бумаги круг по внутреннему размеру крышки.
  2. Поместить этот круг в крышку.
  3. Влить в мерный стакан 250 мл воды.
  4. Всыпать в воду 4 ст. ложки соли и размешать.
  5. Перелить воду в крышку.
  6. Оставить раствор в крышке на сутки. Посмотреть на игольчатые кристаллы, появившиеся на черной бумаге.

Молекулы английской сот выстраиваются в правильный узор и образуют игольчатые КРИСТАЛЛЫ по мере того, как вода медленно испаряется из раствора. Молекулы соли складываются наподобие кирпичей в строительной кладке. Игольчатая форма кристалла определяется конфигурацией молекулы cam. Вот почему кристаллы пищевой соли отличаются от кристаллов английской соли.

МАЙ

1.

Липкие рисунки

  • Вазелин
  • Бумажные тарелки
  • Семена одуванчиков
  • Очень мелко нарезанная трава

Раковина, мыло, салфетка.

  1. Застелить стол газетой.
  2. Смазать вазелином бумажную тарелку.

Поставить ее на стол.

  1. Тщательно вымыть и высушить руки.
  2. Взять в ладони семена одуванчиков и мелко нарезанную траву. Легонько подуть на ладони, чтобы содержимое осело тарелку и прилипло.

Вазелин - это вязкая жирная субстанция. Мелкие легкие предметы прилипают к поверхности тарелки, смазанной вазелином. Исследование летающих в воздухе предметов, которые оседают и прилипают к смазанной вазелинам поверхности, даст вам хорошее представление о ВОЗДУХЕ, которым мы дышим. По воздуху, в частности, переносятся семена, пыльца деревьев и растений, пыль.

2.

Отпечатки растений

  • Листья
  • Цветы
  • Белая ткань
  • Молоток
  • Деревянная дощечка
  • Гвоздики с широкими шляпками

  1. Красиво разложить на деревянной дощечке цветы и листья.
  2. Поверх дощечки прибить гвоздиками кусок белой ткани.
  3. Ударять молотком по всей площади ткани, разбивая таким образом цветы и листья.
  4. Вытащить гвоздики и посмотреть, какой оттиск остался на обратной стороне ткани.

Цвета, которые мы видим в растениях и цветах, зависят от химических веществ, называемых ПИГМЕНТАМИ. Дробление растений молотком высвобождает пигменты, и они окрашивают поверхность белой ткани. С древнейших времен люди извлекали из растений и использовали в качестве красок натуральные пигменты.

3.

Оттиски коры дерева

  • Краска
  • Бумага        
  • Кисточка        
  • Емкость с водой

Салфетка        |.

  • Небольшая жесткая щетка
  1. Окунуть палец в краску и намазать ею небольшой участок коры дерева.
  2. Вымыть руки.
  3. Прижать лист бумаги к окрашенному участку коры и разгладить его руками.
  4. Осторожно снять бумагу с коры и посмотреть, какой получился отпечаток. Дать ему высохнуть.

Тем временем жесткой щеткой очистить и отмыть кору дерева так, чтобы не осталось и следа краски.

КОРА ДЕРЕВА растягивается. У некоторых деревьев она очень тонкая, поэтому легко растягивается. У других — прочная, поэтому она растрескивается по мере роста деревьев. Вот почему кора у некоторых деревьев шершавая, с глубокими морщинами. ОПИСКИ КОРЫ позволяют увидеть узоры, образовавшиеся в процессе роста деревьев.

4.

Узоры на траве

  • Картон
  • Ножницы
  • Камни
  1. Вырезать фигуры из картона.
  2. Разложить фигуры из картона на траве.
  3. Придавить камнем или кирпичом, чтобы их не сдвинуло с места ветром.
  4. Оставить фигурки в таком положении на несколько дней.
  5. Поднять их и посмотреть на траву. Обратить внимание, что трава пожелтела.
  6. Медленно цвет травы полностью восстановится

с помощью дождя и солнечного света. Чтобы ускорить процесс восстановления, можно поливать траву водой.

Растения имеют зеленый цвет благодаря веществу, которое называется ХЛОРОФИЛЛ. Он помогает деревьям ’ преобразовывать для себя солнечный свет в энергию, примерно так, как животные преобразуют в энергию пищу. Если свет не поступает, количество хлорофилла уменьшается и зеленый цвет травы блекнет. Трава становится желтой, потому что не может существовать без света и начинает умирать. Но как только лучи света вновь попадают на траву, зеленый цвет возвращается, особенно если траву полить водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Школа светофорных наук» МБДОУ д/с «Медвежонок»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3234943","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"125","width":"125"}}]]Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы ...

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования”

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организаци...

Дополнительная общеразвивающая программа_Школа дорожных наук

ДополниДополнительная общеразвивающая программа "Школа дорожных наук "изучение правил дорожного движения с использованием электромобилей и велосипедов....

Спортивный досуг для детей старших групп по ПДД Конспект спортивно-познавательной программы: «Азбука дорожных наук».

Задачи:Образовательная область «Здоровье» - развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценки...

Рабочая программа кружка «ВЕСЁЛАЯ НАУКА» по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» (Формирование элементарных математических представлений) для детей от 3 до 4 лет на 2020 – 2021 учебный год

  Рабочая программа курса кружка «Весёлая наука» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки»     Содер...