ПРОГРАММА «Школа светофорных наук» МБДОУ д/с «Медвежонок»
рабочая программа по окружающему миру по теме

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. 
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МБДОУ  особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Целью нашей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. 
В рамках реализации работы в этом направлении в ДОУ создана программа: «Школа сфетофорных наук».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pdd.docx116.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Школа светофорных наук»

МДОУ детский сад «Медвежонок» общеразвивающего вида

г. Когалым

2011 г.

«Только то, в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни». Ян Коменский

Пояснительная записка

За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России удвоился и продолжает расти.

Автомобильный транспорт способен качественно изменить характер социального поведения человека, обеспечить высокий экономический рост и т.д. Однако автомобилизация страны имеет и свои отрицательные стороны, порождая множество проблем. Среди них – жертвы на дорогах.

По сравнению с другими странами Россия имеет недопустимо высокие показатели, характеризующие уровень опасности дорожного движения. Число погибших на 100 пострадавших составляет 14%. Это показатель в несколько раз выше, чем в США, Германии, и почти в 10 раз выше, чем в странах с социально ориентированной экономикой, таких как Швеция, Финляндия. Россия занимает второе место по числу погибших в ДТП, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

Анализ статистических данных сотрудниками ГИБДД позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

  1. незнание дошкольниками элементарных правил;
  2. стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  3. безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах;
  4. переход улицы в неположенном месте;
  5. неподчинение сигналам светофора;
  6. игра на проезжей части;
  7. ходьба по проезжей части по направлению движения транспорта;
  8. неожиданный выход на проезжую часть.

У детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять  здесь веселую игру.

Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой повеления, а их соблюдение — потребностью человека.

Самая важная роль в этом непрерывном процессе принадлежит общеобразовательным учреждениям. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил - задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми.

Важность  дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы  именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Эту задачу мы считаем  жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения. Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «Школа светофорных наук» по Правилам дорожного движения.

Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.

Содержание программы соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, действующим Правилам дорожного движения регионального характера, учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет. 

Срок реализации программы: 2008 – 201огод.

Назначение программы – формирование у детей через понимание необходимости соблюдения определённых правил поведения, через появление в сознании  ориентиров «безопасность – опасность», через усвоение определённых знаний, через формирование психологии взаимоотношений и избегание опасности в них.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи программы:

  1.  Обучать детей безопасному поведению в дорожно-транспортной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их  схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

  3.  Формировать и развивать у детей  целостное восприятие окружающей среды.

  4.  Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

  5.  Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Гипотеза. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма будет эффективной при реализации следующих организационно-педагогических условий:

• наличии обоснованной модели участника дорожного движения, построенной на комплексе выполняемых детьми в условиях дорожного движения социальных ролей пешехода, пассажира, водителя велосипеда, автомобиля;

• учете воспитательного потенциала образовательной среды, системообразующим элементом которого выступает дидактико-методический комплекс (учебные планы и программы обучения детей ПДД, методические пособия для преподавателей школ и воспитателей ДОУ, плакаты, учебные материалы для детей).

Принципы построения программы:

  1. непрерывности обучения;
  2. системность проводимых мероприятий;
  3. индивидуальный и дифференцированный подход, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  4. последовательное усложнение предлагаемого материала  «От простого к сложному»;
  5. взаимодействия: дети – дорожная среда;
  6. доступность материала;
  7. строгая дозировка объема сообщаемых знаний;
  8. поощрение любых достижений ребенка;
  9. опора на наглядность;
  10. активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного

движения.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

  1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»;
  2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от  10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ;
  3. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  6. Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 2006 г. № 1042 «О дополнительных мерах по безопасности дорожного движения»
  7. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 100
  8. Приказ Минобразования России от № 448-1996 г.
  9. Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении

федерального базисного учебного плана и примерных     учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  1. Устав образовательного муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Медвежонок» общеразвивающего вида.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 01.07.1995 за №677.
  4. Письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» от 14.03.2000 за №65.23-16

Место события: МДОУ детский сад «Медвежонок» общеразвивающего вида.

Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели и педагоги ДОУ, сотрудники ГИБДД.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение общего уровня культуры дорожной безопасности, всех субъектов образовательного процесса.
  2. Формирование у детей, а также их родителей стереотипов законопослушного поведения.
  3. Установление прочной связи с ГИБДД
  4. Повышение уровня усвоения дорожной грамоты воспитанниками.
  5. Создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей.
  6. Расширение представлений детей об окружающей среде и правилах дорожного движения
  7. Снижению детского дорожного травматизма
  8. Укрепление материально-технической базы учреждения.

Схема многоуровневой подготовки участников образовательного процесса по профилактике детского дорожного травматизма

Система   воспитания   ПДД   в   детском  саду

Учебно-воспитательный процесс состоит из трех видов деятельности:

  1. обучающие занятия;
  2. самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);
  3. практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации).

        Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого составлен тематический план работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения по каждой возрастной группе, начиная со второй младшей группы.

Решение этих задач осуществляется через все виды деятельности:

-  специальные организационные занятия познавательного цикла,

- встречи – беседы с сотрудниками ГИБДД,

- наблюдение за движением транспорта,

- экскурсии,

- рассматривание  иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц,

- продуктивную деятельность: изготовление атрибутов для игр,  конкурсы рисунков,

- чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок,

- развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы,

- оформлении уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д..

- привлечение внимания родителей к необходимости принимать активное участие в обучении детей дошкольного возраста правилам безопасного и культурного поведения на дорогах

Реализуя право ребёнка на безопасность и здоровье коллективом МДОУ детского сада, была разработана программа «Уроки мудрого Светофора».

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительно-проектировочный (аналитический)
  2. Практический (реализация намеченных планов)
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем).

Содержание программы реализуется  по плану

 Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Транспорт

4

2

5

Улица, дорога и ее части

2

5

3

Светофор

3

2

2

Дорожные знаки

1

4

7

Правила, культура поведения

3

6

5

Количество

13

19

22

Длительность

15мин.

20 мин.

25 мин – 30 мин.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улице планируется систематически с учётом всех направлений проекта государственного образовательного стандарта с активным включением всех участников воспитательно-образовательного процесса детского сада (педагогов, родителей, детей). Она охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные знания ребёнок применял в продуктивной деятельности и затем реализовывал в играх, на прогулках и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах определятся содержанием занятий по изучению правил дорожного движения с той или иной возрастной категорией детей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке имеются:

  1. Набор транспортных средств
  2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
  3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
  5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, добавляются:

  1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
  2. Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть
  3. Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.

В уголке безопасности дорожного движения:

  1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
  2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
  3. На макете улицы наносится пешеходный переход.

В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки».

В уголке безопасности дорожного движения:

  1. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке (макет со съёмными предметами, тогда дети сами могут моделировать улицу).
  2. Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
  3. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.

Содержание уголка более усложняется:

  1. Картотека «опасных ситуаций»

Во всех группах хорошо имеется фланелеграф – для моделирования ситуаций

Содержание  работы по этапам

Содержание деятельности

Сроки

Ответствен-

ные

Результат

1-й – Подготовительно-проектировочный

Изучение нормативно-правовой базы

Подбор диагностических методик для выявления уровня усвоения детьми правил дорожного движения

Диагностика знаний у детей дорожной «Азбуки»

Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ района по данной проблеме)

«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Сентябрь – октябрь 2008г.

Руководитель программы

Создание нормативно-правовой и методической базы, для реализации программы

Укрепление материаль-техничесокй базы:

- приобретение пособий, новых игр;

- изготовление и оформление своими руками дорожек, светофоров, разметки для группы и участка.

в ходе реализации программы

Воспитатели всех групп, администрация ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители

Укрепление материально-технической базы

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании.

-//-

Воспитатели

Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД

Составление примерного перспективного планирования работы с детьми

-//-

Воспитатели

Систематизация знаний детей, закрепление с детьми правил дорожного движения

Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.

В ходе реализации программы

Воспитатели

Закрепление с детьми правил дорожного движения через художественное слово

Изготовление с детьми  атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Милиция», «Механики», «Водители и пешеходы»

-//-

-//-

Пополнение предметно-развивающей среды, закрепление с детьми  ПДД

Выпуск листовки «Правила езды на велосипеде»

Октябрь2009г.

Руководитель программы

Информированность родителей

Родительское собрание «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»:

- выступление инспектора ГИБДД;

- решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах;

- дискуссия между  родителями, педагогами и инспектором ГИБДД,

В начале каждого учебного года

Администрация ДОУ, воспитатели групп

Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения

Анализ деятельности по данной проблеме,  мы начали с выявления уровня знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, которые проводились в виде беседы, наблюдений, игр – занятий. Разработав инструментарий для отслеживания эффективности работы, мы увидели результаты. 

 Они позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению. Проанализировав работу по теме «Ребёнок и дорога»,  мы увидели, что у основного контингента детей, которые  мало считаются с опасностями на дороге - это дети 3, 4 лет, не сформированы простейшие навыки безопасности поведения на улице,  они не умеют  ещё в должной степени управлять своим поведением. А избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего  воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста.

Выявления уровня знаний детьми правил дорожного движения

Содержание деятельности

Сроки

Ответствен-

ные

Результат

2-й – практический  2009- 2010гг.

Требования к уровню подготовки детей младшего возраста

Задачи:

  1. Познакомить со светофором.
  2. Формировать представления об улице, ее основных частях, правильно вести себя на улице, дороге тротуаре.
  3. Учить различать виды наземного транспорта.

В младшем возрасте обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Знакомить детей с понятиями «улица», «дорога», «тротуар», «светофор», значение его сигналов. На прогулках наблюдать за движением транспорта, пешеходов, учиться различать автомобили. Для закрепления полученных  знаний и представлений на занятиях рассматривать иллюстрации в книгах, на плакатах, объяснять опасность красного сигнала светофора и значение жёлтого и зелёного сигналов. Знакомить детей с понятиями «высоко-низко», «большой-маленький», «близко-далеко».

Перспективный план ПДД для детей младшего возраста

Месяц

Содержание мероприятия

Формы работы

Ответственные

сентябрь

«Я шагаю в детский сад»

Цель: формировать представление о безопасном пути от дома к детскому саду;

Беседа

Воспитатели

«Наш помощник - светофор»

Цель: дать представление о светофоре

Дидактическая игра

Воспитатели

октябрь

«На автобусе по городу»

Цель: расширять представления детей о различных видах транспорта и правилах дорожного движения.

Занятие

Воспитатели

«По асфальту шуршат шины, едут разные машины»

Цель: знакомить с назначением различных машин, учить выделять их цвет и размер.

Рассматривание картин

Воспитатели

ноябрь

«Веселые путешественники»

Цель: формировать представление детей о городе, городском транспорте.

Беседа

Воспитатели

«Я примерный пешеход»

Цель: формировать знания о правилах поведения пешеходов на улице.

Занятие

Воспитатели

декабрь

«Машины на нашей улице»

Цель: познакомить с особенностями передвижения машин по дороге.

Наблюдение

Воспитатели

«Виды транспорта»

Цель: расширять представления детей о различных видах транспорта и особенностях их передвижения.

Дидактическая игра

Воспитатели

январь

«Знакомство с улицей города»

Цель: формировать понятия «тротуар» и «проезжая часть»

Занятие

Воспитатели

«Светофор - Светофорыч»

Цель: закреплять представление о назначении и работе светофора.

Кукольный спектакль

Воспитатели

февраль

«Вот отличный переход по нему идет народ»

Цель: формировать знания детей о назначении дорожных знаков «пешеходный переход», «осторожно дети».

Занятие

Воспитатели

«Если с другом вышел в путь»

Цель: совершенствовать умение использовать  в речи слова «водитель», «пассажир», «пешеход».

Рассматривание картин

Воспитатели

март

«Замечательный шофер»

Цель: расширять знания о труде водителя, показать его общественную значимость.

Беседа

Воспитатели

«Разноцветные огоньки»

Цель: расширять представления детей о светофоре, его значении.

Аппликация

Воспитатели

апрель

«Как себя надо вести в транспорте»

Цель: расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте.

Занятие

Воспитатели

«Мы едем, едем, едем в далекие края»

Цель: формировать представление детей о том, что на проезжей части улицы играть нельзя.

Занятие

Воспитатели

май

«Улица города»

Цель: формировать элементарные навыки поведения на улице.

Целевая прогулка

Воспитатели

«Как машины нам помогают»

Цель: дать представление о грузовом и легковом транспорте, его функциональном назначении.

Беседа

Воспитатели

Требования к уровню подготовки детей среднего возраста

Задачи:

  1.   Уточнить знания о назначении светофора.
  2. Расширить представления об улице, дороге, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения.
  3. Познакомить с классификацией транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте.
  4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

В среднем возрасте расширять знания о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формировать необходимые умения и навыки. На прогулках проверять знания детей об улице, понимание ими слов «тротуар», «проезжая часть дороги», «светофор»; обращать внимание на дорожные знаки, дорожную разметку, объяснять их значение; рассказывать об особенностях движения автомобилей, автобусов. Знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи».

На занятиях беседовать с детьми, выяснять, что они видели на дорогах, как понимают отдельные понятия по дорожной лексике, организовывать игры в соответствии с методическими разработками на основе дидактических принципов и закономерностей восприятия материала по дорожной тематике.

 

Перспективный план ПДД для детей среднего возраста

Месяц

Содержание мероприятия

Формы работы

Ответственные

сентябрь

«Безопасность на дороге»

Цель: развивать знания детей о названиях улиц и представления о правилах поведения на улице.

Занятие

Воспитатели

«Наша улица»

Цель: формировать представление о безопасности движения развивать умение правильно называть части дороги: «тротуар», «проезжая часть».

Целевая прогулка

Воспитатели

октябрь

«Островок безопасности»

Цель: расширять и закреплять представления у детей о понятии «улица», формировать понятие «островок безопасности»;

Занятие

Воспитатели

«Нужно правила движения выполнять без возражения»

Цель: развивать умение и желание у детей  соблюдать правила поведения на дороге (не играть вблизи дорог и на проезжей части).

Развлечение

Воспитатели

ноябрь

«Ты светофор, хороший друг шоферам и прохожим»

Цель: развивать умение наблюдать за транспортом, пешеходами.

Экскурсия

Воспитатели

«Наша безопасность»

Цель: расширять знания детей о названиях улиц родного города, представления о правилах поведения на улице, уточнять назначение «островка безопасности».

Занятие

Воспитатели

декабрь

«Тротуар и проезжая часть дороги»

Цель: учить детей различать и правильно называть части дороги.

Целевая прогулка

Воспитатели

«Путешествие по станциям: «Дорога», «Знаки», «Светофор».

Цель: расширять знания детей о частях дороги, о светофоре и дорожных знаках; развивать умение выполнять разные задания, игровые ситуации.

Развлечение

Воспитатели

январь

«Правила поведения на дороге»

Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Занятие

Воспитатели

«Будь осторожен на дороге»

Цель: развивать умение действовать по правилам дорожного движения.

КВН

Воспитатели

февраль

«Улицы микрорайона»

Цель: учить применять знание ПДД в условиях города.

Целевая прогулка

Воспитатели

«Ребенок и дорога»

Цель: закреплять знания детей  о правилах дорожного движения.

Развлечение

Воспитатели

март

«Транспорт на дороге»

Цель: учить детей называть виды транспорта

Наблюдение

Воспитатели

«Правила на всю жизнь»

Цель: совершенствовать умение детей рассказывать о правилах дорожного движения.

Занятие

Воспитатели

апрель

«От шалости до беды – один шаг»

Цель: дать эмоциональный настрой и закреплять знания детей о транспорте, ПДД;

литературная викторина

Воспитатели

«Умею ли я вести себя на дороге?»

Цель: расширять знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах; развивать понятие «тротуар», «проезжая часть», «светофор».

Экскурсия

Воспитатели

май

«Улицы нашего города»

Цель: развивать знания детей о том, как нужно переходить улицу.

Целевая прогулка

Воспитатели

«По дороге я пойду, сам себе я помогу»

Цель: расширять знания детей о правилах перехода проезжей части дороги.

Занятие

Воспитатели

Требования к уровню подготовки детей старшего возраста

Задачи:

  1. Познакомить детей с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными).
  2. Продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения.
  1. Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.
  2. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

В старшем возрасте вводятся понятия «водитель», «пешеход», «пассажир»; в упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги, закрепляются навыки безопасного поведения; в играх проверяются знания дошкольников; формируются умения применять эти знания; отрабатываются навыки по выполнению правильных действий в дорожной среде и понимание пространственной терминологии (левая – правая сторона, впереди – сзади, рядом, далеко – близко, навстречу, напротив, движение прямо и другие). В процессе игры обогащать опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. Обращая внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах. Учить детей предвидеть скрытую опасность и согласовывать свои действия с определёнными правилами, различать светофоры по форме (для водителей транспорта и для пешеходов), по сигналам (красный, жёлтый, зелёный), их значению, действию (мигающий, немигающий). Обращать внимание детей на пешеходные переходы («зебра», подземный переход, надземный переход), дорожные знаки, виды транспорта (его размеры, скорость, направление движения и т.д.). Учить детей предвидеть скрытую опасность и согласовывать свои действия с определёнными правилами, различать светофоры по назначению (для водителей транспорта и для пешеходов), по сигналам (красный, жёлтый, зелёный), их значению, действию (мигающий, немигающий). Следует обращать внимание на пешеходные переходы («зебра», подземный, надземный), дорожные знаки, виды транспорта (его размеры, скорость, направление движения и т.д). Учить детей определять расстояние до приближающегося транспорта с помощью развития глазомера (далеко – близко, дальше – ближе), скорости (быстрее – медленнее), размеров (больше – меньше) и т.д.

Перспективный план ПДД для детей старшего возраста

Месяц

Содержание мероприятия

Формы работы

Ответственные

сентябрь

«Прогулка по городу»

Цель: уточнять и расширять знания детей о транспорте. Развивать умение находить признаки сходства и различия видов транспорта, называть их.

Экскурсия

Воспитатели, родители.

«Улица полна неожиданностей»

Цель: расширять представления о правилах поведения во дворе, на улице. Учить видеть все то, что представляет опасность для жизни и здоровья.

Занятие

Воспитатели

А.Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

Цель: на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице, умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Чтение книги

Воспитатели

Октябрь

«Наблюдение за движением транспорта и работой водителя»

Цель: закреплять знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения.

Экскурсия к дороге

Воспитатели

«Когда мы пассажиры»

Цель: познакомить детей с понятиями «пешеход», «пассажир»; продолжать знакомить с правилами поведения в общественном транспорте.

Занятие

Воспитатели

«Пешеход, переход, автобусная остановка»

Цель: формировать навыки соблюдения правил дорожного движения.

Целевая прогулка

Воспитатели

Ноябрь

«Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились»

Цель: познакомить детей с историей ПДД. Объяснить, почему необходимо их выполнять.

Занятие

Воспитатели

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»

Цель: учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице, и стараться ее избегать. развивать глазомер детей

Занятие

Воспитатели

«Участники дорожного движения»

Цель: сформировать у детей  понятие о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила.

Развлечение

Воспитатели, родители

Декабрь

«На перекрестке»

Цель: познакомить детей с понятием «перекресток»

Экскурсия

Воспитатели

«Опасный перекресток»

Цель: расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке; дать представление о регулируемом перекрестке и о работе регулировщика;

Занятие

Воспитатели

«О чем говорят дорожные знаки»

Цель: познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, предписывающими, знаками сервиса.

Занятие

Воспитатели

Январь

«Правила пешехода»

Цель: расширять знания детей о правилах пешеходов на дороге (проезжей части) и на тротуаре;

Занятие

Воспитатели

«Как переходить дорогу»

Цель: познакомить детей с особенностями передвижения транспорта и пешеходов в зимний период, с опасностями зимней дороги для пешеходов.

Беседа

Воспитатели

«Знаки на дорогах»

Цель: расширять знания детей о сигналах светофора, о работе сотрудников ГИБДД.

Сюжетно-ролевая игра

Воспитатели

Февраль

«Моя дорожная грамота»

Цель: Расширять знания детей о назначении предупреждающих, информационно – указательных и запрещающих знаках: «Пешеходный переход», «Дети», «Ж/д переезд» «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Место стоянки».

Занятие

Воспитатели

«Знаки сервиса»

Цель: совершенствовать знания «дорожной грамоты»; дать представления о знаках сервиса: «Телефон», «АЗС», «Пункт техобслуживания», «Пункт питания», «Пункт мед.помощи».

Занятие

Воспитатели

«Мама, папа и я – лучшие пешеходы»

Цель: активизировать родителей к сотрудничеству с детским садом по ПДД , доставить радость и хорошее настроение от участия в празднике.

Развлечение

Воспитатели, родители

Март

«Игры во дворе.  Катание на велосипеде, самокате в черте города»

Цель: расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять  правила безопасности велосипедиста.

Занятие

Воспитатели

«Пешеходные переходы»

Цель: совершенствовать знания детей о разных видах  пешеходных переходов (подземный, надземный и наземный – «зебра»)

Просмотр видеофильма

Воспитатели

«Путешествие на автобусе»

Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в транспорте;

Сюжетно-ролевая игра

Воспитатели

 

Работа с педагогами:

Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако, чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Большое внимание уделяется совершенствованию профессионального мастерства педагогов, этому способствует методическое сопровождение по данной проблеме:  тематические консультации, тренинги,  практические игры-тренинги, совместная организация праздников, викторин, обмен опытом, инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, тематические семинары, семинары-практикумы, конференции, изучение методического инструментария, организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов; показ открытых занятий, тематический контроль.

Месяц

Содержание работы

Форма работы

Ответственный

Сентябрь

«Азбука дорожного движения»

Цель: повышение качества самообразования педагогов по вопросу воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

выставка литературы.

Старший воспитатель

Октябрь

 «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге»

Цель: совершенствовать педагогическое умение прививать детям устойчивые навыки безопасного поведения.

Семинар – практикум

Старший воспитатель,

Заведующий

Ноябрь

«Красный, желтый, зеленый»

Цель: просвещение  и агитация педагогов по вопросам ПДД.

Оформление уголка БДД

Старший воспитатель

декабрь

«Примерный пешеход»

Цель: повышение качества образования на занятиях по ПДД.

Открытый просмотр занятия

Старший воспитатель,

Воспитатели

Муз. руководитель

январь

«Взаимодействие с родителями по обучению детей правилам дорожного движения»

Цель: совершенствовать работу с родителями в обучении детей ПДД.

консультация

Старший воспитатель

февраль

«Дорожная азбука»

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами

КВН

Старший воспитатель, воспитатели

март

«Использование игр в обучении детей ПДД»

Цель: повышение качества образования по ПДД через игровую деятельность

Консультация

Старший воспитатель

апрель

«Что я знаю о ПДД»

Цель: выявление уровня компетентности педагогов в правилах дорожного движения.

Самоанализ педагогов

Педагоги ДОУ

Работа с родителями:

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Настораживает то, что не все родители считают, что возникновение опасных ситуаций на дорогах лучше предотвратить, чем исправить.  Так, при проведении анкетирования   родителей  на вопросы  «ведёте ли вы беседу с ребёнком о важности сохранения его здоровья», «знакомите ли вы своего ребёнка с опасными для здоровья ситуациями,  источниками и мерами их предотвращения» ответили не утвердительно. Это обстоятельство нацелило нас на дополнительную работу с родителями.

Сотрудничество ДОУ с семьёй – это взаимодействие педагогов и родителей, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.

        Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей. Формы работы с родителями: индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации), встречи с сотрудниками ГИБДД, врачами травматологами; просмотр открытых занятий, инсценировок по теме; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков; участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах; общие и групповые собрания; анкетирование, диспуты; тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры), оформление стендов в родительском уголке

Месяц

Содержание работы

Формы работы

Ответственные исполнители

октябрь

 «О значении обучения детей ПДД»

(с приглашением представителя ГИБДД)

Цель: ознакомление родителей с работой ДОУ по ПДД,  агитация родителей в соблюдении ПДД.

Общее родительское собрание

Заведующий, старший воспитатель, сотрудники ГИБДД.

ноябрь

 «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода»

Цель: просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

Оформление папки – передвижки

Старший воспитатель,

воспитатели

декабрь

«О поведении в общественном транспорте»

Цель: педагогическое  просвещение родителей по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

Консультация

Воспитатели

январь

 «Воспитываем культурного пешехода»

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и поведения.

Презентация видеофильма  и слайд – шоу

Заведующий, старший воспитатель, сотрудники ГИБДД.

февраль

Развлечение с участием родителей «Мама, папа я – лучшие пешеходы»

 Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений.

Воспитатели, инструктор ФИЗО, инспектор ГИБДД

март

 «Я и мой ребенок - пешеходы»

(с участием сотрудников ГИБДД)

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах ПДД.

Родительский всеобуч  

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели, сотрудники ГИБДД.

апрель

«Грамотный пешеход и опытный водитель»

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах ПДД.

Анкетирование родителей

Старший воспитатель,

воспитатели

май

 «Дорога, ребенок, безопасность»

Цель: педагогическое просвещение родителей по ПДД, мотивация к улучшению детско-родительских отношений.

Выставка поделок из нетрадиционных материалов

Инструктор  ИЗО, сотрудники ГИБДД

2-й – заключительный  2010г.

Выявления уровня усвоения детьми правил дорожного движения

   

Выводы:

Обучение правилам дорожного движения дало желаемый результат,  так как организация такой работы была не  одноразовой акцией, а проводилась регулярно, планово, систематически. Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получали знания в игровой форме, охотно включаясь в ролевые игры, научились моделированию «дорожных» ситуаций,  решению логических задач и поиску верного решения.

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Дети подготовились к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научились адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, овладели элементарными навыками поведения в разных ситуациях.

Реализация программы способствовала существенной оптимизации выполняемых различными социальными институтами функциональных обязанностей и координации деятельности их структурных компонентов по профилактике ДДТТ, снижению числа дорожно-транспортных происшествий по вине детей. Встречи с работниками ГИБДД способствовали повышению уровня знаний, умений и навыков у детей, их родителей, педагогов в вопросах основ безопасности поведения на улице.

Наши выпускники демонстрируют хорошие знания дорожных знаков, разных видов транспорта. Об этом свидетельствуют результаты проводимого мониторинга. Большинство выпускников имеют высокий уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности.

Одним из показателей совместной и комплексной работы с  воспитанниками стало активное участие в конкурсе «Зелёный огонёк», где наша команда дважды занимала 1 место.

Практика проведения систематических занятий с педагогами по данной проблеме показала их высокую эффективность. На них не только обсуждались теоретические вопросы, но и выполнялись практические задания, воспитатели получали рекомендации и материалы для работы с детьми и родителями.

Регулярные семинары-практикумы для педагогов с разработкой конспектов и методических материалов по обучению детей дорожной грамоте способствовали созданию методических рекомендаций.

В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобрана и систематизирована литература для дошкольников, педагогов и родителей. В группах оформлены тематические уголки,  настольные макеты городских улиц и дорог, изготовлены атрибуты и пособия для проведения занятий, планшеты, схемы, дидактические игры, костюмы и атрибуты, оформлены стенды, уголки безопасности дорожного движения.

Формы сотрудничества семьи и ДОУ наполнились новым содержанием: родители стали полноправными участниками педагогического процесса, они введены внутрь этого процесса. Это позволило успешно решить поставленные задачи.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволили научить детей предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Поставленные цели были достигнуты благодаря постоянной поддержке и активного участия родителей в педагогическом процессе. Совместная деятельность сблизила родителей и детей научила взаимопониманию, доверию, сделала их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выиграли все.

Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.

Анкетный опрос родителей показал.

Об эффективности данной программы можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, сотрудников ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Необходимость работы по данному направлению

Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников нашего ДОУ и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны и продолжаем искать дальнейшие пути совершенствования работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа светофорных наук.

Данное мероприятие входит в систему мероприятий по ПДД и является логическим продолжением предыдущей работы во всех классах 5-8 классах....

"Школа светофорных наук или Новые приключения Буратино" Сценарий театрализованного представления по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ

Я предлагаю Вашему вниманию сценарий театрализованного действия по изучению основных правил дорожного движения. Дети через персонажей сказки "Приключения Буратино" закрепляют знания правил перехода че...

Сценарий кукольного представления по ПДД «Школа светофорных наук»

Сценарий кукольного представления по правилам дорожного движения...

Школа светофорных наук

Данный конспект праздника или занятия, дает детям знани о правилах дорожного движения....

"Школа светофорных наук"

Презентация "Школа светофорных наук" используется для ознакомления старших дошкольников с правилами дорожного движения, дорожными знаками, формирует у дошкольников навыки правильного поведения на доро...

Программа дополнительного образования "Школа светофорных наук!"

Из опыта работ. Программа дополнительного образования "Школа светофорных наук!"...