«Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»
консультация

Мальцева Марианна Сергеевна

  Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._rol_integrirovannyh_zanyatiy.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Роль интегрированных занятий

в развитии дошкольников»

Подготовила

 педагог-организатор

 Мальцева Марианна Сергеевна

г. Покачи

    В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры.

 Георгий Александрович Струве в своей статье "Духовность - это бескорыстие" рассматривает культуру как способ жизнетворчества народа, он подчёркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстранённо, как это сегодня происходит на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки в школе. Освоение молодыми поколениями нашей национальной культуры должно соответствовать самой её природе: это должна быть деятельно-созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в неё. Только тогда её традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека-творца.

Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность - нелёгкая для педагога задача. Для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
    Ребёнок па занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.

  Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности.
    Такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

 Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка. Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
    Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.

Итерированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Тема природы включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Например, "Серебряные росы", "Восходы и закаты", "Люблю грозу в начале мая", "Радуга", "Зимние узоры" и др. Могут быть выбраны отдельные темы, посвящённые растительному или животному миру. Например, "Погляди, подсолнушки!", "На грядке вырос удалец...", "Лён кудрявый, зеленой", "Возле изгороди тыква", "Петушок", "Лебеди" и т. п. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер: "Москва златоглавая", "Москва гостеприимная", "Книга о Красной площади", "Моя малая родина Калтан" (о месте проживания), "Художник-сказочник" (о творчестве В. Васнецова), "Болдинская осень" (о творчестве А. С. Пушкина), "Музыкальная гостиная" (о творчестве П. И. Чайковского) и т. п. В основе интегрированных занятий - не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: "Метр и ритм - сердце музыки", "Мелодия - душа музыки", "Музыка и настроение", "Громко - тихо", "Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке" и др.
    Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.

Интегрированные занятия - действенное средство духовного развития ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.

Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведе...

Роль конструирования в развитии дошкольников.

Всем педагогам давно известно, какую важную роль играет конструирование в развитие дошкольников. Как заметил З. В. Лиштван, в процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими н...

консультация РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА

консультация для педагогов при проведении педсовета или педчаса на тему «Роль игры в развитии дошкольника»...

"Роль игры в развитии дошкольника"

quot;Роль игры в развитии дошкольника"...

Роль загадок в развитии дошкольника

В статье описывается значение загадок для развития дошкольников....

"Роль экспериментирования в развитии дошкольников "

                           "Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и о...