Конспект непосредственно образовательной деятельности в мини-музее на тему: "В гости к самовару"
план-конспект занятия на тему

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_samovaru.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Центр развития детский сад №3 «Светлячок»  г. о. Троицк  г. Москва

Конспект НОД   в мини-музее на тему:

«В гости к самовару»

 Составила и провела: воспитатель Жукова Т.Н.

Задачи.

  • Дать детям представление о чаепитии.
  • Познакомить детей с медным самоваром (у него есть сосуд для воды: жаровня- отверстие для закладывания шишек, щепок;  труба для дыма).
  • Упражнять в произношении звуков «Ш», «Х, «С», «Ы»,  поговорок, загадок.
  • Активизировать словарь детей: кочерга, ухват, печь, люлька, колыбелька.
  • Обогащать словарь: жаровня, сосуд, медный самовар.
  • Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Методические приемы.

  • Сюрпризный момент: самовар на столе перед « избой».
  • Вопросы.
  • Загадки и пословицы.
  •  Артикуляционная гимнастика.
  • Индивидуальная работа.
  • Дидактическая игра « Было у бабушки 10 внучат».
  • Чаепитие.

Предварительная работа.

  • Экскурсия в мини-музей « Русская изба».
  • Рассказ воспитателя об электрическом самоваре и внесение его в группу.
  • Чтение стихотворения « Иван  Иваныч  самовар»  Д. Хармса.
  • Разучивание пословиц, песенок, загадок, отрывка из стихотворения « Иван Иваныч самовар» Д.Хармса.
  • Рассматривание иллюстраций с разными самоварами. Чаепитие у электрического самовара.
  • Рассматривание иллюстраций с разными самоварами.

Материалы и оборудование.

  • Медный самовар.
  • Шишки, щепки.

Ход  НООД.

Перед дверью в избу, в коридоре на столе стоит самовар с самовар с чашками.

-   Ребята, а почему  вдруг самовар стоит здесь в коридоре? Что бы это значило?                                                                                                                            А вы знаете, давным-давно на Руси, так называлась наша страна,  был обычай – если хозяин выставляет самовар во двор, значит, он ждет гостей к себе. Мы можем с вами тоже сходить в нашу « избу», хотите» Нас приглашает  самовар.

Воспитатель берет за ручки самовар.

-  Ух, самовар, самовар Иван Иваныч! ( Заносит его в избу и ставит на стол.)

«Иван Иваныч самовар,

Был пузатый самовар,

Трехведерный самовар,

В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъяренный кипяток….»        

-  Посмотрите в избе уже много гостей. И мы с вами не опоздали.                      - Здравствуйте, гости дорогие!

Воспитатель вместе с детьми здороваются с гостями, предлагает рассаживаться поудобней .

 -Ребятки, вы обратили внимание, самовар-то необычный, не похож на наш электрический, который в группе стоит. Чем же он отличается?

(Ответы детей: есть труба, крышка, самовар большой.)

-  Этот самовар - сосуд или прибор, куда наливают воду. Через весь самовар проходит труба, которая начинается снизу и называется жаровня. В трубу закладываются щепки или сосновые шишки, а затем опускают  подожженную щепку. И через отверстия в жаровне раздувают самовар: «фу-фу - фу…» . Давайте все вместе поупражняемся: «фу- фу- фу…» .

-Вода в самоваре постепенно нагревается. Сейчас мы с вами попробуем изобразить упражнение, которое вам уже знакомо.

Самовар пыхтит: Пых-пых-пых…» , (медленно)                                     Самовар кипит: « Тых-тых-тых…», (быстрее)                                        Пошумит, остепенится: «Пш-пш-пш…,(медленно)                          Пригласит чайку напиться: «С-с-с, с-с-с…».

Упражнение дети повторяют два раза.

- Ребятки, а вот здесь сверху есть сеточка, куда можно ставить заварочный чайник. Что такое заварочный чайник?

(Ответы детей:- это чайник, в котором заваривают чай.)

- Правильно, это чайник, в котором заваривают чай. Сейчас мы всех угостим чаем. Сейчас мы всех угостим чаем.

Сначала наливаю заварку в чашки и предлагаю понюхать аромат.

-Какой запах у чая?

Ответы детей: приятный, ароматный, свежий, нежный, мятный, вкусный, необычный, травяной.

- Самовар всех угостит чаем. Теперь нальем кипяток. Самовар всех угостит чаем. Теперь нальем кипяток.

Воспитатель читает слова из стихотворения « Иван  Иваныч самовар» и наливает в чашки чай.

-« В нем качался кипяток,

Пыхал паром кипяток,

Разъяренный кипяток,

Лился в чашку через кран,

Через дырку прямо в кран,

Прямо в чашку через кран».

- Пока чай остывает, мы с вами вспомним пословицы и загадки о самоваре.

 Чай пить - не дрова рубить.

Чай пьешь – до ста лет доживешь.

За чаем – не скучаем.

Самовар кипит – уходить не велит.

Выпей чайку – забудешь тоску.

Из горячего колодца,                                                                            Через нос водица льется. (Самовар)

В небо дыра, в землю дыра,                                                                           А в середине огонь да вода. (Самовар)

Он пыхтит как паровоз,                                                                  Важно к верху держит нос.                                                                 Пошумит, остепенится,                                                                             Пригласит чайку напиться. (Самовар)

- Молодцы, много пословиц и загадок знаете. Вы меня порадовали.

-А может, наши гости тоже хотят  что-нибудь сказать о самоваре.

Выступление гостей.

-Хлебом солью всех встречаем,                                                                       Самовар на стол несем,                                                                                          Мы за чаем не скучаем,                                                                               Говорим о том, о сем.

- По русскому обычаю вокруг самовара собирались и взрослые и дети. Дети всегда внимательно слушали взрослых, не перебивали, в разговор не вмешивались. После чая можно и поиграть.                                                          - Выходите из-за стола, будем играть в игру « Было у бабушки десять внучат».

- У бабушки десять внучат:                                                                                  Две Акульки – в пеленках валяются (открывают мизинцы),                                            Две Аленки- на пеленках валяются (открывают безымянные пальчики),            Два Ивана на лавках сидят (указательные пальчики),                                             Два Степана учиться хотят (большие пальчики).                                                    Десять внуков, а бабушка одна!

Игра повторяется два раза. После игры воспитатель обращает внимание на младенца в люльке. Он проснулся и заплакал.

-Ребятки, наверно, мы его разбудили.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей успокоить « младенца», спеть колыбельную песенку и покачать его.

«- Баю-баюшки-баю,                                                                                                Баю деточку мою,                                                                                                  Приди, котик ночевать.                                                                                                                                        Мою деточку качать.                                                                                               Я тебе-то уж коту,                                                                                                                За работу заплачу:                                                                                                            Дам кусок пирога,                                                                                                         Да кувшин молока,                                                                                                        Ты уж ешь, не кроши,                                                                                               Больше, котик, не проси.

-Ребятки, мне было очень приятно посидеть рядом с самоваром, поговорить с вами, а вам?

Ответы детей…

-  Спасибо, самовар, за чай.

Дети благодарят.

-Самоварец, самоваришка. А еще как можно сказать?

Ответы детей: самоварчик, самоварище.

-А как вы думаете, почему его назвали самовар?

Ответы детей: сам варит чай.

Пришло время поблагодарить за чай и попрощаться с гостями.

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «В гостях у бабушки»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Социализация».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).

Образовательная область «Коммуникация».Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «В гости к курочке» (1 младшая группа).Интеграция образовательных областей: Комм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной речевой группе Тема "В гостях у Мухи-Цокотухи" Выпускное занятие

Конспект непосредственной образовательной деятельности  в подготовительной речевой  группеТема: « В гостях у Мухи-Цокотухи»Лексическая тема: Насекомые.Цель : Активизировать употребление прил...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в дошкольной разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.Материал интересен и полезен для воспитателей ДО....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема «В гостях у Водяного» (Познавательно - исследовательская деятельность.)

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе. Тема:" В гостях у Водяного"...