Информационно - творческий проект «Как хлеб на стол пришел»
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Беличенко Неля Анатольевна

Информационно- творческий проект в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_hleb_na_stol_prishel.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка детский сад №2» г. Валуйки Белгородской области.

Беличенко Неля Анатольевна

Информационно - творческий проект «Как хлеб на стол пришел»

Автор: Беличенко Неля Анатольевна
воспитатель
МДОУ  «ЦРР - д/с № 2

г.Валуйки, Белгородской области

Валуйки

 2015

Тип проекта: Информационный творческий, среднесрочный.

Срок реализации проекта: 2 месяца, январь - февраль.

Участники проекта:

Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности, педагоги, родители.

Проблема проекта: Что мы знаем о хлебе? Кто его выращивает?

Актуальность проекта:

Необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями.

Цель проекта:

Формирование реалистических знаний, доступных пониманию ребенка.

Развитие стремления узнать больше об основном продукте питания.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников в процессе поиска ответа на вопрос "Как хлеб на стол пришел?"

Задачи проекта:

Обучающие задачи: Формировать у детей представление о том, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Расширять знания о злаковых растениях (рожь, пшеница, овес) и продуктах, которые из них получают, о свойствах муки и теста.

Познакомить детей с трудом крестьян и орудиями землепашцев.

Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом.

Развивающие задачи: Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развивать выразительную литературную речь.

Воспитательные задачи: Воспитывать у дошкольников любовь к земле, уважение к хлебу и чувство признательности к людям, его производящим.

Базисный компонент: Проектная деятельность включает интеграцию образовательных областей: 

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

•сенсорное развитие;

•развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

 • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование),
  • развитие детского творчества.

Сотержание образовательная область «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования умения самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами,  осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Продукты проекта: самодельная книга "Путешествие зернышка", иллюстрированная рисунками воспитанников, брошюра "Древние орудия труда", дидактическая игра "Сельскохозяйственные машины", макет русской печки из поролона, слайдовая презентация «Откуда хлеб пришел»

Предварительная работа:

1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях;

2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта;

3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи.

Работа над проектом

Первый этап. Возникновение проблемы.

В ходе дидактической игры "Что где растет?", у детей возникли вопросы: "Что такое злаковые растения? Как из них получается хлеб?"

Так была сформулирована проблема проекта: "Что мы знаем о хлебе? Кто его выращивает?"

Сбор информационного материала: дети, совместно с педагогами и родителями собрали большое количество иллюстративного, художественного и информационного материала.

 По итогам этой работы была составлена брошюра "Древние орудия труда", рукотворная книга "Путешествие зернышка".

Второй этап проекта. Реализация основной части проекта

а) цикл бесед по экологическому воспитанию на темы: "Злаковые растения", "Как хлеб рождается", "Машины – помощники", "Как выращивали хлеб на Руси", "Хлеб наше богатство - его береги"

б) просмотр слайдовой презентации "Путешествие Колобка", "Народные традиции на Руси" (праздник первой борозды, сев зерна, праздник первого снопа, праздник урожая, встреча дорогих гостей хлебом-солью,

б) практические работы: "Сравнение колосьев ржи, пшеницы, овса", "Как муку из зерна делают" (работа с ручной мельницей), "Замешивание теста" (работа с мукой), выпекание хлеба в хлебопечке.

в) Дидактические игры: "Что где растет", "Хлебное поле", "Машины – помощники", "Узнай по вкусу", "От зернышка до булочки".

г) Чтение художественных произведений: белорусская народная сказка "Легкий хлеб", Константин Филатов "Притча о мельнике и добром крестьянине", Нина Самкова баллада "О хлебе", обсуждение и беседа по прочитанному; разучивание стихотворений Я.Аким "Пшеница", С.Погореловский "Вот он, хлебушко душистый",

д) Художественная деятельность: рисование цветными карандашами иллюстраций к самодельной книге "Путешествие зернышка", лепка из соленого теста "Натюрморта с самоваром"

е) Театрализованная деятельность: драматизация белорусской народной сказки "Колосок"

ж) Коммуникативная игра "Торт"

Третий этап: презентация проекта "Как хлеб на стол пришел".

Сценарий:

Игровой сюрпризный момент - в группу вносится корзинка, накрытая салфеткой, в ней находятся хлебобулочные изделия). Для того чтобы узнать, что находится в корзинке, необходимо отгадать загадку:

Ребенок 1:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

Педагог: Как хлеб к нам на стол попал?

- Может, он на дереве вырос?

- Может на грядке? (Варианты ответов детей.)

Ребенок 2:

Рос сперва на воле, в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и в тесто.

В магазине занял место.

Педагог: А какой бывает хлеб? Из каких колосьев его делают?

Ребенок 3:

Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый.

Ребенок 4:

В поле дружно колосится

Золотистая пшеница.

Черный хлебушек хорош,

Нам его подарит рожь.

Подвижная игра "Пшеница и хлебороб".

Цель: вызвать у детей положительные эмоции, развивать внимание, быстроту реакции. Упражнять в беге и приседании. Воспитывать выдержку.

Дидактическая игра "Хлебное поле".

Цель: закрепить умение различать и называть колосья злаковых растений, развивать умение соотносить реальные предметы с их изображением на картинках.

Поисковая игра "Кто поможет хлеборобам".

Цель: распознать машины – помощники, найти предметы, которые заменили сегодня старинные орудия труда землепашцев.

Коммуникативная игра "Строим печку".

Цель: развивать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Инсценировка белорусской народной сказки "Колосок".

Цель: формировать умение эмоционально передавать характер сказочных героев, развивать творческую инициативу.

Продуктивная деятельность "Изделиям из теста на столе всегда найдется место" (второй этап)

Цель: продолжить работу над вылепленными ранее фигурками из соленого теста. Воспитывать аккуратность при росписи гуашевыми красками. Формировать самостоятельность.

Презентация готовых изделий.

Цель: Умение демонстрировать продукты проектной деятельности. Побуждать к публичным выступлениям.

Ребенок 5:

Склонила тяжёлую голову рожь:

Спасибо вам, солнце

И ласковый дождь!

Спасибо Земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду.

Ребенок 6:

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе-

Нет вкусней на земле!

Будет плакать мой хлеб,

Каравай мой румяный,

Если я разленюсь,

Если лодырем стану.

Но ведь я не лентяй,

Я в работе проворный,

Улыбнись, каравай,

Улыбнись, хлеб мой черный!

Педагог:  

Хлеб нужен каждому человеку каждый день.

Есть пословица в народе:

"Хлеб – на стол, и стол расцвел". 

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект "Как хлеб на стол пришел"

Цель: Систематезировать знания детей об истории возникновения хлеба на столе....

Проект "Откуда хлеб на стол пришел"

Цель проекта: Расширить представления детей о зерне и его произрастании, хлебе и его изготовлении; воспитать бережное отношение к хлебу, к труженикам, которые прилагают немало усилий для того, чтобы х...

Проект "Откуда хлеб на стол пришел"

Данный проект был реализован с детьми в процессе изучения лексической темы "Хлеб. Хлебобулочные изделия"....

Информационно-творческий проект "Как хлеб пришел к нам на стол"

Информационн-творческий проект "Как хлеб пришел к нам на стол" разработан для детей подготовительной к школе группы. Тема земледелия представлена обширно в моей работе с детьми и этот проект...

Познавательно – исследовательский, творческий, краткосрочный проект «Откуда хлеб на стол пришел?»

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хл...

Информационно-творческий проект "Как хлеб на стол пришел" в подготовительной группе

Информационно-творческий проект"Как хлеб на стол пришел"...