Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи
статья по теме

В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу –

 школу воспитания добрых чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание  доброты  у детей дошкольного возраста в условиях семьи.

Добрые чувства должны уходить

 своими корнями в детство...

 Если добрые чувства

 не воспитаны в детстве,

 их никогда не воспитать,

потому что подлинно человеческое

 утверждается в душе

 одновременно с познанием

 первых и важнейших истин…

В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу –

 школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

   

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.  Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда  в ребенке начинает формироваться все человеческое. На это указывает В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство...»

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней  его жизни. И чем  меньше  ребенок,  тем боле значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить  среди людей, любить их проявлять  внимание  и доброе  отношение.

Некоторые родители   считают что  доброта - всепрощение, другие рассматривают доброту  очень узко,   связывая ее   проявление лишь  с отдельными  действиями ребенка: угостил бабушку яблоком, значит - добрый. Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота о их удобстве и покое, готовность быть полезным. В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить   себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Доброта это и отказ от собственного  удовольствия, радость человека» сотворившего» добро. Добро связано и  с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим  собой. Задача взрослых научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.

Важнейшим педагогическим требованием воспитания доброты является: умение не только брать, но и отдавать. Ребенку присуща  беспредельная потребность в любви и внимании тех, кто его окружает,  он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе. Советскими психологами доказано, что отсутствие родительской любви, заботы, теплоты, доброго отношения в целом отрицательно сказываются на  развитии ребенка в целом. Но нельзя забывать другую сторону требования: учить детей отвечать на добро добром. Любить людей. Как можно сформировать отзывчивость без умения  сопереживать, сочувствовать.

Ребенок не может ответить на заботу заботой, не умеет поставить себя на место другого - всему этому ребенка надо учить. Любого  ребенка можно воспитать добрым, опираясь на стремление детей к хорошим  поступкам. Дети действуют  больше по велению сердца. Чем по законам здравого смысла поэтому воспитание доброты следует начинать с пробуждения добрых чувств, вызванных  добрыми поступками самих родителе        , других людей..Возникшие добрые чувства необходимо поддерживать. развивать. Детские чувства должны стимулировать детские поступки.

 Сами родители  иногда формируют эгоизм  у детей: «Это только тебе». « Ни-кому не давай игрушку.» Ребенок может любить бабушку за то ,что она все разрешает, а маму за то , что покупает  игрушки. Родителям надо помнить, что эгоист, потребитель не способен на добрые поступки, поэтому надо вникать в мотив детского поступка. Развивать у ребенка умение  поступиться своим «я», « хочу» ради  «мы», « обязан». Родители редко предают  значение том , что ребенок забыл  поделиться, проявляет равнодушие   к их радостями огорчениям. Родители не должны оставлять без внимания ни одного  грубого действия  со стороны детей относительно себя или другого ребенка. Случается ,что ребенок дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Все это не должно проходить мимо внимания родителей. Надо вызывать чувство отвращения к плохим поступкам, стыда за них.

Какие же методы и приемы  следует  использовать?

Самым  важным  является ПРИМЕР поведения самих родителей, и отношение друг к другу. Дети обладают острой наблюдательностью и высокой подражательностью. Они  улавливают внешнюю форму и способы обращения родителей между собой, с окружающими людьми..Хорошо .когда  дети видят  улыбку на лицах родителей, эту спутницу доброго отношения к людям, улавливают расположенность, желание помочь, слышат приветливый тон и добрые слова, однако одного примера в  воспитании доброты не достаточно, необходимо  использовать УПРАЖНЕНИЕ детей в добрых поступках. Это может быть  и услуга и помощь старшим : подать тапочки, сумку, помочь приготовить обед, открыть дверь, пропустить  вперед .Хорошо когда в семьях практикуются общие дела родителей с детьми. Естественно . что инициатива вначале исходит от  родителей.. Детей надо учить присматриваться к физическому и духовному состоянию  родных, так как рассчитывать что дети заметят плохое настроение, недомогание  близких вряд ли приходится.» Что-то грустная   твоя подружка, спроси , что случилось.», «Узнай как бабушка себя  чувствует.»Ребенку нужно помочь не только творить добро, но и  мыслить по законам доброты. Здесь помогут родителям БЕСЕДЫ о том, какого человека называют добрым, почему? Перед детьми можно ставить ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что бы…?» В воспитании доброты важна  ОЦЕНКА, которая  утверждает ребенка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее. Порицание, осуждение тормозит нежелательные поступки детей. Исследования советских  педагогов показывают, что чувство  симпатии в форме сопереживания  проявляются   дошкольников и при  чтении СКАЗОК, РАССКАЗОВ. Например: В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».  Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к  размышлению. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит  к  детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Недаром один из известных детских писателей Александр Трофимов отметил: «Детская литература – это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».

 Детям дошкольного возраста доступны некоторые ПОСЛОВИЦЫ. Они легко запоминаются и положительно воздействуют на них. «При  солнышке тепло , при матери добро», «Плохое плохому, а доброе доброму», « Добрый  скорее дело сделает чем сердитый» и другие.

 Используя  в системе перечисленные  методы, родители  могут сформировать у детей  умение поступать по законам добрых человеческих отношений, добиваться того, что бы доброта стала чертой характера ребенка, необходимой ему  в дальнейшей жизни

Литература:

  1. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9.
  2. Запорожец А.В., Лисина  М.И. Развитие общения у   дошкольников  - М.: Просвещение, 1974.
  3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М., 1986.
  4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1985
  5. Сухомлинский В.А  Рождение гражданина. - М.,1971
  6. Афанастева Т.М, Семья. - М.,1986
  7. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развить взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях семьи"

Данный материал дает возможность воспитателю проконсультировать родителей о роли и значимости развития музыкально-творческих способностей детей, дать практические советы родителям, каким образом разви...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование дидактических пособий ПМК «Мозаичный парк» в процессе работы по развитию сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Цель мастер-класса: презентация опыта работы по внедрению в практику программно-методического комплекса «Мозаичный парк» в условиях логопункта в рамках системы работы с родителями....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...

Задачи и средства художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях семьи

В процессе художественно - эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности) и формиров...

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Доклад «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ» в рамках проведения месячника «За опытом в детский сад»...