Задачи и средства художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста в условиях семьи
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисуненко Виктория Владимировна

В процессе художественно - эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности) и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5_lisunenko.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи  и средства художественно - эстетического  развития детей  дошкольного возраста в условиях семьи

Лисуненко Виктория Владимировна, воспитатель ГБОУ "Школа № 842"

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественно - эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, и межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагичное комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию [14].

        Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

               Эстетическое воспитание – процесс целенаправленного формирования у человека способности понимать и ценить прекрасное и комическое, чувствовать и переживать трагическое, создавать красоту во всех сферах жизни [17].

               Это значит, что в процессе художественно - эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания (эстетический вкус и идеал, эстетические потребности) и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство.

               Общаясь с художественно - эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок развивается, но не осознаёт художественно - эстетическую сущность предметов. Без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах. Общение с взрослыми, поведение окружающих, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется и откладывается в его сознании.

               Круг первоначального общения ребенка ограничен родителями и ближайшими родственниками. Поэтому их ответственность за формирование мира художественно - эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений и их долговечность. Поэтому основы эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. В своей книге Д.С. Лихачев писал: «Семья воспитывает вкус, и от семьи, ее интеллигентности, многое зависит»[7].

               Существенное значение в художественно - эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта: чистота, порядок, удобства, красота, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине. Уже с 2-3 лет детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды. Так у ребенка сформируется понимание того, что красота - дело рук человека. Познание цвета, формы и величины происходит через манипуляции с предметами, возможность моделировать и конструировать. Поэтому большое значение имеет наличие разнообразных и ярких игрушек и предметов в окружающей ребенка среде. Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте.  В этом возрасте начинается формирование эстетического идеала, представления о совершенном.    

        Особая роль в художественно - эстетическом воспитании отводится искусству. Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни. Волнуя и радуя, искусство раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальней всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. У ребенка начинает формироваться художественный вкус, то есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни [9].        

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Важным признаком эстетической воспитанности является развитая способность любования красотой, совершенством в искусстве и жизни. Рассматривая проблему художественно - эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности.

Задачи художественно - эстетического воспитания связаны с формированием морального облика ребенка. В своей книге Н.А. Ветлугина  писала: «Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее» [2].  

               Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами, результаты проявляются в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности - с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической.

С.А.Козлова и Т.А.Куликова выделяют две группы задач художественно - эстетического воспитания:

  • формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного);
  • формирование художественных умений в области разных искусств (обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества) [8].

               Эти два направления находятся в тесной взаимосвязи. Для их реализации необходимы следующие условия:

  • окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
  • насыщенность быта произведениями искусства;
  • самостоятельная активная деятельность детей;
  • осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

У любого произведения искусства существует две стороны: объективная, которая помогает определить объект и характер средств, необходимых для раскрытия структуры образа, и субъективная, которая обусловливает выбор педагогических методов, средств и форм, рассчитанных на группу зрителей и конкретного ребенка. «В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной и предметной среде» [12].

        Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ и пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать. При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

         Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач ведущую роль занимают практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

         Показ – метод прямого обучения. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не может создать что-то творческое. Показ всегда сопровождается объяснениями. Н.А.Ветлугина  считала: «Сущность метода приучения, упражнения заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляет активность детей» [2].

               Метод упражнения требует многократного повторения. В современной педагогике особая роль принадлежит методу поисковой ситуации или, как отмечала Н.А.Ветлугина, проблемно-поисковому методу. Проблемно-поисковым он называется потому, что взрослый предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Практическое применение методов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится с учетом возможностей коллектива и каждого ребенка в отдельности. Каждый возрастной период имеет свои особенности [2].

       У младших дошкольников важно, прежде всего, привлечь внимание  детей к картине или предмету. Взрослый все время поддерживает диалог, учит детей правильно называть предметы, их некоторые характерные признаки. Так же в младшем возрасте важную роль играет тактильное восприятие.  К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают умение воспринимать художественные произведения различного содержания [6].

        В единстве с методами применяются средства воспитания. К средствам воспитания относятся материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности.

       Одним из средств эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С.А.Козлова, Т.А.Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта [8].

       Эстетика быта – это и внешний вид человека. Небрежность, неопрятность, неправильно подобранная цветовая гамма – все это противоречит законам красоты. Итак, эстетика быта является непременным условием для эстетического воспитания ребенка, тем фоном, который закрепляет или разрушает складывающиеся у него представления о красоте.

         Важно отметить, что эстетика быта становится средством художественно - эстетического воспитания в том случае, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Важным средством художественно - эстетического воспитания является природа. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

        Средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, театр, архитектура. Раннее приобщение детей к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности. Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн. Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи [5].

               Художественно - эстетическое воспитание детей осуществляется в разных формах. Их выбор зависит от принципа руководства деятельностью детей, способа объединения и вида деятельности детей. Дети любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются ею. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Задача взрослого – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Необходимо создать условия для самостоятельной деятельности: непринужденной обстановки, свободный выбор темы и материалов, отсутствие отрицательной критики. Формой организации эстетического воспитания является непосредственная образовательная деятельность по развитию речи, музыке, художественному творчеству. С детьми можно организовать экскурсии в природу, к памятникам архитектуры, в музеи или выставки произведений искусства. С.А. Козлова, Т.А. Куликова отмечали, что задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач [8].

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому восприятию детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

Таким образом,        в системе эстетического воспитания, ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень художественного развития детей, доступность, систематичность и последовательность содержания. В целом лишь комплекс методов, средств и форм может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александрова, Н., Брыкина, Е. К. Народное искусство – детям [Текст] /  Н. Александрова, Е. Брыкина,  Н. ГубановаН. ЗацепинаИ. КомароваТ. КомароваИ. КуланинаГ. Новикова, О. Соломенникова –М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 232 с. 
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Электронный ресурс]: монография / Н.А. Ветлугина. – URL: https://www.twirpx.com/file/1576434/ (дата обращения: 23.02.2018)
  3. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет. Развитие речи, ИЗО, художественная литература [Текст] / Винникова Г.И. –М.: 2018 г.
  4. Выготский, Л.С.   Психология развития человека[Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/4617610/ (дата обращения 14.03.2016).
  5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной  деятельности[Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - URL: https://megalektsii.ru/s1753t8.html ( дата обращения: 23.02.2018)
  1. Дудко, Е.А. Рисуй со мной. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста. 1-3 года. [Текст] / Дудко, Е.А. –М.: ФГОС, 2018.
  2. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста[Текст]  : учебник для академического бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 219 с.
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / С.А. Козлова,  Т.А. Куликова -М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 416 с.
  4. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 2-7 лет. ФГОС [ Текст]: методическое пособие / Комарова, Т.С.  – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 112 с.
  5. Копцева, Т.А.,  Развитие воображения дошкольников 3–7 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.А. Копцева,  Н.В. Серых,  О.Н. Фомина. -М.: ДРОФА, 2014. – 168 с.
  6. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Электронный ресурс]: - URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 14.02.2016).
  7. Курочкина, Н.А. Знакомим детей с живописью. Портрет. Выпуск 2. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). [Текст] / Курочкина, Н.А. –М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2018. –  16 с.+8 цв.ил.
  8. Курочкина, Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр. Старший дошкольный возраст (6-7 лет). [Текст] / Курочкина, Н.А. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 24 с.+8 цв.ил.
  9. Леонова, Н.Н.  Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. ФГОС [Текст] / Леонова, Н.Н. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.- 320 с.
  10. Леонова, Н.Н. Мир природы родной страны. Планирование, содержание занятий по художественному краеведению. 5-7 лет. ФГОС [Текст] / Леонова, Н.Н. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. –   256 с. + 16  цв. вкл.
  11. Литвинова, О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего  дошкольного возраста ( изобразительная деятельность) ФГОС  [Текст] / Литвинова О.Э. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-128 с.
  12. Лихачев,Б.Т.  Педагогика: Курс лекций [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. —- URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/lekcii_po_pedagogike/index_lekcii_po_pedagogike.html                                       ( дата обращения: 23.02.2018)
  13. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. [Текст] / Лыкова, И.А. –М.: Цветной Мир, 2014. –С. 122-126.
  14. Недвецкая, М.Н. Методы повышения педагогической культуры родителей [Текст] / М.Н. Недвецкая // Основы семейного воспитания / В.П. Сергеева и др.; ред. В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2010. – С. 112–139.
  15. Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. –  72 с.
  16. Павлова, О.В. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе "От рождения до школы" Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) [Текст] /О.В. Павлова; под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 79 с.
  17. Психология семьи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030300 Психология ФГОС ВПО /Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова,  Е.Г. Суркова и др.; под ред. Е.Г. Сурковой. – М.: Издательство «Академия», 2014. -  240 с.
  18. Светоносова, Л.Г. Понятие и структура педагогической культуры родителей [Текст] / Л.Г. Светоносова // Личность в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. (15 апр. 2013 г. ; Шадринск) / сост. И.А. Тютюева. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 142–145.
  19. Содружество детей и взрослых [Текст]: методический комплекс для детского сада / под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013. –  128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи"

Консультация для родителей "Приобщение детей к художественной литературе и фольклору в условиях семьи"...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...

Игра как средство адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Тезисы для участия в территориальной педагогической научно-практической конференции «Грани вдохновения: актуальные практики дошкольного образования»...

Статья на тему: "Инновационная деятельность воспитателя в решении задач по здоровьесбережению детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

В данной работе раскрываются понятия "инновация", "здоровьесберегающие технологии". Представлены разнообразные формы и методы оздоровления воспитанников, а также условия по решению...

Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности....

«Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Выступление на  Городском Методическом Объедении...