Консультация для воспитателей на тему: «Основные направления деятельности в младшем дошкольном возрасте с учетом дефектов развития».
материал (младшая группа) на тему

Агафонова Ирина Леонидовна

 

Консультация для воспитателей на тему:

 

«Основные направления деятельности

в младшем дошкольном возрасте с учетом

дефектов развития».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка

Консультация для воспитателей на тему:

«Основные направления деятельности

в младшем дошкольном возрасте с учетом

дефектов развития».

                                                                                         Подготовила:  воспитатель

                                                                                             первой квалификационной

                                                                                             категории   группы № 7:

                                                                                             Агафонова Ирина Леонидовна                                                              

Город Урай

2016 год

В младшем возрасте ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность. Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуется все функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Это требует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения ребенка за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общение и игра в младшем возрасте развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.

Главными целями взрослого в отношении ребенка младшего возраста является: организация предметной деятельности; обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития; формирование речи.

         На третьем году жизни малыш продолжает активно познавать окружающий мир, основу которого составляет предметное содержание. Иными словами, ребенок в возрасте от 2 до 3 лет:

  • продолжает приобщаться к предметному содержанию ближайшего окружения;
  • открывает для себя качества и свойства предметов, первые элементарные зависимости при условии, что он видит познаваемые предметы и обязательно манипулирует ими;
  • эмоционально познает окружающий мир.

Наблюдать, сосредоточенно, внимательно слушать, рассматривать- это важные качества, о развитии которых необходимо думать уже в раннем возрасте. При этом важно помнить, что психические процессы в раннем детстве непроизвольны. Именно поэтому так важно, чтобы окружающая жизнь и среда были интересны для малышей и привлекали их внимание.

              Наиболее верный путь интеллектуального развития малыша – введение его в возможно более широкий круг практических действий (с сопровождением речи).

          Развитие речи осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Необходимо сопровождать поведение детей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего.

         В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательно – сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие – средством для развития речи. Именно поэтому в данном руководстве речевое развитие дается в единстве с познавательным.

        Работа начинается после тщательного обследования психомоторных, социальных и  речевых  функций ребенка. Диагностика осуществляется группой специалистов: невропатологом, отоларингологом, ортопедом, психиатром, дефектологом.

      После обследования делается общий вывод об уровне психического, моторного, социального и речевого развития, состояние его социальных функций, неврологического статуса.

         Основной диагноз у детей в группе – задержка психического развития (ЗПР). Согласно классификации  К.С. Лебединской причинами ЗПР могут быть следующие факторы:

  1. Конституционный фактор, формирующий психический и психический инфантилизм.
  2. Соматогенный фактор с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации.
  3.  Психогенные факторы с признаками патологического развития личности.
  4. Церебрально-органического фактора с выраженными нарушениями в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.

Кроме того, ЗПР может быть и следствием других причин: сенсорной, двигательной недостаточности, различных отклонений эмоционально-волевой и речевой сферы развития, педагогическая  запущенность.

    Вариативность отклонений воспитанников  имеет широкий диапазон: от «педагогической запущенности» до состояния, пограничного с умственной отсталостью.

     Дети, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дели либо гипервозбудимы, расторможены. Либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание детей непроизвольное, неустойчивое. игровая деятельность – на уровне простого манипулирования игрушками.

Многие дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев,  дети не могут точно, координировано выполнять различные движения после показа взрослым.

           Коррекционно – развивающая работа.

Основные принципы построения системы коррекционных воздействий:

  1. Использование и интеграция разных видов деятельности в планировании и проведении коррекционной работы.
  2. Расположение речевого материала от простого к сложному, от восприятия и обозначения конкретного предмета, явления к абстрактному образу.
  3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его развития, степени выраженности дефекта, возможностей восприятия коррекционного педагогического воздействия.

Работа с детьми по системе решает следующие задачи:

  1. Выявить причину недоразвития, скорректировать процессы, вызывающие тот или иной дефект, подключив к совместной работе специалистов для осуществления комплексного воздействия.
  2. Корректировать дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
  • совершенствование моторных функций (общей, мелкой и артикуляционной моторики);
  • воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
  • пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;
  • развитие практических навыков.

Все виды деятельности, кроме экспрессивной речи, соответствуют определенной лексической теме, в соответствии с тематическим планированием.

             Работа по воспитанию экспрессивной речи и формированию навыков артикуляционной моторики выстраивается вокруг звука, над которым работает педагог. Выделяются следующие разделы в работе по развитию в экспрессивной речи:

  1. Звуки и звукоподражание; слова, фразы с вызванным звуком.
  2. Фонетическая ритмика, которая позволяет мышечно ощутить особенности артикуляции  вызываемого звука, «поиграть» с этим звуком и его слияниями; произносить звуки в разных ритмах и с разной силой, сопровождая произношение движениями.
  3. Формирование элементарной фразы из двух-трех слов, содержащих вызванных звук.
  4. Формирование доступных грамматических категорий.
  5. Договаривание слов в стихотворениях, потешках.

Данная система работы достаточно эффективно зарекомендовала себя в практическом использовании. Принцип развивающего обучения реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитываются «зоны ближайшего развития». Учет коррекционно-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности отмеченных у них отклонений в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"

Консультация для воспитателей "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ"...

Консультация для воспитателей "Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"

"Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "«Организации детского экспериментирования в раннем и младшем дошкольном возрасте»"

Данная консультация поможет воспитателям грамотно и методически правильно подготовить условия и провести детское экспериментирование....

Консультация для воспитателей ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одним из ведущих факторов формирования нравственно-патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребенка - семье, дому, детскому саду, своем...

Консультация для воспитателей «Элементы эйдетики в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Элементы эйдетики в работе с детьми младшего дошкольного возраста» .Задачи:Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.Познакомить с приемами эйдетики и ...