Воспитание любви к малой Родине
методическая разработка на тему

Шуклина Ирина Тимофеевна

Данная работа - это обмен опытом по воспитанию любви к малой Родине на основе ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_dlya_cheloveka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

                                                           без него человек престает быть личностью»

                                                              В.А. Сухомлинский

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местом, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности, совсем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

С чего начинается Родина? В первую очередь с любви к своей малой родине – к родному селу.  Без любви к ней невозможна любовь и уважение к стране в целом. А между тем, не уважая страну, человек не будет уважать и окружающее его общество, близких людей.

Любовь к Родине начинается с любви к тому, что окружает ребенка с детства – детский сад, своя улица, свое село, к тому, что знакомо и понятно – с любви к его малой Родине

А малая Родина – это часть большой Родины. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

Любить Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину

Работу по воспитанию любви к своей малой родине я начала с младшего дошкольного возраста. Я разделила ее на такие блоки:

  1. «Вместе дружная семья» (семья, детский сад)
  2. «Родная природа»
  3. «Сельскохозяйственный труд»
  4. «Старшее поколение»

Прежде чем приступать к воспитанию у ребенка любви к Родине, необходимо объяснить ему, что такое Родина. Это очень сложное и емкой понятие, включающее в себя многие чувства – от любви до уважения.

Многогранность любви к Родине проявляется не только в привязанности человека к определенному географическому месту. Эта любовь состоит также из особых чувств к маме, папе, другим дорогим людям, к своему дому, селу, где живешь, природе, стране. Любовь к родным местам входит в круг общечеловеческих ценностей. Любовь к Родине имеет самые глубокие исторические особенности.

С самых ранних лет у ребенка нужно воспитывать любовь к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту природы, желание больше узнать об истории родного края; формировать стремление оказывать посильную помощь людям, живущим  рядом.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, селу. Чтобы любить свое родное село, его надо хорошо знать. Детям младшего дошкольного возраста трудно представить соло в целом, поэтому знакомство с ним я начала с того, что нас окружает, а именно, с детского сада. Провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформили фотоальбом «Наш любимый детский сад». Новые знания дети закрепили в играх: «Детский сад», «кто ухаживает за нами в детском саду?»

Наблюдая за трудом взрослых на прогулках я формировала представление дошкольников о многообразии профессий в нашем селе, ухаживая за посадками на огороде, за растениями на участке, я знакомила с растительным миром нашего края («Путешествие на цветочную поляну», «Мы – огородники»). Более детально познакомиться с окружающей действительностью, родными местами, профессиями селян позволяют следующие игры: «Это улица моя», «Путешествие на автобусе», «Я – парикмахер», «Наша больница», «Библиотека» и т.п.

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей я начала с бесед, с рассматривания картин о семье. Мир ребенка – это эго дом, семья, двор – все то, что окружает его самым непосредственным образом и влияет на его жизнь. Выставка рисунков «Дом в котором я живу», пробудила интерес к своему дому, своей семье. Вместе с родителями дети делали карту-схему «Маршрут из дома в детский сад»; оформили альбом «Моя дружная семья», создали макет игровой зоны, где оборудовали избу с печкой, стилизованными под старину лавками, столами, люлькой, домашней утварью.

Играя вместе с детьми, я объяснила назначения тех или иных предметов, подчеркивая красоту и мастерство человеческих рук, показывала историческую преемственность с современными аналогами (например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа; валек – чугунный утюг на углях – электрический утюг), знакомила с зависимостью использования предметов от образа жизни людей а также от места их проживания (в лесистой местности, в основном, использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной – глиняная), приобщала детей к истокам русского народного творчества.

Воспитать у ребенка любовь к Родине должны родители и взрослые, которые наделены подобными полномочиями. Но в воспитании у ребенка любви к родине главную роль играют родители. Именно от их отношения к Родине, как они демонстрируют сои чувства к родным местам, и будет зависеть, какие чувства могут зародиться в ребенке. В ребенке нужно возбудить интерес к истории страны и чувство гордости за национальные победы. Вот тогда у него могут проявиться и другие чувства, например, сопричастность и уважение к своему краю. Любовь к Родине, привязанность к месту рождения, уважение к своему языку, традициям и культуре – эти понятия включаются в один термин «патриотизм».

Сейчас возрождаются многие забытые национальные традиции, изучаются и восстанавливаются исторические ценности. В области формирования патриотических чувств одним из главных факторов в приобщении детей к историческим ценностям является знакомство ребенка с родословной. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Поэтому я в группе с детьми составляла генеалогическое дерево.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Взрослые должны помнить, что если они искренне любят свой родной край и демонстрируют эту любовь своим детям, тогда их дети тоже будут сильно любить Родину, а патриотизм не будет для них пустым понятием.

Необходимо постоянно показывать детям привлекательные стороны любви к родным местам и окружающей среде. Вот тогда можно полностью быть уверенным в том, что их дети станут самыми достойными гражданами своей родины.

Действенной формой изучения родного села является экскурсии по селу. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - говорят в народе. Родители принимали активное участие в экскурсии на турбазу. Дети вместе с родителями смогли оценить красоту родной природы, слушали пение птиц, любовались деревьями, но и участвовали в спортивных конкурсах. Восторгу детей не было предела! А родители сожалели о том, что редко бывают с детьми на природе.

Свои впечатления об экскурсии дети отображали в своих рисунках.

Также дети принимали участие в конкурсе детских рисунков «Мой родной Кузбасс».

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем селе, ознакомлению с профессиями селян, с имеющимися предприятиями и учреждениями села, на которых работают люди. В нашем селе на первом месте – это полеводство и животноводство.  Чтобы познакомить с сельскохозяйственным трудом, я организовала экскурсии на гречишное поле, на зерносушилку, на животноводческий комплекс.

А что еще способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Одним из таких средств является игра. По словам В.А. Сухомлинского «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая потолок пытливости и любознательности».

Я использую сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по воспитанию любви к родному селу. Полученные впечатления от экскурсии, дети воплощали в играх «Мы – хлеборобы», «Молочная ферма».

Нельзя любить Родину, но при этом не ощущать с ней тесной связи. Для этого ребенок должен знать, как любили, берегли, сражались за Родину их дедушки и бабушки. Глубокое чувство любви к Родине всегда живет в людях, именно это чувство и «заставляет» их проявлять заботу о Родине. Для достижения этой цели, я организовала встречи с ветеранами войны, с тружениками тыла; проводила праздники, посвященные Дню Победы. На участке детского сада были посажены кедры тружениками тыла вместе с детьми.

На протяжении всей работы знакомила детей со стихами, пословицами о Родине, о природе.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является совместная работа с родителями.

Взаимодействия с родителями по данному вопросу способствовало бережному отношению к традициям, воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, повышению педагогической компетентности в вопросах формирования у детей положительных нравственных качеств, на социализацию детей и положительно отразилось на их общении с окружающими.

Вместе с родителями проводила такие праздники: «Милая, родная», «А ну-ка, бабушки!», «Незабытое старое»;

Спортивные праздники, типа «Папа, мам а и я – спортивная семья», «Большие гонки», познавательно-игровые программы по правилам дорожного движения.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Поэтому мною проводились такие русские народные праздники как «Осенины», «Масленица», «Рождественские святки» и др.

Таким образом – воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями по теме: "Воспитание любви к малой Родине"

Семья и детский сад выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка, детский сад и семья должны взаимодействовать. Семь...

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовности»

Опыт работы Яворчук Елены Николаевны, воспитателя МБОУ д/с№ 9 г.Славянска-на-Кубани, на тему: «Воспитание любви к малой Родине как средство формирования у детей патриотических чувств и развития духовн...

Опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования»

Рецензияна опыт работы «Воспитание любви к малой Родине средствами музыкального образования».В течение ряда лет музыкальный руководитель Ильенко Елена Валентиновна работает по проблеме воспитани...

Воспитание любви к малой Родине - один из аспектов нравственного воспитания

Статья содержит рекомендации по воспитанию любви дошкольников к малой Родине на примере города Санкт-Петербурга....

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине, как составляющая патриотического воспитания дошкольников»

Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что....

"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"

У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...

Представление опыта работы по теме " Нравственно-патриотическое воспитание детей в режимных моментах"на ГМО "Воспитание любви к малой Родине"

Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. В настоящее время Россия переживает один из непр...