Из истории гендерного воспитания
консультация на тему

Грушева Наталья Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_gendernogo_vospitaniya.docx266.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Из истории гендерного воспитания»

 Тема мужского и женского начал  стара  как мир. К ней обращались философы, поэты, врачи, педагоги. Известно, что первоначальное осознание ребёнка самого себя происходит по принципу половой принадлежности: даже маленький ребёнок понимает, что он мальчик или девочка. И это влияет на его дальнейшее развитие - как физиологическое, так психическое. 

 Идеи дифференцированного гендерного воспитания  прослеживаются на протяжении  всего исторического развития общества. У каждого народа существовали свои  неповторимые системы воспитания подрастающего поколения. В связи с  различными ролевыми функциями в обществе почти всегда воспитание мальчиков и девочек было различно. Основываясь на исследованиях в областях истории дошкольной педагогики и истории ( Д. Элиум и Дж. Элиум ; Е. В. Субботский ; Л. Кун ; В.  М. Петров ), можно проследить как в разные исторические периоды происходило  воспитание( и в частности физическое воспитание) мальчиков и девочек. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного  воспитания  гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно. Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы в будущем оказался хорошим работником.Интерес представляет и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, что его жена воплотит в себе то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

В  первобытном обществе , на ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики: мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений). Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.

docu0001

Из истории Древней Греции  мы знаем о системе спартанского воспитания. Наибольшее внимание уделялось военно-физической подготовке мальчиков, их обучали метанию диска, копья. Девочки воспитывались дома, но  и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, умение управлять рабами. Воспитание мальчиков — неженское занятие. Так считали в древней Спарте и потому рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин. Так считали и в старой России. В дворянских семьях с самого рождения за младенцем мужского пола ухаживала не только нянька, но и крепостной «дядька», а к шести-семилетним мальчикам приглашали не гувернанток, а гувернеров. Мальчишки же из низших сословий просто в силу жизненных обстоятельств быстро окунались в мужскую среду, приобщаясь к мужским делам.

C:\Users\User\Downloads\древняя греция.jpgC:\Users\User\Downloads\древний рим.jpg

На Руси уже в трехлетнем возрасте ребенку предстоял первый серьёзный ритуал-«постриг». Мальчика постригали и впервые сажали на коня. В эпоху царствования Романовых из специфических мужских развлечений, имевших большое значение в деле физического развития народа, следует отметить кулачные бои. Чаще всего бои проводились на Масленицу, на льду замерзшего озера или реки, при этом  бойцы обязательно раздевались по пояс. К подобным упражнениям мальчиков приучали с малых лет. Проводились отдельные бои между самыми маленькими (5-6 лет).. Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за  воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

 Изучение различных педагогических систем показало, что до XVIII века вся педагогика в основном была направлена на  общественное воспитание мальчиков, в то время как девочки получали эстетическое домашнее воспитание. И только XVIII веке педагоги стали рассматривать возможность целенаправленного воспитания девочек готовить их не только на роль домохозяйки, но и учителя, медсестры, воспитательницы.

 Все выше сказанное подтверждает, что целостный педагогический процесс со стороны родителей, предполагал  такую организацию  воспитания  детей,  которая  отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы  сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, ребенок с малых лет должен научиться  активизировать свой жизненный  потенциал. 

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин .  Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

 Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для  развития и социализации ребенка в нашем обществе.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...