Специфика словарной работы в детском саду.
статья (средняя группа) на тему

Шаренко Вера Александровна

Специфика словарной работы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_moya_1.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Шаренко Вера Александровна.

МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакана Республики Хакасия.

Воспитатель старшей группы.

                            Специфика словарной работы в детском саду.

   Словарная работа в детском саду  - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идее одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему.

     Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделит его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав, морфологическую структуру. Все эти характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

     Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменение возраста изменяется полнота  и правильность отражения  им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

     Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное  мышление объясняет преобладание слов, обозначающих название предметов, явлений качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

     Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение  к методике развития речи, как понятие о словаре  активном и пассивном.

     Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет  богатство и культуру речи.

     В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях – ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Таким образом, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.

     Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного.

     Осуществляя словарную работу, педагоги придерживаются следующих принципов:

  1. Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром  на основе активной познавательной деятельности.
  2. Формирование словаря происходит одновременно  с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей.
  3.  Все задачи словарной работы решаются  в единстве и определенной последовательности.

     Методика словарной работы  предусматривает следующие направления:

  1. Обогащение словаря – значит способствовать количественному  накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения  с окружающими.
  2. Закрепление и уточнение словаря. Это понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
  3. Активизация словаря. Побуждение детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова.
  4. Устранение нелитературных слов. Устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов.

     Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Содержание словарной работы в различных возрастных группах  определяется «Программой воспитания в детском саду».

     

     

     

Список литературы.

  1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., Просвещение. 2008г.
  2. Рождественская В. И. Воспитание правильной речи детей дошкольного возраста 5-ое изд., М., Просвещение, 2003 г.
  3. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. М., Просвещение. 2007 г.
  4. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М., Просвещение. 2007 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа в детском саду

Описана теоретическая составляющая отдельного компонента языковоой системы русского языка и даны практические материалы для развития словарного состава....

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУВведениеСловарная работа в детском саду -- это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что ...

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Даны конкретные игры по развитию лексической сферы....

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М....

Словарная работа в детском саду.

Тема моей работы по самообразованию " Формирование словаря детей дошкольного возраста". Глубоко убеждена, что начинать эту работу нужно как можно раньше, так как развитие речи - это основа ф...

Консультация по развитию речи. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо обратиться к характеристике слова, его роли в языке и речи.В совреме...

Основные направления содержания словарной работы в детском саду

Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная. Именно эти два компонента раскрываются в предложенной статье....