Словарная работа в детском саду
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Ири на Викторовна Музулькова

Описана теоретическая составляющая отдельного компонента языковоой системы русского языка и даны практические материалы для развития словарного состава.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Словарная работа71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение  « Детский сад «Терем-теремок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы №21

города Новокуйбышевска

городского округа Новокуйбышевск Самарской  области

Консультация

«ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ

СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

В ДЕТСКОМ САДУ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Подготовила учитель-логопед Музулькова И.В.

2015 г.

Полноценно сформированная устная речь является одним из показателей готовности к обучению в школе и составляет необходимое условие для успешного обучения  в дальнейшем. Недостаточный уровень развития лексической сферы, низкая способность к словообразованию и словоизменению оказывают отрицательное влияние на усвоение чтения и письма. Возникают трудности семантического и морфологического анализа слов, осознание обобщённого значения морфем в словах, трудности выделения в речи устойчивых элементов (корень, приставка, суффикс).

В соответствие с ФГОС образовательная область РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает в себя:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Таким образом, каждая составляющая зависит от  наличия достаточного объема  пассивного и активного словаря ребенка, что свидетельствует о необходимости ведения словарной работы в детском саду и соответствует целевым ориентирам  ФГОС  дошкольного образования.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи словарной работы:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь(слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе  противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Каково же содержание словарной работы в детском саду.

1.Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших. Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например, вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.

Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, познавательной, бытовой деятельности детей. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер их общения в процессе деятельности способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти. Наиболее эффективна методика развития словаря в процессе наблюдения за трудом взрослых.

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Все виды труда выдвигают широчайшие возможности для обогащения речи детей. В трудовом общении с детьми им должна быть дана номенклатура разнообразных материалов, орудий труда и их частей, многочисленных трудовых действий и приемов.

Для примера приведем ряд глаголов, обозначающих разновидности и тонкости одного и того же трудового процесса - шитья: шить, зашить, вышить, нашить, вшить, подшить, перешить, сшить, подрубить, прометать. Каждое из этих слов имеет свое специфическое значение, связанное с определенным приемом шитья.

3. Активизация словаря происходит при  рассматривании игрушек, рассматривании картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения, как данные методы уточнения, закрепления и активизации словаря используются во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е.И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь.

В связи с воспитанием культурно - гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводит к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.

Большая роль в активизации словаря принадлежит игре. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы - профессиональная лексика: в строительных играх слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные возможности, для развития словаря создает художественная творческая деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особое эмоциональное воздействие на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участия в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.

Реализация задач по развитию словаря детей осуществляется через систему соответствующих занятий. Эта система складывается из занятий трех разновидностей:

  • занятий, в которых словарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов и т. п.),
  • занятий, где словарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),
  • занятий, решающих задачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов:- по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда);- по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные);- по свойствам (цвет, вкус, величина, материал).Подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений с использованием заданных слов. Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. 

Решению данных задач способствуют следующие игры:

ЦЕЛЬ: Развитие номинативного словаря, слухового внимания и памяти.

Игра «Скажи, что это?» 

Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»

ЦЕЛЬ: Активизация и закрепление словаря существительных.

Игра «Чудесный мешочек».

Содержание: Каждый ребенок, закрыв глаза, достает один из предметов одежды (кукольной) и угадывает название. При этом произносит: «Я взяла сарафан, кофту, куртку». Далее логопед просит разложить одежду на две стопочки: в одной - для девочек, в другой для мальчиков.

ЦЕЛЬ: Развитие пассивного словаря прилагательных.

Игра «Загадки-описания» (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова,

Т.Б. Филичева)

Содержание: предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную.

Например: Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Цель: Активизация и закрепление словаря прилагательных.

Игровые упражнения (Новоторцева Н.В.)

Ответы на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

Светит (какое?) солнце.

Солнце - яркое, блестящее, красное, большое, веселое, радостное, весеннее и т.д.

ЦЕЛЬ: Развитие предикативного словаря,  словесно-логического мышления.

 Лото «Кто быстрее принесет картинку» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.)

Содержание: На маленьком столе разложены карточки с изображением действий. Логопед вызывает двоих детей. Четко произносит, кому какую принести картинку. Дети подбегают к столу, быстро разыскивают среди разложенных картинок нужную и относят ее логопеду. Отдавая картинку, отвечают на вопросы «Кто (что) это? Что он (она) делает?»

Цель: Активизация и закрепление словаря глаголов.

Игра «Кто как кричит?» (Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.)

Содержание: В ящике сложены разные игрушки (лягушка, собака, курица, гусь, корова, лошадь, утка, кошка и т.д.) вызванный ребенок, доставая игрушку из ящика, не видя ее, на ощупь определяет, кто это, и называет игрушку вместе с действием.

Лото «Кто как передвигается?»

Содержание: На карточках изображены звери птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые. Ребенок должен найти у себя соответствующую картинку, назвать ее и определить, как передвигается данное животное. Одновременно можно предложить задание на обобщение значения слов.

ЦЕЛЬ: Развитие словаря обобщающих слов, зрительного и слухового внимания, памяти.

Игровые упражнения по классификации предметов (Новоторцева Н.В.)

Содержание: Детям дается задание разложить картинки на две группы (при этом критерий классификации не называется). Рекомендуются следующие группы картинок:

Помидор, яблоко, груша, репа, огурцы, апельсин.

Стол, чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.

Лиса, кошка, собака, медведь, заяц, корова.

Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.

Цель: Активизация и закрепление словаря обобщающих слов.

Игра «Что общего?» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.)

Содержание: Объяснить, что общего у предметов.

Например:

У двух предметов: огурец, помидор (овощи), ромашка, тюльпан (цветы), слон, муравей (животные), репа, цыпленок (желтые), комар, жук (насекомые), чайка, самолет (летают).


Используемая литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: 2000г.

2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. -М.: 1992г.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

6. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9 .

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: 1982г.

8. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 1976г.

10. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: 1993г.

11. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 1981 г. № 2.

12. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 1983г.