Словарная работа в детском саду.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Тема моей работы по самообразованию " Формирование словаря детей дошкольного возраста". Глубоко убеждена, что начинать эту работу нужно как можно раньше, так как развитие речи - это основа формирования мировоззрения и умственного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_v_detskom_sadu.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей.

В словарной работе с дошкольниками выделяют два аспекта: 1. Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания (ознакомление детей с названиями конкретных предметов, понятиями).

 2. Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи).

В средней группе активный словарь ребенка достигает 1900 – 2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Ребенок называет животных и их детенышей, профессии людей. Дети пользуются более усложненной и распространенной фразой. Встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, после, вместо. Союзы: что, куда, сколько. Ребенок  понимает условные предложения со словами « если». Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы ( с помощью взрослых). К пяти годам исчезают почти все возрастные  неправильности  произношения.

Основная  задача  воспитателя – расширять активный словарь детей. Учить использовать в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Существует целая система занятий, содействующих развитию словаря детей. Занятия по первичному ознакомлению с предметами и явлениями:

  1. Демонстрация предметов и явлений.
  2.  Дидактические игры.
  3. Занятия на сравнение предметов.
  4. Занятия по ознакомлению со свойствами и качествами предметов.
  5. По ознакомлению с видовыми  понятиями.
  6. По ознакомлению с родовыми  понятиями.
  7. Занятия по обучению детей отгадыванию и составлению загадок.

В дошкольном возрасте большое значение  в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности:  

творческие ролевые игры,

 игры -  драматизации,

подвижные игры,

дидактические игры

настольно – печатные игры.

Дидактическая игра развивает связную речь, формирует  правильное звукопроизношение, умение выражать свои мысли,  пополняет и активизирует словарь.

В своей работе с детьми по реализации темы самообразования я использую различные игры и упражнения. Например, по формированию предметного словаря,  игра: « Что каким бывает?»

  1. Что бывает круглым?
  2. Что бывает длинным?
  3. Что бывает высоким?
  4. Что бывает зеленым?
  5. Что бывает холодным?
  6. Что бывает сладким?
  7. Что бывает колючим?
  8. Что бывает острым?
  9. Что бывает легким?

Игры с мячом: « Скажи ласково», « Мяч бросай – животных называй»,           « Мяч бросай – фрукты называй»

Игра:  « Один – много»

( мы - волшебники немного:  был один, а станет много)

Так же использую игры на формирование  навыков  словообразования:

Игра: « У кого – кто?»

У белки – бельчонок, бельчата.

У зайчихи - …….., …….

У лисы - …….,  ……..

У ежихи - ……., …….

Игры на согласование существительных с прилагательными:

« Отгадай, кто я?»

Маленький, колючий - ….,  неуклюжий, косолапый - ….., хитрая, рыжая - …,

Игра: « Скажи  наоборот»  ( высокий - …..,  большой - …, злой - …..,)

Игра: « Назови одним словом»   ( сложные слова)

Сам летает – самолет

Везде ходит - ……..

Снег падает - …….

Пыль сосет - …….

Игра: « Подбери словечко»  ( можно играть с мячом)

Про что можно сказать – свежий?.......,   свежая? ….

                                            старый….    старое…..

Практикую упражнения с использованием многозначности слов:

лук, кран, молния, ключ и т. д., применяя наглядные  картинки.

Несмотря на каждодневную, плодотворную работу  существует много проблем в речи детей дошкольного возраста:

Ребенок еще не способен грамматически правильно построить предложение.

Речь односложная, недостаточный словарный запас.

Ребенок испытывает  трудности  чтобы составить описательный рассказ на заданную тему. Не может пересказать текст своими словами.

Некоторым  детям трудно логически обосновать ( объяснить) свои утверждения или поступки.

Отсутствуют навыки культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и т.д.

Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт

Работу с детьми по развитию словаря  можно осуществлять:

1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;

2. В ходе режимных моментов;

3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

4. При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию моей темы  осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Консультации для родителей по теме: « Развитие речи детей»

Работа в уголке  для родителей  ( поместить рубрику советов и пожеланий по теме)

Совместное чтение  рус. нар. сказок с объяснением значения старинных слов.

Изготовление картотеки  Д / Игр по развитию словаря.

Совместная деятельность с детьми

Презентация проекта:  « Волшебные слова», « Говорим  правильно»

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика словарной работы в детском саду.

Специфика словарной работы в детском саду....

Словарная работа в детском саду

Описана теоретическая составляющая отдельного компонента языковоой системы русского языка и даны практические материалы для развития словарного состава....

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУВведениеСловарная работа в детском саду -- это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что ...

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Даны конкретные игры по развитию лексической сферы....

Задачи и содержание словарной работы в детском саду

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М....

Консультация по развитию речи. Задачи и содержание словарной работы в детском саду.

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо обратиться к характеристике слова, его роли в языке и речи.В совреме...

Основные направления содержания словарной работы в детском саду

Развитие словаря – это длительный процесс, в котором выделяются две стороны: количественная и качественная. Именно эти два компонента раскрываются в предложенной статье....