Главные вкладки

    Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста"
    консультация на тему

    Родительское собрание " Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста". Собрание проводится в I квартале учебного года.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста». 

    Время проведения: I период обучения, октябрь.

    План проведения

    1. Что такое «Логопедия»? Кто такой логопед?

    2. Особенности работы логопеда, работающего в условиях логопункта;

    содержание работы; формы логопедической работы.

    3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей.

    4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

    5. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».

    Содержание
    1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
    2. Каковы же особенности работы логопеда в условиях логогруппы? Прежде всего работа регламентирована положением о логогруппе. Работа логопеда осуществляется в таких направлениях: работа с детьми; работа с родителями и работа с педагогами ДОУ. В логогруппе проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям: формирование правильного звукопроизношения; развитие артикуляционных движений, движений органов речи - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции; совершенствование грамматического строя речи; обогащение, активизация словарного запаса речи; развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

    развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы,

    пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

    совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку

    дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

    Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Всю эту работу необходимо закреплять родителям в домашних условиях.

    3. Работа условно делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи? Конечно, прежде всего нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р), но могут быть нарушения и других сторон речи. 
    4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
    Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
    осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом.
    Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке. Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях: тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами; весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания; задания должны быть прочитаны ребенку; все задания выполняются до конца.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

    5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логогруппу? 

    Это: коррекция звукопроизношения; формирование грамотной, выразительной речи; - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе; индивидуальный подход к ребенку; совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

    Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и логопеда, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

    6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

    Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией. На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

    7. Тренинг для родителей «Пальчиковая гимнастика»                                      Пальчиковая гимнастика с детьми в группе проводится ежедневно. Родители проводят данные упражнения по заданию логопеда. На тренинге родители учатся выполнять и управлять своими движениями. Также родителей учат подбирать и использовать различный материал для проведения пальчиковой гимнастики.

    8. Тренинг для родителей «Дыхательная гимнастика»                           Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторноВместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Процесс дыхания, осуществляемый  дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. На тренинге мы обучаем родителей всем видам дыхательной гимнастики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме "Преодоление дизартрических расстройств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН"

    Преодоление дизартрических расстройств усной речи у детей старшего дошкольного возраста с ФФН...

    Комплекс логоритмических упражнений по преодолению фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

    Работа содержит подборку логоритмических упражнений для устранения фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...

    Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. И от того, как мы говорим, сколько внимания уделяем речевому общению с ребёнком, во многом зависит его усп...

    Преодоление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через игровую деятельность.

    Анализируя лексико-грамматическую сторону речи детей с нарушением речи я отметила, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, верб...

    Родительское собрание"Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Роль семьи в преодолении дефектов речи."

     Одно из основных условий нормального развития ребенка дошкольного возраста - своевременное и полноценное формирование речи. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мысле...

    "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей "

    роль семьи в преодалении дефектов речи  у детей дошкольного возраста....