Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.
Мои наблюдения показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы.
Поэтому возникает ряд противоречий:
- идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников, однако многообразие трудов, вариативность программ обучения, творческих разработок, порождают множество проблем и вопросов;
- в результате научно-технического прогресса у детей возникает повышенный интерес к компьютерным технологиям, телевидению, поэтому большее количество времени ребенок находится в помещении, меньше уделяется внимания прогулкам, наблюдения за животным и растительным миром;
- повышено внимание общественности к формированию гармонического взаимодействия ребенка и природы, но отсутствуют телепередачи, информация периодической печати творчески развивающего характера.
В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ДОУ, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников, над которой я работаю, актуальна, соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.
Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется, а такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Главное в моей деятельности – совместная работа с детьми.
В своей исследовательской деятельности я опиралась на труды таких авторов как Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», Аксенова З. Ф. «Войди в природу другом». По их мнению, необходимо как можно раньше организовать работу по усвоению комплекса экологических знаний, преподнесённых в доступной, увлекательной форме с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания дошкольников и порождают множество проблем и вопросов.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы моей группы. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность я распределила по направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Разработала перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:
- экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
- познавательное занятии с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Фиксация результатов опытов и наблюдений
Наблюдаемые явления дети фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.
Классификация способов фиксации:
- Календарь погоды.
- Календарь природы.
- Дневник наблюдений.
- Составление устного рассказа о рассматриваемом объекте (явлении).
- Сравнение с уже известными детям объектами.
- Изучение взаимообратных процессов.
- Включение в сюжетно-ролевые игры.
- Картинки, фотографии, схематические зарисовки.
- Объемные изображения или игрушки.
- Отдельные буквы и слова.
- Натуральные объекты.
- Циферблаты.
- Записи звуков.
- Зарисовывание объекта.
- Схематическое зарисовывание.
- Использование условных знаков.
- Обведение объектов.
- Планы-схемы.
- Подсчет количества объектов.
- Рисунки-прогнозы.
- Фотографирование.
- Запись воспитателя.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
- наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?» «Откуда ветер дует?»
- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
- чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» решение экологических задач и т.д.
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ»
(подготовительная к школе группа)
Тип проекта: исследовательский, по характеру содержания – «ребенок и природа», ребенок – участник проекта от зарождения идеи до получения результата, открытый, в контакте с семьей, фронтальный, краткосрочный.
Постановка проблемы: Что мы знаем о воде?
Цель-результат: совместно с взрослыми дети знакомятся со свойствами воды, получают представления о значении воды в природе и жизни человека, проводят опыты и эксперименты, эмоционально откликаются на новое; отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках, приходят к пониманию бережного отношения к воде.
Содержание практической деятельности
по реализации проекта
Этапы работы:
1-й этап. Подготовительный.
• Изучение педагогической литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом.
• Планирование мероприятий на тему проекта.
2-й этап. Практический.
Деятельность воспитателя
• Изготовить картотеку игр-экспериментов с водой.
• Пополнить уголок экспериментирования материалами.
• Разработать занятие по опытно-экспериментальной деятельности.
• Разработать цикл бесед и наблюдений.
• Подобрать художественную литературу о воде.
• Разработать символы, обозначающие свойства и состояния воды.
• Разработать консультацию для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Деятельность детей
• Рассматривание иллюстраций: «Вода в природе», «Круговорот воды в природе».
• Чтение стихов, отгадывание загадок, чтение рассказов о воде.
• Прослушивание аудиозаписей: «Шум моря», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей».
• Создание детских работ «Отражение».
• Опыты с водой
Деятельность родителей
• Проведение опытов дома: «Волшебные превращения воды»
3-й этап. Заключительный.
• Проведение презентации проекта, анализ его эффективности.
• Оформление картотеки «Игры-эксперименты с водой».
• Оформление выставки детских работ «Отражение».
• Оформление фотовыставки «Экспериментируем дома. Волшебные превращения воды».
Реализация проекта
Образовательная область Познание
Непосредственно-образовательная деятельность
1. Беседа: «Вода, вода, кругом вода».
2. Беседа: «Путешествие Капитошки». (Круговорот воды)
3. НОД «Волшебница вода»
Цели:
• Дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
• Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
• Познакомить детей со свойствами воды (состояние, вкус, цвет, запах)
Чтение художественной литературы
1. Чтение и заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?»
2. Чтение произведений художественной литературы:
1) К. Чуковский «Мойдодыр»;
2) О. Григорьев «Какой дождь?»;
3) П. Синявский «Кто не умывается»;
4) С. Погореловский «Весенний разговор»;
5) Т. Жиброва «Ручеек»;
6) В. Минькова «Дождик»;
7) Е. Андреева «Снежок и Алешка»;
8) Е. Стеквашова «Моряк»;
9) А. Тараскин «Сколько я знаю дождей?»
3. Разгадывание загадок
• Закреплять умения детей читать наизусть стихотворения.
• Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
воспитывать интерес к литературе.
• Развивать память, мышление, обогащать словарь
Художественное творчество
1. Изобразительная деятельность (рисование) «Деревья смотрят в озеро».
2. Продуктивная деятельность (аппликация) «Рыбки в пруду»
• Совершенствовать технику рисования акварельными красками.
• Расширить возможности способа рисования «по сырому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.
• Учить составлять гармоничную цветовую композицию.
• Учить отражать тему в определенной взаимосвязи предметов, композиционно правильно располагать аппликацию.
• Знакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков)
Музыка
Прослушивание музыкальных произведений:
«Шум моря», «Музыка дождя», «Гром», «Звонкий ручей»
• Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыты:
1. Вода – источник жизни.
2. В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются.
3. Фильтрование воды.
4. Пар – это тоже вода.
5. Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно
• Познакомить со свойствами воды (вода – растворитель), её агрегатным состоянием – пар.
• Показать жизненно важное значение воды для растений
Прогулка
1. Наблюдения:
1) Наблюдения за водой.
2) Наблюдения за испарением воды.
3) Наблюдения за характером дождя.
4) Наблюдение за облаками.
5) Наблюдение, как лёд тает.
2. Подвижные игры:
1) Море волнуется.
2) Рыбаки и рыбки.
3) Ручейки и озера.
4) Караси и щука
• Сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
• Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
• Показать, что у «природы нет плохой погоды», она прекрасна во всех проявлениях.
• Развивать наблюдательность, умение сосредоточиться на определенном предмете.
• Развивать двигательную активность.
• Создать хорошее настроение
ОБЖ
1. Стихи для детей о правилах безопасности на воде.
2. Беседа «Как избежать неприятностей на воде»
• Формировать навыки безопасного поведения на воде, у водоема, в том числе и в зимний период
План мероприятий по дням
Понедельник 1. Беседа: «Вода, вода, кругом вода».
2. Чтение произведения К. Чуковский «Мойдодыр».
3. Прослушивание музыкальных произведений: «Музыка дождя».
4. Опыт: «Вода – источник жизни».
5. Наблюдения за водой.
6. Подвижные игры: «Море волнуется».
Вторник 1. Беседа: «Путешествие Капитошки». (Круговорот воды.)
2. Чтение стихотворений: О. Григорьев «Какой дождь?», П. Синявский «Кто не умывается», В. Минькова «Дождик».
3. Разгадывание загадок.
4. Изобразительная деятельность (рисование): «Деревья смотрят в озеро».
5. Опыт: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются», «Фильтрование воды».
6. Наблюдения за испарением воды.
7. Подвижная игра: Рыбаки и рыбки
Среда 1. НОД «Волшебница вода».
2. Прослушивание музыкальных произведений: «Гром», «Звонкий ручей».
3. Чтение и заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?
4. Продуктивная деятельность (аппликация) «Рыбки в пруду».
5. Наблюдение за характером дождя.
6. Подвижная игра «Ручейки и озера»
Четверг 1. Чтение стихотворений: С. Погореловский «Весенний разговор», Т. Жиброва «Ручеек», Е. Андреева «Снежок и Алешка».
2. Опыт: «Пар – это тоже вода».
3. Наблюдение за облаками.
4. Подвижная игра «Караси и щука».
5. Стихи для детей о правилах безопасности на воде
Пятница 1. Беседа «Как избежать неприятностей на воде».
2. Подвижная игра «Ручейки и озера».
3. Чтение стихотворений: Е. Стеквашова «Моряк», А. Тараскин «Сколько я знаю дождей?»
4. Наблюдение, как лёд тает.
5. Опыт: «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
6. Консультация для родителей: Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников
Литература
1. Бондаренко, Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. – Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «СФЕРА», 2013.
3. Дидактический материал «Как избежать неприятностей на воде».
4. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2012.
5. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2013.
7. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград: Учитель, 2013.
8. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – Москва, ТЦ «Сфера», 2008.
9. Интернет-ресурс.
Беседа «Вода, вода – кругом вода»
Цель: дать представление детям о значении воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Ход беседы
– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь,
В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода.)
– Действительно мы будем говорить о воде.
Аудиозапись «Шум моря».
– Для чего нужна вода?
– Как она нам помогает?
При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание).
– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.
– Какого цвета на глобусе больше?
– Покажите все, что выделено этим цветом.
На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря, реки и озера. Моря и океаны очень большие. А главное – вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.
Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
– Какую воду мы пьем? Соленую или пресную?
Человек не может пить соленую воду, а ее-то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
– Найдите на глобусе участки желтого цвета.
Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. О том, как это делать, мы поговорим на следующих занятиях.
Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.
Беседа «Путешествие КАПИТОШКИ»
(Круговорот воды)
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход беседы
Предложить детям послушать сказку:
«Жил-был Зайчик-попрыгайчик в огромном лесу. И путешествовал он по своему лесу, все полянки изучил, на каждую опушку запрыгнул, каждое деревце рассмотрел. Только скучно было Зайчику-попрыгайчику путешествовать одному. Сел он на камень и пригорюнился.
Звучит аудиозапись «Звонкий ручей».
– Чего пригорюнился, Зайчик-попрыгайчик? – раздался веселый голос.
Зайчик осмотрелся по сторонам – откуда голос? – никого. И опять загрустил.
– Эй! Зайчик-попрыгайчик, не печалься. – Опять раздался голос, похожий на журчание ручейка. Посмотрел по сторонам Попрыгайчик и опять никого не увидел.
– Да ты под лапы глянь! Это же я – КАПИТОШКА! – задорно прожурчал голос.
Смотрит Зайчик-попрыгайчик, а из-под камня, на котором он сидел, ручеек бежит, и прямо из этого ручейка на него кто-то смотрит и улыбается.
– Здравствуй, зайчик! Что пригорюнился? – спросил КАПИТОШКА.
– Здравствуй, КАПИТОШКА! Да вот путешествую я по лесу совсем один и поделиться не с кем своей радостью, вот и заскучал я.
– А давай путешествовать вместе! – предложил КАПИТОШКА.
– Давай, – согласился с радостью Зайчик-попрыгайчик.
И отправились они по лесу вместе. С каждым цветочком поздоровались, каждому зверю лесному улыбнулись.
В полдень, когда солнце стояло высоко в небе, решили они остановиться и передохнуть. Зайчик-попрыгайчик лег в тени широкого дуба и задремал.
Проснулся зайчик, зевнул, потянулся. Солнышко уже перестало припекать. Хорошо зайчишке. Оглянулся он по сторонам, а КАПИТОШКИ и след простыл.
– КАПИТОШКА! КАПИТОШКА! – стал звать зайчик, но никто не отзывался.
Пригорюнился зайчик и сел под дубом.
– Зайчишка! – раздался звонкий голос сверху.
Посмотрел Попрыгайчик на небо и увидел КАПИТОШКУ уже там. А КАПИТОШКА улыбнулся.
– Ты как туда забрался? – спросил Зайка.
– Когда ты спал, солнышко припекало и я испарился. Поднялся на небо и стал облачком. Ну что, пойдем путешествовать дальше? – спросил КАПИТОШКА.
– Конечно, – обрадовался зайчик.
И стали они путешествовать дальше по лесу. Каждый листочек рас-смотрели, под каждый кустик заглянули. И не заметили, как наступил вечер. Зайчишка потянулся, зевнул и решил пожелать КАПИТОШКЕ спокойной ночи, глянул на небо, а его там нет.
– Эй, зайчишка! Кого потерял? – раздался веселый голос.
– Друга своего, КАПИТОШКУ, – ответил заяц.
– Да вот же я! Взгляни повнимательней на листочки, на травку.
Присмотрелся зайчик и действительно увидел КАПИТОШКУ. На каждом листочке лежала маленькая капелька росы.
– Как же так? – удивился зайчик.
– А мы пока путешествовали, я стал тяжелой и к вечеру не смог уже бежать облачком, вот и выпал в виде росы. А мог пролиться дождиком. Вот так-то.
– Теперь понятно! Ну, спокойной ночи, КАПИТОШКА!
– Спокойной ночи, Зайчик–попрыгайчик!»
Обсуждение с детьми.
– Куда исчез КАПИТОШКА, что с ним происходило?
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда-то пришли на землю в виде дождя.
Выводы: капельки воды в природе «ходят, движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и «путешествует».
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт 1. «Вода – источник жизни».
Материалы и оборудование: семена фасоли, одна тарелочка с водой, пустая тарелка, вата.
Нужно дать каждому ребенку две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку (или тряпочку) и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой – нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в том, какую роль играет вода в развитии и прорастании растений.
Опыт 2. «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются».
Перед детьми стоят два стаканчика с водой. В один дети кладут обычный песок и пробуют его размешать ложкой. Что получается? В другой стакан дети насыпают ложечку соли, размешивают. Что теперь произошло?
Кристаллики соли полностью растворились в воде. Дети сравнивают, что произошло в стаканчиках.
Вывод: кристаллики соли полностью растворились в воде, а песок не растворился, осел на дно.
Опыт 3. «Фильтрование воды».
Материалы и оборудование: стаканчик с водой, песок, пустые стаканчики, бумажный, марлевый и ватный фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.
История. По пустыне шел караван. Неожиданно налетела песчаная буря. Путники укрылись коврами и спрятались за верблюдами. Когда буря утихла, они обнаружили, что все их запасы воды испорчены – в воду попал песок. Без воды в пустыне можно погибнуть. Нам нужно помочь путникам очистить воду.
Через разные фильтры поочередно дети сливают грязную воду в пустые стаканчики и сравнивают, какой фильтр оказался самым эффективным.
Вывод: воду можно очистить, используя фильтр.
Опыт 4. «Пар – это тоже вода».
Материалы и оборудование: кипяток в стакане, зеркальце.
Для того чтобы показать детям парообразное состояние воды, нужно взять электрочайник или кипятильник и в присутствии детей вскипятить воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода, для этого поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Вывод: пар – это тоже вода.
Опыт 5. «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно».
Дети опускают в воду предметы из различного материала: резиновые, пластмассовые, железные, деревянные, стеклянные. Наблюдают, какие предметы плавают на верху, какие опустятся на дно. Почему деревянные и резиновые предметы остаются на плаву? Почему металлические и стеклянные предметы тонут?
Вывод: лёгкие предметы вода выталкивает на поверхность, предметы, которые тяжелее воды, тонут.
Художественное слово
Художественная литература:
1. К. Чуковский «Мойдодыр».
Стихи.
Какой дождь?
Дождик капал, моросил,
Припускал, стучал, косил,
Ливнем лил, стеной стоял,
Барабанил, травы мял.
Дождь слепой и проливной,
Нарастающий, грибной,
Обложной, висячий, скорый,
Сонный, медленный и спорый,
Как камыш, стоймя стоячий,
И холодный, и горячий,
А еще и грозовой,
Радужный, полосовой,
Параллелями и в сетку,
А при ветре даже в клетку.
Вот как много есть дождей
Для растений и людей.
О. Григорьев
Кто не умывается
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
П. Синявский
Весенний разговор
– Куда ты несешься,
Постой, ручеек,
Побудь, непоседливый, с нами!
– Спешу я, ребята,
Ведь путь мой далек,
Бегу я на родину, к маме!
– А кто твоя мама?
– Большая волна,
Волна океана седая,
О бурях неистовых пела она,
Меня на груди колыхая.
Всегда бы ту песню я слушать хотел,
Но солнце пригрело сильнее,
И к страннице-тучке
Я паром взлетел,
Понесся по свету я с нею.
– Какой ты счастливец!
Увидел с небес
Всю землю с ее чудесами!
– Да, много в пути
Повидал я чудес,
Но помнил, грустил я о маме.
– Так что же ты к ней
Не вернулся опять
Веселым сверкающим ливнем?
– Жестокая стужа
Успела сковать,
Укутать все панцирем зимним,
Я снегом на землю
Упал – и уснул,
С полями уснул и лесами.
– А что тебе снилось?
– Что, славя весну,
Бегу я на родину, к маме!
И вот я проснулся,
Преграды крушу,
Вперед пробиваюсь упрямо.
Прощайте, ребята,
Я очень спешу…
Мы скоро увидимся, мама!
С. Погореловский
Ручеек
Познакомьтесь, мой дружок –
Маленький и быстрый
Синеглазый ручеек,
Чубчик серебристый.
Он бежит издалека,
По камням и сучьям.
Я завидую слегка:
Ах, какой везучий!
Он увидит океан,
Корабли и чаек.
Каждый мальчик-капитан
О таком мечтает.
Поспешает ручеек
По траве и шишкам
А на спинке он везет
Лодочку мальчишки.
Т. Жиброва
Дождик
Утром дождику не спится.
Он в окошко к нам стучится.
Нас вчера с подружкой Зиной
Он настиг у магазина.
Мы не стали убегать,
Мы с ним начали играть.
Мы по лужицам плясали,
Как в реке, намокли сами.
Он опять стучит в окошко
– Поиграть зовёт немножко.
Мы по лужице – туда.
Мы по лужице – сюда.
И ещё бегом – туда.
И опять – туда-сюда.
Мы б ещё, да вот беда:
В луже кончилась вода.
В. Минькова
Снежок и Алешка
С улицы домой Алешка
первый снег принес в ладошке.
«Мама! – закричал мальчонка,
протянул вперед ручонку.
– Я снежок принес сюда!..»
– И замолк. Одна вода
на пол капала с ладошки.
В голос заревел Алешка:
«Кто-то снег мой утащил,
мне в ладонь воды налил!»
Лешке тут его сестренка
крикнула со смехом звонким:
«Догадаться сам не мог,
что растаял твой снежок!»
Е. Андреева
Моряк
Как пройти мне мимо лужи?
Я с водою очень дружен.
Ножкой шаркаю по дну
– Проверяю глубину.
Вот не видно сапога,
Значит, лужа глубока.
Не волнуйтесь, я бывалый
– Мой сапог и глубже плавал.
Е. Стеквашова
Сколько я знаю дождей?
Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
А.Тараскин
Загадки.
1. Кругом вода,
А с питьем беда.
Кто знает, где это бывает? (Море.)
2. Много рек, озер морей
Он в себя вобрал
Ты подумай и ответь,
Что за великан. (Океан.)
3. Ни вода, ни суша,
На лодке не переплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)
4. Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в сильный зной
Ледяной поит водой. (Родник.)
5. Он и льет, и льет, и льет.
Мокрая погода.
Может, это вертолет
Сбрасывает воду?
Нет, вода из облаков.
Угадай, он кто таков? (Дождь.)
6. На дворе переполох: с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град.)
7. Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня. (Река.)
8. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как синее стекло: скользко, весело, светло. (Лёд.)
9. Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло. (Лед.)
10. Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег.)
11. Он все время занят делом, он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути. (Ручей.)
12. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода.)
13. Не вода, не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.
(Болото.)
14. Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег.)
15. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)
16. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет. (Сосулька.)
17. Белая вата плывет куда-то.
Хоть лови, не лови – не изловишь. (Облако.)
18. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке? (Снежинка.)
19. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
20. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (Река.)
21. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Река.)
Основы безопасной жизнедеятельности
Стихи для детей о правилах безопасности на воде.
На высоком берегу,
Дети, не играйте!
Из-под ног уйти земля
Может, так и знайте!
И с обрыва прямо вниз
В воду полетите…
И останется кричать:
«Люди, помогите!!!»
Когда вокруг грохочет гром
И молния сверкает,
Не лезь в открытый водоём!
Ведь всякое бывает…
И если ты в грозу попал,
Не плавай, не купайся…
Лишь только дождик застучал,
На берег выбирайся!
И большим, и детям
Хочется сказать:
В незнакомом месте
Вам нельзя нырять!
Может очень мелкой
Речка оказаться…
А в песок опасно
Головой втыкаться!
Сучья, камни, стёкла
Спрятались на дне –
Их заметить сложно.
В водной глубине…
Катятся волны от лодок с судами…
Спорить не стоит с такими волнами!
Ты по возможности их избегай,
Близко к корабликам не подплывай:
Сверху пловца разглядеть очень сложно,
Затормозить на воде невозможно:
Может водой с головою накрыть,
Может дыхание перехватить…
Будет печальным финал, вероятно:
Вряд ли ты сможешь вернуться обратно…
Пляж буйками окружён
От судов, коряг и волн.
Значит, можно здесь купаться,
Ничего не опасаться.
Веселитесь, как хотите,
Но, пожалуйста, учтите:
Чтобы жизнь не потерять –
За буйки не заплывать!
Не надо безобразничать
И делать дырки в круге;
Не стоит жизнью рисковать
Ни другу, ни подруге.
Но если ты, но если ты
Шалун и злой проказник –
Недалеко и до беды:
Дырявый круг опасен.
Около сточной трубы не купайтесь –
Может вас прямо в трубу затянуть…
И не получится, как ни старайтесь,
Вынырнуть вверх, чтобы воздух глотнуть…
Очень опасно – запомните, братцы! –
Рядом со сточной трубой развлекаться!
Если вы в лодке поплыть захотите,
То обязательно, дети, учтите:
Можно кататься весь день, до заката,
Только раскачивать лодку не надо,
И за красивым цветком не тянуться –
Может судёнышко перевернуться…
Всплыть не сумеешь – тогда быть беде!
Будь осторожен всегда на воде!
Весело качаться детям на волнах
На цветных матрасах, надувных кругах.
Только непременно вы должны узнать:
Далеко не надо в воду заплывать!
Может прохудиться круг или матрас…
Кто спасти успеет из пучины вас?
И перевернуться на волнах легко…
Так что не советуем плавать далеко!
На самодельном плоту по воде
Едут мальчишки вдогонку мечте.
Трое матросов, один капитан
Мчатся на поиски сказочных стран…
Только разъехались брёвна в плоту –
И не догнали мальчишки мечту…
Очень опасно с рекою шутить
И на плоту за мечтою поплыть.
Наблюдения
1. Наблюдения за водой.
Цель: сформировать у детей представления о необходимости воды в жизни людей, дать детям понять, что вода нужна человеку постоянно.
Предложить детям запомнить, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке). Как они её использовали. Много ли им потребовалось воды? Предложить подумать, где ещё можно обнаружить воду? Для чего мы её используем?
2. Наблюдения за испарением воды.
Цель: дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Вместе с детьми налить в мисочки воды. Отметить первоначальный уровень воды. Одну мисочку поставить на солнце, другую в тёмное прохладное место. Ежедневно отмечать, где быстрее исчезнет вода: там, где тепло, или там, где прохладно?
В конце наблюдения обсудить, куда исчезла вода. Закрепить знания детей о том, что капельки воды постоянно путешествуют.
3. Наблюдения за характером дождя.
Цель: показать, что «у природы нет плохой погоды», она прекрасна во всех её проявлениях.
Воспитатель проводит наблюдение за дождем. Перед дождем становится темно, небо покрывается свинцовыми тучами, закрывающими солнце, птицы прячутся в укрытия.
Определить характер дождя (мелкий, моросящий, затяжной, холодный, теплый), сравнить с летним. Чем отличается? Перед дождем на термометре отметить понижение температуры. В октябре все больше пасмурных, серых дней.
4. Наблюдения за облаками.
Цель: предложить детям понаблюдать за облаками.
Напомнить, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Быстро двигаются или медленно? На что похожи облака?
5. Наблюдение, как лёд тает.
В миску положить кубики льда и в течение дня наблюдать, как тает лёд. В конце наблюдения сделать вывод: лёд растаял от тепла и превратился в воду. Лёд – это вода в твёрдом состоянии.
Подвижные игры
Рыбаки и рыбки.
Цель: формировать согласованность двигательных действий.
Игроки-«рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.
Ручейки и озёра.
Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения.
Дети стоят в 2–3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра! » игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.
Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Караси и щука.
Цель: воспитывать внимание и сообразительность.
Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» – находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий. Карасям нельзя трогать камешки руками.
Море волнуется.
Цель: развивать внимательность.
Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).
Правила игры:
1. Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т. д.).
2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешается касаться до играющих.
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии
познавательной активности у дошкольников»
Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.
Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить: оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать по-ставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.
Рекомендации по организации развивающей среды в семье для познавательной активности детей.
Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
• Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
• Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
• Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».
• Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.
• По возможности путешествуйте с ребёнком.
• Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
• Ходите с ребёнком в музеи.
• Проводите совместные наблюдения и опыты.
• Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
• Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
В развивающую среду должны входить:
• измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
• познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
• азбуки картинные, книги для первого чтения;
• былины, мифы, легенды;
• часы настенные и календарь;
• настольно-печатные игры – лото, пазлы;
• настольные игры – домино, шашки, шахматы;
• чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
• оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны дошкольника.
ООД «Как обнаружить воздух»
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, скажите, чего в комнате не видно?
Дети: Воздуха.
Воспитатель: Что вы знаете о воздухе? /Он невидим, прозрачный, бесцветный/.
Воспитатель: Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.
- Да, мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте
сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
-Как вы думаете, что мы с вами вдохнули?
А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите
дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? ( плохо)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
- Молодцы! Сейчас, представьте, что вы ученые, а они работают в лабораториях. У нас тоже работает три лаборатории. Нам нужно разделиться на три группы, подумайте, как лучше это сделать. /По эмблемам/.
- Разделились? Молодцы!
Перед учеными стоит такая задача: постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем - это доказать.
Прошу исследователей воздуха пройти в свои лаборатории /Дети расходятся, садятся за столы, проводят опыты с воздухом, используя приготовленное оборудование и материал/.
Воспитатель: Итак, начинаем заседание ученого совета. О своем открытии расскажут ученые лаборатории №1.
Ребенок: - Мы взяли стакан и на дно его положили бумажную салфетку, затем, повернув стакан отверстием вниз, резко его опустили в аквариум с водой, а потом быстро его вынули из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой. Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Воспитатель: - Есть у кого-то другие мнения? Поздравляю вас с открытием!
Слушаем лабораторию № 2.
Ребенок: - Мы взяли целлофановый мешочек и начали его скручивать со стороны отверстия. Когда мы скручивали то увидели, что он надувается, становится выпуклым. Это доказывает, что в мешочке находится воздух, который и раздувает мешочек.
Воспитатель: - Есть другие мнения? Что ж, поздравляем и вас с открытием!
Воспитатель: - Слушаем ученых лаборатории № 3.
Ребенок: - Мы взяли ком земли, кусочек кирпича, губку и все это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает что в земле, в кирпиче, в губке находится воздух.
Воспитатель: - Есть другие мнения? Поздравляем вас с открытием!
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы доказали, что воздух всюду находится вокруг нас. Имеет ли воздух вес?
Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри? Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Физминутка. АУТОТРЕНИНГ
Вы, наверное, устали?
Воздух поможет вам отдохнуть.
Упр. «Цветочная поляна».
Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себе, что ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Мы с вами оказались на лесной полянке, поют птицы, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его. Какое слово выразит его душистый аромат?
Сделайте глубокий вздох и скажите «АХ».
Возьмите пожалуйста предметы. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?
Имеет ли воздух форму? (Нет)
Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, дыхнуть на ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.
Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? А мы видим воздух? (НЕТ).
Скажите, а воздух имеет вкус? (НЕТ) Мы можем его попробовать? (ДА) Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете? (нет) Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Вывод: значит воздух не имеет вкуса.
А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.)
Предлагаю в этом убедиться. В стаканчиках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в стаканчиках.
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
-Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Вывод: воздух- это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
Воспитатель: - Ребята, помните мы с вами провели опыт: набрали чистой воды в тарелку и поставили на окно. В банку тоже набрали чистой воды и поставили ее на участок около забора со стороны дороги. Что же стала с водой выходные дни? /Она стала грязной/.
Воспитатель: - Почему? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Какая вода чище?
Воспитатель: - Верно, у нас в группе воздух сравнительно чище, чем у дороги.
Назовите еще места, где может быть грязный воздух, которым опасно дышать. /Около заводов, рядом с гаражами, рядом со стоянкой автомобилей, у дороги, где проезжает много машин, около свалок мусора, которые обычно горят, на бензозаправке и т.д./
Воспитатель: - Ребята, приставьте себе чистый город: все цветет, растет, зеленая природа, другой - заводская труба дымит, все заволокло дымом, в каком городе хотели бы вы жить? Почему?
Воспитатель: - Вы маленькие и не можете сделать так, чтобы не дымили заводские трубы, не было огромных свалок, но позаботиться о своем здоровье вы можете. Как? / Не гулять возле дорог, у гаражей, стоянок автомобилей, заводов, свалок, не совершать дальних прогулок в ветреный, пыльный день и т.д./
Воспитатель: Ребята посмотрите это что? (Муз. инструменты).
Что с ними делают. (Играют).
Это ребята духовые инструменты, когда артист играет, он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит и получаются звуки.
Вывод: Когда воздух дрожит, возникают звуки. Звуки бывают только там, где есть воздух.
Воспитатель: - Молодцы, вот и закончилось у нас занятие. Ребята, вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось? Я смогла поднять ваше настроение? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Вот если бы ваше настроение оценивалось бы оценкой от 1 до 10, какую бы оценку вы выбрали бы себе? /Ответы детей/.
Воспитатель: - Спасибо за занятие, сегодня вы доказали, что являетесь настоящими знатоками.
Список использованной литературы:
- Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
- «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М, 2001;
- Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий». М., 2004;
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников: средняя, старшая, подготовительная группы». М., 2005;
- Мотылёва Э. И. «Большая книга экспериментов для дошкольников». М., 2003;
- Жукова В. А. «Познавательные опыты в школе и дома». М., 2002;
- 3аринова А. «Элементарная поисковая деятельность в детском саду» //
- Дошкольное воспитание. 1994. № 7;
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М., 2004 г.
- Рыжова И.А. «Воздух-невидимка»
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 39"
Экспериментирование со снегом, льдом
Группа старшая комбинированной направленности
Дата проведения 23.12.2013
Место проведения участок д/с, группа
Воспитатель Мальгина И.Б.
Экспериментирование со снегом и льдом.
Программное содержание:
Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.
Задачи, цели:
Закреплять знания детей о явлениях природы весной.
Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к природе и своему здоровью.
ТАЯНИЕ СНЕГА
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, в помещении и т.д.
Принесённый в группу снежный ком помещаем в таз. Постепенно он тает, сначала становится рыхлым, затем превращается в воду.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Берём две светлые тарелки: в одну положим снег, а в другую нальём обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотрим воду в тарелках. Сравним ее и выясним, в которой из них был снег (определяем по мусору на дне), и в какой водопроводная вода(она осталась такой же как её налили(чистой). Убедились в том, что снег – это грязная, талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, для питья животным.
2.ПРЕВРАЩЕНИЕ ВОДЫ В ЛЁД
Цели и задачи те же
Ход: В пять формочек для песка наливаем воду: в 1 – обычную, во 2, 3, 4, 5 – подкрашенную: красным, синим, жёлтым, зелёным цветом. Выносим на улицу. На следующий день смотрим – вода превратилась лёд. Освобождаем из формочек, рассматриваем, трогаем.
ВЫВОД: Вода при минусовой температуре превращается в лёд. Лёд прозрачный, красиво переливается на солнце, при ударе может расколоться на много льдинок.
Проводимые с детьми опытно – экспериментальные работы приводят к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта, развивает инициативу.
Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение театральной деятельности в экологическом воспитание дошкольников
Доклад отображает значение различных видов театральной деятельности в экологическом воспитание детей...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....
Значение игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно – образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическо...
"Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего отв...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольника»
Цель проекта:Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.Задачи проекта: Развит...