Статья "Духовно - нравственное развитие дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Богданова Оксана Александровна

В настоящее время крайно важно создать систему духовно - нравственного воспитания в детском саду, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека. Основной целью является воспитание духовно - нравственной личности ребёнка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Также в статье описывается воспитательная и образовательная деятельность по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Богданова О.А.

Муниципальная бюджетная

дошкольная образовательная организация

«Детский сад №13 «Родничок»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Основной целью является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу, охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка – одни из главных задач по развитию духовно - нравственных качеств у детей.

Духовно-нравственное содержание воспитания интегрируются в различные виды детской деятельности: игровая (проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых игр), дидактическая («Православные праздники»), конструктивная («Выложи из палочек», «Моделирование храма»), словесные, подвижные( игры-забавы, народные и хороводные игры).

На занятиях по художественно – эстетическому направлению мы знакомим детей с декоративно – прикладным творчеством на Руси (изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений и т.д.).

Оформление патриотического и православного уголка для детей («Россия, Тамбовщина, Мичуринск»; «Как жили люди на Руси»; «Храмы Мичуринска», «Святые места России», «Православные святые», материалы о православном Мичуринске) происходит непосредственно при участии детей, родителей.

При организации воспитательного процесса по формированию духовно – нравственных ценностей используем следующие формы работы:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей (беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя малая Родина», «День матери»);

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Покров, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы (Илья Муромец, Дмитрий Донской, Александр Невский, Сергий Радонежский, Александр Суворов, Фёдор Ушаков) [1,2];

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией (Успенский храм г. Мичуринска (ЦГЛ);

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей[3];

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Почти каждое занятие предполагает использование в практической части различных видов художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в группе невозможна без привлечения родителей к процессу воспитания. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через: занятия и праздники, совместные мероприятия детей и мам, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, встречи со священнослужителем. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития.

Мы стараемся так организовать жизнь детей в ДОО, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.

Список литературы:

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004

2. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008

3. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...

Роль национальной культуры в духовно-нравственном развитии дошкольников.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом современности. Наиболее эффективным средством формирования нравственной культу...

Музыка - как одно из основных средств в нравственном развитии дошкольников

В этом материале затронуты актуальные вопросы нравственного воспитания детей, суть которой,  заключается в том, чтобы  взрастить в детской душе  любовь к родной природе, к родному дому ...

Социальный проект "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ"

Социальный проект  "Экологическое и нравственное развитие дошкольников, через благоустройство и озеленение территории ДОУ". Наш проект поможет в организации образовательной среды ДОУ, в решении з...

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников»

Проект «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе социально-нравственного развития дошкольников» Цель: повысить качество образовательной работы по социально-нравственному развитию детей группы за счет обе...