СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация на тему

Панфилова Валентина Васильевна

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ:
«ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Воспитатель МБДОУ ДС КВ №14 Панфилова В.В.
Дата проведения: 2015г.
 
 
 
 
  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребёнка, он является активным периодом усвоения социальных норм. В этот период происходит быстрое психическое и физическое становление, обеспечивается интеллектуальное и личностное развитие. Идёт формирование представлений о доступных детскому пониманию конкретных факторах общественной жизни, закладываются основы здоровья, эмоционального благополучия и нравственности, возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности.
    Нередко, однако, окружающие ребёнка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребёнка, рассматривая его как подготовительный к будущей  «настоящей»  жизни. Первые, сколько-нибудь серьёзные требования к ребёнку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдаётся их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идёт стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека. Вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
  В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается  игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
  «Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, звучащему сегодня из уст ребёнка.
  «Давай поиграем, ну давай!» – обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ?
  «Да некогда мне.., не могу.., я устала.., тороплюсь.., не успеваю..» - говорят часто родители своему ребёнку.
  Многие родители смотрят на игру, как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку.
  «Идите, играйте». – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. 
  И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы, в бандитов… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им  «дарят»  взрослые. 
  Говоря об игре, как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно – ролевую игру. 
  Психолог Д. Б. Эльконин даёт такое определение сюжетно – ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
  Сюжет и содержание  игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. 
  Ещё К. Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил такие примеры: «У одной девочки кукла стряпает, шьёт, гладит, у другой – величается на диване, принимает гостей, спешит в театр. У третьей – бьёт людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».
  Сюжетно – ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
    Л. С. Выготский  отмечал, что основой сюжетно ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). 
  Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли. Где развернут игру, и т.д.. Каждый  ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» – сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно – ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, своё представление, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
  Таким образом, в сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно -  изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом. 
  Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Проблемами развития роли в игре занимался наш соотечественник Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребёнком. В ходе развития меняется осознание ребёнком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами  по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.
  Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно – ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет. Содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно – ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства. 
  Сюжетно – ролевая игра появляется в деятельности ребёнка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития.
  Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по её мнению, представляют собой предпосылки сюжетно – ролевой игры.  
  Первый этап – ознакомительная игра. Её содержание составляют действия – манипуляции, которые ребёнок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
  На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта. На этом этапе внимание ребёнка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления  сюжетно – ролевой игры важно научить ребёнка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.
  Третий этап  - сюжетно - отобразительная игра. Этот этап развития игры  относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т.д.).
  На основе глубокого изучения  сюжетно – ролевой игры  детей 3-7 лет, Д. Б. Эльконин выделил  и охарактеризовал четыре уровня  развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями её развития.
  Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры. 
  Роли есть, но они  определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.
  Действия однообразны и состоят  из ряда  повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.
  Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных  с данной ролью. 
  Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности. 
  Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. 
  Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребёнка. Логика и характер действий определяются взятой  на себя ролью.
  Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращённая к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.
  Четвёртый уровень. Основным содержанием  игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети. 
  Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
  Действия развёртываются в чёткой последовательности, строго воссоздающей реальную логику. 
  Для того, чтобы дети достигли высокого уровня сформированной сюжетно – ролевой игры, необходимо систематическое развитие игровых умений и навыков детей, их знаний и впечатлений со стороны взрослых. 
  В последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.
  Ориентируясь на запросы родителей, ДОУ уделяет основное внимание серьёзной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляет в режиме дня дошкольников места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причём, чем старше дети, тем меньше времени у них остаётся для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ.
  Для того, чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чём состоят её педагогические возможности по отношению к ребёнку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Детский сад для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя свои ресурсы. 
  По содержанию игры детей младшего школьного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребёнок не может представить игру до её начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанными взрослыми и связанные с бытом. А. П. Усова  охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действием с кастрюльками, а дочки так и остались ненакормленными.
    Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра.
  На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше ( в семью, в больницу, строителей и др.). Обогащению содержания помогает взаимодействие в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. 
  Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций, дети активно используют речевые комментарии, которые представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развёртывания содержания игры. 
  Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации  сюжетно-ролевой игры в ДОУ:
  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнёра, с которым ребёнок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу. 
  2. Воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ её построения.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику. 
  4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры. 
  Методические рекомендации к развитию сюжетно – ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
  Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями элементарного предметно-игрового взаимодействия ребёнка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий. 
  Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты. 
  Таким образом, уже на первом этапе организации игры нося двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретённые игровые умения. 
  Во второй младшей группе ребёнок способен овладеть ролью. Задача педагога – построить совместную игру с детьми так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребёнка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром – взрослым. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Ролевое поведение ребёнка ориентировано на партнёра (сначала на взрослого, а затем на сверстника).
  Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнёров в ходе игры. 
  Это возможно при соблюдении двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа  от однозначного соответствия ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
  Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации.
  Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребёнка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры -  способу совместного сюжетосложения.
  Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Овладеть сюжетосложением  Н. Я. Михайленко и  Н. А. Короткова предлагают посредством метода  «игра-придумывание», протекающего в чисто словесном плане. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.
  Совместное придумывание рекомендуется начинать с уже известных сюжетов (сюжетов известных сказок).
  Таким образом, следуя методике, игра дошкольников становится разнообразной, активной, творческой, развивающейся деятельностью.
  Успешность сюжетно – ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. 
  Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом полоролевых,  возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
  У мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста наблюдаются различные игровые интересы, избирательность в игровых сюжетах, ролях, игрушках и характере их использования, в организации игрового пространства. Ролевые действия девочек логически выстроены, ролевые действия мальчиков носят нелинейный, непредсказуемый характер.  
  Исходя из наблюдений за самостоятельными сюжетно – ролевыми играми старших дошкольников создаётся копилка игровых сюжетов. Она включает в себя несколько разделов.
  1. Сюжеты, ценность которых проверена временем – сюжетные события с участием героев из  советских мультфильмов, литературных источников («Красная Шапочка», «Золушка», «Айболит», «Снежная королева»). 
  2. Сюжеты нового времени – сюжетные события с участием героев из современных мультфильмов и кинофильмов  («Путешествие смешариков», «Человек-паук», «Мадагаскар» и др.).
  3. Фантазийные сюжеты – «Музей говорящих игрушек», «Волшебный телевизор» и др. 
  Подбирая игровой материал, нужно не забывать, что старшим дошкольникам не следует группировать игрушки по темам «Семья», «Магазин», «Больница» и т.д. Дети подбирают игрушки и материалы для игры сами. Это своеобразный творческий поиск. Необходимо помнить, чем старше дети, тем больше воображаемых действий они могу произвести, тем меньше они нуждаются во внешних опорах в виде игрушек и т.п. Им необходимо иметь характерные атрибуты роли – немного игрушек и набор предметов для самого различного использования. Старший дошкольник больше нуждается в пространстве, чем в игрушках. 
  Правильная организация предметно – игровой среды предполагает и выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.
  Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю. 
  Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
  Для выявления личного опыта детей, их интересов необходимо использовать метод беседы. Беседу предполагается проводить с двумя подгруппами детей: в одну из них войдут девочки, а в другую – мальчики. В ходе беседы рекомендуется использовать следующие вопросы:  
  * Любите  ли вы играть?
  * В какие игры вы чаще всего играете в детском саду?
    * С какими игрушками вам больше всего нравится играть? 
           * Какие игрушки у вас в группе самые любимые?
 * В какие компьютерные игры вы играете дома?
    * Какие у вас самые любимые мультфильмы?
  * Назовите самые любимые мультфильмы?
    * Вы хотели бы поиграть в компьютерную игру, мультфильм, сказку? В какую?
 
  И наконец,  в-третьих, организуя сюжетно – ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном  возрасте  игровой цепочке, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры.  Это сближает педагога с детьми и позволяет ему реализовать поставленные задачи.
         Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при  умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно–ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка–дошкольника.
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_syuzh.rol_._igry.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14                               МУНИЦИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ                                                               У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Воспитатель МБДОУ ДС КВ №14 Панфилова В.В.

Дата проведения: 2015г.

  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребёнка, он является активным периодом усвоения социальных норм. В этот период происходит быстрое психическое и физическое становление, обеспечивается интеллектуальное и личностное развитие. Идёт формирование представлений о доступных детскому пониманию конкретных факторах общественной жизни, закладываются основы здоровья, эмоционального благополучия и нравственности, возрастает активность ребёнка в разных видах деятельности.
          Нередко, однако, окружающие ребёнка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребёнка, рассматривая его как подготовительный к будущей  «настоящей»  жизни. Первые, сколько-нибудь серьёзные требования к ребёнку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдаётся их умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идёт стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека. Вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
         В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается  игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

          «Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, звучащему сегодня из уст ребёнка.
         «Давай поиграем, ну давай!» – обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ?
         «Да некогда мне.., не могу.., я устала.., тороплюсь.., не успеваю..» - говорят часто родители своему ребёнку.

          Многие родители смотрят на игру, как на забаву, как на бесполезную трату времени, ничего не дающую ребёнку.
          «Идите, играйте». – такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей.

          И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы, в бандитов… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им  «дарят»  взрослые.

           Говоря об игре, как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно – ролевую игру.

          Психолог Д. Б. Эльконин даёт такое определение сюжетно – ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщённой форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».
         Сюжет и содержание  игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

          Ещё К. Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил такие примеры: «У одной девочки кукла стряпает, шьёт, гладит, у другой – величается на диване, принимает гостей, спешит в театр. У третьей – бьёт людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

          Сюжетно – ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
          Л. С. Выготский  отмечал, что основой сюжетно ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре).

          Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре – одна из её характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии её развития, решают, как станут раскрывать роли. Где развернут игру, и т.д.. Каждый  ребёнок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки – «скальпеля» – сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полёт фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни ещё долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно – ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, своё представление, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К. Д. Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
         Таким образом, в сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно -  изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребёнку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

          Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Проблемами развития роли в игре занимался наш соотечественник Д. Б. Эльконин. На основе исследований он сделал вывод о том, что центральным в игре является выполнение роли, взятой на себя ребёнком. В ходе развития меняется осознание ребёнком своей роли, появляется критическое отношение к проигрыванию этой роли или исполнению ролей товарищами  по игре, изменяется содержание роли – от отображения действий к изображению отношений между людьми.
         Анализ различных литературных источников по проблеме позволяет выделить в сюжетно – ролевых играх следующие структурные компоненты: игровой замысел, сюжет. Содержание, роли, игровые действия, правила. Эти компоненты, их разворачивание детьми в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми образуют многообразные сюжетно – ролевые игры, занимающие значительное место в жизни детей на всех этапах дошкольного детства.

          Сюжетно – ролевая игра появляется в деятельности ребёнка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития.
 Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по её мнению, представляют собой предпосылки сюжетно – ролевой игры.  

          Первый этап – ознакомительная игра. Её содержание составляют действия – манипуляции, которые ребёнок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
         На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта. На этом этапе внимание ребёнка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления  сюжетно – ролевой игры важно научить ребёнка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

          Третий этап  - сюжетно - отобразительная игра. Этот этап развития игры  относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т.д.).

          На основе глубокого изучения  сюжетно – ролевой игры  детей 3-7 лет, Д. Б. Эльконин выделил  и охарактеризовал четыре уровня  развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями её развития.
         Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

          Роли есть, но они  определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.
         Действия однообразны и состоят  из ряда  повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.
         Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных  с данной ролью.

          Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности.

          Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.

          Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребёнка. Логика и характер действий определяются взятой  на себя ролью.

          Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращённая к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.
         Четвёртый уровень. Основным содержанием  игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

          Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена.
         Действия развёртываются в чёткой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

          Для того, чтобы дети достигли высокого уровня сформированной сюжетно – ролевой игры, необходимо систематическое развитие игровых умений и навыков детей, их знаний и впечатлений со стороны взрослых.

          В последние годы воспитатели отмечают, что дети мало играют вообще и в сюжетно-ролевые игры, в частности. Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.
         Ориентируясь на запросы родителей, ДОУ уделяет основное внимание серьёзной подготовке детей к школе. Большое количество занятий практически не оставляет в режиме дня дошкольников места для игры, и особенно, для длительной сюжетно-ролевой игры. Причём, чем старше дети, тем меньше времени у них остаётся для игры. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в ДОУ.
         Для того, чтобы вернуть в детский сад полноценную сюжетно-ролевую игру, необходимо, прежде всего, хорошо понимать, в чём состоят её педагогические возможности по отношению к ребёнку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры. Детский сад для этого может создать все необходимые условия, эффективнее используя свои ресурсы.

          По содержанию игры детей младшего школьного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребёнок не может представить игру до её начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанными взрослыми и связанные с бытом. А. П. Усова  охарактеризовала такие игры как игры-действия. Причём интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребёнка. Например, Оля усадила своих дочек за стол, пошла готовить обед, увлеклась действием с кастрюльками, а дочки так и остались ненакормленными.
          Однако на границе третьего и четвёртого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра.
         На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определённым сюжетам, в которые они играли и раньше ( в семью, в больницу, строителей и др.). Обогащению содержания помогает взаимодействие в игре, когда каждый вносит что-то своё, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребёнком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса.

          Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций, дети активно используют речевые комментарии, которые представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развёртывания содержания игры.

          Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации  сюжетно-ролевой игры в ДОУ:
        1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнёра, с которым ребёнок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

         2. Воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ её построения.
        3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

         4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

          Методические рекомендации к развитию сюжетно – ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.
         Первая младшая группа. Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями элементарного предметно-игрового взаимодействия ребёнка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.
         Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.

          Таким образом, уже на первом этапе организации игры нося двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретённые игровые умения.

          Во второй младшей группе ребёнок способен овладеть ролью. Задача педагога – построить совместную игру с детьми так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребёнка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнёром – взрослым. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Ролевое поведение ребёнка ориентировано на партнёра (сначала на взрослого, а затем на сверстника).

          Средняя группа. Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнёров в ходе игры.

          Это возможно при соблюдении двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определённой ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа  от однозначного соответствия ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
         Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации.
         Старший дошкольный возраст. В этот период усиливается стремление ребёнка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры -  способу совместного сюжетосложения.

          Совместная игра со взрослым по-прежнему является ведущим методом на первом этапе освоения сюжетосложения. Овладеть сюжетосложением  Н. Я. Михайленко и  Н. А. Короткова предлагают посредством метода  «игра-придумывание», протекающего в чисто словесном плане. Такая игра для дошкольников доступна только совместно со взрослым. В самостоятельной игре дети возвращаются к игрушкам, но полученные умения по придумыванию сюжетных линий помогают им полно и согласованно реализовывать свои игровые замыслы.
         Совместное придумывание рекомендуется начинать с уже известных сюжетов (сюжетов известных сказок).

          Таким образом, следуя методике, игра дошкольников становится разнообразной, активной, творческой, развивающейся деятельностью.
         Успешность сюжетно – ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

          Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно-игровой среды с учётом полоролевых,  возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
         У мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста наблюдаются различные игровые интересы, избирательность в игровых сюжетах, ролях, игрушках и характере их использования, в организации игрового пространства. Ролевые действия девочек логически выстроены, ролевые действия мальчиков носят нелинейный, непредсказуемый характер.  

          Исходя из наблюдений за самостоятельными сюжетно – ролевыми играми старших дошкольников создаётся копилка игровых сюжетов. Она включает в себя несколько разделов.
        1. Сюжеты, ценность которых проверена временем – сюжетные события с участием героев из  советских мультфильмов, литературных источников («Красная Шапочка», «Золушка», «Айболит», «Снежная королева»).

         2. Сюжеты нового времени – сюжетные события с участием героев из современных мультфильмов и кинофильмов  («Путешествие смешариков», «Человек-паук», «Мадагаскар» и др.).
        3. Фантазийные сюжеты – «Музей говорящих игрушек», «Волшебный телевизор» и др.

         Подбирая игровой материал, нужно не забывать, что старшим дошкольникам не следует группировать игрушки по темам «Семья», «Магазин», «Больница» и т.д. Дети подбирают игрушки и материалы для игры сами. Это своеобразный творческий поиск. Необходимо помнить, чем старше дети, тем больше воображаемых действий они могу произвести, тем меньше они нуждаются во внешних опорах в виде игрушек и т.п. Им необходимо иметь характерные атрибуты роли – немного игрушек и набор предметов для самого различного использования. Старший дошкольник больше нуждается в пространстве, чем в игрушках.

          Правильная организация предметно – игровой среды предполагает и выполнение воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности.

          Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая к случаю.

          Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками.
         Для выявления личного опыта детей, их интересов необходимо использовать метод беседы. Беседу предполагается проводить с двумя подгруппами детей: в одну из них войдут девочки, а в другую – мальчики. В ходе беседы рекомендуется использовать следующие вопросы:  

          * Любите  ли вы играть?
        * В какие игры вы чаще всего играете в детском саду?
           * С какими игрушками вам больше всего нравится играть?

           * Какие игрушки у вас в группе самые любимые?

 * В какие компьютерные игры вы играете дома?
           * Какие у вас самые любимые мультфильмы?
          * Назовите самые любимые мультфильмы?
           * Вы хотели бы поиграть в компьютерную игру, мультфильм, сказку? В какую?


         И наконец,  в-третьих, организуя сюжетно – ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном  возрасте  игровой цепочке, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры.  Это сближает педагога с детьми и позволяет ему реализовать поставленные задачи.
        Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при  умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно–ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка–дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.Задачи:1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошко...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

ВВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ – ПРАКТИКУМЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОСТ» Тема: «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Так как  огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, то логично повышать экологическую культуру детей через игровую деятельность. Она является э...

Выступление на семинаре - практикуме "Методические рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми дошкольников" по теме "Детство - это игра, игра - это детство"

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от педагога большого мастерства и педагогического такта. Самое сложное и важное - обдумать задачи и приёмы воспитания детей в игре....

Сообщение на семинаре-практикуме «Методические рекомендации по руководству сюжетно – ролевыми играми дошкольников» «Лучики добра»

Авторские игры по ознакомлению дошкольников с понятием «благотворительность» на основе модели «Лучики добра» могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возр...

Методическая разработка "План семинара-практикума с использованием формата "Мировое кафе" по теме "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Формирование основ финансой грамотности - актуальное направление  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой дошко...