Дополнительная образовательная программа «Картинка без запинки»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Воронина Валентина Филипповна

Программа представлена в форме практико-ориентированного педагогического взаимодействия, ориентированного на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы, на основе ТРИЗ - технологии (методика «Картинка без запинки»).  

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Принято                                                                Утверждено

               Педагогическим советом                                    приказом

              Протокол №1                                                        МДОАУ «Детский сад №20»

     29.08.2014 год                                                        от  29. 08. 2014  № 449

Дополнительная образовательная программа

«Картинка без запинки»

социально-педагогической  направленности

срок освоения 1 год

Автор: воспитатель

Воронина В.Ф.

Нефтеюганск 2014

Содержание

  1. Целевой раздел

4

  1. Пояснительная записка ...……………………………………………...

4

  1. Характеристика контингента воспитанников ………………………

6

  1. Цель, задачи, принципы ………………………………………………

7

  1. Планируемые результаты работы ……………………………………

8

  1. Содержательный  раздел …………………………………………………

9

  1. Программно-методическое обеспечение

9

  1. Учебный план работы с воспитанниками …………………….

10

  1. Перспективно-тематический план образовательной деятельности с воспитанниками  ……………….

11

  1. Организационный раздел

15

  1. Формы реализации программы ………………………………………

15

  1. Формы работы с воспитанниками ……………………………………

18

  3.3.Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения  программы………………………………………….

21

3.4.Перечень дидактических игр и пособий ……………………………..

23

3.5.Материально-техническое оснащение …………………………

26

3.6.Перспектива дальнейшего развития программы ………………………….

28

3.7.Литература …………………………………………………………….

29

3.9.Приложение………………………………………………………….

30

                                      «Триз-технология как средство

развития  речевой творческой деятельности

детей подготовительной группы»

    Паспорт программы

Наименование характеристик

Содержание  характеристик

Тема

«Картинка без запинки»

Технология ТРИЗ как средство развития  речевой творческой деятельности детей подготовительной группы по методике Т.А.Сидорчук

Автор – разработчик программы

Воронина Валентина Филипповна        воспитатель МДОАУ «Детский сад №20»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение города Нефтеюганска

«Центр развития ребенка – детский сад №20»

Период формирования и функционирования педагогического опыта

2014-2015г

Адрес внедряемой программы

628311, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск, 8а микрорайон, здание № 29.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа представлена в форме практико-ориентированного педагогического взаимодействия, ориентированного на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы, на основе ТРИЗ - технологии (методика «Картинка без запинки»).  

В ТРИЗ - технологии речевая творческая деятельность - это система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь.

        Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в котором человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него различных  задач. Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных проблем в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном Законе от 29.12.2012 № 273-Ф З «Об образовании в Российской Федерации», является одной из социально значимых задач современного общества. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет  учиться.  Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, предложенный  Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вместе с тем,  анализ практики показывает, что существующая система воспитания в дошкольных образовательных учреждениях ориентирована, прежде всего,  на освоение предметного содержания, на выполнение внешне заданных целей, что препятствует развитию творчески активной личности.

Актуальность  темы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. 

В российском образовании существует педагогическая система,  называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач).     Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. С.И. Гин писала: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка».

1.2. Характеристика контингента воспитанников

У детей 6-7 лет продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.3 Цели и задачи программы

Цель программы - проектирование организованной образовательной деятельности, направленной на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы средствами методики «Картинка без запинки» ТРИЗ - технологии.

Для решения заданной цели реализовать следующие задачи:

1.Разработать модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие речевой творческой деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

2.Разработать и апробировать механизмы внедрения методики «Картинка без запинки» при организации непосредственно образовательной деятельности:

2.1.Подобрать картины с анализом смысловой проблематики различных жанров.

2.1.Разработать  технологическую карту непосредственно-образовательной деятельности, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности.

2.1.Создать картотеку  дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», направленных на развитие речевой творческой деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

2.2.Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие  речевой творческой деятельности детей

2.3.Определить критерии и показатели развития речевой творческой деятельности детей подготовительной группы.

2.4.Разработать мониторинг результатов развития речевой творческой деятельности.

3.Организовать взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями) и педагогами дополнительного образования по развитию речевой творческой деятельности детей подготовительной группы

Объект  программы: организация непосредственно образовательной деятельности на основе ТРИЗ - технологии по развитию речевой творческой деятельности детей подготовительной группы.

  1. Планируемые результаты 

В  ходе реализации проекта созданы методические продукты:

-модель организованной-образовательной деятельности, ориентированной на развитие речевой творческой деятельности;

- механизмы внедрения методики «Картинка без запинки» при организации организованной образовательной деятельности;

- картотека  дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», направленных на развитие речевой творческой деятельности;

- технологическая карта организованной-образовательной деятельности, ориентированная на развитие речевой творческой деятельности;

 -создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая развитие  речевой творческой деятельности детей старшего  дошкольного возраста;

- определены критерии и показатели развития речевой творческой деятельности детей старшего  дошкольного возраста;

- разработан мониторинг результатов развития речевой творческой деятельности.

2.1.Содержательный раздел

Программно- методическое обеспечение программы

Механизм  внедрения методики  «Картинка без запинки» в основную образовательную программу дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 20».

Теоретико-методологическая основа программы:

Автор

Концепция

Взяли за основу

Теория  Л.С. Выготского о процессах обучения.

Обучение  и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время оно само опирается на актуальное развитие.

Обучение  должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Обучение будет развивающим только тогда, когда оно будет осуществляться в зоне ближайшего развития.

Теория А.А. Гин

Принципы педагогического воздействия на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Принципы:

- свободы выбора

- открытости

- деятельности

- обратной связи

- идеальности

Сидорчук Т.А.

Формирование навыков творческой деятельности детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологий

-Обучение детей созданию образных характеристик объектов

-Составление дошкольниками рифмованных текстов

-Обучение детей составлению творческих рассказов по картине

-Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания

Теория Г.А. Альтшуллера

Алгоритм решения изобретательских задач

Усвоение обобщённых алгоритмов организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Теория И. Н. Мурашковской                

                

                

                

                

Методика «Картинка без запинки»

Научить воспитанников «сознательно выражать свои мысли и чувства в таких языковых формах, которые будут полностью понятны слушателям и читателям, которые побуждают к деятельности их ум, чувства или желания»

2.2.Учебный план работы с воспитанниками

Расчет времени

Группа

Кол-во занятий

в нед./ в год

мин в нед/в год

Кол-во занятий

в нед./ в год

мин в нед/в год

Кол-во занятий

в нед./ в год

мин в нед/в год

Подготовительная А группа

Подготовительная Б группа

Подготовительная В группа

ТРИЗ

«Картинка без запинки»

1

30

36

1080

1

30

36

1080

1

30

36

1080

18ч.00мин

18ч.00мин

18ч.00мин


2.3.Перспективно- тематический  план работы с воспитанниками

Месяц

неделя

«Картинка без запинки» ТРИЗ - технология

Содержание

Сентябрь

1неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .Знакомство с волшебником «Дели»   Игра с «подзорной трубой»

Цель:  Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

2 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .Знакомство с волшебником  «Дели-Давай»                        

Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами

3 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» Игра «Живые картинки». Цель: Учить ориентироваться в двухмерном, трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

4 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» Составление  загадки  2.Игра «Угадай по описанию»                 

Цель: Учить детей выделять признаки объектов

Октябрь

1неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .Знакомство с волшебниками: « Я ощущаю запах» «Я слышу звук»  «Я пробую на вкус»      

 Цель: Учить представлять возможных волшебников по их функции  передавать  свои представления в рассказе

2 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .Кто о чем говорит»

Цель: Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины

3 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .Знакомство с волшебниками: «Я Вижу» «Я пробую на вкус»,  «Я ощущаю лицом и руками»                         

 Цель: Учить представлять возможные волшебников по их функции  передавать  свои представления в рассказе

4 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» ."Друзья и недруги". (Поиск и формулировка причинно-следственных связей)

.Игра «Угадай по описанию»                 

 Цель: Учить детей выделять признаки объектов

5 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .1.Составление  загадки

Цель: Формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки

Ноябрь

1неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами». Машина времени «Что было, что будет»                        

 Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

Игра «Выбери признак, который есть у других объектов»                    

Цель: Учить детей выделять характерные и специфические значения признаков объекта

2 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами» .В гости пришли волшебники времени

Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени

3 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами».Игра «Угадай по описанию»                   

Цель: Учить детей выделять признаки объектов

«Я назову признак, а вы перечислите его значения»                    

 Цель: Учить детей подбирать разные значения одному признаку

4 неделя

Тема: Картина «Кошка с котятами».Составление рассказа по картине

Цель: Учить составлять рассказы самостоятельно по плану, предложенному воспитателем

Декабрь

1неделя

Тема: Картина «У елки» 1. «Дели»  Игра с «подзорной трубой»

Цель: Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

2 неделя

Тема: Картина «У елки» 2.«Дели-Давай»                        

 Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами

3 неделя

Тема: Картина «У елки» Составлять сравнения, загадки и метафоры

Цель: Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей

4 неделя

Тема: Картина «У елки». Составлять рифмованные тексты по мотивам содержания картин

Цель: Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество

5 неделя

Тема: Картина «У елки» 1.Составление рассказа от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

Январь

1неделя

Тема: Картина «У елки». Волшебники: «Я Вижу», волшебник «Слыш», «Я запах», «Я вкус», «Я чувствую руками и кожей»

Цель: Учить представлять возможные запахи, ощущения. Предложить составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками»                            

2 неделя

Тема: Картина «У елки». Игра «Подбери такое же по цвету»              

Цель: Упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.  

Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты

Цель: Формировать умение составлять загадки, опираясь на характерные признаки

3 неделя

Тема: Картина «У елки». Составление рассказа от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

Февраль

1неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «На рыбалке» 1.Деление картинки на части. 2.Объединение частей.                  3.Параллельная работа со словарем. 4.Составление загадок. 5.Выстраивание временной последовательности»                            

2 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «На рыбалке»

.Составление образных характеристик с помощью органов чувств.  Прием вхождения в картину  Волшебники                    1.«Я слышу, как журчит вода». 2.«Я Вижу»  3.«Я чувствую»  

Цель: Учить представлять возможных волшебников по образным характеристикам с помощью органов чувств       

3 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «На рыбалке». Составление загадки по технологии Нестеренко

Речка какая?  Что такое же?

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

4 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «На рыбалке» .Волшебник «Отставай-Забегай»  Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

 Цель: Учить выстраивать временную последовательность

Март

1неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц»

Тренинги

1.Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.

2.Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

3.Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

2 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц» 

Составление загадок по технологии А. Нестеренко

Цель: Формировать умение составлять загадки по схеме, предложенной воспитателем.

3 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц»

4 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц». Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

Цель: Учить выстраивать временную последовательность

Апрель

1неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц»» Тренинги

1.Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.

2.Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

3.Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений

2 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц» 

Составление загадок по технологии А. Нестеренко

Цель: Формировать умение составлять загадки по схеме, предложенной воспитателем.


3 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц»

Составление загадок по технологии А. Нестеренко

Цель: Формировать умение составлять загадки по схеме, предложенной воспитателем.

4 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц» Словесное рисование картинки

Цель: Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

5 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц» Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени.

 Цель: Учить выстраивать временную последовательность.

Май

1неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Утро» Тренинги

1.Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.

2.Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

3.Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений

2 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Утро» Составление загадок по технологии А. Нестеренко

Цель: Формировать умение составлять загадки по схеме, предложенной воспитателем

3 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Утро» Словесное рисование картинки

Цель: Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

4 неделя

Тема: Игровое рассказывание по картине «Утро» 1.Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

 Цель: Учить выстраивать временную последовательность


3.Организационный раздел

3.1.Формы реализации программы:

-интеграция  методов и приемов ТРИЗ-технологии в содержание основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ «Детский сад № 20»;

-определенный набор дидактических средств ТРИЗ;

-организация предметно-развивающей среды;

-система мониторинга речевой творческой деятельности детей подготовительной группы

Методы и способы деятельности:

Для решения задач используются определенные методы ТРИЗ-технологии:

ТРИЗ-педагогика

Содержание

ТРИЗ – методы

Методики

Методика «Картинка без запинки»

ТРТЛ – теория развития творческой личности (РТВ)

Основные инструменты ТРТЛ – жизненная стратегия творческой личности и трехэтапная стратегия продвижения вверх (построения системы целей).

Методики  развития качеств творческой личности помогают выбрать достойную цель и ее реализовать, то есть помогает реализоваться человеку как творческой личности.

Модели, используемые для анализа характера и поступков.

 Базовая модель описания Элемента (материального и нематериального): Элемент – Имя признака – Значение признака.

«Точка зрения»

«Ролевые модели»

Шкала ценностей

Модели загадок Морфологический анализ объекта исследования, построение морфологических таблиц

«Раскадровка»

Составь картинки

Связи и взаимодействия между объектами

Характеристики

объектов и действий

Копилка образных характеристик

События предшествующие и последующие

Разные точки зрения

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств

Описание объекта, изменяемого во времени.

3.1.1Реализация программы осуществляется в 3 этапа:

Механизм реализации проекта

1 этап

2 этап

3 этап

Концептуально-мотивационный этап

Содержательно-технологический этап

Рефлексивно-оценочный этап

-Проведение анализа настоящего состояния образовательного процесса для определения необходимых изменений в существующей педагогической системе;

-формирование целевой установки, выработка главных ориентиров педагогической деятельности.

-Разработка организационно-содержательных моделей образовательного процесса в контексте внедрения ТРИЗ – технологии;

-отработка содержания деятельности и структуры собственной педагогической системы.

-Внешняя экспертиза и диагностика

результатов;

-формулирование дальнейших путей развития собственной педагогической системы.

Результат

Обновление  совершенствование собственной педагогической системы для достижения новых образовательных результатов

3.1.2. План реализации программы

Реализация программы осуществляется в соответствии планом

Этап

Содержание

Мероприятия

Срок

1.

Концептуально-мотивационный этап

 (2013-2014 учебный год)

-проведение анализа настоящего состояния образовательного процесса для определения необходимых изменений в существующей педагогической системе;

-формирование целевой установки, выработка главных ориентиров педагогической деятельности.

 Изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических источников по методике «Картинка без запинки»,

Июнь - август, 2014

Самообразование    по методике «Картинка без запинки».

Июнь -август, 2014

Участие в образовательных семинарах на базе МДОАУ «Детский сад № 20»  по освоению методики «Картинка без запинки».

сентябрь, 2014

Результат

2014-2015 учебный год

Программа «Технология ТРИЗ как средство развития  речевой творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Результат

содержательно - организационные модели образовательного процесса;

-сценарии организованной-образовательной деятельности, мероприятий;

-диагностический инструментарий

Публикация  наработанных материалов в печати и информационной сети Интернет.

3.2.Формы работы с воспитанниками

На начальном этапе была разработана модель непосредственно-образовательной деятельности, ориентированной на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы

Модель непосредственно-образовательной деятельности показывает интеграцию содержания основной программы дошкольного образования  МДОАУ «Детский сад № 20»  и внедрение ТРИЗ - технологии (методика «Картинка без запинки»).

Разработаны и апробированы механизмы внедрения методики «Картинка без запинки» при организации организованной образовательной деятельности:

-создание картотеки  дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», тематического планирования, направленных на развитие речевой творческой деятельности детей подготовительной группы

-конструирование технологической карты организованной образовательной деятельности, позволяющей отразить содержание и интеграцию образовательных областей по  развитию речевой творческой деятельности детей старшего  дошкольного возраста.

Технологическая  карта организованной образовательной деятельности

Образовательная область

Речевое развитие

Интеграция программы   «Картинка без запинки»

Основная образовательная программы МДОАУ «Детский сад № 20»

Методика «Картинка без запинки»

  • Развивать связную монологическую речь: учить составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
  • Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество
  • Расширять представления детей о культуре речевого общения
  • Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно
  • Перечислять объекты на картине;
  • Находить на картине взаимосвязи между объектами;        
  • Составлять сравнения, загадки и метафоры;
  • Представлять возможные ощущения с помощью разных органов;
  • Составлять рифмованные тексты по мотивам содержания картины;
  • Определять местонахождения объекта на картине;
  • составлять речевые зарисовки, используя разные точки зрения;
  • описывать объект, изменяемого во времени (определить время года и части суток);
  • Находить смысловые характеристики на картине.

Интеграция образовательных областей

Восприятие  художественной литературы

Речевое развитие

Восприятие  художественной литературы

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование самой организованной образовательной деятельности строится на основе модели (приложение №1):

 Например:

Тема непосредственно-образовательной деятельности

Составление описательного рассказа по картине  «Утро» Т.Н. Яблонской

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Составить алгоритм для описания портрета с детьми и его схематическое обозначение.

  1. Способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи,  рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся).
  2. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность.

3.Формировать умения  детей старшего дошкольного возраста рассматривать портрет и задавать вопросы.

1.Способствовать формированию коммуникативных навыков.

2.Обучать детей изложению своих мыслей в форме связного монолога по изображённому на портрете.

Оборудование

  1. Репродукция картины Т.Н. Яблонской “Утро”
  2. Проектор
  3. Интерактивная доска
  4. Аудиозапись утренней зарядки

Организационная структура занятия

1.Замысел

Задача: актуализация имеющихся знаний, выход на замысел

Приемы  и

методы «Картинки без запинки»

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Форма

организации

деятельности

воспитанников


3.3.Система мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов в  развитии речевой творческой деятельности

№ п/п

Ф.И. ребенка

Перечисление объектов на картине игра  «Подзорная труба»

Нахождение на картине взаимосвязей между объектами игра «Ищу друзей».

Составление сравнений, загадок и метафор игра "Да-Нет"

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств игра  «Вхождения в картину»

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины Игра «Склад-несклад»

Определение местонахождения объекта на картине игра «Да - нет» на плоскости

Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения игра «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь»

Описание объекта, изменяемого во времени (определить время года и части суток) игра «Машина времени»

Нахождение смысловых характеристик на картине игра «Ромашка мудрости»

1

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2

3

4

5

6

7

8

9

10

           Условные обозначения:  1 не справляется; 2 частично справляется; 3 справляется


По результатам возможных достижений определяется уровень развития речевой творческой деятельности.

Взаимодействие с родителями воспитанников (законными представителями)  по развитию речевой творческой деятельности.

 Родителям предлагается одна из наиболее эффективных форм работы - заочное консультирование через страничку на Интернет сайте дошкольного образовательного учреждения, куда помимо общих рекомендаций по развитию речи детей входит "Игротека" - подборка практических игр и упражнений на обогащение и развитие словаря в домашних условиях, а также записанные под диктовку детей рассказы по картинам, сериям сюжетных картинок, творческие рассказы ребят, которые позволяют родителям сравнить успехи собственного ребёнка с успехами сверстников, обговорить с воспитателем пути преодоления трудностей.

Организация взаимодействия со  специалистами МДОАУ «Детский сад № 20» (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования) по развитию речевой творческой деятельности строится на основе единого содержательно – технологического образовательного пространства.


3.4.Перечень дидактических игр и пособий

Для эффективной организации образовательного   процесса создана картотека дидактических игр, творческих заданий, тренингов по методике «Картинка без запинки», направленных на развитие речевой творческой деятельности старших дошкольников (Приложения №2).

Например:

Картотека  дидактических игр

Параметр речевой творческой деятельности

Название  игры

Цель

Целевые ориентиры

Методические рекомендации

Перечисление объектов на картине

Игра с «подзорной трубой»

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

Перечисляет объекты на картине

Схематически изображает объекты на листе бумаги

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Детям предлагается перечислить как можно больше объектов на картине.

Картотека творческих заданий по развитию речевой творческой деятельности (Приложение №3)

Название  игры

Цель

Методические рекомендации

«О ком? О чем?»

«Угадай по описанию»

Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Учить детей выделять признаки объектов

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям ответить на вопросы:

1. О каком объекте идет речь?

  1. Какими признаками наделен объект?
  2. Какие действия он совершал?
  3. Какой вывод сделал автор? Игровой мотив: соревнование - кто быстрее ответит на четыре вопроса воспитателя.
  4. Показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет и передает другому, нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Картотека интеллектуальных тренингов на основе содержания картины (Приложение №4)

Название тренинга

Цель

Правила

Значение

"Кто больше увидит"

(Анализ содержания картины).

Побуждать детей называть как можно большее число объектов, изображённых на картине.

Дети должны называть отдельные объекты, как бы рассматривая каждый из них в фокусе личного восприятия. Когда большинство объектов перечислено, можно предложить назвать все части одного из выбранных объектов.

Формируется умение анализировать содержание целого, определять его структуру или строение.

"Друзья и недруги". (Поиск и формулировка причинно-следственных связей)

Упражнять детей в классификации объектов, изображённых на картине, по заданному признаку, в установлении причинно-следственных связей физического и эмоционально-духовного плана.

Выбираются два объекта, между которыми ребёнок обязательно должен обнаружить и сформулировать связь по заданному или произвольно выбранному признаку (например: найди всех друзей ёлочки, она дружит с деревьями; объясни, почему ёлочка дружит с зайчиком?)

Формируются навыки логического мышления, осознаётся закон всеобщей связи и взаимозависимости.

               

 Основой  эффективности  образовательного процесса для развития  речевой творческой деятельности является предметно-развивающая среда, в которой основной компонент – демонстрация и тренинг работы с творческими заданиями и задачами. При этом воспитатель учитывает и развивает качества, необходимые творческой личности: умение ставить цель глобального и локального характера, планирование реализации цели, упорство и работоспособность по выполнению намеченного, умение противостоять внешним обстоятельствам, мешающим выполнению плана, умение решать творческие задачи и анализировать результаты как посыл к новому целеполаганию.

                Предметно развивающая среда групповой комнаты содержит материалы на определение признаков, причинно-следственных связей, обучению постановки  вопросов и др. (Приложение №5).

   Для разработки педагогической диагностики были определены критерии  и показатели развития речевой творческой деятельности на основе методики «Картинка без запинки».

   Возможные достижения  результатов развития речевой творческой деятельности детей  подготовительной группы проводится средствами дидактических игр 3 раза в год.


3.5. Материально-технические оснащение 

Для обеспечения образовательного процесса, реализации задач программы в детском саду создана необходимая материально – техническая база. В учреждении функционируют: физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога, библиотека, помещение для дополнительного образования;

- литература: детская художественная литература, методическая, психолого-педагогическая, научно-популярная;

- методические пособия (картины, репродукции и др.);

- оборудование: компьютеры, принтеры, сканеры, магнитофоны.

3.7.1.Кадровое обеспечение.

МДОАУ «Детский сад №20» укомплектован педагогическими кадрами. В детском саду работают: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования. Педагоги имеют высокий профессиональный уровень.

3.7.2.Целевая аудитория

 Целевую группу представляют воспитанники подготовительной группы. Общий охват на сегодняшний день – 27 воспитанников и их родители.

Участники

Число

Принцип выбора

Что получает?

1.

Воспитатели

2

Стремление к профессиональ-

ному развитию

-Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми по развитию речи и творческих способностей;

-Проведение мониторинга результатов развития речевой творческой деятельности детей  подготовительной группы -Осуществление анализа и корректировки речевой предметно-развивающей среды.

2

Специалисты логопед, психолог), педагоги дополнительного образования

6

Решение задачи по обеспечению качества образования детей

-Изучение и корректировка  психолого – педагогического  сопровождения  воспитательно-образовательной работы по развитию речи в подготовительной группе

3.

Воспитанники  

27

6-7лет

-Положительное эмоциональное отношение к непосредственно-образовательной деятельности

-Познавательная активность и интерес

-Расширение кругозора, появление  стремления к новизне, к фантазированию.

4.

Родители

27

Желание принимать непосредственное участие в образовательном процессе.

Проявление творческой активности родителей, интереса к творчеству и развитию собственных детей.

 

3.6. Перспективы дальнейшего развития программы

Программа направлена на достижение новых образовательных результатов, учитывает возрастные, индивидуальные, особенности детей, позволяет в дальнейшем решать проблемы успешной адаптации воспитанников  к школе, так как высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение способствует формированию умений и желаний учиться. Программа предполагает возможность профессиональной самореализации педагогов, так как отличается гибкостью: возможны различная тематика, методы доведения, свобода выбора конкурсных мероприятий, вариантов предъявления, сотрудничества. При успешной реализации программы возможно дальнейшее его развитие: увеличение охвата контингента участников путём сетевого взаимодействия  с педагогами дошкольных образовательных учреждений города Нефтеюганска.  В этом случае возможно развитие содержания программы. Кроме того, данная программа может найти своё применение в сфере дополнительного образования,  иметь своё продолжение в начальной школе, среднем и старшем звене.

Экономическая эффективность педагогического опыта с точки зрения соотнесения затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей обусловлена новыми деятельностными методами, активными формами, в результате применения которых достигнуты высокие результаты педагогической деятельности.

3.9. Литература.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.    М.,1991.
  2. Гин С.И. Мир человека. М., 1993.
  3.  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
  4. «Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук. Челябинск, 2000
  5. Корзун А.В. Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.
  6. Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
  7. Мурашковская И.Я., Валюмс Н.П. Картинки без запинки. СПб,  1995.
  8. Нестеренко А. А. Страна Загадок 1995.
  9. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Обнинск, 1998.
  10. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. 2000.
  11. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997.
  12. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников (методика пособия для педагогов дошкольных учреждений) 2004.
  13. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
  14. Творческие задания в работе с дошкольниками /Под общ.  ред. Сидорчук. Челябинск, 2000.
  15. Эльконин Д.В. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. – М., 1960.

3.9.Приложение

        Календарное планирование программы

Сентябрь

3 неделя

4 неделя

1.Знакомство с волшебником «Дели»   Игра с «подзорной трубой»

Цель:  Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

1.Знакомство с волшебником  «Дели-Давай»                                                            Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами

                                                                       Октябрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

Картина «Кошка с котятами»

1.Знакомство с волшебниками:                   « Я ощущаю запах»                         «Я слышу звук»  «Я пробую на вкус»         Цель:                              Учить представлять возможности волшебников по их функции  передавать  свои представления в рассказе

2.Кто о чем говорит» Цель: Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины

1.Знакомство с волшебниками:             «Я Вижу»                          «Я пробую на вкус»       «Я ощущаю лицом и руками»                          Цель:                              Учить представлять возможные волшебников по их функции  передавать  свои представления в рассказе

 

  

"Друзья и недруги". (Поиск и формулировка причинно-следственных связей)

2.Игра «Угадай по описанию»                   Цель: Учить детей выделять признаки объектов

1.Составление  загадок и метафор по картине.

1.Алгоритм мыслительных действий:

а) «Вхождение в картину»

б) Выбор органа чувств, который помогает путешествовать по картине.

в) Речевая зарисовка ощущений.

Ноябрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Картина «Кошка с котятами»

1.Машина времени «Что было, что будет»                           Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.

2.Игра «Выбери признак, который есть у других объектов»                     Цель:                  Учить детей выделять характерные и специфические значения признаков объекта

1.В гости пришли волшебники времени                  Цель: Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.

 

2.Игра «Угадай по описанию»                   Цель: Учить детей выделять признаки объектов

2. «Я назову признак, а вы перечислите его значения»                     Цель: Учить детей подбирать разные значения одному признаку

1.Составление рассказа по картине.

Декабрь

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

Картина «У елки»

1. «Дели»  

Игра с «подзорной трубой»

Цель:                              Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображенного на картине

2.«Дели-Давай»                          Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами

1.Составлять сравнения, загадки и метафоры

Цель:                       Развивать словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей

1.Составлять рифмованные тексты по мотивам содержания картин Цель:                          Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество

 

1.Составление рассказа от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

1. Волшебники: «Я Вижу», волшебник «Слыш», «Я запах», «Я вкус», «Я чувствую руками и кожей»

Цель: Учить представлять возможные запахи, ощущения. Предложить составить рассказ на тему: «Я ощущаю лицом и руками»                            

        Январь

2неделя

3неделя

4неделя

1.Игра «Подбери такое же по цвету»              Цель: Упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.    2.Составление открытых описательных загадок, которые подходят под разные объекты

1.Составление рассказа от лица разных героев

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

1.Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумать рассказ, используя в нем словесные обороты , характеризующие временные отрезки (до того как..,; после того как..; утром…потом..,В прошлом; в будущем, днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной)

        

Февраль

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Игровое рассказывание по картине «На рыбалке»

1.Деление картинки на части.   2.Объединение частей.                  3.Параллельная работа со словарем. 5.Составление загадок.

6.Выстраивание временной последовательности»                            

1.Составление образных характеристик с помощью органов чувств.               Прием вхождения в картину      Волшебники                    1.«Я слышу, как журчит вода».                      2.«Я Вижу»                      3.«Я чувствую»          

1.Составление загадки по технологии Нестеренко

Речка какая?                     Что такое же?

Цель: Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица

1.Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность

Март

1неделя

 2неделя

3неделя

                      4неделя

Тренинги 1.Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.   2.Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.   3.Упражнение  придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений.

Составление загадок по технологии А. Нестеренко

 

Трнинги:                       Какие деревья изображены на рисунке?                                                  Д. Высокие, стройные, пушистые, густые.                                  У. А если бы все эти деревья росли вместе в лесу, то каким бы был лес? Как бы мы его назвали?                                                     Д. Смешанный.                                                У. Если лес долго рос, то каким он стал?                                         Д. Старым, дремучим, с                                У. Если мы войдем в такой лес, то что почувствуем, чем там будет пахнуть?                                      Д. Грибами, сыростью, соснами и елями.                                                    У. А что мы можем услышать в таком сыром, дремучем, старом лесу?                                                          Д. Шум деревьев, шуршание ежика, крик птицы.                                У. А если мы погладим стволы деревьев, что почувствуем? Какие они?                                             Д. Стволы старых деревьев шершавые, стволы молодыгладкие.

1.Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность

Апрель

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

5неделя

Игровое рассказывание по картине «Девочка кормит птиц»»

Тренинги

1.Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств.

2.Составление тематического словарика (прилагательных, глаголов) по конкретной картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам.

3.Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений

Составление загадок по технологии А. Нестеренко

 

Словесное рисование картинки                                 У. Прочтем слова, которые написал Карандаш.                                         Д. Лес, трава, река, село, ива.                                    У. Представим, что сейчас лето и мы находимся в селе. Давайте будем рисовать лес. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, увидеть лес...                                          Кто представил себе лес густым, дремучим, темным и сырым? Часть детей поднимают руки.                             А у кого лес редкий, солнечный, с полянкой? Снова дети поднимают руки.                                                                       В лесу растет трава. Представили? Она высокая, пушистая, шелковистая. А может быть, у кого-нибудь другая трава выросла? Какая она?                                      Д. Низкая, сухая, колючая.                      У. А теперь представим реку и место, где она протекает. У кого река течет через лес? А у кого она за лесом, вдалеке? А может, кто-то по-другому вообразил?                        Д. У меня река течет перед лесом.                                                             У меня река протекает через село.                                                             У. А теперь представьте, какая наша река. Кто представил реку мелкую, узкую, извилистую? А у кого она широкая, полноводная?             А теперь вообразим и нарисуем село. У кого оно за лесом?                 А кто как-то по-другому построил село?                                                              Д. У меня село около леса.                 А у меня село перед лесом.                 У. Что еще мы не изобразили на картинке?                                                            Д. Иву.                                                             У. Какой будет у вас ива и где будет расти?                                                     Д. Ива около реки. Она пушистая, наклонилась к воде.                                  У. А теперь попытайтесь рассказать, какая у вас получилась картинка.                              Детям дается задание на дом — нарисовать представленную каждым карт

1.Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность

1.Творческое составление рассказа по картине «Девочка кормит птиц»

Май

1неделя

2неделя

3неделя

4неделя

Игровое рассказывание по картине «Утро»

Тренинги 1.Упражнения в описании объектов окружающего мира с помощью разных органов чувств. 2.Составление тематического словарика (прилагательных, глаг) по картине. Слова должны отражать различные ощущения по отношению к объектам. 3.Упражнение в придумывании диалогов персонажей картины или отдельных высказываний героев по поводу каких-либо ощущений

Составление загадок по технологии А. Нестеренко

 

Словесное рисование картинки                           У. Прочтем слова, которые написал Карандаш.                                         Д. Лес, трава, река, село, ива.                                У. Представим, что сейчас лето и мы находимся в селе. Давайте будем рисовать лес. Закройте глаза и постарайтесь вспомнить, увидеть лес...                                          Кто представил себе лес густым, дремучим, темным и сырым? Часть детей поднимают руки.                             А у кого лес редкий, солнечный, с полянкой? Снова дети поднимают руки.                                                                       В лесу растет трава. Представили? Она высокая, пушистая, шелковистая. А может быть, у кого-нибудь другая трава выросла? Какая она?                                      Д. Низкая, сухая, колючая                                   У. А теперь представим реку и место, где она протекает. У кого река течет через лес? А у кого она за лесом, вдалеке? А может, кто-то по-другому вообразил                                               Д. У меня река течет перед лесом.                                                             У меня река протекает через село.                                                             У. А теперь представьте, какая наша река. Кто представил реку мелкую, узкую, извилистую?  А у кого она широкая, полноводная?                  А теперь вообразим и нарисуем село. У кого оно за лесом                                                           А кто как-то по-другому построил село?                                                              Д. У меня село около леса.                                         А у меня село перед лесом.                                  У. Что еще мы не изобразили на картинке?                                                            Д. Иву.                                                                    У. Какой будет у вас ива и где будет расти?                                                     Д. Ива около реки. Она пушистая, наклонилась к воде                                                                     У. А теперь попытайтесь рассказать, какая у вас получилась картинка.                                      Детям дается задание на дом — нарисовать представленную каждым картину.

1.Волшебник «Отставай-Забегай»            Составление рассказа фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени Цель: Учить выстраивать временную последовательность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....