Формы работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения у детей.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Мажанова Елена Александровна

Хочу поделиться опытом работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения. Это очень важно для воспитателей, родителей и в первую очередь для самого ребенка.Напомню, что произвольность- это умение управлять своими поступками, стремлениями и настроением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_proizvolnosti_povedeniya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по преодолению  проблемы формирования произвольности поведения у детей.

     В начале года пришла в новую группу и столкнулась с проблемой – низкая сформированность элеменотов произвольного поведения у некоторых детей. Напомню вам, что Произвольность поведения – это умение управлять своими поступками, стремлениями, настроением. Именно начиная со среднего дошкольного возраста  из непосредственного оно становится опосредованным нормами и правилами, опираясь на  образ поведения другого человека или других людей.

     Я провела анкетирование среди родителей. Меня интересовало поведение детей вне детского сада.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

  1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?  

 А) Да     Б) Нет

2.Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

А)   Чем вас сегодня кормили?

Б)    Что интересного было в детском саду?

В)   Что ты сегодня натворил?

Г)    Как ты себя сегодня вел в детском саду?

3.Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка ?

А)   Я много об этом читал, знаю многое.

Б)  Я мало что знаю об этом.

В)   Не знаю ничего.

4.Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?

А)Да, знаю.

Б)   Знаю, но хотелось бы знать больше.

В)    Не знаю ничего.

5.Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду ?

А)Да, он необходим.

Б)   Нет.

6.Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

А)  Да, это единственный способ воздействия на ребенка.

Б)   Да, но я избегаю этого.

В)  Нет, это неверно.

           Получив результаты анкетирования и побеседовав с родителями лично,  выяснилось, что дома дети демонстрируют еще большую дезорганизованность, отказ подчиняться правилам и родителям вообще.

     Следующим шагом было- изучение литературы на данную тему:

Алябьева Е.А. « Нравственно – этические беседы с дошкольниками» Богуславская Н.Е., Купина Н.А. «Веселый этикет» (развитие коммуникати

вных способностей ребенка);  Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику». Практически все эти педагоги и психологи утверждают, что обучение регуляции поведения сложный и длительный процесс, когда под влиянием требований взрослых и сверстников у ребенка формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться поставленных целей, преодолевая возникающие трудности. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения.  Правила должны быть конкретными и доступными для понимания детей, тогда они  усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

     Вот и мы, совместно с детьми разработали ряд правил поведения в группе, например:

1.Учись дружить со всеми ребятами.

2. Решай споры словами, а не кулаками.

 3. Кушай красиво и аккуратно, не балуйся за столом.

 4. Береги игрушки икниги.

5. Будь чистым и аккуратным.

     Правила с картинками поместили в папку и предложили родителям для ознакомления. Все желающие могли почитать и высказать свои пожелания.  Я учла ряд замечаний, но в большинстве случаев родителям идея понравилась. Теперь в конце дня мы совместно с детьми обсуждаем: кто в течение дня выполнял принятые правила, а кто не совсем справился, и ему еще нужно постараться. Затем прикрепляем на шкафчик, ребенка – желтую звездочку или зеленую, соответственно. По истечении месяца, самым активным и дисциплинированным будут вручаться небольшие призы – наклейки, карточки, раскраски и т.д.

         Вы как никто знаете, что работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Особенно важна для родителей наглядная форма работы. В нашем случае - это звездочки, которые мотивируют детей к регуляции своего поведения в детском саду, и помогают родителям наглядно оценить степень способности каждого ребенка управлять своим поведением.

    В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Работая с детьми, мы уделяем большое внимание формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оцениваем возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения. Выполняя ряд несложных правил в повседневной жизни, получая поощрения, в нашем случае в виде звездочек, дети получают мотивацию для дальнейшего следования правилам. В силу того, что дети годами посещают, детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке привычек. Уже через несколько дней мы заметили, что дети стали проявлять элементы произвольности, они стали стараться следовать правилам. Родители так же заметили положительные перемены в поведении своих детей. Мы надеемся, что через какое-то время произвольное поведение войдет в привычку наших детей, и не будет требовать дополнительной мотивации и в детском саду и дома.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

Проблемы формирования произвольности поведения у детей.

Консультация для педагогов "Проблемы формирования произвольности поведения у детей" поможет педагогам и родителям научить ребенка управлять своим поведением сознательно. В психологии такое умение назы...

Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается новообразование старшего дошкольного возраста – возникновение произвольности поведения. Формирование произвольного поведения происходит при непосредственном взаимодейств...

Использование нетрадиционных форм работы с родителями в формирования ценности здоровья у детей.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями в формировании ценности здоровья у детей....

Игра как средство формирования произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста

Под  произвольностью  в  психологии  понимают  сознательную  саморегуляцию поведения,  иными  словами  –  умение  подчинить  себя...