«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа) по теме

Константинова Елена Геннадьевна

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновационные приемы, личностно-ориентированный подход к данной категории детей при осуществлении логопедической работы, основные приемы расширения и уточнения словаря, грамматического строя речи, формирования связанной речи, коррекция звукопроизношения, фонематического слуха через дидактическую игрушку "Звуковой теремок".
 Для систематической коррекционной работы нами  используется многофункциональная дидактическая игрушка «Музыкальный теремок». Пособие сделано по мотивам р.н. сказки «Теремок», Звуковой, потому что  работаем со звуками,словами. Дидактический материал этой игрушки разнообразный: это и звуковые погремушки с разными наполнителями, игры и упражнения с героями сказки «Теремок» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnye_formy_raboty_detmi-alalikami.docx357.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №390»

Педагогическая разработка:

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи

у детей  с моторной алалией»

Константинова Е. Г.

                                                                                       учитель-логопед

        

        г. Пермь

Актуальность

Год от года растет количество детей группы риска, в частности, с патологией речевого развития. Причины, приведшие к увеличению числа детей с нарушениями речи, общеизвестны. Они предопределены реалиями современной жизни и являются следствием неблагополучия экономического, демографического и социально-бытового характера. Негативная тенденция наблюдается  у детей с диагнозом моторная  алалия, которая на сегодняшний день является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста.

 Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при  нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, связанное с поражением головного мозга. При моторной  алалии идет поражение в ЦНС  Центра Брока,  отвечающего за формирование речи.

Обеспокоенные  родители развитием своих детей  с данным диагнозом  дают  им одну и ту же характеристику : « капризные, отсутствуют навыки самообслуживания: не могут  одеваться, застегивать пуговицы, завязать шнурки, не говорят, но  понимают обращенную речь, общаются с окружающими с помощью жестов и мимики. Будет ли мой ребенок говорить и когда? Сможет ли он учиться в школе?»

Необходимо как можно раньше выявить  детей-молчунов в дошкольном учреждении  и помочь им заговорить. Это возможно  сделать уже в раннем возрасте ( в три года), так как именно в этот период  у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы.

При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

 Для  выявленных моторных алаликов необходим  контроль невропатолога,  медикаментозное лечение и коррекционные занятия с логопедом. Основная цель  коррекционных занятий  -  это  развитие устной речи у детей с моторной алалией.

Развитие речи при моторной алалии носит комплексный характер: у  детей нарушены фонематическая, лексико-грамматическая и связная стороны речи.

 Коррекционную работу по развитию устной речи  мы разделили на три этапа:  

I этап – развитие слухового восприятия и слуховой памяти

II этап- формирование фонематического слуха, обогащение словаря

III этап – развитие фонематического слуха, лексико-грамматического строя, связной речи.

 Основная цель этих этапов- формирование и развитие фонематического слуха, являющегося основой  формирования устной речи.  

Чтобы работа  по данному направлению  была  успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы. Нами была разработана многофункциональная игрушка «Звуковой теремок».  

Цель:  Создание предпосылок к формированию устной речи для детей с моторной алалией через игры с многофункциональной игрушкой «Звуковой теремок».

Дидактический материал этой игрушки разнообразный: это звуковые погремушки с разными наполнителями, характеризующие героев сказки, подбор игр и упражнений по схемам, пиктограммам, мнемодорожкам.

Задачи I этапа работы

1. Развивать слуховую память, слуховое  восприятие, слуховой гнозис на невербальном  материале.

2.Формировать умение воспроизводить простой  ритмический рисунок  различными способами.

3. Закреплять  артикуляционные уклады гласных и согласных звуков в  играх и упражнениях

4.Дифференцировать на слух  звуки по силе  голоса

5. Развивать  моторный праксис

На первом  этапе работы  идет знакомство со сказкой «Теремок» и  героями сказки. В игре  «Угадай, кто живет в теремке» дети  учатся  на слух  определять  звучание погремушек с разными наполнителями(громкими и тихими), характеризующие сказочных героев. Движениями рук (громкие звуки – хлопают в ладоши, тихие – указательный пальчик подносят к  губам) дети дифференцируют звуки, запоминая звучание каждой погремушки. Играя с погремушками, ребенок старается распределять силу движения руки, слушая инструкции педагога: мышка тихо бежит, мишка шагает громко. Эта игра проводится каждый раз по-разному - с усложнениями: «Звери играют в прятки. Кто спрятался в песке?» ребенок находит в сухом бассейне игрушки сказочных героев, а педагог звенит соответствующей   погремушкой, подтверждая  его находку. Педагог старается активизировать имеющийся словарь ребенка – словами-звукоподражаний (пи-пи, ква-ква, тяф-тяф, у-у, ы-ы). Ребенок испытывает трудности  находить похожую  по звучанию погремушку (из двух, трех), но в дальнейшем в такие игры ему нравится играть.

В игре «Кто быстрее прибежит к теремку» ребенка учим дифференцировать звучание погремушек в быстром и медленном темпе (со знаковыми символами), а затем ребенок использует свои знания в игре «Пробеги по дорожке к теремку» в которой обучается начальным навыкам отстукивать простой ритмический рисунок

  Задачи II этапа работы

1. Формировать фонематический слух

2. Обогащать словарь  

3. Формировать грамматический строй речи

4.Дифференцировать на слух гласные и согласные звуки

5.Формировать навыки деления слов на слоги (по Е.С. Большаковой)

6.Воспроизводить  ритмические  рисунки различными способами

7.Различать  высоту, силу, тембр  голоса

8.Развивать моторный  праксис

На втором этапе  идет  активная работа по развитию слоговой структуры слова. В дидактических играх «Покажи и назови» «Дракончик» «Доскажи словечко» педагог активизирует речь детей: «Правильно, это мышка, пи-пи, а это волк,у-у-у», работа идет и над высотой голоса. С пиктограммами  ребенок играет в игре «Назови героев сказки» Педагог старается  назвать героев, деля слова на слоги, заставляя ребенка проговорить последний слог.

Задача III этапа

1.Развивать фонематический слух

2. Обогащать словарь

3. Развивать грамматический строй речи

4.Развивать навыки деления слов на слоги

5.Формировать связную  речь

На третьем этапе  осуществляется работа по обогащению словаря и построению простой фразы. В игре «Что умеют делать герои сказки»идет обогащение словаря глаголами. По пиктограммам педагог учит детей строить простую фразу: «Мышка-пипи – кушает-ням-ням»

Идет развитие и фонематического слуха в играх: дети определяют на слух гласные звуки, находят символы этих звуков и называют чье имя длиннее.

В течении всей работы укреплялись мышцы общей и мелкой моторики:дети старались показывать с помощью пальчиков сказочных героев, проговаривали пальчиковые игры, показывали  их движения.

Нашей победой было, когда ребенок самостоятельно рассказывал сказку «Теремок», изображая интонацией всех героев (пусть это было еще и со звукоподражанием)!

При  систематическом использовании    речевых  игр многофункциональной игрушки «Звуковой теремок» , наблюдается положительная  динамика   в  развитии речи  детей с моторной алалией. К концу первого года коррекционного обучения дети дифференцируют на слух громкие-тихие неречевые и речевые звуки, отбивают несложный ритмический рисунок, формируется выразительная речь (сила, высота голоса), начинает  формироваться слоговая структура слова.

 К концу второго года коррекционного обучения наблюдается  положительная  динамика в дифференциации речевых звуков: гласных и согласных, согласных по твердости-мягкости, звонкости-глухости, дети  различают слова по  высоте и силе  голоса, сформирована начальная стадия связной речи (фраза, простое предложение).Улучшилась общая, мелкая, артикуляционная моторика

Развивается произвольность психических процессов.

Работу по развитию  устной речи  необходимо продолжать.

  Речевые  игры и упражнения  с многофункциональной игрушкой «Звуковой теремок» по формированию фонематического слуха, связной речи можно рекомендовать логопедам,  воспитателям общеобразовательных и коррекционных групп, родителям.

Многофункциональное развивающее пособие

«Звуковой теремок»

DSC_0262.JPG

Пособие сделано по мотивам русской народной сказки «Теремок». Звуковой, потому что основная цель пособия – это формирование фонематического слуха у детей.

Теремок состоит из двух крышек (из-под торта) В первой (нижней) крышке находятся шесть погремушек (по количеству героев сказки) с разными наполнителями, определяющие повадки животных: мышка – содержимое погремушки манная крупа, лягушка – косточка из-под персика, зайчик – рисовая крупа , лиса -  соль, волк – железные скрепки, ключики, медведь – 5-6 сухих желудей. Необходимо иметь два комплекта погремушек, подразумевая работу в паре  педагог+ ребенок или ребенок+ребенок.

Вторая (верхняя) крышка разделена на сектора, в каждом из которых лежит дидактический материал в виде схемы, пиктограмм, мнемодорожки по развитию фонематического слуха, связной речи  (смотри описание игр)

На первом этапе работы дети знакомятся со звучанием погремушек, соотносят их звучание с героями сказки «Теремок».

На втором этапе  формируем навыки работы  над слоговой структурой слова, ритмом, построении фразы. Дидактический материал по данной работе  находится в кармашках верхней коробки.

  • Дети  по показу карточек со значками (кружок, черта) отбивают ритм: быстро, медленно.
  • Карточки со  стрелками показывают силу голоса:  желтая (смотрит вверх) - высокий голос, черная (смотрит вниз )- низкий голос.
  • Дорожки  с разной последовательностью знаков, показывают ритмические рисунки.
  • По  пиктограммам  дети называют героев сказки и их действия, составляя фразу.

Пособие «Звуковой теремок»  поможет  логопедам и воспитателям  построить свою   работу по обогащению словаря, формированию  фонематического слуха и связной речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста  

Результат:

-формирование фонематического слуха, слоговой структуры слова, связной речи, внимания, памяти и других психических процессов,  необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

- развитие  координации движений и мелкой моторики

Игры с  неречевыми  звуками

Цель: Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Игра «Угадай, кто живет в теремке»

Задачи:1. Дифференцировать на слух громкие-тихие звуки с помощью показа определенных движений рук.

  2. Определять по звучанию погремушек героев сказки «Теремок»

3. Находить похожую  по звучанию погремушку.

4. Активизировать словарь  словами-звукоподражаний (пи-пи, ква-ква, тяф-тяф, у-у, ы-ы)

5.Развивать мелкую моторику, снимать мышечное напряжение

Оборудование: 6  погремушек с разными  звуковыми наполнителями (2 комплекта),  игрушки (киндер сюрприз), сухой бассейн

Ход игры

Вариант 1

Педагог рассказывает сказку «Теремок» и показывает игрушки (героев сказки).  Педагог звенит погремушкой,  называя героя сказки: «Вот по полю  мышка бежит.  Мышка бежит тихо (указательный палец подносит к губам, ребенок повторяет движение)»  Звенит другая погремушка «Это скачет лягушка. Мы слышим  громкий звук (хлопает в ладоши, ребенок повторяет движение)». Педагог знакомит ребенка со всеми героями сказки, определяя звучание погремушек

Вариант 2

Педагог рассказывает сказку «Теремок» с помощью игрушек, героев  сказки. Ребенок звенит  погремушками, находит ту, которая характеризует каждого героя сказки

Вариант 3

Педагог берет 2 комплекта погремушек одинакового звучания (для себя и для ребенка )  и рассказывает сказку «Теремок» с помощью звенящих погремушек.  Просит ребенка найти погремушку с таким же звучанием.

Вариант 4  

Педагог  прячет в сухом бассейне игрушки-героев сказки. Ребенок ищет игрушки, достает их по одному, а педагог подбирает к каждому герою сказки  звучащую  погремушку, характеризующего этого героя. Потом педагог с ребенком меняют свои действия.

Игры на формирование  чувства  ритма

Игра: «Кто быстрее прибежит к теремку»

Задача: Дифференцировать звучание погремушек в быстром и медленном темпе по знаковым символам. Активизировать словарь словами-звукоподражаний

Оборудование: погремушки, сигнальные карточки

Вариант 1

Ход игры

Педагог говорит ребенку о том, что звери, живущие в теремке, могут бегать быстро, а могут медленно (демонстрирует звучание погремушки на примере мышки)

Когда они убегают от кого-то, то они  скачут, как мячики: быстро-быстро-быстро( с показом сигнальной карточки

Кто быстро бежит к теремку? Ребенок  быстро  звенит погремушками. Педагог держит сигнальную карточку и  проговаривает: «Да, так быстро бежит лиса, волк и т.д.»

Педагог показывает другую сигнальную карточку и объясняет ребенку, что звери могут  двигаться медленно,   никуда не спешить, ни от кого не убегать. Они двигаются, как веревочка, которая тянется-тянется (пальчиком ведем по полосочке)

Кто медленно бежит к теремку? Ребенок медленно звенит погремушками. Педагог держит сигнальную карточку и  проговаривает: «Да, так медленно бежит мышка, волк, медведь и т.д.»

Вариант 2

Игра с сигнальными карточками. Педагог предлагает ребенку позвенеть погремушками. «Если ты будешь звенеть быстро, я подниму  сигнал, где нарисован мячик, а если медленно – другой сигнал, где тянется веревочка» Затем педагог и ребенок меняются ролями.

Игра: «Пробеги по дорожке к теремку»

Задачи: Обучать начальным навыкам «читать» и отстукивать ритмический рисунок. . Активизировать словарь  словами-звукоподражаний (пи-пи, ква-ква, тяф-тяф, у-у, ы-ы)

Вариант 1

Ход игры

Педагог предлагает ребенку карточки-схемы,  дорожки к теремку, по которым пробегают герои сказки (игрушки.) Ребенок берет любую игрушку и двигается по схеме, а  педагог проговаривает слова «быстро» «медленно»

 

        

Вариант 2

Педагог показывает, как можно еще прочитать рисунок на карточке из знаков, который находится на дорожках. Например,  прохлопать (хлопает с проговариванием) протопать, по коленочкам прохлопать

Педагог с ребенком, рука в руке, прохлапывают ритмические рисунки, топают, хлопают по каленочкам

Ребенок самостоятельно прохлапывает ритмические рисунки

Игра: «Открой замочек»

Задача: Учить «читать» и отхлопывать схемы ритмических рисунков. Активизировать словарь  словами-звукоподражаний (пи-пи, ква-ква, тяф-тяф, у-у, ы-ы)

Ход игры

Педагог рассказывает ребенку, что в теремок никто  не сможет зайти – он закрыт на замок.  

Чтобы в теремок войти,

                                           Ты замочек отопри

Подбежала к теремку мышка.  Теремок закрыт.

- Теремок, теремок повернись ко мне дружок!

Повернулся теремок к мышке, а на окошке подсказка (ритмический рисунок), как открыть замок.

-Помоги мышке открыть замок (ребенок «читает рисунок» - карточку  и прохлапывает его).      Замок открылся, и мышка зашла в теремок.

Скачет лягушка к теремку. Теремок закрыт.

- Теремок, теремок, повернись ко мне дружок!

Повернулся теремок к лягушке. Как открыть замок?

-Помогите лягушке! (ребенок «читает» и отхлапывает ритмический рисунок).        Открылся замочек, и лягушка  запрыгнула в теремок.

Усложнение: Ритмический рисунок на карточке ребенок погремушкой.

Игры по  развитию  силы и высоты голоса

Игра: «Покажи и назови»

Оборудование: теремок,  игрушки- зверюшки

Задачи: Называть и показывать героев сказки с помощью пальцев рук . . Активизировать словарь  словами-звукоподражаний (пи-пи, ква-ква, тяф-тяф, у-у, ы-ы). Развивать силу голоса при пропевании песенок сказочных героев.

Ход игры

Педагог с помощью пальцев рук показывает  героев сказки,  просит назвать  их  и отыскать среди игрушек (пи-пи, ква-ква, прыг-прыг, тяф-тяф, у-у-у, ы-ы-ы).  Педагог и ребенок  меняются ролями: теперь ребенок показывает с помощью пальчиков рук героев сказки, а педагог находит игрушки и называет их  словом: «Это мышка-пи-пи. Это лягушка-ква-ква и т.д. Говорят зверюшки по-разному: одни тихо, а другие громко. Какой голосок у мышки? Лягушки?..

Игра: «Кто, как разговаривает»

Задачи: Дифференцировать на слух   звукоподражания героев сказки  по высоте голоса.   Развивать высоту  голоса при   проговаривании песенок . Активизировать словарь  словами-звукоподражаний

Вариант 1

Ход игры

Педагог показывает героев сказки ребенку и говорит, что   разговаривают  они все по-разному: у мышки голосок тоненький, высокий – она пищит пи-пи-пи (большой палец тянет к потолку ), а лягушка говорит низким голосом – ква-ква-ква (большой палец опускает вниз). - А как лисичка говорит? Покажи большим пальчиком (ребенок показывает пальчиком высоту голоса), проговори . У волка  голос низкий, он говорит - …, а медведь ходит всегда сердитый и говорит каким голосом?(ребенок должен  понимать инструкцию и выполнять задание - показывать соответствующее движение)

Вариант 2

Педагог просит ребенка помочь рассказать  сказку -  голосом показать, кто как говорит

Игры на обогащение и активизацию словаря

Игра: «Назови героев сказки»

Задачи: Активизировать словарь. Формировать навыки по работе с пиктограммами.  Развивать мыслительные операции.

Ход игры

Педагог раскладывает перед ребенком карточки-пиктограммы с изображением героев сказки. Ребенок должен  их узнать и назвать.

- Найди мышку. Кто это?

 - Пи-пи -  Правильно, это мыш -ка. Повтори.

- Найди лягушку. Кто это?

- Ква-ква, - правильно, это ля-гуш-ка. Повтори.

Это зай-ка.  Это ли-са. Это волк. Это миш-ка. Повтори.

 

Игра: «Что умеют делать герои сказки»

Задачи: Обогащать словарь глаголами (звукоподражание). Формировать навыки по работе с пиктограммами.  Формировать связную речь – строить простые предложения из 2-х слов. Развивать мыслительные операции

Оборудование: пиктограммы: мышка, лягушка, зайка, лиса, волк, медведь

Вариант1

Ход игры

Педагог показывает карточки-пиктограммы и спрашивает:

 -Что умеют делать герои сказки: мышка, лягушка, зайка, волк, лиса

  Вместе с ребенком проговаривает слова-глаголы: топ-топ -  ходит,  топ-топ-топ - бегает, ля-ля - поет,  буль-буль - умывается, бай-бай - спит, тук-тук - строит, ням-ням - кушает, хи-хи, ха-ха – смеётся.

    топ-топ                                 ля-ля                       буль-буль

    бай-бай                               тук-тук                         ням-ням

   ха-ха, хи-хи

Вариант 2

Педагог берет пиктограммы героев сказки и спрашивает ребенка:

- Мышка пи-пи что может делать? (ребенок должен  выбрать пиктограмму-глагол и  построить  простое предложение:  Например:  пи-пи  ням-ням.

- Правильно, мышка кушает. И т.д.

Игры на развитие слоговой  структуры слова

Игра: Дракончик

Задачи: Образование сущ.  с уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

Формирование слоговой структуры слова. Договаривание в словах слога  «КА», ловить слог ладошками

Ход игры

Педагог  предлагает поиграть с героями сказки:

- Назовем всех зверюшек ласково: 

                                    (проговаривание выделенного слога утрированно)

Мыш – КА, лягушеч – КА,

Зайчиш – КА, лисич – КА,

Волчиш – КА, мишень – КА  

- Хвостик у всех  слов  одинаковый – КА, как у дракончика.

- Я буду называть слова, а ты ладошками лови хвостик   и  проговаривай  -   «КА»

Игры на развитие слоговой  структуры слова

Игра: «Чьё имя самое длинное»

Задачи: Учить делить слова на слоги: определять  количество гласных,  находить звуковые символы и подбирать нужную схему.

Ход игры

Педагог предлагает ребенку определить, чье имя у сказочных героев «Теремка», самое длинное:

-Помогут нам  звуковые  символы гласных звуков: А, О, У, И, Ы. Будем проговаривать слова, пропевать гласные звуки и искать карточки с их артикуляцией.

МЫЫШ – КАА , ЛЯА – ГУУШ – КАА , ЗААЙ – КАА,  ЛИИ – САА, ВООЛК МИИШ – КАА

СХЕМЫ СЛОВ

 

                                           

ЗВУКОВЫЕ СИМВОЛЫ  ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

звук «А»        звук «У»         звук «О»             звук «И»         звук «Ы»

Игры на развитие слоговой  структуры слова

Игра: «Доскажи словечко»

Задача:  Проговаривать и делить слова на слоги. Закрепить произношение звуков в речи.

Оборудование: теремок, игрушки (сказочные герои)

Ход игры

Педагог проговаривает первую часть чистоговорки, и просит ребенка подобрать слово и  разделить его на слоги:

ок-ок-ок – стоит в поле … (теремок)

ышка-ышка-ышка – запищала … (мышка)

ушка-ушка-ушка – зеленая … (лягушка)

айка-айка-айка – скачет серый … (зайка)

са-са-са- вот бежит … (лиса)

ок-ок-ок – застучал зубами … (волк)

ишка-ишка-ишка – косолапый … (мишка)

Пальчиковые игры

для развития слоговой структуры слова

   Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.

«Теремок»

Наша мышка у крыльца

Пи-пи-пи

А лягушка у пруда

Ква-ква-ква

А зайчишка у куста

Прыг-прыг-прыг

А лисичка у окна

Тяф-тяф-тяф

Серый волк в лесу

У-у-у

Косолапый мишка

Ы-ы-ы

                                               

Играем с пальчиками

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в теремочке живет?        (хлопать в ладоши)

Мы, мы, мы!         (хлопать кончиками всех пальцев)

Мыш-ка, мыш-ка, э-то  ты?   (хлопать кончиками больших пальцев)

Да, да, да!     (хлопать кончиками всех пальцев)

Ах,  ля-гуш-ка, э-то ты? (хлопать кончиками указательных пальцев)

Да, да, да!       (хлопать кончиками всех пальцев)

Братец заяц,  э-то  ты? (хлопать кончиками средних пальцев)

Да, да, да! (хлопать кончиками всех пальцев)

А ,лисичка,  э-то  ты? (хлопать кончиками безымянных пальцев)

     Да, да, да!       (хлопать кончиками всех пальцев)

Серый волк, зубами щелк, это ты?    (хлопать кончиками мизинцев)

     Да, да, да!    (хлопать кончиками всех пальцев)

      Косолапый мишка, это ты?     (хлопать кончиками всех пальцев)

       Да.да,да!     (хлопать в ладоши)

Играем с пальчиками

Игра «Дождик – дождик»

Дож-дик, дож-дик,  (стучим кончиками пальчиков обеих рук )

Кап-кап-кап-кап-кап ( на каждый слог пальцами обеих рук поочерёдно стучите по столу, изображая дождь),

Ты не капай долго так,  (стучим кончиками пальчиков обеих рук )

Кап-кап-кап-кап-кап ( на каждый слог пальцами обеих рук поочерёдно стучите по столу, изображая дождь),

Дождик, дождик льется,   в руки не дается

Кап-кап-кап-кап-кап   ( на каждый слог пальцами обеих рук поочерёдно стучите по столу, изображая дождь),

Игра «Строим  теремок»

(играем с кулачками)

Целый день

Тук-тук-тук

Раздается звонкий стук

Тук-тук-тук

Строим дом, дом большой

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

И с крылечком и с трубой

Тук-тук- тук, тук-тук-тук

Играем с пальчиками

Игра «Доскажи словечко»

Ок-ок-ок – стоит в поле … (теремок) – упр. «Домик»

Ышка-ышка-ышка – запищала … (мышка) – упр. «Мышка»

Ушка-ушка-ушка – зеленая … (лягушка) – упр. «Лягушка»

Айка-айка-айка – скачет серый … (зайка) – упр. «Зайчик»

Са-са-са- вот бежит … (лиса) – упр. «Лиса»

Ок-ок-ок – застучал зубами … (волк) – упр. «Волк»

Ишка-ишка-ишка – косолапый … (мишка) – упр. «Мишка»

 Литература

Воробьева В.К. «О принципах логопедической работы над формированием связной контекстной речи у моторных алаликов» М., 1979. с.37-43.

Глухов В.Н. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».Л -  1987.

Голубева Л. П. « Развитие речи неговорящих детей» М.- 1971.

 Голубева Г.П. « Из опыта работы с неговорящими  детьми» — М., 1952.

 Гриншпун Б.М.  «О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов»  М.,1975.  

 Гуровец Г.В. « Использование ассоциативного эксперимента при обследовании детей с моторной алалией»  — М, 1975.

 Маркова А.К. « Недостатки произношения структуры слов у детей,  страдающих алалией»  Тезисы докладов III научной сессии по вопросам дефектологии. — М., 1960.

Мациевская Г.В. «Дифференциальная диагностика моторной алалии» (Очерки по патологии речи и голоса)  Под. Ред. С.С.Ляпидевского. - М., 1967.

 Усанова О.Н. «Из опыта работы по формированию фонетической системы речи у детей с моторной алалией»  ( Дефектология. 1970. № 2.)

 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» — М., 1993.

Шаховская С.Н. « Использование наглядности при развитии речи детей с алалией»( сб. Расстройства речи и методы их устранения под ред. проф. С.С. Ляпидевского и доц. С.Н. Шаховской, М., 1975
 Шаховская С.Н. «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией» Патология речи: ученые записки МГПИ.—М, 1971.

С.Н. Шаховская «Системные нарушения речи (Алалия. Афазия)»  М.-2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"

В презентации  рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и  теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Эффективные формы работы учителя - логопеда по здоровьесбережению (восстановление двигательной функции артикуляционного аппарата)

В настоящее время растёт число детей с диагнозом "Дизартрия". Нет программы, способной помочь начинающему логопеду. В своей статье я делюсь опытом работы по преодолению дизартрии....

НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников, способствующая повышению результативности коррекционной работы

Доклад для выступления на заседании методического объединения учителей – логопедов.   Тема: «НОД как эффективная форма взаимодействия учителя- логопеда с родителями воспитанников,...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ – ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДОУ

Анализ мониторинга речевого развития за последние годы свидетельствуют об увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. Рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием вы...

Наставничество как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

        Выстраивание взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателями может строится в различных формах, но целью всегда является формирование отношений, основанных н...