«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»
статья по логопедии (старшая группа)

Храмцова Лилия Юрьевна

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.s_40_hramtsova_l.yu_.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

 

Из опыта работы:

Учителя-логопеда МБДОУ д/ № 40

Храмцовой Л.Ю.

По заключению ПМПК в нашу группу поступают дети с тяжелыми нарушениями речи.  Все чаще встречаются дети с первым уровнем речевого развития (по Левиной Р.Е.).

Передо мной встала проблема поиска наиболее эффективных способов коррекции речи при моторной алалии. При выборе путей и методов работы преодоления 1 уровня недоразвития речи, в своей работе   учитываю   не только специфику речевого недоразвития, но и особенности личности каждого ребенка, его интересы, компенсаторные возможности.  Поэтому использую различные комбинации методик логопедической работы с безречевыми детьми. В основу своей работы я взяла игровые технологии в логопедии.

 На первом этапе работы с безречевыми детьми воспитываю речевую активность, формировать пассивный и активный словарь, доступный пониманию и воспроизведению. У ребёнка с моторной алалией отсутствует речь и у него нет намерения общаться.

Какой у нас есть путь? Это путь через игру, через эмоциональное вовлечение.

Вот тут на помощь логопеду приходит   эмоциональное вовлечение в вызывании, в инициировании общения. Для этого в своей практике использую игровую логопедию, так как все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.

Провоцировать ребенка эмоциями и простым выполнимыми задачами. Я предлагаю взрослому выступить в качестве инициатора идеи для игр с очень простыми материалами.  Для игры, которую мы будем использовать и как мотивационный стимул, ввожу разные действия с очень простыми предметами (пробками, кубиками, шариками, манкой или песком и предметами обихода.)

Необходимо отметить, что очень важно быть на одном уровне с ребенком, (на полу или игровом коврике, в пространстве группы) таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке»

Использую следующие игры и приемы по методике графо-моторной стимуляции речи при моторной алалии (автор Башинская Т.В., Пятница Т.В.), в основе которой лежит максимальное совмещение момента движения с моментом начала речи ( голосовой реакцией ). Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком».

1 блок «Движение»-  произношение звука в момент движения; совмещение движения крупных суставов с голосовой реакцией.

2 блок «Рисование». Использую графические упражнения на вертикально расположенной поверхности (доске, прикрепленном к стене листе ватмана или обратной стороне обоев), так как поза ребенка при рисовании стоя более физиологична, чем при рисовании сидя, восприятие пространства не изменяется, увеличивается амплитуда движения рук. Графические упражнения предлагаю   рисовать ведущей рукой или одновременно двумя руками. Синхронное рисование обеими руками расширяет зрительный диапазон, развивает   межполушарные связи, это оказывает щадящую нагрузку на головной мозг, а качество рисунка повышает. В процессе таких упражнений у ребенка с моторной алалией появляются первые аморфные слова.

ВТОРОЙ ЭТАП.

Продолжаю   работу по формированию пассивного и активного словаря. Работаю   над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формированием психофизиологических   предпосылок   речевой деятельности и первоначальных   навыков в ситуации общения.

В процессе коррекционной работы, я пришла к выводу, что словарь у детей увеличивается за счет в основном выученных с логопедом слов. В самостоятельную речь ребенка эти слова входят с трудом, так как речевой стимул все еще снижен: произнесение слова каждый раз должно подкрепляться + эмоциями (должен быть стимул). Для стимулирования введения слов из пассивного в активный словарь, использую следующие игры: «Яблонька», «Варим борщ», «Волшебные кристаллы», «Пицца», «Прыжки через костер», «Луч света», «Муха», «Горячий суп», «Чаепитие», «Кафе-пекарня» и многие другие. Данные игровые приемы вызывают огромный интерес у дошкольников.

Игра «Яблонька»
Цель
: знакомство со словом «сад», «яблоня», «яблоки», развитие понимания речи, расширение активного словаря.
Оборудование: сухие ветки, стол с песком, яблочки ( пластмассовые или из пластилина), ведерко для сбора урожая.
Ход игры. Взрослый заранее на песке выкладывает веточками контур дерева: ствол и ветви. На ветви помещаются яблоки.  Взрослый предлагает собрать урожай. Из яблок варим варенье или компот. Угощаем Даню.
Варианты инструкций: « Это сад. Это яблоня. Это яблоки. Красные, желтые, зеленые. Собери яблоки. Кидай в ведро. Кидай красное яблоко. Кидай желтое яблоко. Молодец. Возьми кастрюлю варим компот. Вари компот. Вкусный компот! На , Даня компот»

Игра: « Волшебные кристаллы»
Цель:
 знакомство с названиями частей тела, развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания, формирования слоговой структуры.
Оборудование: силуэты ладоней, камешки марблс.
Ход игры:  Просим ребенка дорисовать на пальцах колечки и украсить их яркими разноцветными кристаллами в заданной последовательности. У каждого кристалла своя песенка, например, для красного «па», а для зеленого «по».
Варианты инструкций: «Клади руки. Это руки. Это пальцы. А это кольца. Нет кристаллов. Укрась кольца. Вот так. Опа! Клади сначала синий кристалл, потом – зеленый. Каждый кристалл поет свою песенку: синий «па», зеленый – «по». Какую песенку поют кристаллы? «Па – по» и т.д.

Игра «Прыжки через костер»
Цель: формирование направленной воздушной струи, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.
Оборудование: свеча в стакане с высоким бортиком, фольга, фигурки людей.
Ход игры: На кусок фольги, ставим свечу – это костер. Перед свечей очередь  из фигурок. Педагог зажигает свечку, ребенок имитирует «прыжки» игрушек  через костер (свечу) по инструкции педагога.
Варианты инструкций: « Это костер. Тут очередь. Кто будет первым прыгать через костер? Папа. Потом? Мама и т.д. Прыгай, мама. Прыг! Кто припрыгнул? Мама. (И так все игрушки по очередь). Туши костер.  Дуй (ребенок задувает огонь свечи)».


Игра «Луч света»
Цель:
 развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.
Оборудование: фонарик, изображение или фигурки мебели.
Варианты инструкции: «Это мебельный магазин. Это стол. Это стул. Это  шкаф. Ой, свет погас! Темно. Включи фонарь. Это луч света. Что тут (в луче света)? Шкаф. Что тут? Диван.»

Игра «Горячий суп»
Цель: выработка сильной воздушной струи, Активизация глагольного словаря «дуй» образование относительных прилагательных.
Ход игры: Ребенку предлагается заготовка изображения супа на тарелке,  с подвижным элементом «зелень петрушки». Ребенок должен дуть на тарелку с супом, передвигая подвижный элемент.
Варианты инструкций: Посмотри на тарелку. Что там? Суп. Суп горячий. Дуй на суп, чтобы остудить суп. Что ты делаешь? Дую. Дую на суп.  Кому дашь суп? Маше дам суп.


Игра: «Вкусный ужин».
Цель: знакомство  с названиями продуктов,  развитие понимания речи, расширение и активизация словаря, развитие слухового внимания.
Оборудование : ингредиенты для ужина из бумаг, пластилин, тарелки, куклы.
Ход игры: Взрослый просит достать продукты из емкости  и отсортировать их: перец с перцем, грибы с грибами и т.д. Ребенок кладет на заготовку заданные ингредиенты. Угощаем гостей.
Варианты инструкций: «Будем печь пиццу. Это тесто. Раскатывай. Это начинка. Сюда клади перец, лук (ребенок сортирует). А теперь пеки пиццу. Молодец! Что это? Пицца. Дай пиццу Ване Ням -ням, вкусно!

Игра: «Варим борщ» 
Цель: знакомство с названиями овощей, развитие понимания речи, расширение активного словаря.
Оборудование: овощи для борща, прилавок, монеты, кукла продавец, список продуктов с фотографиями (чек-лист), кастрюля, тарелки.
Ход игры: Взрослый сообщает ребенку что сегодня придут гости. Затем выдает ребенку монеты и список продуктов, которые необходимо купить, чтобы сварить борщ.
Варианты инструкций: « Сегодня мы сварим борщ . Это овощи. Возьми монеты. Купи овощи. Вот список. Это свекла, это капуста, это лук, это капуста. Купи это. Дай монеты продавцу. Неси овощи домой. Кидай в кастрюлю лук и т.д.
Вари борщ даем ребенку, он перемешивает овощи в кастрюле. Что ты делаешь? Варю. Что ты варишь? Борщ. Ох! Вкусный борщ. Горячий. Подуй на него. А теперь налей борщ в тарелку. Корми Машу, корми Мишу. Ешь, Маша. Ешь, Миша»

ТРЕТИЙ ЭТАП.

ЦЕЛЬ: формирование фразовой речи, с постепенным усложнением словаря и структуры фразы. Работать над распространением предложений и их грамматическим оформлением над диалогом и рассказом описательного   характера. Формировать построение высказывания как основной единицы речевого действия.

На данном этапе использую в своей работе пособия   Жанна Травкиной. Для того чтобы ребенку было интересно и внести новизну дополняю работу с данными пособиями игровыми элементами: лупа, волшебный фонарик, шарики марблс, игры с зеркалом, использую интерактивные элементы.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП.

ЦЕЛЬ: основным   является формирование связной речи- коммуникативной деятельности, коммуникативных умений.Для построения связного высказывания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, использую мнемотехнику.

Мнемотехника – система различных приёмов и методик, ускоряющих запоминание с увеличением памяти благодаря образованию дополнительных ассоциаций.

 Превратиться в шпиона и расшифровать зашифрованное послание, помочь любимому персонажу узнать где находится спрятанный предмет, включение игровой ситуации, чего-то необычного, волшебного, удивительного позволяет добиться положительной динамики и наиболее быстрого результата в построении связного высказывания у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями.

Результаты:

Использование мною    игровых методов и приемов на каждом этапе коррекционной работы   позволяют заинтересовать ребенка, вовлекая его в игру, внести в занятия новизну и вызвать эмоциональный подъем у ребенка, таким образом улучшить качество коррекционной работы с дошкольниками, имеющими моторную алалию. Неговорящие дети начинают говорить!

Используемые материалы:

1.Пятница Т.В. «Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь»- Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2.Решеко М. «100 игр для запуска речи»- Ростов н/Д: Феникс, 2020.

3«Запуск речи через сенсорные игры у детей с алалией»

Коротышева С.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)

Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда.

В статье обозначена актуальность и раскрыта система работы учителя-логопеда по использованию игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ....

Использование игровых технологий в работе учителя - логопеда

Актуальность использования игры, как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы,...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...