Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда.
статья по логопедии

Черепанова Елена Станиславовна

В статье обозначена актуальность и раскрыта система работы учителя-логопеда по использованию игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда.

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин 

        Основной целью работы любого специалиста является социализация воспитанников. Ведущую роль в этом вопросе играет речь, с её коммуникативной функцией. Однако, одной из актуальных проблем современности становится увеличение  числа детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.  Усложнение научно – технического прогресса -  широкое распространение  компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов,  доступность Интернета изменило формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону.  

Наблюдается и усложнение дефектов речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.  Всё чаще в ДОУ поступают «неговорящие» дети и дети с уже имеющимся речевым диагнозом – задержкой речевого развития (ЗРР). Преодоление сложной речевой патологии (ЗРР, ОНР, ЗПР) требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности логопедической работы в течение всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей – логопатов наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально – волевой сфере, отклонения в общей моторике, различные соматические заболевания, повышенная утомляемость. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

1.  Дефицит внимания;                                                                          2.  Низкий уровень развития самоконтроля.                                                                  3.  Низкий уровень познавательной активности.                                                          4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.                5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.                            6.  Низкий уровень мотивации к обучению.  

       Эти дети неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания для получения хорошего результата. Монотонная и, как правило, однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям уже к середине учебного года. У данной категории детей (с ТНР) выявляется лишь незначительная динамика по всем разделам развития речи (фонетика, фонематические процессы, лексика, грамматический строй речи, связная речь).

Таким образом, возникла объективная необходимость поиска новых методов и приёмов работы, которые  обеспечили бы повышение эффективности логопедической работы и не переутомляли бы детей, сохраняли их здоровье.

Являясь одной из пяти образовательных технологий (по классификации Н.В. Бордовской и А.А. Реан) – игровая технология – наиболее естественна и природосообразна, поэтому она позволяет эффективно обучать детей, развивать и корректировать речь, эмоционально-волевую сферу, прививать детям коммуникативные навыки, сохраняя при этом здоровье.

Игра — основной вид деятельности дошкольников. Именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении, в общении, в

познании, в самореализации, свободе, самостоятельности, в радости и

удовольствии.  

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

В последние годы проблемой игры занимались такие авторы, как: С.Н. Карпова, Н.А. Короткова, Л.Г. Лысюк, Г.Л. Лэндрет, Н.Я. Михайленко, С. Л. Новосёлова, С.А. Шмаков и другие. По мнению этих исследователей, игра имеет огромное значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создаёт равные условия в деятельности, речевом партнёрстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

В отличие от игр вообще педагогическая технология обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и

соответствующим ей педагогическим результатом.

Использование игровых технологий при обучении дошкольников

происходит по таким основным направлениям:

 дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве ее средства,

 в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

   Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. При использовании игровых технологий, благодаря игровой мотивации, у

детей возрастает заинтересованность в логопедических занятиях, развиваются: познавательные процессы, коммуникативные способности, произвольность поведения, а коррекционный процесс проходит радостно и не утомительно.

           Для  проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий  на логопедическом пункте создаётся предметно-развивающая среда для проведения игровых занятий (игрушки и дидактические, настольно-печатные и словесные игры).

Использование игрушек

  • Игрушка –   специально изготовленный предмет, предназначенный для игр
  • Игрушка – «материальная основа игры» ( А.С. Макаренко)

          Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое  подгрупповое  занятие в старшей группе  «приходит гость». Это может Звукарик – выполняющий с детьми артикуляционную гимнастику, Незнайка, Буратино -  исполняющий песню, попугай  Кеша, белка-Ленка.  Эти игрушки погружают детей в какую-то сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или  приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети.  В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация  воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Буратино найти букву Б в волшебной стране, помогали белке-Ленке приготовить угощенье и т.п.

           Хочу предложить вашему вниманию авторскую полифункциональную игрушку – Звукарик. С его помощью дети знакомятся с частями тела и органами артикуляционного аппарата, помогают их тренировке.

 Кроме того он знакомит детей  с понятиями гласных и согласных звуков. Для детей младшего возраста для этих же целей использую игрушку – весёлую лягушку, которая способствует развитию артикуляции с помощью весёлых считалок (автор Куликовская).

        Куклы-тантамарески или «шагалки» - это игрушки для развития мелкой моторики, внимания, мышления и речи. Игрушки для пальчикового шагающего театра не занимают много места, легко “оживают”, могут занять ребенка в нужную минуту ожидания или стать героями сюжетных игр, спектаклей. Игрушки изготовлены из фетра или флиса по шаблонам. Развивая мелкую моторику с помощью данных игрушек,  косвенным образом влияем на развитие речи, но и непосредственно способствуем развитию навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Предлагаю вашему вниманию игру для девочек «Классики».  Для игры понадобится схема классиков, которая выполнена на листе картона. Можно играть просто пальчиками, перескакивая с клеточки на клеточку, но намного интереснее делать это с героями. Так появилась девочка – шагающая пальчиковая игрушка. Она изготовлена из фетра. В этой пальчиковой игре можно применять те же правила, что и в привычной нам с детства. Вместо камушка прекрасно подойдёт пуговица. Сложность упражнения зависит от строгости выполнения правил, темпа движений и их сложности. Играть нужно не только ведущей рукой, но и другой. Координация движений правой и левой рук играет огромное значение в развитии межполушарных связей. Данная игра при небольшой модификации способствует и автоматизации  звуков в слогах и словах. Так  «шагая» по звуковым дорожкам («камешки» синего и красного цветов) ребёнок складывает звуки в слоги, а дойдя до конца  дорожки называет картинку-слово. Аналогичная игра для мальчиков «Футбол». Забивая мяч в ворота – называем слог. Эту же игру можно использовать для развития речевого дыхания и выработки направленной воздушной струи, добавив к имеющимся атрибутам: футбольному полю и воротам, ватный мячик и соломинки.

        Пальчиковый театр - развивает мелкую моторику  ребенка, которая помогает становлению речи и интеллекта малыша; знакомит ребенка с содержанием сказок, что поможет заинтересовать малыша чтением книг; развивает фантазию ребенка; является основным способом познания мира.

        Логопедический кубик – используется для упражнений в словообразовании, словоизменении, согласовании  числительных с существительными, активизации прилагательных. Каждая грань кубика снабжена условным обозначением соответствующей игры («Один – много», «Чего нет?», «Назови ласково», «1 - 2 – 5», «Скажи какой»).

          Одна из любимых игрушек – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр.  А мячи-ёжики  и  для массажа рук. В логопедическом кабинете имеется картотека игр с мячом, которые способствуют развитию ловкости, координации движений, развивают фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза, способствуют активизации словаря.

Игровая форма занятий

         Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с  заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. В процессе занятия, путём выполнения упражнений  по заданию героя. Дети так же могут выполнять роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).  За  успешное выполнение заданий дети могут оцениваться  фишками, звёздочками и  т.п., что вносит соревновательный элемент.

Традиционную форму проведения коррекционных занятий можно заменить на логопедические квесты. В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенной сюжете. Для того чтобы добиться цели, дети должны последовательно решать определенные задачи или загадки, выполнять упражнения. Содержание, задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти букву Б для Буратино (клад) или спасти доброго персонажа от злого).

        Очень нравятся старшим дошкольникам занятия в форме  конкурса, викторины, соревнования. Дети учатся действовать в команде, зарабатывать звёзды-баллы, сопереживают друзьям. Необходимо создать доброжелательную атмосферу в группе, в команде, чтобы дети поддерживали  друг друга,  действовали совместно, дружно.

         Для индивидуальных и подгрупповых занятий используются рабочие тетради. В старшей группе  - тетради Н. Э. Теремковой, в подготовительной к школе – С.П. Бец, Л.Л. Цуканой  «Я учусь говорить и читать».  Занимательные сюжеты, предложенные авторами пособий,  очень нравятся детям. В каждой тетради есть постоянные герои,  которые поддерживают игровой  сюжет  на протяжении всего периода обучения. Изготовлены замки звуков, в которых постепенно поселяются девочки – гласные звуки и мальчики – согласные звуки.  

Дидактические игры

          Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.  Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

      Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». Интересна в этом плане «Игротека речевых игр» авторов Мельниковой С. М., Бикиной Н. В. В пособии представлены многоцелевые дидактические игры для развития речи по лексическим темам, которые способствуют: пополнению и  активизации словаря, совершенствованию грамматического строя речи, развитию памяти, внимания, словесно-логического мышления.  В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве, диалогическая речь. Предлагаю вашему вниманию сюжетно-дидактическую игру «Ателье» цель, которой – развивать диалогическую речь, активизировать словарь по теме «Одежда», упражнять в словообразовании относительных прилагательных и др.

.        Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.  Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.  Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др. Одной из таких игр, используемых в работе с детьми, является авторская игра «Лото», которая позволяет в игровой форме решать задачи автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков в словах. Среди готовых коррекционно-развивающих игр следует отметить увлекательные игровые занятия Лебедевой И. Л.  – Трудный звук, ты наш друг! , серию логопедических игр Баскиной И. В. – «Свистелочка», «Приключения Л» и другие,  Л. А. Комаровой -  Автоматизация звука С (сь, з, зь, ш, ж, ч-щ, л, ль, р, рь) в игровых упражнениях.  В данных пособиях представлена система упражнений по автоматизации трудных звуков. Представленный материал превращает однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звуков в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука   совершенствуется навык чтения, развивается мелкая моторика, творческое воображение.

Работа по данным пособиям способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи; развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления.

Предлагаю вашему вниманию игры представленные Евгенией Сабенгуз.  Данные игры универсальны, их алгоритм может быть применён к разным звукам  при условии подбора соответствующих предметных картинок. Огромный выбор последних можно найти в книге Савицкой Н. М. – Логопедические игры и упражнения на каждый день. – СПб., 2010. Игровые поля для игр выполнены на компьютере и ламинированы: "Живые-неживые", "Грузовик", "Мой-моя-мои", "Листопад", "Подарки", "Бродилки", "Гора" или "Скалолазы", "Тропинка" или "Догонялки", "У кого выше башня?", Игры "Считалки", "Пересчитаем", "Укрась комнату флажками", "Собери цветок".

  «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ. Это пособие  вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу, является универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у детей.

           Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »). Примерами таких игр могут быть игры: «Радио», «Мой репортаж», «Семейное ток-шоу», которые способствуют развитию связной диалогической и монологической речи.

 Таким образом, игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов.  Они предоставляют широкие возможности для творческой деятельности педагогов и детей, интеллектуального развития детей, формирования познавательного интереса и творческого мышления. Развитие речи в форме игровой деятельности дает хороший результат: наблюдается желание всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Подобранные дидактические игры и упражнения используют воспитатели в режимные моменты ДОУ. Уже на протяжении нескольких лет в ДОУ апробируется речевой тренинг, разработанный в соответствии с возрастными особенностями детей и речевыми темами.

В рамках педсоветов проводятся консультации и мастер-классы для педагогов ДОУ: «Использование подвижных игр с мячом в коррекционной работе», «Развитие речи дошкольников в сюжетно-ролевых играх», «Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений»; предлагается картотека подвижных игр с мячом для развития и совершенствования речи в режимные моменты.

        Ежегодно совместно с педагогом-психологом поводятся мастер-классы

для родителей детей младших групп: «Как организовать досуг ребёнка в семье?», в ходе которого родители узнают, как создать дома театр, что такое солёное тесто, рисование штампами, изготавливают кукол, поделки, выполняют сюжетные картины; средних групп: «Игра в развитии речи детей среднего возраста», в ходе которого родители путешествуют с весёлым язычком, учатся выделять звуки с героями сказок, описывают предметы и т. д. Советы и рекомендации размещаю на сайте детского сада.

Литература:

  1. Материалы из Интернета авторы: Курышева Е. С., Смирнова И. Н., Новичихина Е. В., Горенская А. Г., Бархатова С. Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Из опыта работы, игровые технологии в работе учителя-логопеда, с целью повышения эффективности проведения коррекционной работы при исправлении звукопроизношения, формирования фонематического восприяти...

«Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда на различных этапах развития речи детей с моторной алалией»

В материале представлен опыт использования игровых технологий на разных этапах развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...

Использование игровых технологий в работе учителя - логопеда

Актуальность использования игры, как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы,...

Самообразование учителя-логопеда на тему: «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда».

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает са...