Использование игровых технологий в работе учителя - логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Биктимирова Светлана Васильевна

Актуальность использования игры, как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

 В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры, изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Игра – исторически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роли, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процесс.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие

познавательные, воспитательные, развивающие

репродуктивные, продуктивные, творческие

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

различают игры с предметами и без предметов

настольно-печатные

комнатные

уличные, на местности

компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.)
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.)
  • воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.)
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

   Целью  использования  игровой технологии  работе я считаю  повышение мотивации детей к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к родному языку.

    Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Логопедические занятия проходят в игровой форме. В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Например: появляется гость, приходит письмо с  заданием для детей или погружение в сказочный сюжет. Дети на таких занятиях часто выполняют роли (спортсмены, путешественники, космонавты, пассажиры и др.).  За  успешное выполнение заданий дети могут оцениваются  фишками, звёздочками и  т.п., что вносит соревновательный элемент.

   В своей работе я активно использую следующие виды  игр:

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Дидактические игры я использую при усвоении любого программного материала и провожу на занятиях, а также использую во время индивидуальной и подгрупповой работы. Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых часто зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.

   В ходе дидактической игры я создаю  условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

   Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.

    Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи.

    Наряду с дидактическими играми активно использую в работе театрально-игровую деятельность: игры-драматизации; сопряженную гимнастику (театр пальчиков и языка). Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:

 развитие культуры речи

артикуляционной моторики,

фонематического восприятия,

речевого дыхания;

правильного звукопроизношения;

развитие сценического мастерства и речевой деятельности:

 развитие мимики, пантомимы ,жестов, эмоционального восприятия,

совершенствование грамматического строя речи,

 монологической и диалогической формы речи,

игровых навыков и творческой самостоятельности.

   

 Хорошим стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета.

    В рамках динамической паузы во время фронтальных или подгрупповых занятий  провожу подвижные игры, которые  помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что способствует развитию памяти.

   Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется...», «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).

   В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.

Активно использую в своей работе компьютерные игры и игровые программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно».

          Ежегодно проводятся консультации для воспитателей и родителей по использованию игр в коррекционной работе. Советы и рекомендации размещаются на собственном сайте.

Результатом применения  игровых технологий является высокий процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи.