Мастер - класс «Использование игровых технологий в работе учителя – логопеда в ДОУ»
учебно-методический материал по логопедии

Наталья Александровна Булатова

Использование игровых технологий в работе - логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Использование игровых технологий

в работе учителя – логопеда в ДОУ»

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на моем мастер –классе,  тема которого «Использование игровых технологий в работе учителя – логопеда в ДОУ».

Изменения, которые происходят в системе дошкольного образования сегодня,  требуют от педагога поиска и применения новых, более эффективных технологий, методов и форм работы с детьми. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. Это  способствует более эффективному воспитанию и обучению  ребенка, влияет на формирование положительной  познавательной мотивации  и получению качественного результата образования. При этом мы говорим о том, что качество дошкольного образования заключается не в получении большего объёма знаний, а в овладении дошкольниками  способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении  полноценного  гармоничного развития каждого ребенка.

В связи с этим, основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка, в том числе и в группах для детей с ОВЗ. Повышение эффективности в коррекции нарушений языкового и речевого развития позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Однако, современных детей трудно удивить. Всегда стоит вопрос, как заинтересовать детей, как повысить познавательную мотивацию дошкольников на занятиях и при этом получить качественный результат обучения.

Педагог должен идти в ногу со временем, быть в курсе технических новшеств и изменений.

Недавно стали популярны новые антистресс-игрушки. Называются они Simple dimple «симпл-димпл» и Popit «поп-ит». Суть у них одинаковая: это пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. В своей работе я использую Pop it  (поп-ит) — в нем больше «пузырьков-пупырок».  Пригодится он для автоматизации звуков и для развивающих игр. Впервые появились игрушки-антистресс на территории Японии. Там они с первых же дней начали пользоваться большим спросом, потому крайне быстро такие вещицы попали на мировой рынок.

Так что же это за игрушка и как ее можно использовать в работе логопеда в детском саду?

Pop it  (поп-ит с английского) – дословно переводится как «лопни это». Игрушка представляет собой силиконовую форму, заполненную пузырями, которые нужно лопать нажатием пальца. Поп-ит имеет многообразие форм. Это может быть и бабочка, и сердечко, и ананас. На мой взгляд для образовательно – развивающих целей больше подходит поп-ит квадратной формы.

Весьма часто у детей с ТНР встречается – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, основным признаком которого является невозможность сосредоточиться.  

При использовании игрушки-антистресса,  уменьшаются приступы тревоги,  развиваются  пальцы рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов.  

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку игр, которые я использую непосредственно в своей  работе и рекомендую логопедам и воспитателям для работы во время коррекционного часа.

Для выполнения упражнений, мне нужны желающие.

Первое игровое упражнение: «Выработка правильного дыхания».

Нужно положить  на кружок шарик и с помощью трубочки дуть, передвигая его из кружка в кружок.

Такое упражнение поможет ребенку в игровой форме развить правильное речевое дыхание.

Следующее упражнение «Развитие фонематического слуха».

Нужно лопнуть пупырку, если услышишь звук [Л].

Например: сначала произносим этот звук изолированно – м, п, Л, т, к, Л…; затем в слогах – па, ма, ЛА, то, по, ЛО… и в словах – Лак, окно, Лама…

Это упражнение помогает детям развивать фонематический слух.

Упражнение «Автоматизация звуков»

Пожалуй, самое длительное и неинтересное занятие – тренировать произношение нового правильного звука, отработанного вместе с логопедом. Но такой необходимый этап для формирования правильного произношения пройдет интереснее, соединив проговаривание с нажатием кружков. Начиная с изолированного произношения звука.

Для этого заранее нужно подготовить Поп-ит. Пожалуйста вдавите пупырки на обратную сторону и теперь произносим изолированно любой звук, нажимая по очереди на ряд кружков.  Допустим звук  Ш или Р.

Когда изолированный звук стал получаться хорошо, то постепенно переходим на слоги.  Для этого я нажимаю на пупырку и призношу слог, а вы за мной повторяете.

Есть и другие схемы автоматизации звуков с помощью пуп-ит в слогах. Это вот такие цепочки слогов и вы должны догадаться, какой слог должен идти следующий.

Например: ла-ло-ла-ло… При этом вы нажимаете ячейки пуп-ита. Вот таких схем можно придумать великое множество. А самое главное, что их можно дать родителям в качестве закрепления усвоенного звука.

Конечно эту игрушку можно использовать в качестве автоматизации в чистоговорках. Я кликаю по ячейкам и произношу чистоговорку, а вы за мной повторяете. Одна ячейка соответствует одному слову в чистоговорке:

Ла-ла-ла – на цветке пчела.

Ло-ло-ло – светит солнышко светло.

Лу-лу-лу – наточили мы пилу.

Лы-лы-лы – Мила вымыла полы.

Ну и конечно мы можем автоматизировать звук с помощью пуп-ит не только в слогах, но и в словах.

В этом случае вы играете вдвоем. Вы нажимаете на своей стороне и произносите слово с нужным звуком. Ребенок нажимает на ячейку со своей стороне и повторяет за вами слово. Можно усложнить задание при таких карточек. (показываю образец)

А еще с помощью этого пуп-ита можно замечательно проводить абсолютно любую речевую игру: «Один и много», «Назови ласково», «Назови детеныша», «Кто как кричит?».

Здесь есть точная установка об окончании игры. Игра закончится, когда мы прокликаем все ячейки.

Упражнение «Формирование слоговой структуры слов»

Деление слов на слоги – важное умение для развития речи детей. Логопеды обычно используют «прохлопывание» слогов во время произношения слов. Разнообразить это задание можно с помощью продавливания кружков в зависимости от количества слогов в слове. Так, наглядно показываем длинные и короткие слова, ищем ударный слог, даём задание на поиск нужного слога.

Например: тема «Птицы» - ворона, снегирь, сорока, дятел, клест.

Упражнение «Кто больше придумает»

Это упражнение идет на развитие словарного запаса. Его можно применить к любой лексической теме. Называть по очереди слова, одновременно продавливая кружок.

Например: тема «Домашние животные» Вспомнить как можно больше  домашних животных. (названия диких животных, деревья, транспорт…)

 «Изучение звуков».

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит, предложите выдавливать красный кружок, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. А если согласный мягкий,  то зеленый кружок.

Таким образом, мы учим детей  сформировать и закреплять знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.

Также при помощи этой игрушки, можно выполнять звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает пупырки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.

«Изучение букв и цифр»

Закрепить образ буквы или цифры можно с помощью продавливания пупырок. Показваем ребенку образец, и даем возможность выложить букву самостоятельно.

В своей работе я чередую игровые пособия. И сейчас хочу вас познакомить  еще с дополнительным  дидактическим ресурсом для работы учителя-логопеда.  

Пособие «Волшебные лупы».

Я эти лупы изготовила из картона и заламинировала их.  Лупы можно использовать для автоматизации звуков.

При помощи этого пособия у детей расширяется и активизируется словарный̆ запас.

Также можно развивать умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными, грамматический̆ строй речи.

Упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

Упражнять в образовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

Упражнять в согласовании числительных с существительными.

Развивать внимание, зрительную память, мышление.

Игра «Жадина»

Нужно положить волшебную лупу с 2-мя ладонями на картинку и произносить: «Мой кот» и т.д.

Игра «Чего не стало»

Нужно взять волшебную лупу с 1-й ладонью на картинку и произносить: «Нет кота» и т.д.

Игра «Скажи ласково»

Берем волшебную лупу с сердечком и кладем на картинку, произнося слово в уменьшительно-ласкательной форме (Кот- котик)

Игра: «Пятёрка».

Нужно взять лупу с цифрой̆ 5 и положить на картинку, произнося: «Был один кот, а стало 5 котов».

При помощи этих  пособий, учитель-логопед получает наиболее качественный результат. Играя, ребенок, обучается и развивается. Эти чудо – игрушки могут применяться не только логопедами, но и другими специалистами.

С помощью этих игрушек можно сделать логопедические занятия намного интереснее и разнообразнее, это поможет быстрее достичь положительной динамики.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда"

Представлен материал из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологии в логопедической практике: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жи...

Мастер класс: «Мультимедийные игры в работе учителя-логопеда»

Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования мультимедийных игр, что позволяет чрезвычайно повысить эффективност...

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

Мастер – класс: «Использование игры в работе учителя-логопеда в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Мастер-класс "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

Практика работы дошкольных образовательных учреждении свидетельствует о необходимости расширения использования информационно - коммуникативных  технологий в организации образовательного процесса....

Мастер-класс для родителей «Организация работы учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста»

Пробудить интерес и желание родителей заниматься со своими детьми дома...

Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"

Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....