Консультация для педагогов "Формы работы с родителями по формированию патриотических чувств у детей"
консультация (подготовительная группа)

Лукманова Марина Константиновна

Современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили взрослые (педагоги, родители) в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на педагогическом совете

«Формы работы с родителями по формированию у детей гражданско – патриотических чувств»

Современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - основа всех основ. От того, что вложили взрослые (педагоги, родители) в ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество невоспитанных детей, с неадекватной психикой к школе.

Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая западными фильмами и мультфильмами-всё это способствует приближению психологической и языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Эта проблема требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение; многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет.  Дух, который царит в семье и детском саду, школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

Наиболее важной, на мой взгляд, проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников является девальвация семейных ценностей. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка приводит к большим проблемам духовно-нравственного воспитания детей в условиях ДОУ. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание.

Вышеизложенное и легло в основу разработки форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста гражданско -патриотических чувств через литературу и искусство, практическую и игровую деятельность.

Мною в начале года был разработан детско – взрослый образовательный проект по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. (На год) Основная цель которого – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества», привить детям любовь к Родине. Развить чувство привязанности к отеческим и нравственным ценностям.

В нём я определила комплекс задач:

-Воспитание у ребёнка привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране

-Совершенствование бережного отношения к природе и всему живому

-Воспитание уважения к труду

-Развитие интереса к русским традициям и промыслам

-Совершенствование элементарных знаний о правах и обязанностях человека

-Расширение представлений о городах России, знакомство с их символикой и символикой Государства.

-Развитие чувства ответственности за достижения страны.

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Сотрудничество с семьёй:

Исходя из этого, строила работу с семьями своих воспитанников таким образом:

-анкетирование

-консультации

-выставка педагогической литературы

-оформление наглядной информации по вопросам нравственно – патриотического воспитания (альбомы: «Приобщение детей к истокам национальной культуры», «Как жили люди на Руси», «О костюмах 19 и 20 века», кроссворды «Художественные народные промыслы», альбомы:

«Церкви, соборы и монастыри г. Н. Новгорода», «Промыслы родного края», «Наш Ленинский район», «Любимый город» и т. п.

-оснащение «патриотического уголка» и театрализованной деятельности

-фоторепортажи, и мастер – классы

-проведение родительских собраний, круглых столов на тему «Развитие духовности и патриотизма через коммуникативную деятельность»

-организация проведения совместных театрализованных мероприятий.

-совместное посещение родителями и детьми музеев, театров. Обязательным условием вовлечения детей и родителей были походы в краеведческий музей.

-вечер вопросов и ответов: «Взаимодействие ребёнка с социумом»

- подбор дидактических игр и художественной литературы по теме.

(Книги: «Детям об истории России», «Детям о традициях и праздниках русского народа», «Давным- давно» Л. Обухова и другие. Д/игры и развиваюшие: «Моя страна (собери карту России», игра -ходилка «Путешествие по России», обучающие карточки «Наша Родина Россия», игра -викторина «Моя Россия». «мы все такие разные», игра -лото «Ремёсла Киевской Руси», «Как наши предки шили одежду», игровой дид./материал «Расскажи про свой город» и другие)

 

Ещё одной из форм работы с семьёй являлось: собственное участие и совместное участие родителей и детей в районных конкурсах среди педагогов и родителей. На помощь приходили творческие родители: вместе рисовали, выпиливали из фанеры, шили и вязали. Изготовление необходимых атрибутов – процесс очень увлекательный! Порой в ходе подготовки выискивались скрытые таланты, о которых и не догадывались! Появлялись новые идеи и росло творческое вдохновение... Впоследствии, ребёнок очень гордиться своей работой, рассказывает о ней с особым восторгом и восхищением. Творческие Всероссийские, региональные и районные конкурсы, международные игровые конкурсы: «Человек и природа», «Персонажи новогодних сказок», «Символ года», «Ларец сказок», «Пейзажи родного края», «Защитник мой -горжусь тобой», «Мамочка, мой ангел», «8 марта -день чудес», «В кадре мой питомец», «Дорога к звёздам», Епархиальный конкурс «Пасха Красная» и другие.

Я являлась организатором совместного участия родителей и детей в международной олимпиаде «Четвёртый лишний», конкурса семейных газет, международного игрового конкурса модульного макета - «Правила дорожного движения»- и других. 

Что может быть лучше, когда ребёнок вместе с мамой или папой делает своими руками народную игрушку или костюм русского богатыря и кокошник девицы – красавицы. На новогодний праздник и на масленицу родители вместе с детьми изготавливали шлемы русских богатырей и кокошники девочкам, проявляя своё творчество, фантазию, приобретённые знания и умения (Семёновская, хохломская, дымковская, жёстовская, городецкая и другие росписи своей местности). Такое совместное творчество сближает родителей и детей, учит любить и ценить свой народ, гордиться своими умельцами. Организация фольклорного праздника «Осенний калейдоскоп», «День матери», совместно с папами и дедушками праздника (День Защитника Отечества») и изготовление поделок и подарков к празднику, 21февраля -День Ленинского района (рисование рисунков совместно с родителями), праздник 8 марта: подготовка родителей к различным творческим и артистическим конкурсам и прочее.

Таким образом, мною сделан вывод: главная особенность совместной работы педагогов родителей и детей по нравственно – патриотическому воспитанию в том, что ребенок обучается незаметно для него самого: он учится и артист; учится публично говорить и действовать. Полученный положительный эмоциональный заряд от познания нового своего родного народа, экскурсии в музей, показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них научились размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность. В будущем, в любом деле детям помогут творческая активность, приобретённые знания о положительных и отрицательных поступках, представление о гражданстве, правах и обязанностях, которые не возникают сами по себе, а их необходимо развивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности работы с детьми дошкольного возраста в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем,...

«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»

Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...

«Работа с родителями в формирование патриотических чувств через воспитание любви к родному краю»

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толе...