"К проблеме безопасности жизнедеятельности дошкольника"
методическая разработка на тему

Рыжова Любовь Михайловна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

К проблеме безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Воспитатель: Рыжова Л.М., воспитатель ГБДОУ д/с №21 Петроградского района

Безопасность ребенка – одно из направлений дошкольной педагогики.

Каждая мама знает, сколько явных и скрытых опасностей поджидает ребёнка на улице, дома, да и в любом другом месте. Мы не можем постоянно находиться с нашими детьми, поэтому необходимо научить их самостоятельности и элементарным правилам безопасности.

Очень важно не запугивать, а давать чёткую, правдивую информацию, обязательно поясняя, что подобного несчастья никогда бы не случилось, если бы мальчик или девочка поступили так - то или так – то…

Ребёнок должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. Периодически надо возвращаться к уже пройденным темам, не бояться повторять одну и туже тему вновь, потому что дети имеют обыкновение забывать. Объяснения должны быть на доступном для ребёнка языке. Малыш не поймёт, что такое электрический ток, который приходит к нам по проводам от электростанции, но он уже в состоянии понять, когда говорят, что в розетке живёт «злой ток, который кусается».

Важно, как можно раньше начать воспитывать в ребёнке чувство самосохранения наряду с уверенностью в себе. Не говорить просто «нет», объясняйте ребёнку, в чём именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия: это острое, горячее, жжётся т.п. Дайте ему потрогать горячую чашку с чаем, повторить несколько раз, что это горячо. Уколите (несильно) пальчик иголкой или булавкой, объяснив, что она острая. Самым лучшим способом обучения детей является пример взрослых. Если вы всегда внимательны к своей безопасности, то и ребёнок будет повторять эти же действия.

В нашем дошкольном учреждении этой работе уделяется большое внимание. В группах сделаны пособия, собран материал для бесед по безопасности, оформлены стенды, папки – передвижки, разнообразные дидактические игры, много игрового материала.

Мы работаем по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Авдеевой Н.Н.

 

Цель программы: сформировать у детей устойчивый навык самоконтроля, умение пользоваться знаниями в окружающей действительности.

Только в совместной работе с родителями мы можем решить поставленные перед нами задачи.

 

Задачи программы:

  • обеспечить психологическое здоровье детей;
  • формировать навыки и умения наблюдения за окружающим миром, предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать, а в случае попадания в такие ситуации, выходить с наименьшим вредом для себя и для окружающих;
  • обучать безопасному поведению:
  • воспитывать дисциплинированность.

 

Рассмотрим три раздела программы.

 

  • «Ребенок дома»

Раздел направлен на ознакомление детей с потенциальными опасностями, исходящими от некоторых предметов домашнего быта. Ребёнку по природе свойственно любопытство, и он очень быстро может оказаться в опасной ситуации. Взрослые неустанно следят за ним: не ушибся, не упал, не нанёс бы себе вреда. Со временем у ребёнка вырабатываются определённые правила поведения, выполняя которые он может себя обезопасить. Однако, всё то что, что дошкольнику запрещают, представляет для него огромный интерес. Ему сложно справиться со своим любопытством, и он нарушает правила, что приводит к непредвиденным ситуациям.

Сколько бы раз вы не повторяли ребёнку, что спички не игрушка, он всё равно берёт их для игры. Поэтому, предполагая, что ребёнок может всё равно добраться до спичек, его необходимо учить правильному поведению на пожаре. Однако родители забывают об этом, рассказывая только, к каким последствиям может привести эта игра. Но ребёнок ещё не осознаёт всей опасности, таящихся в маленьких деревянных палочках, которые так красиво вспыхивают. Куда бы, не убрали спички, ребёнок рано или поздно их найдёт, да и ваше присутствие его не остановит, если уж он решил поиграть в «Пожарных» или «Туристов».

   Так же с ребёнком следует обсудить такие вопросы, как: чем опасен кипящий чайник, горячий утюг, стеклянная банка. А чем опасно открытое окно? Можно ли самим детям открывать окна и выглядывать из них, одним выходить на балкон и играть там?

Познавая мир, ребёнок подвергает себя и родителей тяжелым испытаниям. Жизнь всё чаще доказывает нам необходимость обучения дошкольников безопасному поведению, как в образовательном учреждении, так и за его пределами.

 

  • «Ребёнок на улице»

Раздел, прежде всего, направлен на знакомство детей с правилами поведения на улицах и в транспорте. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятие опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

 

  • «Ребёнок и другие люди»

Данный раздел направлен на обучение детей доступным приёмам защиты при контактах с незнакомыми людьми, которые могут быть опасны для ребёнка.

Дети в возрасте 2 – 3 лет обычно общительны: видя улыбающегося взрослого, они готовы подойти и разговаривать с ним. А уж за обещание вкусной конфетки или дорогой игрушки… Итак, что родители должны сделать, кроме обсуждения с ребёнком абстрактных вопросов о добре и зле? Очень важно жестко установить правила относительно незнакомцев и следить за их выполнением. В первую очередь, чётко обозначить для ребёнка границу «свой – чужой». Объяснить ребёнку: чужой – это любой человек, которого он не знает, независимо от того, как он себя ведёт, кем себя представляет и т.д. Во  - вторых, оговорите жесткое правило: прежде чем общаться с чужим человеком, нужно спросить разрешения у мамы (папы, бабушки – обозначьте круг лиц). Важно строго следить за этим правилом. Даже, если вы сами знаете человека, а ребёнок видит его первый раз, следите за тем, чтобы ребёнок спрашивал разрешения, прежде чем пойти куда – то с ним, взять подарок. Каким бы это не казалось излишнем. Иначе ребёнок не воспримет это правило. С 6- 7 лет можно уже начинать учить ребёнка разбираться в людях. Как? Родители поделятся с ребёнком собственным опытом, обсуждая жизненные ситуации, анализируя героев детских фильмов. Тогда можно будет постепенно отказаться от жестких правил, заменив их более гибкими.

 

Обучить детей безопасному поведению – это, по сути, сформировать определённый образ жизни. У ребёнка должен выработаться защитный механизм, который автоматически срабатывает в нужный момент.

 

Цель воспитания безопасности – внушить ребёнку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определённые правила поведения, то не попадёт в опасную ситуацию, но если это случится, то он всегда найдёт выход. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 4—5 лет по Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников Тема: «Правила безопасности».

Все мы воспитатели, родители очень часто задаем вопрос:  "Как уберечь ребенка от опасности?" Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться. Поэтому детям необход...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа по дополнительному образованию по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Направленность программы: Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности – одна из самых первых. Люди придумали эту науку, когда жили ещё в пещерах. Жизнь сейчас стала легче, че...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников «Мы - за безопасность»

Рабочая программа дополнительного образования по обучению безопасности жизнедеятельности дошкольников  «Мы - за безопасность»...