План работы над методической темой
методическая разработка (старшая группа) на тему

Логачёва Светлана Ивановна

план работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_nad_metod._tem.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад № 3 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

План работы по программе художественно-эстетической направленности

«Цветные ладошки. Нетрадиционные техники рисования»

(Возраст детей 4-7 лет)

Срок реализации программы:  3 года

Составитель: Логачёва

                  Светлана Ивановна

с. Ермаковское  2015 г.

Пояснительная записка

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию.

А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.

С этой целью была создана  дополнительная программа по нетрадиционной технике рисования «Цветные ладошки» (образовательная область «Художественное творчество»).

Программа по изобразительному искусству «Цветные ладошки»

Актуальность  данной программы  предполагает, что тенденция формирования высокого уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста позволяет обнаружить его зависимость от использования в работе с детьми нетрадиционных технологий рисования.

Анализ психологической, педагогической, методической литературы позволил мне определить цель, задачи, методы и приемы, а также формы организации занятий.

        Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проходят один раз в неделю.

Цель программы:

- организация воспитательно-образовательной работы по обучению детей  старшего дошкольного возраста нетрадиционным формам изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных материалов;

- создание системы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования;

- удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового в исследовании свойств и возможностей нетрадиционных способов изображения объектов.

Основные задачи программы:

- вызвать у детей интерес к рисованию;

- учить изображать простейшие предметы и явления окружающей жизни, используя нетрадиционные техники рисования и нетрадиционные художественные материалы;

- использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию детьми выразительных образов;

- способствовать развитию детского изобразительного творчества;

- упражнять детей в применении различных способов нетрадиционного рисования (пальчиком, тампоном, ладошкой и т.д.);

- поощрять детей в выборе красок, побуждать их к рассуждению;

- способствовать речевому развитию детей и прививать интерес к художественной литературе;

- учить радоваться результатам своего труда и труда товарищей.

Критерии оценки

1.Особенности рисования:

- использование изобразительных приемов и технических навыков;

- координация движения руки и глаза;

- темп рисования: медленный и быстрый;

- замысел: устойчивый, использует самостоятельно замысел, замыслы подсказанные взрослым;

- содержание рисунка: из 3-5 предметов, содержание бессюжетное;

- самостоятельность ребенка;

- требует помощь взрослого;

- выражение положительных эмоций;

- использование речи.

Оценивается по 1 баллу.

Уровни:

7-9 баллов – высокий

4-6 баллов – средний

0-3 баллов – низкий

2.Особенности самооценки:

- Как ребенок оценивает свой рисунок: положительно, отрицательно, дифференцированно («Получилось хорошо, но не все») или не может оценить?

- Мотивирует ли дошкольник свою оценку и что при этом отмечает: качество («Аккуратность получилось»); содержание рисунка («У меня нарисованы старые деревья в парке») или детали изображения («У моего дерева одна ветка надломлена»); эстетическую привлекательность («Красиво получилось»); соответствие изображения действительности («Получилось хуже», «У меня парк, как настоящий»); представления своих возможностях («Я рисую хорошо», «У меня всегда хорошо получается»); свои умения («Я так умею рисовать»); оригинальность изображения («У меня цветочек на солнышко похож»); мнение взрослого («Меня всегда воспитатель хвалит»);

- Как ведет себя ребенок в ситуации выбора (отдать рисунок на выставку), возникает ли борьба мотивов и чем завершается; как он оценивает рисунок (отрицательно и признает, что он не годится для выставки; отрицательно, но это не мешает предлагать его на выставку; положительно и признает, что его можно взять на выставку; положительно или отрицательно, но отказывается решить, можно ли его взять на выставку или предлагает решить взрослому)?

Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком. Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

План работы

- Спланировать систему занятий на весь учебный год по темам «от простого к сложному».

- Выбрать тематику. Она должна быть интересной, познавательной, посвященной знакомым игровым образом, событиям, персонажам, явлениям.

- Проводить занятия в игровой форме, в форме беседы, в форме путешествия.

- Создавать проблемную ситуацию для поиска творческих решений при работе с красками (гуашью) в нетрадиционной форме.

- Сочетать на занятиях индивидуальную работу с коллективной.

Организация занятий

Занятия построены в игровой форме, с учетом тематики. В каждой теме рассматривается овладение определенным приемом, по принципу «от простого к сложному».

При составлении конспектов занятий учитывались следующие моменты:

- Программные задачи по разделу « Рисование»;

- Усвоение детьми нетрадиционных способов рисования;

- Игровая мотивация;

- Использование разных видов техники;

- Показ последовательности технологических операций (в зависимости от темы, поставленных задач и сюжетные линии, использовался: целостный, частичный и фрагментарный показ).

Приемы и методы:

1. Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей.

2. Художественное слово. Оно дополнит, активизирует художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для старших дошкольников я решила использовать метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках. Также дети могут путешествовать в реальные места совершать экскурсии по городу, в лес или поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства.

4. Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические. На занятиях с использованием нетрадиционных способов рисования используются игры: художественно-развивающие, дидактические, графические.

5. Обследование образца.

6. Показ выполнения работы.

7. Двигательные упражнения (физминутки).

8. Самостоятельная работа.

9. Анализ результата работы.

Предполагаемый результат:

Дети: развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Используемая литература:

1.А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».

2. Т.Н. Давыдова «Рисуем ладошками».

3. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»- М.2007г.

4. И.А. Лыкова «Цветные ладошки» изобразительная деятельность в детском саду, старшая группа.

5. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».

6.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

7. И.А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

8. Т.В. Королева «Занятия по рисованию в детском саду».

Учебно – тематический план на 2015- 2016г.

месяц

неделя

тема

цели и задачи

1.

сентябрь

1

Нетрадиционные способы рисования

Цели: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: рассказать детям о нетрадиционных формах рисования

Литература: И.А.Лыкова,

Т.В. Ковалева

2

«Лето красное прошло»

Задачи: учить детей составлять гармоничную цветовую композицию передавая впечатления о лете; познакомить с новым способом абстрактной композиции; совершенствовать технику рисования акварельными красками.

Литература: И.А.Лыкова стр.26

3

«Осенний день»

(наблюдение)

Задачи: закреплять навыки изображения деревьев, кустов; учить относить цвета к теплой или холодной гамме.

Рисунок карандашами по замыслу детей.

4

«Осенний лист»

Задачи: учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику – набрызг.

Литература: И.А. Лыкова стр.50

2.

октябрь

1

«Ветка рябины»

(с натуры)

Задачи: учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности; закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания.  

Литература: Т.В. Ковалева стр. 28

2

«Радостные краски осени»

Задачи: учить смешивать краски; подбирать фон бумаги, создавать фон самостоятельно, сочетая цвета для передачи колорита картины;

учить новым способам изображения предметов, явлений окружающей действительности.

Литература: Т.В. Ковалева стр. 27

3

«ЗолотаяОсень»

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой природы.

Задачи: вызывать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов; учить работать в технике размыва, закрашивать лист полностью; развивать способность к отражению природных явлений с помощью цветовых образов; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: Т.В. Ковалева стр. 27

4

«Подсолнухи», «Ежики»

(на выбор)

Цели: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; развивать воображение, творчество.

Задачи: познакомить и развить умения пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой»; учить выполнять рисунок ежика без предварительной прорисовки карандашом.

3.

ноябрь

1

«Пасмурный день»

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой природы.

Задачи: формировать отношение к природным явлениям как к части мироздания; учить детей рисовать в нетрадиционной технике - по сырому; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

Литература: Т.В. Ковалева стр.30

2

«Паучок - домовичок»

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных способов изображения объектов живой и неживой природы.

Задачи: установить у детей ассоциативные связи природных явлений и образов народного творчества с естественнонаучными данными; учить детей нетрадиционной технике - воскографии; развивать ассоциативное мышление и образное восприятие; воспитывать бережное отношение к природе.

3

«Чудесное превращение кляксы»

Задачи: познакомить с новым способом изображения – кляксография; показать способы получения абстрактных изображений, развивать творческое воображение.

Литература: И.А. Лыкова стр.80

4

 «Плюшевый медвежонок»

(рисование «поролоном»)

Задачи: помочь детям освоить новый способ изображения; побуждать детей передавать в рисунке образ с детства знакомой игрушки; закреплять умения изображать формы частей, их относительную величину, расположение, цвет; развивать творческое воображение детей.

Литература: Давыдова Г.Н.

4.

декабрь

1

«Первый снег»

Задачи: учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии; закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками.

2-3

«Зимний лес»

(рисование ватными палочками)

Задачи: вызвать у детей чувства от прихода красавицы зимы, эмоциональный отклик на настроение картин пейзажной живописи; научить передавать красоту зимнего леса в рисунке.

Литература: Т.В.Ковалева стр.32

4

«Веселый новый год»

Задачи: учить детей использовать яркие цвета для передачи веселого настроения, учить передавать в рисунке свои впечатления; использовать в работе разный художественный материал.

Литература: Т.В.Ковалева стр.33

5

январь

2

«Снеговик в зимнем лесу»

Задачи: совершенствовать умения детей изображать снеговика, украшать его (шапочкой, шарфиком, разноцветными пуговицами); активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка. В работе использовать разнообразный материал.

(печатание, набрызг)

Литература: Т.В.Ковалева стр.32

3

«Белая береза»

Задачи: воспитывать у детей чувство любви к родной природе; формировать эмоциональную отзывчивость на произведения художественной литературы и изобразительного искусства.

Литература: Т.В.Ковалева стр.35

4

«Тайна подводного царства»

(два занятия)

Задачи: вызвать у детей желание нарисовать картину подводного мира; передача в рисунке не только формы, но и пластики предмета, его характера с помощью мелких деталей; знакомство с подводным пейзажем; учить детей соединять в одном рисунке разные художественные материалы; растяжка цвета от более насыщенного к слабонасыщенному, набрызг, печатание, рисование по сырой бумаге.

Литература: Т.В.Ковалева стр. 28

6

февраль

1

«Укрась вазу для цветов»

Задачи: развивать умение составлять простые узоры, используя технику печатания.

2

«Бабочки, которых я видел летом»

Задачи: познакомить детей с техникой монотипии, с симметрией (на примере бабочки); развивать пространственное мышление.

3

 «Пейзаж у озера»

(монотопия)

Задачи: закрепить знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства; познакомить с нетрадиционной техникой рисования пейзажа– монотопия, показать ее изобразительные особенности. Литература: Давыдова Г.Н. стр.37

4

 «Морозный узор»

(рисование свечой)

Задачи: вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.развивать зрительную наблюдательность, воображение, творчество.  

Литература: Давыдова Г.Н. стр.43

7

март

1

 «Подснежник»

(пластелинография)

Задачи: развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие дошкольников;

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

2

«Весна пришла»

Задачи:закрепить знания детей о пейзаже;  развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие; учить рисовать пастельными карандашами.

3

 «Мечты о лете»

(рисование зубной щеткой)

Задачи: воспитывать у детей чувство любви к родной природе; активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка.

4

«Яблоневая веточка»

(техника печатание)

Задачи:обучать особенностям изображения объектов с помощью техники печатание; развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие.

8

апрель

1

«Одуванчики - пушистое чудо природы»

(техника «набрызг»)

Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста художественно-творческие способности с помощью нетрадиционной техники рисования «набрызг».

Задачи:обучать особенностям изображения объектов с помощью техники «набрызг»;  развивать мелкую моторику, цветовосприятие, эстетические восприятие дошкольников;

воспитывать бережное отношение к природе средствами искусства.

2

«Ромашки»

(рисование ватными палочками)

Задачи:  развивать творческие способности дошкольников;

развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки;

развивать художественный вкус, чувство композиции; воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

3

«Весеннее небо» (рисование в технике «по мокрому»)

Задачи: воспитывать умение замечать красоту окружающей природы, любоваться ею; создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и другими художественными материалами; учить изображать небо способом цветовой растяжки « по мокрому»; закреплять технику рисования деревьев; создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений; развивать творческое воображение.

4

«Букет цветов» (рисование по мятой бумаге)

Задачи:познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – на мятой бумагой; продолжать закреплять навык рисования: кистью; развивать чувство цвета и композиции; желание рисовать традиционными и нетрадиционными приемами рисования; воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе, аккуратность.

9

май

1

 «Лето»

(рисование мятой бумагой)

Задачи: познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – рисование мятой бумагой; развивать чувство цвета и композиции, желание рисовать традиционными и нетрадиционными приемами рисования; воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе, аккуратность.

2

 «Радуга-дуга» 

(рисование жесткой полусухой кистью)

Цель: развивать творческие способности через обучение нетрадиционным видам рисования.

Задачи:продолжать знакомить детей с новыми видами  рисования; развить интерес к творческой деятельности;

воспитывать аккуратность в работе.

3

«ГРАВЮРА»

Рисунки по замыслу

Цель: познакомить с новым способом изображения – гравюра; обогатить знания детей об истории происхождения гравюры; закрепить знания детей о видах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет); развивать чувство композиции;
закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать краску; побуждать к творческой активности; помочь в овладении изобразительными навыками и умениями.

4

«Разноцветные бабочки».
(техника монотопия)

Цель: развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельностис помощью нетрадиционной техники рисования; формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению; развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка» АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" города Радужный на 2014-2015 учебный год

Поэтапно –перспективный план работы над методической темой Хайруллиной Р.Г., воспитателя   группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет №6 «Белочка»АУ ДОУ ДСОВ №1 " Колокольчик" город...

Перспективный план работы по методической теме

Перспективный план работы по методической теме «Коррекционно-оздоровительная работа по физическому развитию детей» На 2015-2016 учебный год Инструктор по физической культуре Артюхина Марина Влад...

Перспективный план работы по методической теме

Перспективный план работы по методической теме «Роль музыкального воспитания в развитии интелекта дошкольника» на 2015 – 2016 учебный год. Работа с детьми. ...

Индивидуальный план работы по методической теме.

Представляю вашему вниманию план работы по методической теме: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительно-художественного творчества"...