Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Асланян Лия Оганесовна

Актуальность индивидуального подхода в процессе работы с детьми в условиях доу

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Индивидуальный подход в воспитательно -образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении»

                                                        Воспитатель: Асланян Л.О.

Дети – это самые прекрасные, чудесные творения природы. Они удивительны и так уникальны, каждый со своим характером, привычками, отношением к окружающему миру. Каждый ребенок – это личность, пусть пока маленькая, не до конца сформировавшаяся, но уже личность. И, то, кем вырастет ребенок, каких моральных принципов он будет придерживаться, какую жизненную позицию займет всецело зависит от воспитания, которое будет ему дано.

  Именно любовь к детям стала решающим фактором в выборе моей профессии. Конечно, я осознавала всю ответственность, которая будет на меня возложена. Были периоды сомнений и тревог: смогу ли я выполнять свою работу качественно и на должном уровне, получится ли у меня разглядеть индивидуальность каждого ребенка, найти подход. Ведь, родители вверяют мне самое ценное, что есть в их жизни – детей. Я бесконечно благодарна им за такое доверие и, с большой гордостью заявляю я – Воспитатель.

  Профессия воспитателя, пожалуй, самая удивительная и многогранная. В процессе работы с детьми мы, воспитатели, примеряем различные роли, пробуем себя в разном амплуа, забываем все проблемы и возвращаемся в чудесный мир под названием детство. В то же время, воспитатель выполняет очень ответственную работу по созданию условий для полноценного развития ребенка.

 В своей профессиональной деятельности я не разделяю важность психического, физического и духовного развития детей. Развитие должно быть гармоничным и всесторонним. В работе я следую педагогическому кредо «Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны». Ведь каждый ребенок уникален с рождения, и, поэтому, одной из основных задач дошкольного образования, я считаю поддержку и дальнейшее развитие индивидуальности воспитанников.        Особенно актуален данный вопрос в современном обществе. Жизненный ритм диктует условия, часто не позволяющие родителям уделять достаточное внимание своим детям. Интересы ребенка, его индивидуальные потребности игнорируются. В таких условиях полноценное развитие ребенка невозможно.  

        Таким образом, одним из наиважнейших аспектов для успешной педагогической деятельности я считаю индивидуальный подход. Индивидуальный подход прослеживается во всех сферах жизни нашей группы: от игры до организации трудовой и образовательной деятельности, при формировании нравственных качеств, творческих способностей и интересов детей. Очень важное значение, при изучении индивидуальных особенностей детей, имеет знакомство и тесное взаимодействие с родителями ребёнка, с его ближайшим социальным окружением.  

Процесс индивидуального подхода невозможен без знаний педагогом детской психологии.  Возможно, наличие психологического образования во многом определяет стиль моей профессиональной деятельности.

  Многие психологи: А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др. занимались вопросом индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Психология определяет понятие личности как индивидуальность, т. е. неповторимое сочетание психических и физических особенностей, присущих одному конкретному человеку и отличающих его от других людей. Следовательно, индивидуальность ребенка составляют совокупность его физиологических и психических качеств. Физиологическая уникальность определяется особенностью высшей нервной деятельности: темперамент влияет на активность, работоспособность, уравновешенность поведения, способности приспособления к различным внешним условиям. Физиологические особенности являются врожденными. Психическая индивидуальность определяется характером ребенка. Характер- совокупность устойчивых отличительных черт личности, которые проявляются в поступках, в отношении к себе и другим людям, к труду. Характер формируется в процессе воспитания и обучения, он не является врождённым, его нужно постоянно развивать. Положительные или негативные черты характера зависят от ближайшего социального окружения, в котором растет ребенок и являются результатом воспитательного процесса. Необходимым условием становления характера является целенаправленная ежедневная работа и, что очень важно, - единые требования к ребёнку как в саду, так и в семье. Очень важным здесь является воспитание культуры поведения: в быту, в общении со взрослыми, сверстниками, в игре, на занятиях, другими словами воспитание у детей нравственных качеств. Деятельность должна быть обязательно целенаправленной и осознанной, в активной деятельности развиваются качества личности и её характер, поэтому индивидуальный подход невозможен без учёта деятельности ребёнка, без учёта отношения его к окружающему миру, а также интересов ребёнка. Принцип индивидуального подхода должен прослеживаться во всей воспитательной и образовательной работе, ведущейся с детьми. Воспитатель, работая в детском коллективе, должен решать задачу педагогического воздействия на каждого ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности и социальные условия, в которых он живет.  

Хочется отметить, что одним из важнейших условий эффективной индивидуальной работы является опора на положительные качества в личности ребенка. Опора на них должна сочетаться с чуткостью, разумной требовательностью и уважением к ребёнку.

 В работе с детьми я использую такие методы как: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование семьи, анализ продуктов деятельности. Наблюдая за внешними проявлениями активности можно судить о психоэмоциональном состоянии ребенка. Например, очень часто плохое настроение ребенка, или проявление агрессии является следствием негативной ситуации в семье (обида на родителей, либо других членов семьи). Иногда достаточно ласкового слова, улыбки и ребенок снова в отличном настроении.

Безусловно, индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, кропотливой работы, стараний. Необходимым является умение воспитателя разобраться в различных сложных ситуациях и проявлениях поведения детей. Во всех случаях необходимо найти причину, это может быть и состояние здоровья, особенности темперамента, влияние условий окружающей среды. Устранять негативные проявления в поведении нужно как можно раньше, пока они не превратились в привычку. Поэтому необходим всесторонний глубокий анализ поступков детей. Нужно понять, почему ребёнок поступает именно так, а не иначе, вникнуть в мотив поступка. Только тогда можно найти эффективные пути воздействия на ребенка. Очень важно установить с воспитанниками доверительные отношения, когда ребенок видит интерес взрослого к нему, чувствует, что его переживания находят живой искренний отклик, только в таком случае можно понять особенности его психики и установить причину отрицательных черт характера и, воздействуя и искореняя эту причину, изменить поведение и характер в лучшую сторону. Тёплое участие, уважение к ребёнку помогут развить всё хорошее, что заложено в нём от природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

   Вопрос осуществления контроля над воспитательно-образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждени...

Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптимальный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Модернизация образования - гарантия качественного обучения в дошкольных учреждениях. Для этого необходимо модернизировать образовательный процесс, то есть учитывать все современные технологии образова...

«Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн

laquo;Организация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях по формированию восприятия художественной литературы и фольклора у дошкольников 3-7 лет в условиях реализации Феде...