Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ
учебно-методический материал на тему

Коновнина Татьяна Николаевна67

Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._organizatsiya_vospitatelno.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ

      

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ были утверждены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).

ФГТ являются первым документом, разработанным в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и который на Федеральном уровне определяет, какой должна быть основная программа дошкольного учреждения, как должен быть организован образовательный процесс.

Чем обусловлено введение ФГТ?

- временные требования к дошкольному образованию устарели, не пересматривались более 10 лет;

- общемировой тенденцией к стандартизации образования, в т.ч. и российского.

- понимание важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития дошкольников;

- обеспечение каждому ребенку равного старта, который позволит успешно обучаться в школе;

Таким образом, ФГТ - это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне:

 - подводит к единому стандарту дошкольное образование,

 - определяет, какой должна быть программа ДОУ (к сведению: примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой должна пройти апробацию и получить гриф Министерства образования и науки РФ, что произойдет к 2013 году)

Возникает вопрос: что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ ?

Изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время педагогам-дошкольникам предстоит большая творческая работа. Федеральные государственные требования постепенно меняют взгляд на дошкольное воспитание, подход, и саму систему работы педагогов.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как до настоящего времени на первом месте в д/с стояло четко регламентированное занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

В программе «От рождения до школы», в примерном режиме дня, произошли небольшие изменения, вместо раздела «занятия» включена «организованная образовательная деятельность».  Что нужно учитывать при ее организации? ФГТ и СанПиН. В ФГ требованиях говорится об обучении, но основным организующим моментом все, же является игра. А слово «занятие» в этом документе вообще отсутствует. При этом должны быть использованы разные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Как же они будут реализованы? Один ребенок сядет рисовать, другой – лепить, третий – играть на барабане? Нет, конечно! Все равно обязательно должна быть система обучения. Понятие «занятие» в д/с должно, прежде всего, рассматриваться как  занимательное дело.  

При этом как уже говорилось ранее, при организации образовательной деятельности педагогам необходимо учитывать требования СанПиН. 22 декабря 2010 года вышли новые дополнения к основному документу, в котором отмечено.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ для детей дошкольного возраста, составляет.

Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Структура основной программы состоит из 10 образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям.

Среди образовательных областей есть и традиционные для д/с, и новые, такие как.

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления.  Область «Познание» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач.

Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой.

В результате всего этого страдает в первую очередь речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Все это подтверждает необходимость появления области «Коммуникация», которая направлена на решение следующих задач.

Эта область тесно связано с предыдущей, так как богатство речи ребенка во многом зависит от чтения. У многих детей не возникает интереса к чтению. К сожалению, они не знают героев старых добрых сказок, предпочитая им героев компьютерных игр. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.

Все эти проблемы педагогам предстоит решать, реализуя на практике образовательную область «Чтение художественной литературы», которая направлена решение таких задач как:

Образовательные области, как указывается в ФГТ, связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:

Например, сегодня уважаемые коллеги вы увидели:

Безусловно, работая в новых условиях, возрастает роль взаимосвязи в работе воспитателя с узкими специалистами. В нашем д/с например, инструктор по физической культуре активно участвует в проведении прогулок, организует подвижные игры, эстафеты, веселые спортивные праздники: «Зимние Забавы», «Масленица», «Спортивный праздник посвященный «Дню Защиты Детей», «Летняя спартакиада» и др. Музыкальный руководитель старается осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения различных видов деятельности по всем областям.

Всем педагогам не только воспитателям необходимо стремиться к изменению способа организации детских видов деятельности: не руководство (авторитарный стиль общения), а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

В связи с этим, нам всем необходимо продумать:

- способы организации детей при проведении образовательной деятельности (увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи и т.д.);

- обратить внимание на рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми);

- отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

Решение образовательных задач по новой программе предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Режим дня должен так же включать интересные моменты: минутки здоровья,  творческие мастерские для развития детского творчества, чтение художественной литературы, которое теперь рекомендуют проводить ежедневно в каждой возрастной группе, выделив для этого время во второй половине дня.

В заключение хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя работу по новой программе у нас не возникнет больших трудностей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых  результатов освоения Программы, представлен в программе (в конце каждой возрастной группы).

Мониторинг рекомендуется проводить 2 раза в год (начало и конец года).

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Основная задача этого вида мониторинга– выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальную работу для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.

Анализ мониторинга позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе д/с.

Оценка уровня развития: 4 балльная система (представлена в конце программы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на РМО, тема "Организация воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГТ"

Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. ...

Программа тематического контроля «Организация воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию старших дошкольников в рамках НРК»

Цель:  определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ  по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста  в рамках национально-регионального компонента....

Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка....

«Биоэнергопластика - инновационный метод развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.»

В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика....

Организация воспитательно- образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях в период коронавирусной инфекции.

Детские сады должны начать работу на втором этапе выхода из режима самоизоляции. Этапы снятия ограничений каждый регион определит самостоятельно по ситуации. Если ваш детский сад находи...