Главные вкладки

    Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

    Ознакомление детей с родным краем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formy_i_priyomy_raboty.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.

    Режимные моменты

    Совместная деятельность с педагогом

    Самостоятельная деятельность детей

    Совместная деятельность с семьёй

    -объяснение,
    -наблюдение,
    -игровые упражнения,
    -чтение художественной литературы,
    -ситуативные беседы.

    -продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация;
    -чтение художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки);
    -составление и отгадывание загадок;
    -рассказы воспитателя;
    -дидактические игры;

    -настольно – печатные игры;
    -подвижные игры народов Севера;
    -создание игровых ситуаций;
    -наблюдения;
    -инсценировки, драматизация;
    -экскурсии;
    -проектная деятельность (создание макетов, альбомов, рукописных газет, выставок);
    -познавательная – исследовательская деятельность (наблюдения, опыты, эксперименты);
    -праздники, развлечения;
    -викторины,  КВН;
    -создание коллекции произведений декоративно – прикладного искусства народов севера;
    -мини-музеи;

    -просмотр видео, слайдов.

    -рассматривание иллюстраций, фотографий, книг;
    -продуктивная деятельность:
     лепка, рисование,аппликация;
    -дидактические игры,

     -настольно – печатные,

    -сюжетно-ролевые,

     -подвижные игры;
    -познавательная – исследовательская деятельность
    (наблюдения, опыты, эксперименты);
    -инсценировки,

     -драматизация.

    -проектная деятельность (создание макетов, альбомов, рукописных газет, выставок);
    -создание национального (северного) уголка;
    -создание коллекции произведений декоративно – прикладного искусства народов севера;
    -посещение музея, выставок;
    -совместные досуги, праздники, КВН;
    -просмотр видео.

    Примерные тематические блоки ознакомления детей с родным краем.

    Тема

    Цель

    Задачи

    Содержание

    «Вместе дружная семья»

    Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

    Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

    В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.

    Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад.

    «Вот эта улица, вот этот дом»

    Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города (посёлка), на которых они живут.

    Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

    Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строился город (посёлок), кто его строил, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

    «Город (посёлок), в котором я живу»

    Раскрыть красоту города (посёлка), в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии края, страны.

    Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятий города (посёлка), на которых работают их близкие родственники. Показать значимость производства на краевом, государственном уровне. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

    Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики родного края, всей страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники.  Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

    «Природа родного края»

    Формирование чувства любви к природе родного края.

    Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;

    формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

    У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Где бы ни находился детский сад, воспитатель обязательно должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как луг, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе.

    «Наша кладовая»

    Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

    Развивать представление дошкольников о природных ресурсах нашего края, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

    Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» родного края  и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-,  теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

    Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста

    Месяц

    Тема

    Содержание

    Сентябрь

    «Моя семья»

    Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

    Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Беседа на тему: «Семейные традиции»;  

    Д/и «Давайте познакомимся», «Какая моя мама», «Гдё ты живёшь?», «Как зовут тех кого ты любишь?»
    Связь с другими видами деятельности
    Рисование на тему «Моя семья».
    Составление коротких рассказов на тему: «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).
    Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
    Сюжетно-ролевая игра «Семья».

    Октябрь

    «Мой любимый детский сад»

    Беседы на темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «Праздники в детском саду», д/и «Что есть в нашей группе?», «Ищем клад»

    Связь с другими видами деятельности:
    Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
    Труд по уборке листьев на участке детского сада осенью, зимой постройка горки, ледяных дорожек, весной работа в цветнике.
    Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

    Ноябрь

    1-2 недели

    «Мой город (посёлок), в котором я живу»

    Беседы на темы: «Город и село», «Реки и озёра», «Улица, где я живу».

    Игра с мячом «Я живу на...этаже», д/и «Жилое-нежилое», «Из чего построен дом», «Родные улицы».

    Связь с другими видами деятельности
    Экскурсия (пешая) по посёлку, по городу на автобусе ( с родителями).
    Рассматривание фотографий с изображением  достопримечательностей родного посёлка, города.
    Изготовление альбома «Природа моего края».
    Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

    Ноябрь

    3-4 недели

    «Край, в котором я живу»

    Рассматривание иллюстраций о  природе родного края, тематических альбомов «Животные Севера», «Растительный мир Заполярья».
    Чтение стихов северных поэтов о городах Мурманской области, о природе Заполярья.

    Знакомство с  гербом г. Мурманска, посёлка Росляково, городов Мурманской области.

    Связь с другими видами деятельности
    Рисование на тему «Моя  малая Родина».

    Игры народов Севера.

    Декабрь

     1 - 2 недели

    «Я и мое имя»

    «Для чего человеку имя?», Что означает моё имя» (беседа).
    «Полное»  и «неполное» имя (игра).
    Игра «Назови ласково».

    Связь с другими видами деятельности
    Изготовление именных карточек.
    Рисование на тему «Мой лучший друг».
    Развлечение «Друг в беде не бросит».

    Декабрь

     3 — 4 недели

    «Новый год у ворот»

    Беседы: «Любимый праздник», «Зимние забавы».
    Загадки о зиме.
    Беседа о встрече Нового года в других странах.  Презентации.
    Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
    Составление письма Деду Морозу.

    Связь с другими видами деятельности
    Рисование на тему «Новогоднее представление».
    Аппликация «Елка».
    Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
    Акция «Подкормим птиц».

    Январь

    «Наша Родина – Россия»

    Рассматривание репродукций с картин о  природе России.
    Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»
    Объяснение значения пословиц о Родине.
    Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

    Связь с другими видами деятельности
    Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Просмотр презентаций.
    Рисование на тему «Моя Родина».
    Рождественское развлечение.
    Народные игры.

    Февраль

    1 – 2 недели

    «Москва – главный город нашей Родины»

    «Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям, через презентацию).
    «Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям, через презентацию).
    «Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).

    Связь с другими видами деятельности
    Чтение стихов о Москве.
    Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

    Февраль

    3 – 4 недели

    «Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества)

    Беседа «Богатыри земли русской».
    Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».
    Пение песен об армии.

    Связь с другими видами деятельности
    Изготовление подарков для пап и дедушек.
    Спортивное развлечение «Вместе с папой».
    Рассказы пап о службе в армии.

    Март

    «Очень я люблю маму милую мою»

    Беседа о мамах, « Мама – первое слово»
    Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
    Пение песен о маме, чтение стихов.

    Связь с другими видами деятельности
    Рисование портрета «Моя мама».
    Изготовление подарка маме.
    Семейные посиделки «Вместе с мамой».

    Апрель

    «Наши космонавты»

    Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
    Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
    Игра «Космонавты».

    Связь с другими видами деятельности
    Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
    Рисование на данную тему.
    Конструирование космического корабля из строительного материала.

    Май

    «Этот День Победы»

    Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
    Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
    Слушание и пение фронтовых песен.
    Игры (соревновательного характера)

    Связь с другими видами деятельности
    Экскурсия к памятнику «Защитникам Заполярья».
    Изготовление праздничных открыток, сувениров для ветеранов ВОВ.
    Возложение цветов к памятнику «Защитникам Заполярья».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Лучше Пласта нет!" произведение по патриотическому воспитанию в рамках реализации регионального компонента

    «ЛУЧШЕ ПЛАСТА НЕТ»(на мелодию песни «Мы – маленькие дети!»из кинофильма «Приключения Электроника») 1 куплет: Над нами солнце светитНе жизнь, а благодать.Тем, кто за нас в ответе,Давно пора понять...

    Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента

    Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....

    «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ».

      Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспе...

    Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру в рамках реализации регионального компонента.

    Региональный компонент – это часть  , включающая материалы о регионе.•В понятие региональный компонент входит: родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, и...