Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Ознакомление детей с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_priyomy_raboty.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и приемы организации воспитательно-образовательного процесса в рамках реализации регионального компонента.

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

-объяснение,
-наблюдение,
-игровые упражнения,
-чтение художественной литературы,
-ситуативные беседы.

-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация;
-чтение художественной литературы (сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки);
-составление и отгадывание загадок;
-рассказы воспитателя;
-дидактические игры;

-настольно – печатные игры;
-подвижные игры народов Севера;
-создание игровых ситуаций;
-наблюдения;
-инсценировки, драматизация;
-экскурсии;
-проектная деятельность (создание макетов, альбомов, рукописных газет, выставок);
-познавательная – исследовательская деятельность (наблюдения, опыты, эксперименты);
-праздники, развлечения;
-викторины,  КВН;
-создание коллекции произведений декоративно – прикладного искусства народов севера;
-мини-музеи;

-просмотр видео, слайдов.

-рассматривание иллюстраций, фотографий, книг;
-продуктивная деятельность:
 лепка, рисование,аппликация;
-дидактические игры,

 -настольно – печатные,

-сюжетно-ролевые,

 -подвижные игры;
-познавательная – исследовательская деятельность
(наблюдения, опыты, эксперименты);
-инсценировки,

 -драматизация.

-проектная деятельность (создание макетов, альбомов, рукописных газет, выставок);
-создание национального (северного) уголка;
-создание коллекции произведений декоративно – прикладного искусства народов севера;
-посещение музея, выставок;
-совместные досуги, праздники, КВН;
-просмотр видео.

Примерные тематические блоки ознакомления детей с родным краем.

Тема

Цель

Задачи

Содержание

«Вместе дружная семья»

Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.

Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад.

«Вот эта улица, вот этот дом»

Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города (посёлка), на которых они живут.

Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строился город (посёлок), кто его строил, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

«Город (посёлок), в котором я живу»

Раскрыть красоту города (посёлка), в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии края, страны.

Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятий города (посёлка), на которых работают их близкие родственники. Показать значимость производства на краевом, государственном уровне. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики родного края, всей страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники.  Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

«Природа родного края»

Формирование чувства любви к природе родного края.

Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства; воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном многообразии родной страны;

формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудиться в природе, стремиться к ее созиданию.

У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к природе родного края, к разнообразию флоры и фауны всей нашей страны. Где бы ни находился детский сад, воспитатель обязательно должен изыскать возможность, чтобы продемонстрировать детям экологические особенности таких природных зон, как луг, поле, лес, пригорок, степь, познакомить с трудом человека в природе.

«Наша кладовая»

Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Развивать представление дошкольников о природных ресурсах нашего края, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» родного края  и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-,  теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию  детей старшего дошкольного возраста

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

«Моя семья»

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Чтение сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». Беседа на тему: «Семейные традиции»;  

Д/и «Давайте познакомимся», «Какая моя мама», «Гдё ты живёшь?», «Как зовут тех кого ты любишь?»
Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему «Моя семья».
Составление коротких рассказов на тему: «Где мы отдыхали летом» (рассматривание фотографий).
Обсуждение ситуаций из жизни семьи.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

«Мой любимый детский сад»

Беседы на темы: «Что такое детский сад?», «Труд взрослых в детском саду», «Праздники в детском саду», д/и «Что есть в нашей группе?», «Ищем клад»

Связь с другими видами деятельности:
Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Труд по уборке листьев на участке детского сада осенью, зимой постройка горки, ледяных дорожек, весной работа в цветнике.
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».

Ноябрь

1-2 недели

«Мой город (посёлок), в котором я живу»

Беседы на темы: «Город и село», «Реки и озёра», «Улица, где я живу».

Игра с мячом «Я живу на...этаже», д/и «Жилое-нежилое», «Из чего построен дом», «Родные улицы».

Связь с другими видами деятельности
Экскурсия (пешая) по посёлку, по городу на автобусе ( с родителями).
Рассматривание фотографий с изображением  достопримечательностей родного посёлка, города.
Изготовление альбома «Природа моего края».
Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)

Ноябрь

3-4 недели

«Край, в котором я живу»

Рассматривание иллюстраций о  природе родного края, тематических альбомов «Животные Севера», «Растительный мир Заполярья».
Чтение стихов северных поэтов о городах Мурманской области, о природе Заполярья.

Знакомство с  гербом г. Мурманска, посёлка Росляково, городов Мурманской области.

Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему «Моя  малая Родина».

Игры народов Севера.

Декабрь

 1 - 2 недели

«Я и мое имя»

«Для чего человеку имя?», Что означает моё имя» (беседа).
«Полное»  и «неполное» имя (игра).
Игра «Назови ласково».

Связь с другими видами деятельности
Изготовление именных карточек.
Рисование на тему «Мой лучший друг».
Развлечение «Друг в беде не бросит».

Декабрь

 3 — 4 недели

«Новый год у ворот»

Беседы: «Любимый праздник», «Зимние забавы».
Загадки о зиме.
Беседа о встрече Нового года в других странах.  Презентации.
Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
Составление письма Деду Морозу.

Связь с другими видами деятельности
Рисование на тему «Новогоднее представление».
Аппликация «Елка».
Проведение конкурса «Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями).
Акция «Подкормим птиц».

Январь

«Наша Родина – Россия»

Рассматривание репродукций с картин о  природе России.
Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»
Объяснение значения пословиц о Родине.
Рассказ о Российском флаге (раскрашивание нарисованного флага).

Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Просмотр презентаций.
Рисование на тему «Моя Родина».
Рождественское развлечение.
Народные игры.

Февраль

1 – 2 недели

«Москва – главный город нашей Родины»

«Экскурсия по Красной площади» (по иллюстрациям, через презентацию).
«Экскурсия по Кремлю» (по иллюстрациям, через презентацию).
«Прогулка по Москве» (видеофильм под песни о Москве).

Связь с другими видами деятельности
Чтение стихов о Москве.
Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве).

Февраль

3 – 4 недели

«Наши защитники» (ко Дню Защитника Отечества)

Беседа «Богатыри земли русской».
Просмотр видеофильма «Защитники Отечества».
Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности
Изготовление подарков для пап и дедушек.
Спортивное развлечение «Вместе с папой».
Рассказы пап о службе в армии.

Март

«Очень я люблю маму милую мою»

Беседа о мамах, « Мама – первое слово»
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей».
Пение песен о маме, чтение стихов.

Связь с другими видами деятельности
Рисование портрета «Моя мама».
Изготовление подарка маме.
Семейные посиделки «Вместе с мамой».

Апрель

«Наши космонавты»

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).
Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.
Игра «Космонавты».

Связь с другими видами деятельности
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля из строительного материала.

Май

«Этот День Победы»

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).
Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.
Слушание и пение фронтовых песен.
Игры (соревновательного характера)

Связь с другими видами деятельности
Экскурсия к памятнику «Защитникам Заполярья».
Изготовление праздничных открыток, сувениров для ветеранов ВОВ.
Возложение цветов к памятнику «Защитникам Заполярья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лучше Пласта нет!" произведение по патриотическому воспитанию в рамках реализации регионального компонента

«ЛУЧШЕ ПЛАСТА НЕТ»(на мелодию песни «Мы – маленькие дети!»из кинофильма «Приключения Электроника») 1 куплет: Над нами солнце светитНе жизнь, а благодать.Тем, кто за нас в ответе,Давно пора понять...

Проектирование предметно-развивающей среды в рамках реализации регионального компонента

Проектирование пространственной предметно- развивающей среды в рамках реализации регионального компонента....

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ».

  Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспе...

Формирование у детей познавательного интереса к окружающему миру в рамках реализации регионального компонента.

Региональный компонент – это часть  , включающая материалы о регионе.•В понятие региональный компонент входит: родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, и...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольной образовательной организаций на основе национальных традиций коми народа в рамках реализации регионального компонента в ДОУ с учетом ФГОС ДО»

             Духовно - нравственное воспитание в детском саду – основа возрождения отечественной  культуры. Это понятие включает в себя духовность ...

Статья «Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе народных традиционных праздников в рамках реализации регионального компонента в ДОУ»

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего усто...