«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в рамках реализации регионального компонента»
консультация на тему

Выступление на заседании педагогического Совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_oyu_pedsovet_3_2014.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста в рамках реализации регионального компонента»

(выступление на заседании педагогического Совета)

Кислякова Ольга Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад №41 присмотра и оздоровления», г.о. Саранск

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учетом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша), а также представители других национальностей. Однако общность условий проживания (природного и социального окружения) делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории. С целью реализации национально-регионального компонента дошкольного образования в республике Мордовия с 2001 года используется программа «Валдоня» и программа «Методика обучения дошкольников мордовскому языку» А. И. Исайкиной. Однако за последние годы были наработаны новые материалы по этноэкологическому, эстетическому, литературному развитию детей, а также обновлена нормативно-правовая база дошкольного образования. Проблемы совершенствования регионального модуля программы неоднократно обсуждались на научно-практических и методических конференциях, семинарах, семинарах-практикумах, что доказывает необходимость обобщения имеющегося опыта и продолжения работы в данном направлении.

«Мы в Мордовии живем» является примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного дошкольного образования и в соответствии с действующими «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).

Представленные материалы основаны на результатах многолетней научно-исследовательской работы преподавателей кафедры методики дошкольного воспитания, кафедры экономики и управления образованием, кафедры методики хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, кафедры педагогики начального и дошкольного образования Мордовского республиканского института образования, педагогов дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия.

При разработке регионального модуля программы дошкольного образования учитывается, что часть, формируемая участниками образовательного процесса должна составлять не более 20% общего времени обучения и воспитания в детском саду, включая направления работы дошкольного образовательного учреждения и специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Данный модуль ориентирован как на полное использование 20% времени, так и на частичное (10-15%) в зависимости от специфики работы конкретного дошкольного учреждения. Учитывая принцип комплексно-тематического планирования, авторами предлагается включение материала по ознакомлению с родным краем в отдельные темы, работа по которым ведется по 2 недели в квартал (всего 6 недель в год).

Материал, представленный в образовательных областях «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы» может использоваться в кружковой работе по краеведению, обучению детей мордовским языкам, хореографии и пр.

Для каждой возрастной группы представлено примерное комплексно-тематическое планирование, содержание работы и планируемые промежуточные результаты освоения регионального модуля программы, которые в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения регионального модуля программы.

В разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения регионального модуля программы дошкольного образования»   предлагаются   содержание   диагностики   по   каждой образовательной области, примерные диагностические карты для фиксирования результатов мониторинга и примерные диагностические методики (вопросы, задания, ситуации), ориентированные на старший дошкольный возраст, которые можно варьировать и для других возрастных групп.

С целью координирования образовательных усилий семьи и детского сада по воспитанию, обучению и развитию дошкольников, в разделе «Работа с родителями» предлагается примерное содержание в области консультирования родителей, оказания им методической помощи, организации совместных мероприятий.

Представлен обширный перечень пособий и материалов, которые можно использовать при реализации регионального модуля основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Региональное содержание дошкольного образования может быть реализовано во всех образовательных областях; при этом необходимо учитывать как интеграцию самих образовательных областей, так и интеграцию регионального содержания с обязательной частью программы и направлением работы дошкольного учреждения.

Рассмотрим введение регионального аспекта в каждую образовательную область.

Образовательная область «Физическая культура» предусматривает включение в образовательный процесс мордовских народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств.

Образовательная область «Здоровье» предполагает ознакомление дошкольников с мордовскими пословицами и поговорками о здоровье, чтение художественной литературы о богатырях и героях, обладающими крепким здоровьем, о способах заботы о своем здоровье.

Образовательная область «Безопасность» может быть реализована через ознакомление с экологической ситуацией в Мордовии, с природными факторами, опасными для человека и способами поведения в них.

В связи с вступлением  в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29  декабря 2012 г. в настоящее время происходит обновление воспитательно – образовательного процесса.  С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Закон Республики Мордовия «Об образовании в Республике Мордовия» № 53-З от 8 августа 2013 г. Новый закон пришел на смену Закону РМ «Об образовании в РМ». Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в законе «Об образовании в РФ»:

1) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

2) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

       В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное,  установлены федеральные государственные образовательные стандарты (ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 17 октября 2013 г. N 1155 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»).

       Стандартизация в образовании - деятельность по установлению норм, правил и требований в целях обеспечения:

- безопасности жизни и здоровья непосредственных участников образовательного        процесса;

- повышения качества образования;

- единства измерения результатов образовательного процесса.

      Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС ДО (ч. 1, пункт 2.9.) Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

  1. Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

            В связи с этим необходимо в дальнейшем пересмотреть содержание комплексно – тематического планирования  в соответствии с изменением в законодательной базе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".

Материал для воспитателей по организации  предметно - развивающей среды  для формирования у детей  привычки к ЗОЖ....

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...