Семинар: Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.
учебно-методический материал на тему

Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значительное число их обучается в специальных (коррекционных) образовательных организациях, где созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения.

Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значительное число их обучается в специальных (коррекционных) образовательных организациях, где созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.

Воспитательно-образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ОВЗ остаётся недостаточной и не может удовлетворить потребности семьи и государства. Организация воспитательно-образовательного процесса для таких детей должна рассматриваться, как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Л.Г. Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребёнка – в узкий круг школьного коллектива, создаёт замкнутый мир, в котором всё приспособлено к дефекту ребёнка, всё фокусирует  его внимание на своём недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.

Причинами этого служат:

  • ограниченный круг контактов детей с особенностями развития. Многие дети с особенностями развития воспитываются первые годы жизни в замкнутом круге семьи и не имеют опыта установления социальных контактов;
  • замкнутый характер специальных детских учреждений. Очевидно, что многие закрытые детские учреждения негативно влияют на эмоции, потребности, самооценку и способности ребёнка. Этому мешает изоляция или же, напротив, то, что человек вынужден проживать вместе со многими людьми из той же группы, например только с отстающими в умственном развитии;
  • не готовность к принятию нетипичного ребёнка обществом. Отношение здоровых к людям с особенностью развития – один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОО изменяет прежде всего установки взрослых: у всех детей есть особенности, индивидуальные образовательные потребности, а не только у особых. Как только мы начинаем создавать условия для особых детей, то нарушаем принцип равных прав для других воспитанников. Назрела необходимость измерять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы воспитания и образования таких детей вместе с другими. Такой подход к воспитательно-образовательному процессу требует постоянного творческого вклада от каждого. При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей не только в том смысле, что особые дети должны быть введены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учётом индивидуальных различий требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Интеграция детей  с ОВЗ в воспитательно-образовательную деятельность основывается на концепции нормализации, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Применительно к детям это означает следующее:

  • ребёнок с ОВЗ имеет общие для всех потребности, главная из которых заключается в любви и стимулирующей его развитие обстановке;
  • ребёнок должен вести жизнь в максимальной степени приближённую к жизни нормальных людей;
  • учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжёлыми не были нарушения развития, должна предоставляться возможность получения образования.

Необходимым условием успешного воспитания  и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе.

Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

При создание развивающей предметно-пространственной среды мы должны руководствоваться следующими принципами:

  • полифункциональности (среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной);
  • трансформируемости (возможность изменений, позволяющих по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства);
  • вариативности (при создании необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков);
  • интеграции (материалы и оборудование для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор осуществляется для видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная, а также для организации двигательной активности в течении дня)).

Это позволяет  детям в соответствие со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься  разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием. Они могут слушать запись любимой сказки, рассматривать альбомы и книги, раскрашивать и др. Среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с окружающим.

Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ЗПР имеет своеобразие, связанное с особенностями  развития дошкольников, имеющих данный вид нарушения здоровья. одна из таких особенностей – яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста всё отчётливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого среда должна сохранять некоторые особенности для маленьких  детей, но в тоже время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

Целенаправленно организованная  развивающая предметно-пространственная среда побуждает детей с ЗПР к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию.

В группе для детей со сложными дефектами в умственном и физическом развитии особое значение уделяется организации сенсомоторной зоны, где у детей развивается мелкая моторика; осваиваются операции вкладывания, наложения, соединение частей в целое; развивается зрительное восприятие и внимание; формируются обследовательские навыки; происходит ознакомление с геометрическими фигурами и формами предметов, обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; развиваются способности использовать речь для определения смысла своих действий; обогащается активный словарь детей.

Таким образом, особые требования к развивающей предметно-пространственной среде для детей с ОВЗ задают ориентиры которые обеспечивают условия для полноценного развития каждого ребёнка независимо от возможностей его здоровья.

Организация пространства, оборудование и оснащение  в группах компенсирующей направленности не могут быть случайными и совпадающими с обстановкой  общеобразовательного детского сада, так как содержательная сторона развивающей предметно-пространственной среды насыщена специфическими средствами и способами социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в социум.

Литература

  • Алёхина С.В., Зарецкий В.К., «Инклюзивный подход в образовании ив контексте проектной инициативы» М. 2010
  • Белкин А.С. «Инновационные процессы в образовании» М. 2007
  • Выготский Л.С. «Основы дефектологии» С.П. 2003
  • Екжанова Е.А., Резникова Е.В. «Основы интегрированного обучения» М. 2008
  • Коноплёва А.Н. «Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития» Минск 2003
  • Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. «Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен» М. 2008
  • Плаксина Л.И., Сековец Л.С. «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида» М. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогические условия социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Особенно актуальной является проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно данным ООН, каждая десятая семья мира воспитывает ребенка с ог...

Выступление на городском семинаре «Организация познавательно-исследовательской деятельности в интеграции образовательных областей»

Вашему вниманию предлагается творческий отчет по организации познавательно-исследовательской деятельности в интеграции всех образовательных областей, в которой принимали участие дети в возрасте от 4 д...

Создание среды творческого развития детей в условиях современного ИК-пространства муниципальных дошкольных образовательных организаций.

Создание среды творческого развития детей в условиях современного ИК-пространства муниципальных дошкольных образовательных организаций....

Семинар "Организация развивающей среды для интеграции детей с ОВЗ в образовательном пространстве учреждения"

Социализация и интеграция детей с ОВЗ становится приоритетной задачей современного российского общества. особые дети всегда страдают от дискриминации и отчуждения, в том числе и в образовании. Значите...

"Интеграция деятельности специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольной образовательной организации".

В статье  раскрыто одно из важных условий коррекционо -развивающего сопровождения детей с ОВЗ (нарушения речи) -   взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательно...

План мероприятий по реализации программы опорной площадки «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ» на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комб

План мероприятий по реализации программы опорной площадки«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»на базе муниципального авто...