Создание среды творческого развития детей в условиях современного ИК-пространства муниципальных дошкольных образовательных организаций.
методическая разработка по информатике на тему

Данилова Марина Анатольевна

Создание среды творческого развития детей в условиях современного ИК-пространства муниципальных дошкольных образовательных организаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира».

Е. И.Тихеева

«Мы занимаемся творчеством всякий раз,

когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом

чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно –

значит, нас по праву можно назвать творческими людьми».

Джеймс Алан Гарднер

«Творчество — это состояние гармонии души и любви к тому,

 что делаешь с особым энтузиазмом»

 (В.И.Андреев).

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, введение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловили необходимость важных, качественных  изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Важной задачей ДОУ  становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя. 

Организация предметно-игрового пространства и развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка, его творческого развития. Задача же дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую развивающую среду, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности.

При такой организации построения  ИК среды включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, - писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения.

Учитывая эти факты, педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения д/с «8 марта» был взят курс на совершенствование и создание  такого развивающего пространства, которое бы не только соответствовало требованиями Стандарта (эти требования прекрасно были освещены предыдущим докладчиком), но и являлось бы  основным средством, формирования творческой личности ребёнка.

Таким средством мы считаем создание информационно – коммуникационного пространства в дошкольном учреждении, которое позволяет средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования дошкольников. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, позволяет модернизировать образовательный  процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе ДОУ.  Их применение  возможно на различных видах непосредственно образовательной деятельности  не зависимо от темы, формы проведения и их содержания, а так же в разных возрастных группах. Это средство незаменимо в совместной деятельности,  на различных досуговых мероприятиях, в работе с родителями и педагогами. С помощью информационных технологий педагог  может  показать детям процесс в динамике, виртуально побывать в определенной местности, времени, пространстве. Такая работа мотивирует и активизирует ребят на деятельность, помогает воспитателю дать наиболее близкое представление об изучаемой теме, проблеме, явлении.

Применение информационных коммуникационных технологий вызывает у детей повышенный интерес и усиливает интерес к обучению. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.

Устав ДОУ "Детский сад “8 марта” г. Зернограда вида.

На этапе формирования ИК пространства  в ДОУ была организована большая многоплановая и творческая деятельность всех педагогов. Работа началась с изучения нормативных документов (ФЗ, ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13г., профессиональный стандарт педагога), методической литературы, а также документов, регламентирующих выбор технических средств, оборудования, учебно-методических и игровых материалов. Дополнительным положительным фактором послужила переподготовка педагогов на курсах……

Педагогическим коллективом был разработан следующий план по созданию ИК пространства:

1. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения образовательного процесса ДОУ.

2. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.  

3.Создать банк  дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.  

4.Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.  

5.Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.

Для развития у детей устойчивого познавательного интереса, развитию у них воображения и творческих способностей перед педагогами стоит задача: сделать процесс познания  интересным, насыщенным и занимательным. А это значит, что материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающего интерес.  Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Создаваемые педагогами  мультимедийные презентации соответствуют требованиям, предъявляемым к КП ДОУ и содержат множество занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, которые являются  прекрасными помощниками в  ОД ДОУ.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер;

Легкость для самостоятельных занятий детей;

Развитие широкого спектра навыков и представлений;

Возрастное соответствие;

Занимательность.

Создание и систематизация презентаций осуществлялась в соответствии с комплексно-тематическим планированием и учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.  Такие презентации дают возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов.

Так при изучении лексической темы «Транспорт» использовались как ознакомительные презентации «Дорожная азбука», «Такие разные машины», «ПДД. Автодискотека», так и видеофильмы «Азбука безопасности»,  познавательные мультфильмы «В гостях у тетушки Совы», «Мой приятель светофор» и т.д.  

Художественный труд дает неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности ребёнка, креативности и одаренности,  посредством использования ИКТ.  Такая деятельность с детьми не может быть скучной, неинтересной для детей, а применение ИКТ еще больше развивает познавательный интерес ко всем видам изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). С целью художественно-творческого развития детей успешно используются  презентации  по ознакомлению с живописью для старших дошкольников «Картины Репина», «Природа Левитана», «Осень в картинах русских художников», «Времена года», серии графических заданий «Послушный карандаш» и многие др. Слайдовые презентации не только содержат огромный спектр изображения картин, но и дополнены музыкальным сопровождением.

Мультимедийные презентации помогают сделать своими руками поделки из бумаги, картона, глины, пластилина и  различных природных материалов, а технологическая карта по изготовлению той или иной поделки остается в поле зрения ребенка, помогая запомнить порядок действий. Сопутствующий и соответствующий тематике музыкальный фон презентаций во время продуктивной деятельности только усиливает воздействие на ребенка, способствуя становлению его творчества. Под  влиянием музыки создается, собственно, творческое воображение, а через него - восприятие разных сторон жизни!

В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например: «Игровая математика», «Путешествие по сказкам»,

«Развивающие игры и упражнения для детей», «Веселая азбука» и много других занимательных и развивающих игр для дошкольников. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как космос, смена времен года, дня и ночи, путешествие по странам мира и многое другое.  

Неоценимо значение использования ИКТ в рамках музейной педагогики. Ознакомление с историей возникновения различных экспонатов, их местонахождением, использованием  идет в рамках «Виртуального музея» с использованием презентаций, видеофильмов.

КТ используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях с детьми. Компьютерная программа «Игры для Тигры», многочисленные презентации созданные педагогами  способствует развитию у детей слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов; развитию умения связано говорить.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать10 минут. Неотъемлемой частью занятий в детском саду являются динамические паузы или физминутки. Как известно, они оказывают благотворное воздействие на восстановление работоспособности детей, на улучшение их эмоционального состояния. И в этом нам также помогают компьютерные технологии. (Видео)  Сформирован банк электронной гимнастики для глаз различной сложности и тематической направленности. (Пример)

Не менее, важным, на наш взгляд, является использование КТ в проведении различных тематических мероприятий, включая развлечения, досуги, праздники, на которых не только дети получают дополнительные впечатления, но и их родители. Эти впечатления способствует развитию творческого мышления у детей, развивают критичность и самостоятельность мышления, являются одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, к природе, к труду, к жизни.

ИК пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком. Поддерживать активное взаимодействие с родителями,  педагогами, внешним миром позволяет сайт ДОУ, который связан гиперссылками с мини-сайтами специалистов. Создавая сайт, мы стремились создать уютное пространство, которое бы способствовало

•        Развитию продуктивного сотрудничества между родителями и педагогическим коллективом.

•        Информированию родителей. (Памятки, информационные статьи, рекомендации специалистов и многое др.)

•        Размещению материалов, интересных для родителей и детей. Причём к выкладыванию фотографий детей, их поделок, рисунков мы стараемся привлечь не только воспитателей, но и родителей.

•        Формированию положительного образа дошкольного учреждения. Сайт – это отличная возможность презентовать детский сад со всех его лучших сторон.

 Использование ИКТ многое даёт и самим педагогам: значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД. Наконец, с помощью ИКТ  создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты и многое, многое  другое.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс детского сада мы отметили ряд преимуществ:

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • Проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются  стимулом к познавательной активности детей;
  • ИКТ дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
  • Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • Использование ИИКТ позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Таким образом, благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми достигаются высокие результаты: у детей повышается  мотивация  к познавательной деятельности; формируется активная позиция субъекта обучения; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.

Проанализировав работу в данном направлении, проведя мониторинг освоения  образовательной программы, мы пришли к выводу, что создание ИК пространства в  ДОУ позволяет:

  • систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, творческую фантазию и воображение;
  • стимулировать процессы переключения, поисковой активности;
  • учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы;
  • дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
  • находить новые, оригинальные подходы, творческие решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Считаем, что информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. Дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Использование ИКТ позволяет вывести дошкольные учреждения  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество дошкольного образования, соответствующее современным государственным стандартам образования.

Перспективу дальнейшего использования ИК пространства мы видим в следующем:

  • Приобрести и использовать в образовательном процессе ДОУ интерактивную  доску, которая позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, будет повышать интерес детей к обучению и помогать педагогу развивать внимание, мышление и самостоятельность детей.
  • Активнее использовать возможность участия воспитанников в дистанционных конкурсах, тренингах не только в дошкольных учреждениях, но и в домашних условиях с помощью родителей. Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, могут повысить компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.

Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь решать проблему творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобные нашему времени, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено. И для достижения этой цели нет лучшего средства, чем средства ИКТ, которые уже давно и прочно вошли в нашу жизнь.

В заключении хочется вспомнить высказывание Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Белгородский игровой фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях организационно-педагогического процесса в дошкольном учреждении

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей. Сейчас ли...

Условия формирования коррекционно-развивающего пространства в дошкольной образовательной организации

Материалы предназначены для учителей - логопедов, музыкальных руководителей  и воспитателей ДОО. Подробное тематическое и календарно-тематическое  планирование, а также наличие готовых консп...

СТАТЬЯ Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций

Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организаций....

Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Постановление Администрации города Оренбурга от 22.03.2022 № 513-п "О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования "город Оренбург""

Постановление Администрации города Оренбурга от 22.03.2022 № 513-п «О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования &laq...