мастер-класс по правам ребенка для педагогов
проект на тему

мастер класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_pravam_rebenka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ст. Каневская

МАДОУ детский сад № 10

Воспитатель:

Рогудеева Елена Аведовна

Конспект

мастер-класса с педагогами  на тему

«Права ребенка»

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:

- расширение знания педагогов о содержании документов регулирующих права ребенка;

- ознакомление педагогов с формами работы по правовому воспитанию с детьми  и их родителями.

Ход мастер-класса:

1 часть – теоретическое обоснование

        Обучая других, учись и сам.  В нашем меняющемся мире каждый должен знать свои права, соблюдать их и защищать, а педагог в первую очередь.  В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями  сами.

С наступлением 21 века эта проблема защиты прав человека стоит остро. А особенно права  ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного  человека.

Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.

  • Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).
  • Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).
  • Конституция Российской Федерации.

Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели и весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создается план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми.

Закрепление представлений детей о своих правах должно найти отражение в интеграции образовательных областей. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме бесед с детьми, чтение художественных произведений, использование технических средств обучения: видео и аудиопродукции, путешествий, экскурсии, развивающие и познавательные игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в праздниках и развлечениях.

2 часть – практическое занятие 

Для формирования у детей начальных представлений о правах, уважения к другим людям, свободах, и терпимости важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Сегодня мы с вами рассмотрим несколько форм работы с детьми по правовому воспитанию.

Для начала давайте выясним, какими знаниями в этом вопросе владеете вы.

1. В каком возрасте человек  считается ребенком, по мнению ООН?

  • 0 – 16 лет
  • 0- 14 лет
  • 0- 18 лет

2. Какие права ребенка обязуются обеспечивать и уважать  государства - участники Конвенции ООН о правах ребенка?

  • Комплекс социальных,  политических, экономических, гражданских и культурных прав.
  • Право на жизнь, на отдых и досуг, свободно выражать свои мысли,
  •  Право на образование, на семейные связи, на жизнь.

3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание  ребенка?

  • Педагоги
  • Родители
  • Государство

4. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей это:

  • детский сад
  • дом
  • семья

5. Согласно Конвенции, ребенок:

  • Как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека
  • Ограничен в своих правах по сравнению со взрослым
  • Имеет больше прав, чем взрослый

6. Кто главные защитники прав и свобод ребенка?

  • Родители
  • Усыновители, опекуны, попечители, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
  • Все выше перечисленные.

7. Жестко, грубо, оскорбительно имеют право себя вести?

  • Педагоги
  • Родители
  • Никто

Ну, вот мы с вами немного вспомнили, что это такое - права ребенка. А теперь давайте вспомним, какие же права прописаны в Конвенции. Я предлагаю вам продолжить фразу:

  1. Мама работала,
    Папа трудился,
    А я в детском садике все находился.
    Все кто устал от работы нелегкой
    Имеют полное право на …
    (отдых)
  2. Всех по-разному зовут:
    Кот - Мурлыка,
    Пес - Барбос, 
    Даже нашу козочку 
    Зовут красиво – Розочка
    Настя, Вика и Данила
    Все имеют своё …
    (имя)
  3. Чтобы вырасти успешным
    Надо много знать, уметь.
    Чтобы вырасти большим
    Недостаточно питанья
    Мы использовать должны 
    Право на …
    (образование)
  4. Если дети заболели
    Плохо чувствуют себя
    И у них бронхит, ангина, 
    Пневмония, скарлатина,
    Слышен детский крик и плач
    Вам поможет только …
    (врач)
  5. Сказка учит нас, друзья
    Жить без домика нельзя.
    Лисе, зайке, поросенку
    Даже глупому мышонку. 
    Ох, как нужно нам оно
    Это право на …
    (жильё)

Какие еще права вы помните?

Вот мы с вами вспомнили, какие права есть у ребенка, а теперь давайте вспомним сказки и подумаем, какие же права там нарушались. Мы посмотрим, как вы знаете литературные произведения и их героев.

I. Сказка «Заюшкина избушка»

  • Какое право нарушила лиса? (право на неприкосновенность жилья)
  • Кто защитил  и помог восстановить  права зайца? (петух)
  • Какое право петух нарушил ? (право на жизнь)
  • Чьи нарушил петух права? (лисы)

II. Сказка «Гуси- лебеди»

  • Какое право гуси- лебеди нарушили украв Иванушку? (право на личную неприкосновенность)
  • Какое право нарушила Баба - Яга (право на жизнь)
  •  Кто помог девочке выручить братика? (печь, яблоня, река)

III. Сказка «Красная Шапочка»

  • Кто нарушил права на личную неприкосновенность? (волк)
  • Кого лишил жизни волк? (бабушку, Красную Шапочку)
  • Какое право нарушили дровосеки? (установление виновности законным, справедливым судом)
  • Кто нарушил право на жизнь Красной Шапочки? (Мама. Нельзя отпускать в лес маленьких детей)

IV. Сказка «Лягушка- путешественница».

  • О каком праве говорится в этой сказке? (о праве на свободное передвижение)
  • Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (утки)

У вас на столах лежат картинки с изображением литературных героев, а также листы с различными статьями Конвенции. Ваша задача приклеить героев сказок к тем правам, которые у них были нарушены.  

Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Те статьи Конвенции, о которых мы будем говорить, лежат у вас на столах.

Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие – либо ассоциации. Вот сейчас увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.

(ответы педагогов)

У нас есть  "Волшебный сундучок". Я буду доставать из нашего «Волшебного сундучка» различные предметы, а вы  должны сказать о каком праве нам этот предмет напоминает.

Начнем!

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? О каком праве он напоминает?  (О праве на имя).

Сердечко.

   Какое право может обозначать сердце?  (О праве на заботу и любовь).   

Домик.

Почему здесь оказался  домик? О каком праве он напоминает?  (О праве на имущество).           

Конверт.

О чем напомнил конверт?  (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).      

 Букварь.   

О каком праве напоминает книга?  (О праве на образование).

Игрушечный цыпленок и курица. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).  

А теперь ваши предложения, что еще может лежать в сундучке?  

         Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Защита прав детей – это дело всего общества.

Список литературы:

  1. «Беседы о правах ребенка», Т.А. Шорыгина, 2011г.
  2. «Занятия с детьми о правах», Е.Л. Кардаш, 2003г.
  3. «Я – ребенок, и я имею право», Н.Г. Зеленова, 2007г.
  4. «Изучаем права человека», В.А. Антонова, 1996г.
  5. «Беседы об ответственности и правах ребенка», О.И. Давыдова, 2008г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Правила дорожные знать каждому положено!"

Мастер-класс с родителями "Правила дорожные знать каждому положено!"...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс на тему: "Правила речевого этикета"

Речевой этикет-это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществ...

Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика. Правила выполнения»

Главной причиной возникновения нарушений звукопроизношения является расстройство подвижности артикуляционных органов. В статье указаны основные  правила  выполнения  артикуляционной...

Мастер-класс по аппликации «Правила дорожного движения» для детей старшей группы

Мастер-класс по аппликации  «Правила дорожного движения»  для детей старшей группы...

Мастер класс «Математика без правил»

Познакомить педагогов с математической игрой "Колумбово яйцо" , создание условий для профессионального общения и стимулирования роста творческого потенциала педагогов....

Поддержка родителей в вопросах воспитания и развития ребенка. Мастер-класс для родителей "Учим ребенка общаться".

О значимости общения в современном обществе, о средствах общения и о необходимости развития коммуникативных навыков у детей-дошкольников. В процессе ориентации дошкольника в окружающем мире особое мес...