Проект по социально-познавательному развитию дошкольников в подготовительной группе «Играем в бабушкины игры»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Брычкова Наталья Николаевна

Целью данного проекта является популяризация народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.67 КБ
Файл prilozhenie_1_igry.docx50.74 КБ
Файл prilozhenie_2_schitalki_zherebevki_sgovorki.docx22.22 КБ
Файл broshyura.docx530.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по социально-познавательному развитию дошкольников

в подготовительной группе «Играем в бабушкины игры»

Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал?  Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.

На огромное  значение народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.
      Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей..
П. Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. 

К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… » именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность темы: 

К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты.  Компьютерные игры, телевизоры, телефоны заменили радость живого общения, негативно сказываются на неокрепший организм. Обидно, когда игра «умирает» потому что её забыли, что в неё стало некому играть. А именно так произошло в 90-х годах, когда детей было просто мало для тех игр, которые требуют большого числа участников. Многолетний возрастной разрыв между поколениями из-за рождаемости в 90-х и 2000 годах привело к тому, что во дворах исчезли дети. Обычно дети учатся играм от более старших детей, играющих в том же дворе. И когда дети подрастают, не успев передать свою игру нерожденным младшим товарищам, эта игра уходит в прошлое. Но как бы - то ни было, у нас, воспитателей и современных родителей, бабушек, дедушек есть ещё шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит!... Чтобы возродить любимые игры, оторвать их от компьютеров и телефонов, нужно научить их играть. Когда они подрастут, выйдут во двор, встретятся там с другими детьми обязательно восстановится та «ниточка», когда игра передается от старших ребят к младшим, от городских к деревенским, из поколения в поколение. 

Анализ ситуации способствовал разработке проекта, который способствовал бы возрождению игр наших родителей, бабушек и дедушек.

 Неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения является Региональный компонент. Использование в работе с детьми подвижных игр народов, проживающих в Красноярском крае, позволяет решать аспекты толерантности в наших детях, что, безусловно, является актуальной и практически значимой для дошкольного образования проблемой. Помимо этого, важнейшим принципом является интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Использование в работе разнообразных народных игр, позволяет педагогам интегрировать такие образовательные области как социально-коммуникативное; познавательное; речевое; физическое развитие дошкольников.

Таким образом, именно в процессе организации народных игр, помимо решения задач по развитию физических качеств, совершенствованию основных видов движений и укрепления здоровья воспитанников, решаются задачи ознакомления с традициями и обычаями народов Сибири, формированию толерантного отношения к другим народностям.

Свою систему работы мы построили на основе комплексного подхода в проектной деятельности, в ней решаются задачи физического развития и укрепления здоровья воспитанников,  а также сравниваются и переплетаются особенности традиций, культуры, обычаев разных народов.

Методами нашей работы явились работа с литературой, анкетирование, опрос, игровая, продуктивная деятельность. В результате была составлена игротека народных игр нашей местности, относящаяся к 50 – 80 годам прошлого века.   

Тема: «Играем в бабушкины игры»

Участники: дети, родители, педагоги группы.

Сроки реализации: среднесрочный, ноябрь-декабрь 2015 г.

Цель проекта: Передача игрового опыта  через установление взаимосвязи между поколениями.

Задачи:

Для педагогов:

• прививать любовь к творческому наследию нашего, создавать условия для становления основ нравственно - патриотического сознания;

• способствовать усилению роли семьи через расширение и закрепление знаний детей об играх наших бабушек и дедушек;

• содействовать укреплению здоровья и развитию физических качеств детей.

Для детей:

• узнать у своих бабушек, родителей об играх их детства, донести информацию до своих сверстников;

• познакомиться с разными видами народных игр 

Для родителей:

• познакомиться с разновидностями детских игр с учетом специфики их применения в семейном воспитании;

• передавать игровой опыт своим детям.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Первый этап (подготовительный)

  • выбор темы изучения в соответствии с интересами и возможностями, совместное обсуждение с детьми;
  • обоснование проблемы, формирование идеи по её решению, актуализация темы;
  • составление плана мероприятий;
  • подбор методической литературы
  • анкетирование родителей по теме «Любимые игры нашего детства»
  • консультация для родителей «Любимые игры нашего детства»

Большинство родителей с интересом отнеслись к проекту и изъявили желание в нем участвовать (93%).

Второй этап (основной) - реализация

  • подбор информации в книгах, журналах;
  • знакомство детей с народными играми, считалками, сговорами, жеребьевками, их классификация;
  • рассказы бабушек и дедушек, родителей, педагогов об играх их детства;
  • рисование на темы: «Моя любимая игрушка», «Мы играем»;
  • конкурс мини-сочинений «Любимая игра моего детства» для бабушек, мам и пап;
  • выставка рисунков «Любимая игра нашей семьи».

Вместе с родителями мы учились играть в игры их бабушек, мам и пап. Из рассказов родителей мы узнали, что одни и те же игры могут носить разные названия. Игра «Цепи кованые»- это же «Разрывные цепи», «Али-баба! О чём слуга? Пятого-десятого Вову к нам сюда», «Вожатый, вожатый дай пионера». «Монах в красных штанах» и «Чёрт с рогами» - покупатели красок.

Родители сами подсказали нам классификацию народных игр. Они их поделили на летние и зимние, на «мужские» и «женские», на активные и «посиделочные».

Летние игры наших родителей во дворе и подвижные игры в детском саду очень схожие. С мячом играют в «Вышибалы», «Штандер», «Картошка», со скакалками «Лошадки и наездники», «Часики», «Бабка - ёжка».

Зимой игры более подвижные. Во всех играх самым важным атрибутом является снег. Катание с горки, «Снежки», а на самом большом сугробе проходила игра «Царь горы», «Снежная крепость». Самые подвижные игры по мнению родителей это – «Прятки», «Салки», «Выше ноги от земли», «12 палочек».

Малоактивные игры «Краски», «Цепи кованые», «Классики», «Ручеёк». В летнюю жару и непогоду играли в спокойные «посиделочные» игры «Колечки», «Глухой телефон», «Золушка», «Вы поедете на бал?», «Города».

Папы считают, что игры мужские или мальчиковые отличаются от женских своей подвижностью и воинственностью. Назвали игры с луком-самострелом, брызгалками, пистонами, «в козла», «петушки», «войнушки».

Мамы считают, что девичьи игры должны быть спокойными, таинственными. Одна из игр «Дочки-матери», призванная развивать и сохранять домашний очаг. Очень важно, что девочки обращаются к сверстникам по семейному «титулу». Мальчики обычно приглашаются на роль папы, но с криком «я на работу» убегают по другим делам. Самой секретной игрой мамы считают «Секретики». Атрибутами являются цветные стеклышки, фольга, конфетные фантики, бусинки. Изготовление и хранение доверялось только самой близкой подруге. Вот когда проверяется выдержка, терпение и дружба «навеки».

Предложили родителям вспомнить самую популярную считалку или закличку своего детства и выучить со своим ребенком. Эти небольшие простые и легкие для запоминания тексты поднимают настроение, снимают скованность и нервное напряжение, сближают и объединяют детей в общую деятельность.

 Организовали выставку рисунков «Любимая игра нашей семьи», которая поразила разнообразием семейных игр.

Таким образом, мы обогатили художественным словом речь детей, игровую деятельность и оформили картотеку народных игр.

Третий этап (заключительный)

  • проведение итогового мероприятия - совместных посиделок «Игры нашего детства»;
  • анализ проведенной работы, подведение итогов совместной деятельности,  соотнесение результатов  с поставленными задачами;
  • представление презентации.

Вместе с бабушками, родителями подвели итоги совместной деятельности: в группе появился сборник сочинений «Любимые игры нашего детства», альбом с рисунками «Любимая игра нашей семьи», картотека игр, считалок, закличек, сговоров и  провели совместные посиделки «Игры моего детства».

Ожидаемый результат:

Проект разрешил проблему, реализовал поставленные задачи:

  • дети, благодаря помощи бабушек, родителей научились играть в новые народные игры, самостоятельно выбирать игру, самостоятельно контролировать выполнение правил игры. В группе появился сборник сочинений «Так играли наши родители», картотека считалок, закличек, сговоров, жеребьевок и, альбом с рисунками «Моя любимая игрушка», «Любимая игра нашей семьи». У детей развился интерес к русским народным играм.
  • бабушки, родители с огромным желанием принимали участие в играх, беседах, досуге и др. В результате реализации проекта у родителей сформировано устойчивое представление о пользе народных игр.

Литература

1. Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009, - 189 с.

2. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991, - 265 с.

3. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М. : Владос, 1995. – 224 с. : илл.

5.. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

6.. Лаврентьев В. В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.

7. Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», М. Просвещение, 1986, - 168 с.

8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

 Игры наших бабушек

Игры подвижные

Игра «Царь горы»

Раньше все дети любили играть в игру царя горы. Игра состояла в том, что один человек должен забраться на гору. Другие дети были в низу. Потом они должны были подняться на эту гору. Кто первый заберётся и столкнёт царя с горы, то и будет победитель. Эта игра всем нравилась. Дети кувыркались, веселились и даже когда был сильный мороз, ребята не замерзали, потому что все двигались.

Казаки и разбойники.

Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Все уходят ловить разбойников, один остаётся сторожить стан. Пойманных разбойников приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Затем группы меняются ролями.

Лапта

Для этой игры требуется плотный резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см), площадка 25 – 30 метров. На площадке проводят 2 линии на расстоянии 20 метров. С одной стороны площадки находится город, с другой -  кон. Участники игры делятся на две равные команды .Одни идут в город, другие водят. Команда города начинают игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Задача водящих поймать мяч и осалить мячом бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если нет, все остаются на своих местах. Игра продолжается, метальщиком становится другой игрок. Но если игроку не удаётся сразу вернуться в город, его могут выручить, при условии, если следующий метальщик далеко отобьет мяч. За линию кона бегут уже 2 игрока. Если все игроки города, кроме одного находятся за линией кона, тогда метальщику разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то горожане уступают своё место водящим. Игра начинается сначала.

Пятнашки 

Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д. 

Расколдуйте меня вороного коня 

Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его. 

Чай-Чай-Выручай

В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего.
Водящий догоняет игроков и тот, кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат.
Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.

Из круга вышибала 

Все играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 10 метров. Игроки одной команды  становятся по линии круга – они вышибалы. Другая команда располагается внутри круга. Вышибалы стараются мячом выбить игроков в круге. Когда выбьют всех, команды меняются местами. 

Штандер

Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он  произнесет: « Штандер!», игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются,  водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.

Снежки

Водящий заготавливает снежки, игроки разбегаются по площадке. Задача водящего осалить игроков снежками. Осаленный становится помощником водящего и нем, сходя со своего места он может салить снежками других игроков. Игра прекращается, когда будут осалены все игроки. 

 Коршун

Среди игроков распределяются роли: один становится «коршуном», другой - «курицей», все остальные – «цыплятами».  «Цыплята» выстраиваются  в колонну за «курицей»  по модному, крепко держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога:

- Коршун, коршун, что с тобой? – хором спрашивают «цыплята».

- Я ботинки потерял, - отвечает «коршун».

-Эти? – курица и вслед за ней «цыплята» выставляют правую ногу в сторону.

- Да! - кричит «коршун» и бросается ловить «цыплят».

«Курица» при этом защищает «цыплят», не толкая «коршуна». Пойманный «цыплёнок» выходит из игры.

Игры малоподвижные

Игра «Путаница».

Играют несколько детей. Выбирается одни или два ведущих, которые уходят в сторону и отворачиваются. Все остальные встают в круг, держась за руки, и начинают запутываться между собой, не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих: «Путаница, путаница, распутай нас! » Задача ведущих распутать всех, вернув их в первоначальный вид (в круг, не разжимая рук участников. Если сумеют распутать – победили; если нет – победили «путаники».

Игра «Третий лишний».

Дети должны встать в круг лицом, попарно – один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей – один из пары бежит, другой догоняет. Бегают вокруг круга. Тот, кто убегает, может спастись от погони. Для этого нужно быстро встать к любой паре третьим перед первым игроком пары. Тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим. Теперь он должен убегать от погони. Если догоняющий дотронется до убегающего, то они меняются ролями.

Игра «Холодно-горячо».

Ведущий прячет небольшой предмет, который игроки должны найти. При этом ведущий помогает узнать местонахождение предмета словами: холодно, холоднее, теплее, горячо, совсем жарко и т. д. Чем ближе игроки подходят к месту, где спрятан предмет, тем становится теплее, горячее, жарче. И наоборот, чем дальше от предмета, или потерян ориентир, тем погода становится прохладней, холоднее, морознее. Кто первый нашел предмет, тот становится ведущим.

"Я знаю 5 имен..."

 Игроки должны определиться в очередности работы с мячом.

Это лучше всего сделать с помощью считалочки.

Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: 

«Я знаю пять имен девочек: 
Маша – раз, Ира – два…» И так до пяти.

Затем используются разные категории:

имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п.

Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку.

Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

 «Одиннадцать» Игра с мячом.

Дети становятся в круг.

Первый ребенок бросает мячик любому другому игроку, говоря при этом вслух: «Один!»

Дальше мячик перебрасывают молча, считая броски про себя до десяти. Тот игрок, кому выпало бросать мяч одиннадцатый раз, вместо того, чтобы ловить, отбивает его руками в землю, проговаривает громко: «Одиннадцать!»

Если «одиннадцатый» игрок не смог отбить мяч или сбился со счета, он отправляется внутрь круга и там сидит на корточках.

Цикл игры повторяется, но теперь уже задача «одиннадцатого» отбить мяч не в землю, а выбить им «провинившегося» игрока внутри круга. Если ему это удается, «провинившийся» возвращается в игру, если же нет – игрок присоединяется к «штрафникам».

Бывает, что к концу игры остается всего лишь один действующий игрок. Тогда он молча набивает мяч об землю десять раз, а на одиннадцатый выбивает кого-нибудь из круга, и игра продолжается.

 «Картошка» Игра с мячом.

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его кончиками пальцев, как будто вы бросаете не мяч, а горячую картошку. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место. Запомни, Ловить мяч нельзя, можно только отбивать!!!

"Светофор"

 В эту игру чаще всего играют летом, когда у каждого игрока в одежде есть много ярких красок.

Чертят две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это  дорога. Ведущий игрок - СВЕТОФОР. Все игроки, кроме «светофора», строятся у одной из линий  на "краю дороги". «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать в своей одежде названный цвет, то он берется  за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же ничего подходящего не находится,   остаётся   быстро перебежать "дорогу «на другую сторону. А «светофор» должен  ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становился «светофором».

«Цепи» 

Играют две команды, которые, держась за руки стоят на расстоянии 15 – 20 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.   

«Жмурки»

Водящему - жмурке завязывают глаза, ставят в центр круга, поворачивают вокруг себя со словами:-Где стоишь?- Намосту!- Что продаёшь?-Квас!- Лови мышей, а не нас!            После этих слов игроки разбегаются по площадке, хлопая в ладоши. Жмурка ловит игроков и определяет их имя, после этого пойманный становится жмуркой , игра продолжается.

«Четыре стихии»

По правилам игры участники становятся в круг, в середину которого, встает водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: "земля", "вода", "огонь" или "воздух".

Если водящий сказал слово "земля", то тот кто поймал мяч, должен быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное.

При слове "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы, водных существ.

При слове «воздух" называются птицы.

При слове "огонь" все должны помахать руками. Затем мяч возвращают водящему.
Если игрок ее успел назвать слово или ошибся – он «платит» фант, или меняются местами с водящим и игра продолжается.

«Мячик кверху»

    Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами : «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху – игра продолжается.

    Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловит мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: «Стой!» - продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

«Гуси»

 Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

    Все дети – гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

    Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!» гуси бегут к пруду.

    Друг за дружкою гуськом

    Ходят гуси бережком.

    Впереди идет вожак,

    Он шагает важно так –

    Га-га-га!

    Гуси все за вожаком

    Вперевалочку, шажком.

    Шаг шагнут, другой шагну,

    Низко головы нагнут.

    Га-га-га!

    Гуси крыльями взмахнут,

    И скорей бегом на пруд!

«Горелки»

   Играющие становятся в две колонны (парами, впереди – водящий). Все хором произносят:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо-

    Птички летят.

    Колокольчики звенят!

    Раз, два, три – беги.

    С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один – слева, другой – справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети  успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Иголка, нитка и узелок

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Игры посиделочные

«Фанты»

 Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, Черный, белый не берите,  «Да» и «Нет» не говорите!

     После этого он ведет с участниками беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

    Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

    Ведущий ведет примерно такой разговор:

 - Что продается в булочной?

 - Хлеб.

 - Какой?

 - Мягкий.

 - А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

 - Всякий.

 - Из какой муки пекут булки?

 - Из пшеничной. И т.д.

    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

    Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Игра «Колечко-колечко»

Все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал. Причем задерживать можно только локтями, так как ладони остаются сомкнутыми.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

  • - Динь, динь, дань!
  • - Кто там?
  • - Почта!
  • - Откуда?
  • - Из города...
  • - А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

«Золотые ворота»

Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй — запрещается,

А на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» — двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Правила

1.     Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

2.     Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

3.     Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

Игра «Змейка». 
Рисовали большой круг, вокруг которого садились играющие. За кругом ходил водящий. 
Неожиданно он бросал на середину круга веревку- «змейку».
 
Все вскакивали, стремясь как можно быстрее встать на неё. Кому места не хватит, выбывал из игры.
 
Водящий, бросая «змейку» в круг, постепенно укорачивал её до тех пор, пока на неё смог встать только один участник игры.
 
Этот участник становился водящим, и игра начиналась сначала.

"Краски"
Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей. Покупатель стучится: "Тук-тук!" - "Кто там?" - "Покупатель." - "Зачем пришёл?" - "За краской". - "За какой?" - "За голубой". Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси".
Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.
Правила.
Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.
Указания к проведению.
Игра проводится с детьми, как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке". Если играет много детей, нужно выбрать четырёх покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.
"Молчанка"
Перед началом игры играющие хором произносят:
 Первенчики, бубенчики, 
Зазвенели бубенчики. 
По свежей росе, 
По чужой полосе. 
Там чашки, орешки, 
Медок, сахарок. Молчок!
После слова "Молчок!" все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Правила.
1 .Ведущий не должен играющих трогать руками.
2.Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.
Указания к проведению.
Игру можно проводить в разных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеётся, улыбнется, или заговорит. Это снимет напряжение, которое создаётся у детей в игре.
"Телефон"
Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, то телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передаёт это слово следующему игроку и так до последнего играющего. После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребёнок может исполнять роль телефона один раз, после чего садится  в конце ряда.
"Летает - не летает"
Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего - платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

ЖМУРКИ
Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: "Кот, кот, на чём стоишь?" - "На квашне". - "Что в квашне?" - "Квас". - "Лови мышей, а не нас". После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила.

  1. Если жмурка подойдёт близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: "Огонь!"
  2. Нельзя кричать "Огонь!" с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
  3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.
  4. Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
  5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению.
Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за неё участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом "Огонь!" Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: "Куку!", "Ау!" 
"Звонок"
Все, кто хочет принять участие в этой игре,   встают в крут, выбирают жмурку и игрока, которого он будет искать. Жмурке завязывают глаза, другой ребёнок берёт колокольчик. По звону колокольчика жмурка должен его поймать. Игра заканчивается, когда жмурка поймал игрока с колокольчиком.

Игры хороводные

 «Игровая»

    Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

    У дядюшки Трифона

    Было семеро детей,

    Семеро сыновей:

    Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели.

    Разом делали, как я!

    При  последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.     Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Бабушка Маланья.

Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки                дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке                 в одну сторону,

Семь дочерей,                                 держась за руки.

Семь сыновей,

Все без бровей.                                 Останавливаются

С такими глазами,                         и с помощью жестов

С такими ушами,                 и мимики изображают то,

С такими носами,                 о чем говорится в тексте:

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее (на него) глядели,

Делали вот так…                        присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Воевода.

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

(Слова народные)

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

Бабка Ежка.

В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка,

Костяная ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Пошла она на улицу

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

 «Подарки»

Принесли мы вам подарки, кто захочет, тот возьмет.

 Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолет.

 Ведущий выбирает один из названных предметов, и дети изображают его движения.

Затем ведущий выбирает ребенка лучше всех показавшего движение, и он становится ведущим.

Скачет конь наш – Цок-цок-цок,

Слышен топот быстрых ног          Дети двигаются по кругу прямым галопом.

Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. Дети свободно танцуют.

Вот как кружится волчок, Прожужжал и на бок лег Дети кружатся и приседают.

Самолет летит, Летчик смелый в нем сидит. Дети бегут по кругу с поднятыми в стороны руками.

«Молчанка»

Играющие выбирают водящего, встают в круг

Кони, кони, мои кони. Дети идут по кругу, водящий

Мы сидели на балконе, стоит в центре.

Чай пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

Чаби, чаляби,

Чаляби-чаби-чаби,.

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри! С последними словами дети оста

А кто первый отомрет, навливаются и не двигаются.

Тот получит шишкой в лоб. Водящий старается их рассме

Не смеяться, не болтать, шить.

А солдатиком стоять! »

«Мельница»

Мели, мели, мельница, Дети кружатся, стоя на месте,

Жерновочки вертятся. с последними словами останавли

Мели, мели, засыпай ваются.

И в мешочки набивай! Тот, кто не сумел вовремя остановиться или не удержался на

месте, выходит из игры.

«Ходит Ваня»

Дети стоят в кругу, водящий - Ваня - в середине.

Ходит Ваня, ходит Ваня

Посреди кружочка, Дети идут в одну сторону, Ваня в другую.

Ищет Ваня, ищет Ваня

Для себя дружочка, Ваня ходит по кругу и выбирает дружочка.

Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка. Ваня выбирает дружочка и ведет его в середину круга.

Дети хлопают в ладоши. Ваня и дружочек танцуют.

На коня садится, Конь завеселится. Плеточкой помашет, конь под ним запляшет. Ребенок садится на коня, дети изображают цоканье копыт.

Мимо сада едет, Дети идут по кругу.

Садик зеленеет,

Цветы расцветают,

Пташки распевают.

К дому подъезжает, Ребенок подходит к названному

Со коня слезает, ребенку, ведет его к качалке и

Со коня слезает (имя ребенка) приглашает. встает в круг.

«Пузырь»

Дети стоят в кругу, держась за руки.

Текст Движения

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой!

Оставайся такой,

Да не лопайся! Дети медленно отходят назад.

Хлоп! Лопнул пузырь! Дети останавливаются, хлопают в ладоши и приседают.

«Ручеек»

Дети становятся в пары, образуя коридор.

Текст Движения

Идет матушка Весна, Водящий берет за руку одного

Отворяй ворота. Ребенка и ведет за собой через руче

Первым март прошел, ручеек, затем следующего и т. д.

Всех детей провел. Игра повторяется, пока все дети

А за ним апрель, не пройдут через ручеек.

Открывай окно и дверь.

А уж как пришел май, •

Сколько хошь теперь гуляй!

«Узнай по голосу»

Дети стоят в кругу, водящий с закрытыми глазами - в центре.

Текст Движения

Поиграй-ка с нами, Ваня, выходи скорей вперед Дети двигаются по кругу.

И с закрытыми глазами Воспитатель указывает на одного из

Догадайся, кто поет. детей, который нараспев произносит:

Эту песенку свою Водящий называет имя ребенка.

Для тебя, дружок, пою.

Ты глаза не открывай,

Кто я, ну-ка, отгадай!

«Птицелов»

Каждый ребенок выбирает себе имя какой-либо

птицы, все встают, в круг взявшись за руки,

птицелов с завязанными глазами - в центре.

Текст Движения

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птицы весело поют. Дети идут по кругу.

Ай, птицелов идет! Останавливаются, замирают.

Он в неволю нас возьмет, Птицелов идет по кругу, остана-

Птицы, улетайте! вливается около одного из детей и хлопает в ладоши.

Этот ребенок подражает крику птицы, которой он назвался.

Птицелов называет птицу и угадывает имя ребенка.

«Хоровод»

Игру лучше проводить на траве. Дети стоят по кругу

и держатся за руки.

Текст Движения

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод. Дети идут по кругу.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бах! Приседают или опускаются на

землю.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод. Дети идут в другую сторону.

Как заканчиваем круг

Дружно прыгнем все мы вдруг:

Прыг! Останавливаются и подпрыгивают на месте.

«Карусели»

Дети стоит по кругу.

Текст Движения

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели. Дети начинают медленно двигаться по кругу.

Все кругом, кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом. Двигаются быстрее, переходят на бег.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите. Замедляют бег.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра. Останавливаются.

«Грушка»

Дети встают в круг близко друг к другу,

грушка - в середине.

Текст, Движения

Мы посадим грушку,

Вот, вот.

Пускай наша грушка

Растет, растет. Идут по кругу, взявшись за руки.

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины. Поднимают руки вверх.

Вырастай ты, грушка,

Вот такой толщины. Расширяют круг, делая несколько шагов назад.

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час.

Потанцуй ты, (имя ребенка,

Покрутись ты для нас. Названный ребенок танцует.

А мы эту грушку

Все щупать будем. Идут к центру, дотрагиваются до «грушки».

От нашего (имя ребенка)

Убегать будем. «Грушка» ловит убегающих детей.

«Паучок»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки,

паучок - приседает в центре.

Текст Движения

Паучок, паучок, Идут по кругу.

Тоненькие ножки,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили, Подбегают к водящему, поднимают его.

Танцевать заставили. Водящий закрывает глаза и кружится, дети хлопают в ладоши.

Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Водящий, не открывая глаз,

Выбирай, кого захочешь. выбирает кого-то из играющих, и они меняются местами.

«Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами.

Текст Движения

Дедушка Водяной, Дети идут по кругу. Со последпц. мц

Что сидишь Ты под водой. словами водящий, не открывая

Выгляни на чуточку глаз, подходит к одному из играю

На одну минуточку. щих и дотрагивается до него, стараясь узнать. Угадав, меняется с ним местами.

«Веселая ткачиха»

Играющие встают в две шеренги напротив

друг друга. Это стенки ткацкого станка.

Выбираются два «Челнока». Они встают

на противоположных концах шеренг

Текст Движения

Я - веселая ткачиха, Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.

Пинч-понч, клепу-клепу Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать. Шеренги возвращаются на место.

«Челноки» стараются пробежать между

стенками, не сталкиваясь друг с другом.

Слова и движения стенок повторяются, темп

постепенно увеличивается. Когда «челноки»

оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.

«Капуста»

При помощи считалки выбирается водящий:

Зайчишка-трусишка по полю бегал, В огород забегал, капусту помял, Сидит, грызет. Ай, кто идет!

Дети встают в круг, водящий н центре.

Текст Движения

У Дмитрия - капустка,

Да у Яковлевича - белая. На нее частый дождик поливает. И белую, зеленую ломает. Дети идут по кругу. Водящий выходит из круга и отворачивается.

Вейся ты, вейся, капустка моя, вейся Ты, вейся, виловая моя!

Как мне, капустке, не виться,

Белою Вилою Не наливаться! Дети закручивают круг спиралью.

Развивайся ты, капустынька,

Развивайся ты, вилой кочеток! Водящий распутывает спираль.

«Зайчик в огороде»

Выход есть из огорода,

Только заперты ворота. Дети идут вокруг «зайца». Он ходит по кругу, высматривая, возможность выскочить.

На плетень, на плетень Дети останавливаются, раскачи-

Зря Ты Не кидайся. вают руки вперед-назад.

Скоро день, скоро день, «Заяц» пытается выскочить.

Не укрыться зайцу. Когда ему это удается, выбирается другой водящий.



Предварительный просмотр:

        Приложение 2

ИГРЫ, СЧИТАЛКИ, ЖЕРЕБЬЕВКИ

Приглашаю детвору 
На весёлую игру, 
А кого не примем 
За уши поднимем. 
Уши будут красные. 
До того прекрасные.

Раз, два, три четыре,

Меня грамоте учили.

Не считать, не писать,

Только по полу скакать.

Котик шёл по лавочке,

Раздавал булавочки.

Сядет на скамеечку –

Раздает копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки не в квартире:

Чай пили,

Чашки били,

По три денежки платили!

Кто не хочет платить,

Тот и будет водить!

Возле школьного крыльца

Посадили деревца:

Вера – вербу,

Вася – ясень,

Слава – сливу,

Клава – клён…

Ты старался – оставайся!

Ты ленился – ВЫЙДИ ВОН!

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как нам вора наказать.
Мы связали руки-ноги
И пустили по дороге.
Он шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Была помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки,
Что угодно для души.
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.

Катилась торба
С высокого горба
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь
Поделиться?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
 

 Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько нужно гвоздей?
Говори поскорей,
Не задерживай наших людей.
– Пять!
Раз, два, три, Четыре, пять.
(Пятый выходит.)
    
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.
  
Раз, два —
Кружева,
Три, четыре —
Нос в черниле,
Пять, шесть —
Кашу есть,
Семь, восемь —
Сено косим,
Девять, десять —
Акулина тесто месит.
Позвала кота домой,
Налила ему помой.
Динь-динь, динь-динь,
Ты зачем кувшин разбил?
Кувшин стоит пятачок,
А за это – кулачок.

  Я вчера летал в ракете,
На далекой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

 
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «эс».
 

 
Шишель, мышель —
Этот вышел!
  
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу —
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет
Он украл кулек конфет.
Привезли его домой —
Оказался он живой.
  
Бах-бух,
Тих-тюх,
Зайчик – ух,
Во весь дух,
Полетел от зайки пух.
Хуп-хоп,
Зайке в лоб,
Шум, звон,
Поди вон

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна —
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду
В Солнцеград, в Солнцеград —
Покупать себе халат.
Красный, синий, голубой —
Выбирай себе любой.

Стакан, лимон —
Вышел вон!

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!
  
Тара-бара,
Домой пора —
Ребят кормить,
Телят поить,
Коров доить,
Тебе водить!
  
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сел, заплакал и пошел.
  
Из-под горки катится
Голубое платьице,
На боку зеленый бант,
Тебя любит музыкант!
  
Я садовником родился,
Не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме Мишеньки!

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
      
Таря-Маря
В лес ходила,
Шишки ела —
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре
Отдадим!
    
Ехали цыгане, кошку потеряли.
Кошка сдохла, хвост облез.
Кто слово скажет, тот ее и съест.

Над горою солнце встало,
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
В речку с мостика свалилось
Кто увидел – не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
  
Раз, и два, и три, четыре.
Меня грамоте учили —
Не читать и не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала да скакала,
Себе ноженьку сломала.
Меня мама увидала
И веревкой отхлестала.
Меня папа увидал
И за доктором послал.
Доктор едет на коне,
Балалайка на спине,
А гитара на носу:
Доктор любит колбасу.
  
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим:
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.
  
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет —
Тот и вон пойдет.
  
– Заяц белый, Куда бегал?
– Лыко драл.
– Куда клал?
– Под колоду, Под пенек,
Под передний уголок.
  
Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!
  

СГОВОРКИ

Из ведра ерша

Или из корзины ежа. 

 

Конь вороной

Или хомут золотой.

 

 Шары катить

Или воду лить.

Сено носить

Или дрова рубить. 

 

Медведь лохматый

Или козел рогатый. 

Серая утка

Или деревянная дудка. 

Сахара кусочек

Или красненький платочек.

Жеребьёвки

Чтобы участники игры не спорили, кому водить, кому начинать игру бросают жребий. Жребий – это условный знак, какой-нибудь предмет, например, дощечка, палка, маленькие палочки.           

  Если нужно выбрать вожака, берут палочки по числу игроков. На одной ставят метку, кладут в коробку, шапку, перемешивают. Затем игроки тянут палочки по очереди, кому попадет отмеченная, тот становится вожаком.            

Были и другие жеребьёвки – угады. Нужно было угадать, в какой руке находится жребий.           

 Ещё один способ жеребьёвки – конание. Бралась палка длиной около метра. Те, кто конались охватывали палку рукой по очереди, кто последний охватит, тот выиграл кон.   



Предварительный просмотр:

Игры наших бабушек и дедушек

Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал?  Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.

К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты.  Особой популярностью у современных детей пользуются компьютерные игры, которые приносят больше вреда, чем пользы, несмотря ребята желают научиться играть в игры их родителей и бабушек. Поэтому основной целью данной брошюры является популяризация народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. 

Играйте с вашими детьми, внуками!

Казаки и разбойники

Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Все уходят ловить разбойников, один остаётся сторожить стан. Пойманных разбойников приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Затем группы меняются ролями.

Цепи кованые

Играют две команды, которые, держась за руки, стоят на расстоянии 15 – 20 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.   

11949848552099951018chain_nicu_buculei_01

Я знаю 5 имен...

Игрок начинает бить мяч рукой об землю, приговаривая по одному слову на каждый удар: 

«Я знаю пять имен девочек: 
Маша – раз, Ира – два…»

И так до пяти.

Затем используются разные категории: имена мальчиков, животные, цветы, деревья, птицы, названия городов, стран, рек и т.п.

Если кто-то сбился или уронил мяч, ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым справился с заданием.

Чай-чай-выручай!

В начале определяют границу игровой зоны, за которую нельзя забегать и водящего.

Водящий догоняет игроков и тот кого он догнал должен замереть на месте и кричать: «Чай-чай-выручай!» до тех пор, пока его не выручат.

Выручить его может любой из участников, кроме, конечно, водящего, просто дотронувшись до него. При этом задача водящего становится очень непростой, так как он сможет передать свою роль другому только тогда, когда догонит всех остальных игроков, и при условии, что их никто не выручит. В противном случае игра может никогда не закончиться.

Картошка

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его кончиками пальцев, как будто вы бросаете не мяч, а горячую картошку. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Ловить мяч нельзя, можно только отбивать!!!

http://doshkolata.ru/wp-content/uploads/2012/04/a82c63213786.png

Пятнашки

Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д. 

Расколдуйте меня вороного коня

Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его. 

Штандер

Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он  произнесет: «Штандер!» ,игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются,  водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.

Жмурки

Водящему - жмурке завязывают глаза, ставят в центр круга, поворачивают вокруг себя со словами:-Где стоишь?- Намосту!- Что продаёшь?-Квас!- Лови мышей, а не нас!            После этих слов игроки разбегаются по площадке, хлопая в ладоши. Жмурка ловит игроков и определяет их имя, после этого пойманный становится жмуркой , игра продолжается.

Каликало

Все встают в круг. Водящий подбрасывает мяч высоко и кричит имя любого игрока. Пока новый водящий ловит мяч все стараются убежать подальше. Поймав мяч и выбрав стоящего ближе всех, водящий называет количество шагов, сделав их, кидает мяч в игрока. Если попал, то тот игрок становился водящим, если игрок словил мяч, то водящий водит снова.

Фанты

 Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите,Черный, белый не берите,  «Да» и «Нет» не говорите!

     После этого он ведет с участниками беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

    Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

    Ведущий ведет примерно такой разговор:

 - Что продается в булочной?

 - Хлеб.

 - Какой?

 - Мягкий.

 - А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

 - Всякий.

 - Из какой муки пекут булки?

 - Из пшеничной. И т.д.

    При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

    Правила игры. На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

7987d2e28970

Заключение

Все перечисленные здесь игры незаслуженно забыты, так как они веселые, интересные, развивают ловкость, быстроту, сноровку. В данной брошюре представлена лишь часть игр популярных в середине  и конце прошлого века.  Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Необходимо отметить, что в Красноярский край  в 50-80 годы съезжались люди со всей нашей необъятной страны. Поэтому  время и люди вносили изменения в сюжеты и  правила. Игры обогащались, совершенствовались. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность.            Лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – взрослые. Для того, чтобы игры  жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!   

Приложение

Для многих игр необходимо рассчитаться, разделиться на команды, выбрать водящего, произвести жеребьёвку. Сделать это можно с помощью считалок, сговорок, жеребьёвок.

Считалки

Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдет. 

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет. 

Шла кукушка мимо сети, 

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи тебе водить.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не

задерживай

Добрых и честных людей. 

Сговорки

Есть игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких случаях выбирают капитанов, а затем определяют состав команд. Играющие делятся на пары, отходят в сторону  и сговариваются между собой, придумывая себе названия, имена. А капитаны по очереди делают выбор. 

Из ведра ерша

Или из корзины ежа. 

 

Конь вороной

Или хомут золотой.

 

 Шары катить

Или воду лить.

Сено носить

Или дрова рубить. 

 

Медведь лохматый

Или козел рогатый. 

Серая утка

Или деревянная дудка. 

Сахара кусочек

Или красненький платочек.

Жеребьёвки

Чтобы участники игры не спорили, кому водить, кому начинать игру бросают жребий. Жребий – это условный знак, какой-нибудь предмет, например, дощечка, палка, маленькие палочки.             Если нужно выбрать вожака, берут палочки по числу игроков. На одной ставят метку, кладут в коробку, шапку, перемешивают. Затем игроки тянут палочки по очереди, кому попадет отмеченная, тот становится вожаком.            Были и другие жеребьёвки – угады. Нужно было угадать, в какой руке находится жребий.            Ещё один способ жеребьёвки – конание. Бралась палка длиной около метра. Те, кто конались охватывали палку рукой по очереди, кто последний охватит, тот выиграл кон.   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Словесные игры на временные глаголы.»

Знакомство детей с временными глаголами и слагательными наклонениями.Цель:Научить правильно, употреблять временные глаголы. Научить детей полным ответом ,отвечать на задаваемые вопросы. Уметь применят...

Тематический план по музыкальному развитию дошкольников в подготовительной группе ДОУ

Раздел "Музыка". Тематический план в подготовительной группе....

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Лексические игры и упражнения.Игры со снеговиком"

Лексические игры и упражнения обогащают и  активизируют речь детей,развивают слуховое внимание,фонематический слух....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности речевому развитию дошкольников в подготовительной группе

Конспект   непосредственно – образовательной деятельности  речевому развитию дошкольников  в подготовительной   группе Интеграция образовательных областей...

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.Задачи:-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;-создать условия для пр...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.Задачи:1. Развивать умение подбирать антонимы;2. Развивать связную речь.3. Развивать двигательную и познавательну...