Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осенние листочки» «Учимся, играем, речь развиваем».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бохан Татьяна Александровна

Цель: формировать умения составлять связный рассказ об осени с опорой на картинки символы.

Задачи:

-обобщение о признаках осени и представления о её характерных особенностях;

-создать условия для пробуждения детей к речевой активности;

-расширение и активизация словаря по теме «Осень»;

-активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по картинкам-символом.

            Обеспечить условия развития инициативы, самостоятельности и активности детей.

Словарная работа:

Существительные: осень, листопад, урожай, облака, листва, сапоги, куртка, ветер.

Прилагательные: осеннее, холодный, хмурый, дождливый, пасмурный, хмурый.

Глаголы: опадают, кружиться, моросить, собирать, запасать.

Материал: Листья, картинки символы, разрезные картинки, гриб, пенек, елочка, заяц, дерево, птица, лиса.

Ход ОИС:

Дети стоят в кругу, звучит тихая музыка, ребенок читает стихотворение

« Уж небо осенью дышало...» Александр Пушкин

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора. 

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?

В-ль:  - Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие в лес,  увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте мы сейчас с вами встанем посвободнее.  И настроимся на наше путешествие.

Молодцы! Скажите мне пожалуйста какое у нас с вами сейчас время года? (осень).

Значит путешествие наше будет какое?  (осеннее).  Ребята, начать наше путешествия я хотела с рассказа об осени по картинкам. Приготовила их и положила на стол. Но они куда-то исчезли. Ой ребята, посмотрите, на почту нам пришло письмо ( на интерактивной доске написано письмо  осени и картинка осень))

Почитаем? Может поймем, что случилось с нашими картинками.

Письмо

Осень вступила в свои права! Посмотрите вокруг вас сколько листьев и среди них есть заколдованные – это и есть  картинки.  Я захотела с вами поиграть и превратила картинки в листики, но все листья случайно разлетелись. Чтобы их расколдовать, вам необходимо  найти листья и  выполнить все мои задания. Подпись: Золотая осень!

В-ль: Ну и ну! Пошутила осень. Задания мы с вами выполним. Листики найдем. Все картинки расколдуем. Рассказ составим об осени. Молодцы!

 Сейчас мы отправимся с вами искать первый заколдованный листок. Смотрите грибок, а под ним лежит листик, с заданием осени.

Для этого нужно  назвать осенние месяцы.

 2.Послушайте загадки: Слайды месяцев

1.Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!      (Сентябрь)

 

2. Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?       (Октябрь)

 

3. Самый хмурый месяц года,
            Хочется домой, —
            Скоро сонная природа
           Встретится с зимой.           (Ноябрь)
- Какой сейчас месяц?

В-ль: Почему так говорят? Плачет ноябрь холодными слезами (в ноябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)

Молодцы! Осенние  месяцы мы назвали, листик улетел и появилась картинка? «Наступила осень» (реб. идет и вешает ее на доску).

            Идем дальше, смотрите елочка, а под ней лежит листок с  заданием: нужно в словах подобрать признак предмета.

Осень (какая?) – ранняя, золотая, поздняя, грустная, дождливая, сырая, холодная…
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Деревья(какие?),
Небо(какое?)…

Листья (какие?)…

Ветер (какой?)...

Настроение (какое?)...

- Расколдовываем?   «Солнышко редко выглядывает из-за туч». (реб. вешает на доску)

В-ль: Ребята, смотрите пенек , а на нем лежит листок.  И нам предлагает осень поиграть в игру "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно – ясная

Молодцы! Вот следующая картинка «Погода стала дождливой».

  А мы будем искать  следующий листочек.

Ребята, посмотрите кто это? Конечно заяц, и у него листок.

Здесь заколдованный листок. И вот новое задание для вас: «Собери картинку» (дети собирают разрезанные картинки с осенними овощами).

В-ль: Расколдовали картинку? (показывают) и говорим хором: «Осень пора сбора урожая»

В-ль: Что это за дерево, и смотрите на нем остался один лист . Мы с вами находимся  в лесу.  А если мы идем в лес, где растут одни березы, значит это лес какой? (березовый).

- если одни ели? (еловый)

- сосны? (сосновый)

- клены?  (кленовый)

- дубы? (дубовый)

- рябины ? (рябиновый)

- каштаны? (каштановый)

- липы? (липовый)

- ивы? (ивовый).

Молодцы! Посмотрите у нас картинка «С деревьев опадают листья»

Физкультминутка

Ну, раз мы с вами в лесу ребята, я предлагаю вам поиграть с красками осени, они  создают различное настроение.

А знаете ли вы, что такое настроение? Настроение — это то, как ты себя чувствуешь, то состояние, в котором ты сейчас находишься. Часто на наше с вами настроение влияет то погода, то музыка, то человек, с которым мы разговариваем А у вас какое настроение ( Хорошее, веселое, грустное)

— А сейчас мы это проверим. На полу лежат осенние листья. Красный лист — радость, веселье, коричневый — грусть, недовольство, а желтый это хорошее, спокойное настроение. А теперь выберите листик, который соответствует вашему настроению.

(Дети выбирают и показывают)

 Настроение можно выразить по—разному: движением, мимикой лица. Вот сейчас мы с вами попробуем показать настроение музыкального произведения движениями, танцем с осенними листьями.

«Танец осенних листьев», муз. Филиппенко (Дети двигаются с листьями по всему залу.)

— Вот видите, музыка была одна, а эмоции она вызвала у каждого свои. У кого-то радость, у кого-то грусть, у кого-то спокойствие, у кого-то веселье.

В-ль: молодцы! Здорово мы в лесу отдохнули.

Смотрите. Кто это? Правильно птица. Что это за птица?  Смотрите она села на листок,  а задание такое: Нужно слово поделить на слоги.

-Ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, снегирь, клест, галка.

 Молодцы! С этим задание тоже справились. Говорим хором «Перелетные птицы улетели на юг»

В-ль: Ребята. Посмотрите, кто живет в лесу. Конечно это заяц. Он  сидит  около листика  и    предлагает с вами поговорить.

Игра «Доскажи словечко»

Животные  очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

У животных  есть шерсть, а у людей нет …. шерсти.

У животных есть лапы, а у людей нет …. лап.

У животных есть хвост, а у людей нет …. хвоста.

У животных есть копыта, а у людей нет …. копыт.

У животных есть норы, а у людей нет ….нор.

В-ль: Молодцы! Про животных рассказали. Картинку расколдовали.  Говорим хором «Животные готовятся к зиме»

(ребенок по выбору относит на доску и крепит )

В-ль: Смотрите в одиночестве лежит листик, как вы думаете он заколдованный? ДА, ведь тут есть задание осени для вас.

 Нужно назвать какие теплые вещи мы надеваем с вами на прогулку. Становитесь в кружок. Передаем мячик и называем, что мы надеваем на осеннюю прогулку. (шапку, куртку, ботинки, свитер, брюки, колготки...)

- молодцы! Тепло оделись!

- картинку  расколдовываем? (показываю «Люди надели теплую одежду).

В-ль: Все мы с вами картинки расколдовали. Присаживайтесь пожалуйста за стол. И мы с вами попробуем рассказать об осени.

Ребята, кто из вас хочет рассказать описательный рассказ по  картине, которую мы с вами составили.

 - Ребята, мы с вами со всеми заданиями справились. Все что осень –  нам задала мы выполнили. Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии? Что понравилось?

(Дети отвечают)

В-ль: Мне тоже ребята очень понравилось как мы с вами сегодня путешествовали. Вы все молодцы, отвечали, не перебивали друг друга, слушали внимательно. Молодцы! Большое вам спасибо!.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осенние мелодии".

При проведении НОД по рассмаитриванию картин возможны затруднения как со стороны педагога, так и со стороны детей, в частности при подборе эпитетов и способов описания. В данной работе представлен наш...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Осенний пейзаж"

Цель:  развивать творческие способности детейЗадачи:- знакомить детей с рисованием в проэкции.- развивать чувство цвета, формы и величины, творческое воображение, мышление, композиционные умения ...

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Осень разноцветная"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Осень разноцветная"...

конспект занятия по художественному творчеству в подготовительной группе "Осень в нашем городе"

Конспект занятия в подготовительной группе "Осень в нашем городе"Цель:–  формировать  композиционные  умения  –  размещать  предметы ярусами, начиная с заднего плана.Зада...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая!»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Осень золотая!»...

План-конспект занятия на развитие внимания в подготовительной к школе группе. "Учимся быть внимательными".

План-конспект занятия на развитие внимания в подготовительной к школе группе.Подготовила Новикова Т.А., воспитатель. «Учимся быть внимательными»Тема: «Учимся быть вниматель...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осень"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осень"...