Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Осенние мелодии".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

При проведении НОД по рассмаитриванию картин возможны затруднения как со стороны педагога, так и со стороны детей, в частности при подборе эпитетов и способов описания. В данной работе представлен наш опыт по преодолению этих трудностей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

проведения занятия по развитию речи с элементами рисования

«Осенние мелодии»

Сравнительное рассматривание картин художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова»

 «Золотая осень»

воспитателя 7 подготовительной группы ГДОУ № 8

Захаровой Елены Юрьевны

Ноябрь 2009 г.


Программное содержание:

- Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы, развивать способность чувствовать и откликаться на переданное художником настроение, желание общаться по поводу увиденного, вызвать свои суждения и оценки, соотносить увиденное на картине с собственными чувствами и опытом.;

-Развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции;

-Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное, умиротворённое, печальное, лёгкая грусть); наименованиями цветов (золотые, жёлтые, лимонные, красно-коричневые, рыжие, побуревшие, фиолетовые, синие, голубые; тёплые, холодные).

-Провести параллель с творчеством русских поэтов, писавших об осени;

-Предоставить детям возможность самим почувствовать себя художниками и изобразить осенний пейзаж, отталкиваясь от настроения, вызванного занятием.

Подготовительная работа.

-Наблюдение на прогулке за осенними проявлениями природы;

-Рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами;

-Разучивание стихов об осени;

-Подготовка фона рисунка.

Материалы.

-Две репродукции картин «Золотая осень» Художников И.И.Левитана и И.С.Остроухова;

-Акварельные краски, кисти, бумага.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время, которое дарит нам необыкновенную красоту. Какое это время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, это осень. Давайте расскажем друг другу стихи об осени наших известных русских поэтов и послушаем, как красиво они звучат.

Дети:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.»           (А.С.Пушкин)

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.»                        (А.С.Пушкин)

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной.»                         (И.Бунин)

«Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…»                                   (А.С.Пушкин»

«Осень. По утрам морозы.

В рощах жёлтый листопад.

Листья около берёзы

Золотым ковром лежат.

В лужах лёд прозрачно-синий,

На листочках белый иней»    

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин»                (А.Толстой)

«Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И  льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле»                                        (Ф.Тютчев)

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы замечательно прочитали стихи русских поэтов. А сейчас мы с вами посмотрим, как об этом рассказали художники.

Ах, какая красота! Дети, а как называются такие картины с изображением природы?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: Правильно. Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение возникает у вас?

(Дети высказывают своё настроение).

А почему у вас такое настроение? Какие краски использовал художник?

Дети: Жёлтые, зелёные, красные, оранжевые.

Воспитатель. А как эти краски можно ещё назвать?

Дети: Тёплые, нарядные.

Воспитатель. Да, эти тёплые краски создают у нас радостное, праздничное настроение. А как вы думаете, какое название дали художники своим картинам?

Дети: «Золотая осень»

Воспитатель. Действительно, оба художника одинаково назвали свои картины: «Золотая осень»

Физкультминутка.

«Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли.

Наклонились, собирали,-

По дороге растеряли!

Ребята, картины об одном. Но посмотрите: каждый художник рассказал о золотой осени по-своему, каждый увидел в ней что-то своё.Давайте внимательно рассмотрим эти пейзажи.

Вот картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Она о красоте природы нашего края. Здесь всё красиво: и небольшая речка, которая. уходя в даль становится всё уже и уже. Кажется, что её тёмно-синяя вода медленно движется, становясь вдали всё светлее и светлее. Слева – небольшой пригорок, на котором растут тоненькие деревца. Узнали вы их? Что это за деревья?

Дети: Это берёзки.

Воспитатель. А как вы их узнали? Да, по беленьким стволам и ажурной золотой листве. На первых двух берёзках листочки уже почти осыпались, но оставшиеся просматриваются, как круглые золотые монетки. Эти ближние берёзки достают своими вершинками до края полотна картины. А что мы видим дальше? Берёзовая роща пылает костром  ярких осенних листьев. Чуть видны кое-где основания беленьких стволов. Они нарисованы выше середины картины, берёзки кажутся маленькими. Листва (кроны деревьев) написана обшей массой, которая словно горит ярким пламенем, жёлто-оранжевыми, коричнево-оранжевыми красками. А что мы видим ещё дальше?

Вдали, на косогоре, маленькая деревенька, чуть видны домики и лес. Весь склон покрыт яркой зеленью озимых хлебов. У подножия склона жёлтыми пятнами сияют берёзки.

А что это за деревце пылает, как свечка, на изгибе, излучине реки? Да, это тоже берёзка. Напротив неё – дубовая роща. Какого цвета листва этих деревьев? Да, удивительный цвет! Какой-то погасший, тускло- зелёный – цвет увядания! А вы обратили внимание на траву? Какого же она цвета? Буро-зелёная, оливково-жёлтая, оранжево-зелёная. Вот какие сложные цвета! Есть ли солнышко на картине? Как вы узнали? Хоть солнце и не нарисовано, но тени от деревьев говорят о том, что солнышко светит.

Итак, художник Исаак Ильич Левитан изобразил огромное пространство, необозримый простор земли с рекой, лесами и полями. Художник передал торжественную красоту золотой осени.

А сейчас посмотрите на картину И.С.Остроухова. Как вы думаете, о чём здесь нам рассказывает художник? Да, тоже о золотой осени. Но художник рассказал о небольшом кусочке леса. Что мы видим на переднем плане? Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клёна с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых клёнов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а дальше – сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то ещё интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях.

Отличается ли по цвету эта картина от первой? Чем? Её краски более холодные. Жёлтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок, а зелёные – голубоватый. Мы видим лёгкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже небольшой кусочек леса осенью.

А сейчас давайте посмотрим ещё раз на обе картины, полюбуемся ими. Какую они нам доставили радость, какое удовольствие!

Давайте послушаем музыку, которая передаёт эти же чувства – отрывок из цикла Антонио Вивальди «Четыре времени года» - пьесу «Осень»

Что вы чувствовали, когда слушали эту мелодию? Нежность, радость, светлую грусть! Да, природа ликует, но и немного грустит об ушедшем лете.

Вот как интересно нам рассказали о золотой осени поэты, художники и композиторы. Рассказали словами, красками и музыкой.

А сейчас я предлагаю вам самим почувствовать себя в роли художников и закончить наши рисунки о золотой осени.

Использованная литература:

- Автор–составитель Н.А.Курочкина «Знакомим с пейзажной живописью». Санкт-Петербург.

«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...