НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»
проект на тему

Рустамова Ирина Николаевна

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые 

соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями.

 Мини – музей «Бумажные истории» решает задачи социально – личностного и нравственно – эстетического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского сада с бумагой и её происхождении, с видами и техниками. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

 Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_proekt_rustamova.docx51.52 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ ВПО «Российский государственный

педагогический университет имени А. И. Герцена»

Институт педагогики и психологии

Кафедра педагогики

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Нравственное и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам использования музейной педагогики»

Студентка магистерской программы

«Духовно-нравственное воспитание»

группа 6 МД, 2 курс, заочное обучение

Рустамова Ирина Николаевна

Под руководством: научного руководителя,

 к.п.н., доц. Гладкой Ирины Вячеславовны 

Санкт-Петербург

2016

Аннотация проекта

В условиях детского сада трудно создать экспозиции, которые 

соответствуют требованиям музейного дела. Существует практика, создаваемые в образовательных учреждениях музеи называть мини – музеями.

 Мини – музей «Бумажные истории» решает задачи социально – личностного и нравственно – эстетического воспитания подрастающего поколения. Размещённые в мини-музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят детского сада с бумагой и её происхождении, с видами и техниками. Через живое прикосновение к культуре наших предков, прививается любовь к России, к нашей Родине, к народному творчеству.

 Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно - действенное мышление.

Длительность проекта - бессрочный.

Участники проекта:

Работа мини-музея рассчитана на посещение воспитанниками и сотрудниками детского сада, родителями, воспитанниками ближайших детских дошкольных учреждений, представителями социальных служб, гостями из других учебных заведений.

Мини - музей внесёт  специфику в образовательный и воспитательный процесс в нашем детском саду.

Проблема: выявить возможности музейной педагогики, как средство нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность исследования: Для детей 3-6 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности:

- знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта;

- установление связей и взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов;

- формирование положительного интереса к окружающему миру.

Поэтому задачу выявления и поддержания первых избирательных интересов детей, развития их самостоятельной познавательной активности мы решаем путем создания различных коллекций, из  бумаги. Началось все с конкурса «Новогодняя игрушка из бумаги» многие из родителей, приносили нам бумажные поделки. Но особенность таких поделок в том и заключается, что их создают совместно с детьми и материалом служит только бумага. И мы уже сознательно стали собирать коллекцию из бумаги для нашего мини-музея «Бумажные истории».  

Практическая значимость исследования: проведение анкетирования с родителями детей из разновозрастных групп, а так же беседами и творческими заданиями.

Новизна исследования: Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству – это одна из важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Возросшие требования нынешнего времени в области эстетического воспитания детей заставляют педагогов искать и внедрять альтернативные формы работы с детьми. Одной из таких альтернативных форм является «музейная педагогика». В настоящее время музейная педагогика является очень модным направлением в работе дошкольных учреждений, и одной из самых актуальных проблем для научных исследований в области дошкольного образования.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.

 Предмет исследования: процесс ознакомления детей с искусством из бумаги через музейную педагогику как средством эстетического воспитания дошкольников.

Цели проекта: 

  1. Формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге.
  2. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Развивать образное представление о возможностях предметов, учиться конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты их использования.
  3. Обратить внимание дошкольников на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни.
  4. Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть её новые возможности.
  5. Обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной деятельностью.
  6. Знакомство детей с  музеями (проводится дошкольным педагогом виртуальные экскурсии по музеям Санкт-Петербурга).
  7. Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем).

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей 3-6 лет элементарные представления о музее.
  2. Расширять знания о значении бумаги в жизни человека.

Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.

3)  Описать собственный опыт работы по данной проблеме.

4) Подобрать практический материал для работы (анкетирование, анализ продуктов деятельности, беседа).

Материал исследования: исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования (1 месяц);

На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; проводилось анкетирование родителей, а также обработка полученной информации (2месяц);

На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление (3 месяц).

Методы исследования:  анкетирование педагогов и родителей, изучение литературы, беседа, наблюдение.

Наблюдение:   в ходе наблюдений при знакомстве с виртуальными музеями, у детей стали более развиты эстетические и духовные чувства, что приводит к следующим результатам: у детей повысился познавательный интерес к искусству. Заметно повысилось эстетическое сознание детей. В ходе наблюдений при просмотрах слайдов музея «Хлеба», музея «Воды», у детей стали более развиты эстетические и нравственные чувства, что способствует осознанию ценности эстетического отношения к ней, духовному обогащению личности. Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности - Красоте.

Тип анализа: Опрос (Анкетирование).

Риски и пути преодоления рисков …

1.Отсутствие опыта организации музейного дела

-знакомство с опытом работы мини-музеев в других общеобразовательных учреждениях;

-анализ и изучение имеющейся теоретической информации с привлечением интернет ресурсов.

2.Недостаточность экспонатов - поиск дополнительных источников пополнения экспонатов для мини-музея.

Прогнозируемые результаты: Результаты констатирующего эксперимента должны показать необходимость разработки методики эстетического воспитания детей в процессе ознакомления с музейной педагогикой. Что является одним из наиболее значимых средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста, если оно систематически, последовательно включено во все виды деятельности детей как самое близкое и понятное средство ребёнку – дошкольнику.

Приложение 1

Итак, результаты констатирующего эксперимента показали необходимость разработки методики эстетического воспитания детей с использованием музейной педагогики, которая способствуют обогащению духовного опыта и нравственного сознания, развитие собственного эстетического вкуса детей. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

                                     

    Приложение 2.

Анализ результатов таблицы показал, что 33% детей имеют высокий уровень сформированности навыков эстетического воспитания, 40% - средний, и только 4 детей (что составляет 26,7% от числа детей) имеет низкий уровень.

Приложение 3

Анкета для родителей

Эстетическое воспитание

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить уровень эстетического познания Вас и ваших детей.

1.        Эстетическое воспитание дошкольников должно проводиться родителями или в ДОУ?

а) в ДОУ

б) родителями

в) совместно

 2. Бывает ли ваш ребенок в музеях, на выставках?

а) да

б) нет

  3.  Рассказывая ребенку об искусстве я…______________________________________________________________

    4.          В свободное время я с ребенком иду…____________________________________________________________

   5.         Какие эмоции проявляет при виде красивого (в природе, живописи, интересах и т.д.)?____________________________________________________________

   6.        Что сделано в вашем доме своими руками из бумаги? Какое участие принимал в этом ребенок?_________________________________________________________

   7.        Чем бы Вы могли помочь в решении вопросов эстетического воспитания?_______________________________________________________

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по воспитанию у детей эстетического вкуса.

Список источников:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Доклад на тему: "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор"

В данном докладе отражается, то что одним из средств духовно - нравственного воспитания является устное народное творчесиво - фольклор. Раскрываются виды фольклора, которые используются в дошкольном в...

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»

Опыт работы Тема: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества»...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»

Методическая разработкана тему«Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством использования современных инновационных технологий»...