Деловая игра «Взаимодействие с родителями дошкольников».
методическая разработка на тему

Башлыкова Татьяна Ивановна


Как «оживить» информационный уголок? Как приобщить родителей воспитанников к совместной продуктивной деятельности? Что хотели бы получить родители от детского сада?
Педагоги детского сада на деловой игре «Взаимодействие с родителями дошкольников» ответят на эти и многие другие вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_s_pedagogami.docx247.17 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Терновский детский сад №1»

Реализация инновационной деятельности по введению ФГОС ДО.

Деловая игра с педагогами

 «Взаимодействие с родителями дошкольников».

Подготовил старший воспитатель

 Башлыкова Татьяна Ивановна

Терновка 2015

Цель игры: формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути решения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями, приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Для проведения игры педагоги делятся на 2 команды (тренинг на раскрепощение педагогов: построиться по росту с закрытыми глазами, разделиться на команды по цвету волос, разделиться на тройки, разделиться на пятерки – это команды, оставшиеся- члены жюри ), за каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Начнем нашу игру с названия команд.  (Предложить на листе нарисовать смайлик настроения до начала игры.)

1 часть. Разминка. Вопросы раздаются всем участникам, ответы принимаются по очереди. Если участник затрудняется с ответом,  просит поддержку у команды. Начиная свою просьбу со слов: «Друзья, помогите!».

1 Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

2 Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка?

3 В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

4 В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

5 Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

6 Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

7 Перечислите формы работы с родителями.

8 Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные   стороны.

9 По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада?

10 «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Прокомментируйте эту фразу.

2 часть. Решение педагогических ситуаций.

Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

1 . Вечер. За Владом и Машей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Маши кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убрать за собой», -говорит Маша. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу!» Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации. Ваши действия.

2 Воспитатель предложил родителям принять участие в конкурсе, поместив информацию об этом в групповом стенде. В конкурсе принял участие 1 человек. Воспитатель недоволен. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3 Мария Петровна, бабушка Димы из младшей группы,  привела ребенка, у которого наблюдается явное недомогание (насморк, кашель, вялость). Действия воспитателя?

4 «У нас есть в наличии краска, надо покрасить забор»- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут ваши действия?

3 часть Обучающая. Для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Часто родителям не хватает специальных педагогических знаний. Поэтому работу с родителями мы разделим на два блока: педагогическое просвещение родителей и включение родителей в деятельность дошкольной организации. Наша задача определить,  какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Блоки:

1 Педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

Формы:

2 Включение родителей в деятельность дошкольной организации.

Задачи:

Формы:

1 Упражнение.

«Самое важное для воспитателей одной группы – взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей, родителей.  Чтобы  лучше друг друга понимать, предлагается следующее упражнение.

Закончите предложения.

Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю…

Самый проблемный ребенок в группе…

Наиболее успешно в группе проходят занятия…

Мне кажется, что детям не нравится…

Я бы хотела поговорить с родителями…

Я бы хотела, чтобы в группе поработал…

(психолог, логопед , специалист по лечебной физкультуре).

Я готова помочь коллегам…

         (в проведение праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям и др.).

8 Следующее родительское собрание будет на тему…..

 Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.

2 Упражнение.

В течение 5 мин, придумайте и запишите несколько мероприятий, которые помогут сплотить воспитателей, родителей, детей. Какое из этих мероприятий Вы смогли бы подготовить и провести в ближайшее время? (На обсуждение 4 мин).

  3 тест «Общение с родителями»

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Диагностика: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе  оценки уровня общения педагога, по В. Ф. Ряховскому).

Инструкция.

Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

Вам предстоит организация беседы с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями, коллегами, руководством?

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

Услышав высказывание явно ошибочное точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии  семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлите?

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

 Оценка ответов: «да» - 2очка, «иногда» - 1очко, «нет» - 0 очков.

Общая сумма очков определяет, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очков. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Наверное, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей – это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и порой недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями в большей степени стремитесь обвинить их, а не собственную коммуникабельность. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому  человеку. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В тоже время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9- 13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказывать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам не хватает  терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за свое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не умеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых Вы совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, проявляете грубость, фамильярность. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Обсуждения педагогов.

4Упражнение.  «Талант педагога!» Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания 5 мин).

«Работу я свою люблю

И в ней я счастье нахожу!

Но…»

*Люблю я  послушных, приветливых деток,

Плаксивых , упрямых …»

*На работу, рано собираясь,

Глаз накрасить не могу никак…»

(Предложить педагогам нарисовать смайлик настроения)

Тренинг с педагогом- психологом. (упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения)

Работа жюри. Подведение итогов.

Рефлексия. Педагогу в работе с семьей и в педагогическом просвещении родителей, важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. И это достаточно сложно, так как воспитатель выступает в двух ролях: как  «официальное лицо» и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться,  не опасаясь осуждения. Но Вы - Педагоги! Грамотные, тактичные, эрудированные, талантливые, коммуникабельные. Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис, умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

 

C:\Users\николай\Desktop\DSC05771.JPGC:\Users\николай\Desktop\DSC05770.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит".

Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах...

Деловая игра с педагогами «Взаимодействие с родителями дошкольников».

новые способы поведения в контактах с родителями...

Деловая игра для воспитателей ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит

Деловая играЦель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов пов...

Деловая игра «Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников»

Цель: использование нетрадиционных технологий  в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности....

Деловая игра для педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников.

Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в кон...

Деловая игра "Особенности взаимодействия с родителями дошкольников"

Целью деловой игры было обогатить опыт педагогов в поиске конструктивных решений различных проблемных ситуаций, возникающих в работе с родителями воспитанников....