Деловая игра "Особенности взаимодействия с родителями дошкольников"
консультация (младшая группа)

Жигалова Татьяна Михайловна

Целью деловой игры было обогатить опыт педагогов в поиске конструктивных решений различных проблемных ситуаций, возникающих в работе с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_vzaimodeystvie_s_roditelyami_noyabr_2022.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»

города Балашова Саратовской области

Деловая игра «Особенности взаимодействия с родителями дошкольников»

(из практики общения педагогов с родителями воспитанников)

в рамках районного методического объединения на тему:

«Современные проблемы сотрудничества детского сада и семьи»

Подготовила

воспитатель второй младшей группы

Жигалова Татьяна Михайловна

Балашов - 2022

Цель: обогатить опыт педагогов в поиске конструктивных решений различных проблемных ситуаций, возникающих при взаимодействии с родителями воспитанников.

Ход деловой игры:

Перед началом деловой игры все ее участники получают бейджики, на которых сами пишут свое имя (то обращение к себе, которое комфортно).

Ведущий предлагает всем участникам взять по 1му стикеру и написать на нем словосочетание, характеризующее современных родителей с точки зрения воспитателя.  Участники, прикрепляя стикер на мольберт, озвучивают свое мнение.

Затем ведущий предлагает участникам представить себя на месте родителей и также коротко записать характеристику современного воспитателя. Записи вновь прикрепляются на мольберт и озвучиваются.

Затем ведущий подводит итог:

- Два таких разных «лагеря» - семья и детский сад должны объединить свои усилия, для того чтобы воспитать настоящего человека: дружелюбного,  доброго, здорового,  сообразительного и трудолюбивого. Чтобы помочь воспитателям правильно реагировать на различные ситуации, возникающие при взаимодействии семьи и детского сада, давайте разделимся на три команды: 2 команды-участницы и командуэкспертов. Проведем жеребьевку.

Проводится жеребьевка. Перед участниками на столе разложены белые листочки, на обратной стороне которых написано Э, 1, 2. Каждый участник берет себе листок и узнает, в какой группе он оказался: Э – эксперты, 1 – 1 группа, 2 – 2 группа. Таким образом, все участники разделяются на 3 группы. Группу экспертов возглавит руководитель РМО.

1задание. Родительское собрание

- Уважаемые участники деловой игры, давайте представим, что одна команда – это родители, а вторая – воспитатели. Разыграем несколько ситуаций с родительского собрания и попробуем найти конструктивный выход из них. Команды будут меняться ролями, а эксперты, будут давать оценку Вашим ответам.

Представители от каждой группы берут со стола листок с напечатанной на нем проблемной ситуацией «родитель-воспитатель» и разыгрывают ее между командами, и предлагают конструктивный выход из нее со стороны воспитателя. Эксперты высказывают свое мнение по поводу этого ответа. Ведущий зачитывает ответ практикующего  психолога, эксперта журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», члена Федерации психологов-консультантов России Александры Фокиной.

На следующей ситуации команды меняются местами.

1.Cитуация

-Говорили, говорили, а зачем?

-Все это на сайте написано. Я все это и так знаю.

-Это все вообще обязательно обсуждать?

Как реагировать педагогу:

 «Мы обсудили важные для всех вопросы. Это моя обязанность. Вы хотите спросить что-то? Прошу, я отвечу»

2. Ситуация

_Мне вас жалко, с нашими остолопами…

_Мне вас жалко, они такие маленькие…

_Ваш муж, хоть вам помогает?

Как реагировать педагогу:

 «Спасибо за заботу! Вы преувеличиваете, я справляюсь»

3. Ситуация

-Вы волнуетесь?

-А вы зря волнуетесь.

-А что вы волнуетесь!

Как реагировать педагогу:

Скажите: «Да, я волнуюсь, спасибо за поддержку».

4. Ситуация

-Можно мне больше не ходить на родительские собрания?

Как реагировать педагогу:

Скажите: «Присутствие на собраниях крайне желательно. Есть какие- то обстоятельства, да? Я готова их учесть, только нам обязательно надо понять, как вы будете узнавать важную информацию».

2 задание. Ошибки педагогов.

- Уважаемые участники команд, обсудите, и через 2 минуты назовите, какие ошибки воспитателя не позволят заслужить уважение у родителей.

По истечение 2х минут, команды по очереди называют возможные ошибки педагогов, которые негативно влияют на его авторитет среди родителей. Эксперты дают свою оценку ответам команд, при необходимости дополняют их ответы.

Если у команд возникли трудности с ответами, ведущий деловой игры коротко перечисляет их (те, что не были озвучены):

1. Ненадлежащий вид воспитателя (внешняя неопрятность, вызывающий внешний облик слишком открыто, неформально. Потеря самообладания: крик, испуг, утрата нити беседы).

2. Чтение по бумажке (создает ощущение, что воспитатель не знает, о чем говорит, вызывает жалость и раздражение).

3.Пустословие (нечеткая речь, неспособность донести главное, отвлеченные рассуждения вместо четких сведений, бессодержательные фразы).

4. Трансляция негатива по отношению к семьям и детям (указание на недостатки семей, детей сравнение одних с другими, высказывания о нехватке терпения, раздражении, злости на детей и взрослых, конфликтах с семьями).

5. Рекомендации воспитывать ребенка жестко (например, рекомендации физически или иным  жестоким образом наказывать детей: «Ремня им надо»)

6.Несоблюдение конфиденциальности (например, назвали любого ребенка по имени и фамилии, указали на семью так, что слушатели узнали ее. Такие действия создают ощущение небезопасности и обиду)

7. Несоблюдение регламента в любой форме (опоздание, растягивание речи во времени).

8. Обсуждение своих личных проблем (обсуждение собственных неприятностей, финансовых обстоятельств, проблем у своих детей).

3 задание. Как быть воспитателю?

- Уважаемые участники деловой игры, в практике нашей работы возникают затруднительные ситуации. Предлагаем Вам рассмотреть несколько таких ситуаций и найти правильный выход из них. На обсуждение каждой ситуации дается 1 минута. Эксперты, будут давать оценку Вашим ответам.

Ситуация 1

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку.

На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Пути решения:

1. Провести беседу с родителями. В беседе не следует использовать обвинительные интонации, т. к. это побуждает их к психологической защите в виде "нападения". Лучше использовать метод "Я-сообщения", выразив свои чувства. Например: "Мне жалко, что Кати не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая зарядка (важное занятие, игра)".

2. На следующем родительском собрании воспитателю следует сделать яркую презентацию утренних занятий с детьми. Эффективно использовать видеофрагменты, фотографии, провести любимую дошкольниками зарядку вместе с родителями. Важно подчеркнуть результаты утренних индивидуальных занятий с детьми.

Ситуация 2

Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой сладости, жевательную резинку. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это его личное дело.

Пути решения:

1. В данной ситуации эффективны разъяснительные объявления в раздевалке группы.

2. Если и это не поможет, необходимо обратиться за помощью медицинского работника детского сада. Пусть специалист еще раз сообщит родителю о требованиях и санитарно-гигиенические правилах дошкольного учреждения.

Интересно, что на практике подобные конфликтные ситуации чаще всего разрешаются детьми: они говорят родителям, что приносить в детский сад сладости "не по правилам".

Ситуация 3

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми. Воспитатель предлагает родителям всю прогулку держать их ребенка за руку.

Пути решения:

Если предложение педагога сделано в шутливой форме, возможно, это хороший выход из данной ситуации. Ведь юмор — прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку "наиграться", что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же задумайтесь над словами родителей, возможно, "нет дыма без огня".

Ситуация 4

Зульфия — активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет "в штыки" и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

В результате в последующие дни девочку в детский сад не приводили. Позже оказалось, что ее все-таки отвели к врачу, который прописал ей лечение. Через месяц девочка снова стала посещать группу, однако отношения воспитателя и мамы так и не наладились.

Пути решения:

Если бы такую информацию родитель получил от врача детского сада или педагога-психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с воспитателем. Не берите "огонь на себя", обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

4 задание. Формируем авторитет воспитателя.

- Уважаемые участники команд, обсудите, и через 2 минуты назовите, какие приемы и качества личности воспитателя помогут расположить родителей и сформировать его авторитет.

По истечение 2х минут, команды по очереди называют возможные приемы педагогов, которые негативно влияют на его авторитет среди родителей. Эксперты дают свою оценку ответам команд, при необходимости дополняют их ответы.

Если у команд возникли трудности с ответами, ведущий предлагает обратиться к экспертам за помощью

Материал для экспертов:

Приемы, которые помогут расположить родителей и сформировать свой авторитет

Имидж. Старайтесь даже визуально посылать сообщение о том, что вы –профессионал и уравновешенный человек. Позаботьтесь о себе до того, как встретится с родителями, чтобы обеспечить себе возможное спокойное и готовое к диалогу состояние. Приведите себя в порядок внешне.

Содержательность. Уважайте свое и чужое время. Следите за тем, чтобы в вашей речи была структура. В беседах с родителями и на собраниях говорите четко, по плану и самое основное и конкретное. Если с этим трудно, сделайте краткую презентацию.  Слайды должны быть читаемы за 5-7 секунд, не перегружены текстом, содержать самую основную информацию.

Конкретность.  Не говорите о теории. Не читайте лекции. Если на собрании хочется или нужно занять больше времени, чем займет необходимое содержание Вашей речи, лучше покажите видео о ДОО.

Реализм. Не приукрашивайте, не скрывайте трудности, но и не демонизируйте их. В каждом детском саду есть сложные дети, с разным здоровьем, конфликтные родители, детские драки, травмы на прогулке, проблемы со сном. Решаем то, что осознается и открыто обсуждается. То, что маскируется под благополучие, исправить невозможно.

Диалогичность. Говорите со слушателями, смотрите на них, давайте время задать вопросы, ответить на них, содержательно реагируйте на комментарии.

Удержание границ. Подготовьте ответы на эмоционально сложные высказывания родителей. Проявляйте в ответах свою компетентность, наличие личных границ, умение их обозначить, готовность вести диалог по делу.

- Мне бы хотелось поблагодарить экспертов за их профессионализм, а участникам игры вручить буклеты, которые помогут вам в общении с родителями.

Раздача буклетов

- Уважаемые коллеги, в заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за активность, творчество, проявленный профессионализм и пожелать вам творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, здоровья, счастья и мирного неба над головой.

Материал для памяток:

Восемь ошибок, которые точно не позволят заслужить уважение родителей

1. Ненадлежащий вид воспитателя.

Внешняя неопрятность, вызывающий внешний облик слишком открыто, неформально. Потеря самообладания: крик, испуг, утрата нити беседы.

2. Чтение по бумажке.

Создает ощущение, что воспитатель не знает, о чем говорит, вызывает жалость и раздражение.

3.Пустословие

Нечеткая речь, неспособность донести главное, отвлеченные рассуждения вместо четких сведений, бессодержательные фразы.

4. Трансляция негатива по отношению к семьям и детям

Указание на недостатки семей, детей сравнение одних с другими, высказывания о нехватке терпения, раздражении, злости на детей и взрослых, конфликтах с семьями.

5. Рекомендации воспитывать ребенка жестко

Например, рекомендации физически или иным  жестоким образом наказывать детей: «Ремня им надо»

6.Несоблюдение конфиденциальности

Например, назвали любого ребенка по имени и фамилии, указали на семью так, что слушатели узнали ее. Такие действия создают ощущение небезопасности и обиду.

7. Несоблюдение регламента в любой форме

Опоздание, растягивание речи во времени.

8. Обсуждение своих личных проблем

Обсуждение собственных неприятностей, финансовых обстоятельств, проблем у своих детей.

Приемы, которые помогут расположить родителей и сформировать свой авторитет

Имидж. Старайтесь даже визуально посылать сообщение о том, что вы –профессионал и уравновешенный человек. Позаботьтесь о себе до того, как встретится с родителями, чтобы обеспечить себе возможное спокойное и готовое к диалогу состояние. Приведите себя в порядок внешне.

Содержательность. Уважайте свое и чужое время. Следите за тем, чтобы в вашей речи была структура. В беседах с родителями и на собраниях говорите четко, по плану и самое основное и конкретное. Если с этим трудно, сделайте краткую презентацию.  Слайды должны быть читаемы за 5-7 секунд, не перегружены текстом, содержать самую основную информацию.

Конкретность.  Не говорите о теории. Не читайте лекции. Если на собрании хочется или нужно занять больше времени, чем займет необходимое содержание Вашей речи, лучше покажите видео о ДОО.

Реализм. Не приукрашивайте, не скрывайте трудности, но и не демонизируйте их. В каждом детском саду есть сложные дети, с разным здоровьем, конфликтные родители, детские драки, травмы на прогулке, проблемы со сном. Решаем то, что осознается и открыто обсуждается. То, что маскируется под благополучие, исправить невозможно.

Диалогичность. Говорите со слушателями, смотрите на них, давайте время задать вопросы, ответить на них, содержательно реагируйте на комментарии.

Удержание границ. Подготовьте ответы на эмоционально сложные высказывания родителей. Проявляйте в ответах свою компетентность, наличие личных границ, умение их обозначить, готовность вести диалог по делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Взаимодействие с родителями дошкольников».

Как «оживить» информационный уголок? Как приобщить родителей воспитанников к совместной продуктивной деятельности? Что хотели бы получить родители от детского сада?Педагоги детского сада на деловой иг...

Деловая игра для педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит".

Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в контактах...

Деловая игра с педагогами «Взаимодействие с родителями дошкольников».

новые способы поведения в контактах с родителями...

Деловая игра для воспитателей ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит

Деловая играЦель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов пов...

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...

Деловая игра для педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников.

Цель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов поведения в кон...