Обучение дошкольников технике рисования кистью и карандашом. (консультация для педагогов и родителей)
консультация на тему

 (консультация для педагогов и родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_izo.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников технике рисования кистью и карандашом.

(консультация для педагогов и родителей)

Первые исследования детского рисунка (начало XX в.) как русские, так и зарубежные (В.М. Бехтерев, Корридо Риччи, Либерти Тедд), отмечая своеобразие развития детского творчества признавали необходимость обучения детей рисованию и, в частности, вооружения детей техническими навыками.

Большое значение обучению технике рисования придавал Корридо Риччи (итальянский искусствовед), который подчёркивал, что без обучения технике рисования, даже взрослые остаются почти на том же уровне исполнения рисунка, что и дети.

Американский педагог Либерти Тедд (директор художественно промышленной школы в Филадельфии) считал развитие ловкости руки, её подвижности важным уровнем выражения содержания изображения.

Русский ученый В.М. Бехтерев большую роль отводил обучению маленького ребенка умениям правильно держать карандаш и пользоваться им. Он подчеркивал, что усвоение ребенком неправильных приемов с трудом преодолевается впоследствии и вредным образом отражается на рисовании и письме. Учёный предлагал учить детей правильно держать карандаш с полутора до двух лет, иначе, по его мнению, мог закрепиться неправильный навык.

Вместе с тем в эти годы основания советской педагогической науки велись широкие дискуссии по вопросам обучения детей, в том числе по вопросам обучения рисованию. К началу 20-х готов XXстолетия, преобладающим становится мнение, отрицающее необходимость обучения детей рисованию в целом и технике рисунка в частности. Появилась теория свободного воспитания, требующей вмешательства в детское творчество.

Интересно проследить отношение к обучению рисованию такого видного педагога в области художественного воспитания, как Е.А. Флерина. Вначале (1924 г.) она высказывалась против какого бы то ни было вмешательства взрослого в творческий процесс ребёнка. В более поздней её работе (1934 г.) уже говориться о необходимости руководства изобразительной деятельности детей со стороны взрослых. Е.А. Флерина пока еще очень осторожно ставит вопрос о внимании к техническим навыкам и правильному пользованию материалом. Она рекомендует показывать правильные приемы только в крайних случаях, в основном предоставив детям возможность самим находить эти способы и приемы, приспособиться к инструменту. Далее она подчёркивает, что скорость овладения детьми инструментом при показе – лишь кажущееся достижение: гораздо полезнее для ребенка самостоятельное приспособление к инструменту, приобретенное им в результате ряда проб. В работах 40-х готов У.А. Флерина уже признает желательным оснастить детей навыками в области техники рисования, убедившись в процессе опытной работы, что самостоятельно овладеть ими ребенок не может.

Е.А. Флерина указывает два пути развития руки:

1) включение нужных движений в игры;

2) использование перед рисованием один раз в неделю игровых упражнений типа: «намотаем клубочек ниток», «ровненькие дорожки», «дождь кап-кап» и т.д.

Проведенное Е.А. Флериной экспериментальное исследование показало, что возможности изображения у детей 6-7 лет ограничивались из-за отсутствия элементарных технических навыков. Поэтому была выделена специальная задача обучения детей правильному владению кисти и красками, обучения штриховке цветными карандашами. Упражнения в раскрашивании проводились на нарисованных детьми отдельных, а также в процессе декоративного рисования. Учебные задачи ставились в центре детского внимания, и им подчинялся творческий элемент. Е.А. Флерина считала необходимым «научить ребенка осмысленно пользоваться техническими приемами».

В это же время большое внимание детскому изобразительному творчеству уделяет Е.И. Чарушин. Талантливый художник-иллюстратор и педагог, он много занимается рисованием с детьми дошкольного возраста. Он придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности. Он проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Техническую легкость процесса изображения Е.И. Чарушин считал одним из побудителей создания образа. Он указывает, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества. Художник считает необходимым показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.

Необходимость обучения рисованию, и в частности, техническим навыкам, подчёркивается и современной психологией и педагогикой, которые утверждают, что способности к рисованию появляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трем годам движения рук ребенка достигают значительного развития. Но руки еще недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.

«Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисование карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Для руководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможности обоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.

Рассмотрим особенности каждого инструмента.

Карандаш – твердый; при работе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резко очертить контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможность производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, при закрашивании неотрывные движения туда – обратно).

Изменения интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим – более светлый цвет, сильный нажим – более интенсивный цвет. Карандашом можно провести неширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения, а закрашивание рисунка связанно с многократным движением. Чем большую поверхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться эти движения.

Овладения карандашной техникой рисования считается необходимым и потому, что контурный линейный рисунок – основа изображения. Наиболее распространенными, используемыми для рисования в детском саду являются наборы цветных карандашей.  Количество карандашей в наборе может быть различным: 6, 12, 24 и более. В разных возрастных группах следует давать детям разные наборы.

В первой младшей группе дети получают вначале по одному карандашу какого-нибудь яркого цвета, затем – карандаши двух цветов, а потом весь набор карандашей в 6 цветов.

Детям второй младшей группы и в начале года детям средней группы дается, как правило коробка карандашей в 6 цветов. К концу года на занятиях по рисованию в средней группе нужно пользоваться наборами карандашей   из 12 цветов. А в старшей и подготовительной группах для рисования следует готовить коробки карандашей по 24 цвета.

Карандаши должны быть всегда хорошо отточены (об этом необходимо заботиться накануне занятия). Уже со средней группы надо привлекать детей к проверке карандашей. Дети могут выложить из коробок сломанные карандаши, чтобы воспитатель их заточил. А детей старшей группы (к концу года) и детей подготовительной группы следует учить затачивать карандаши самостоятельно, пользуясь безопасной точилкой. Кроме наборов к занятию следует приготовить отточенными несколько карандашей разного цвета для замены. При этом запасе надо иметь больше карандашей того цвета, который будет использоваться чаще (так, при рисовании цветущего луга или сенокоса больше используется карандашей зеленого цвета разных оттенков). Но конечно, это можно предусмотреть не всегда (например, в рисовании по замыслу).

Для рисования используется простой графический карандаш. Давать его детям на занятия нужно со старшей группы.

Следует приучить детей, попользовавшись карандашом, класть его в коробку или в подставку и после этого выбирать другой – нужного цвета. Иногда дети перекладывают использованный карандаш в левую руку, а правой берут другой. Постепенно в левой руке оказывается несколько карандашей. Они мешают рисовать: дети не могут левой рукой придерживать лист бумаги, он вертится, и рисунок получается неаккуратным.

Черный контур изображения и штрихи, передающие части и детали, отчетливо выделяются на белой бумаге, а контраст белого и черного предает рисунку выпуклость, особую выразительность.

Кисть – мягкая. Рисование ею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, которое создается в работе с карандашом, поэтому при рисовании кистью рука устает значительно меньше. Работа кистью и краской позволяет получить цветное пятно, сочную широкую линию. Быстро покрыть большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Но зато уменьшается ощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливых кинестетических представлений о движении, а, следовательно, и самих движений. Линия контура при рисовании получается расплывчатой, недостаточно четкой.

Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных, декоративных элементов. Яркое красочное пятно, сочная широкая линия, получающаяся от работы с мягкой кистью, вызывает большую эмоциональную отзывчивость у ребенка: приемы рисования краской осваиваются детьми легко.

К концу пребывания в первой младшей группе дети должны уметь правильно держать кисть. Чтобы краска хорошо набиралась на кисть, перед рисованием педагог должен смочить ворс кистей в воде, иначе краска покроет лишь сухой ворс и при рисовании быстро закончится. Малыш, пытаясь продолжить рисунок, трет сухим ворсом лист бумаги, портит кисть. Не добиваясь хорошего результата.

Первые краски, с которыми знакомится малыш и которыми учится рисовать, - гуашь. Можно использовать краски в специальных наборах или в отдельных флаконах. Краска это густая, и перед рисованием ее нужно развести водой (она должна быть похожа на жидкую сметану).

Гуашь – кроющая краска, непрозрачная, поэтому после высыхания ее можно накладывать цвет на цвет. Чтобы получить более светлый тон того или иного цвета, к краске добавляются белила. При этом нужно брать немного краски и в нее постепенно добавлять белила, добиваясь нужного оттенка.

Гуашевыми красками дети рисуют во всех группах детского сада. Как правило, малыши получают одну краску, но на каждом занятии ее цвет может меняться. К концу года можно дать две краски (при этом следует давать две кисти).

В первой младшей группе освоение рисовальных движений происходит естественным порядком со значительными индивидуальными различиями. Некоторые элементы рисунка могут отрабатываться путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движения в по прямой в случайном направлении.

Во второй младшей группе вначале детям дают 2-3 краски, а к концу года их может быть 4-6. В этой группе нужно учить детей промыванию кисти перед тем, как набрать краску другого цвета.

Такое же, а в некоторых случаях и большее количество красок необходимо готовить и для рисования в средней группе.

В старшей и подготовительной группах при рисовании гуашью может быть дано в готовом виде 5-6 цветов. Недостающие цвета дети учатся готовить сами, смешивая краски на палитре (можно использовать плитку белого кафеля, светлый пластик или белую тарелку, блюдце). Сначала дети делают это с помощью воспитателя, а затем и самостоятельно.

Детей старшей и подготовительной групп нужно учить работать и акварелью (8-12 и более цветов). Для получения более светлого тона акварельные краски разбавляются водой. Делается это на палитре, на ней же и смешиваются краски, если нужно получить какой-то цвет, которого нет в наборе.

Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится, а линии поучаются неровными, некрасивыми. При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Чтобы рисунок получился красивым, нужно не забывать своевременно обмакивать кисть в краску, не проводить по одному месту несколько раз.

Чтобы рисунки получились выразительными, радовали детей, необходимо научить их владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева).

Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаги наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх.

Кисть при рисовании тщательно промывается, для воды используются пол-литровые прозрачные банки. Нужны так же мягкие тряпочки или губка, чтобы осушить кисть после промывания и проверить ее чистоту. Для кистей следует иметь подставки. Нельзя оставлять кисть в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму, и рисовать кистью становиться трудно.

В детском саду используются круглые кисти: для детей младших и средних групп – одного, лучше всего среднего размера, с 10-14 номер; для детей старшего и подготовительной групп – 2-х размеров: маленькие ( со 2-6 номер) и большие (с 12-16 номер).

Для закрашивания больших плоскостей (земля, трава, небо и т.п.) можно использовать флейц (кисть с плоским ворсом в отличии от обычной круглой кисти).

Щетинную кисть можно использовать для изображения листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны, мех животных, оперения птиц, так как расщепляясь при рисовании она (если не набирать на нее много краски) дает пучок расходящихся линий. А при рисовании тычком (кисть вертикально опускается на бумагу) можно получить пятно с просветом – россыпи цветов и т.п.

Большое внимание работе кисти уделяется в декоративном рисовании, где повторность элементов дает возможность отрабатывать приемы и качества рисования краски. После выполнения ряда декоративных работ движения детей становятся смелее.

Детей 6-7 лет, а если ребенок хорошо овладевает работай красками и раньше, можно учить рисовать акварелью по сырому слою. Для этого лист бумаги или часть его (в зависимости от изобразительной задачи) покрывается широкой кистью водой или нужным цветом и, пока еще лист не высох, рисуются изображения. Пользуясь таким приемом можно добиться выразительного изображения пушистых зверьков, только что появляющейся зелени листвы, нежных цветов, расплывчатых, нечетких силуэтов предметов во время дождя и многого другого.

Зрительно-двигательная координация при работе карандашом и кистью.

Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направления взором действия рук при создании рисунка, ребенок всё время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением. Поэтому важно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете, который предстоит изобразить.

Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Это происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже в процессе обследования, когда включается движение руки по контуру предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительные и кинестезическое восприятие детей, способствует уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурации.

Ориентировочно-исследовательская деятельность при предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целостного образа того, что и как должно быть нарисовано.

Необходимо сопровождать показ способа действия объяснением. Ребёнок, понимая, что означает то или иное слово, какое движение с ним связано, в дальнейшем по одному словесному указанию сможет правильно выполнить нужное движение.

Существенное влияние на процесс формирования навыков оказывает умение детей правильно объяснить способ действия. Дети младшего возраста еще не могут повторить объяснение, но в старшей группе целесообразно вслед за показом и объяснением движений вызывать для повторения инструкция. Вызывая детей к доске, нужно просить, чтобы они, показывая, называли способ действия, определяли словом положение руки с инструментом.

Слово может выполнять и регулирующую роль. Например, дети трёх лет в начале обучения рисованию прямоугольных форм скругляют угла. Слово же помогает ребёнку остановить движение руки. Воспитатель говорит в процессе рисования формы: «Вверх – остановились, прямо – остановились, вниз – остановились…» И случаи округления углов уменьшаются.

Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста.

Вначале это будет слово, сопровождающее действие педагога, показывая их у доски. Потом слово отделяется от действия ребенку предлагается вначале объяснить, как надо действовать и почему именно так, и только после этого приступить к работе. Так правило уже начинает направлять действие ребенка. Выделены правила рисования карандашом и кистью, которые должны постепенно усвоить дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Мастер класс: «Обучение дошкольников технике рисования пластилином -пластилинографии».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников,...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....

презентация "Обучение технике рисования кистью детей раннего возраста (2-3 года)"

ПРАВИЛА РИСОВАНИЯ КИСТЬЮØПравильно держать кисть.ØРука с кистью всегда движется впереди линии.ØШирокая линия - опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.ØТонкая линия - держать п...

Обучение дошкольников технике рисования отдельных предметов.

В статье содержится материал, направленный на обучение рисованию отдельных предметов....

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей): «Правила рисования карандашом и кистью»

Консультация для педагогов и родителей (законных представителей): «Правила рисования карандашом и кистью»...