Обучение дошкольников технике рисования отдельных предметов.
статья по рисованию

Кожевникова Марина Николаевна

В статье содержится материал, направленный на обучение рисованию отдельных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Обучение дошкольников технике рисования отдельных                     предметов.

                                                                        МБДОУ «Детский сад №65 – ЦРР»

                                                                             воспитатель:  Кожевникова М.Н.   г. Бийск     

  Техника любого вида изобразительной деятельности не существует сама по себе. Она подчинена задаче изображения. Надо сказать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение , только начинают развиваться в младшем возрасте, поэтому нужно уделять этому особое внимание.

  Основная задача обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.

Последовательность формирования технических навыков и умений должна определяться изобразительными задачами. В работах психологов указывается, что представления о предмете  формируются в процессе его восприятия, что изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом. Создать изображение – ребенок может при условии, что он представляет себе предмет, что владеет таким комплексом движений, которые позволяют ему передать форму предмета и его строение. Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, чтобы дети восприняли свойства предмета, его форму, строение, величину, цвет. Этот процесс называется – обследование.

                                                                                                                                                                                                                                       Процесс обследования включает несколько этапов:

1.        Восприятие предмета в целом (общая характеристика предмета)

2.        Обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем мелкие, определяется их форма)

3.        Определение строения предмета – соотношение крупных и мелких частей.

4.        Выделение цвета

5.        Рассматривание вновь всего предмета в целом.

Восприятие формы предмета познается как зрительно, так и с помощью осязания.

 В младшей группе нужно включать движение руки при обследовании формы. Надо отметить, что при обследовании округлых форм предмета эффективно обведение округлости по контуру непрерывным движением руки. Движения, при обследовании предмета с гранями, имеют остановки, после чего изменяется направление движения. Перед изображением предмета дети прорисовывают  форму предмета в воздухе.

 В старшей группе доступно зрительное восприятие контура. 

Восприятие величины предмета доступно уже младшим дошкольникам.

 Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста. Восприятие величины также требует и зрительного и осязательного способов обследования – прикладывания одной части предмета к другой.

Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить детей вычленять из целого части, их соотношение между собой.

Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому не всегда при обследовании надо его выделять. После того, как дети обследуют все свойства предмета, следует обратить их внимание на цвет.

Главным принципом обучения рисованию детей является – наглядность. Ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление,  которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Все наглядные средства : предмет, игрушка, рисунок, выполненный воспитателем, картина , натура , образец рисунка обязательно сопровождаются словесными объяснениями.

 3.    На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения:

 Вторая младшая группа – обучение изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); развитие чувства цвета; развитие композиционных навыков – расположение рисунка посередине листа.

Средняя группа – обучение изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей; использование цвета, как художественного выразительного средства; развитие композиционных умений; совершенствование навыков закрашивания рисунка карандашами и красками.

Большое значение в обучении технике рисования мы придаем овладению определенной техникой изображения округлых и прямоугольных форм. Круг учим рисовать плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы изменять направление движения – переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге ( вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается,  дуга несколько выпрямляется, потом снова равномерное закругление и снова выпрямление). При рисовании прямоугольника целесообразно обучать детей способу раздельного рисования сторон, фиксируя остановку на углах и поворот движения словом «Сторона, остановились, еще сторона, остановились…» Такое расчленение движения помогает детям в его освоении.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Не забываем,  вначале обследование осуществляется движением руки. (рисуем контур предмета в воздухе).

Рисование грузовика

Начинаем рисовать с самой крупной части – кабины, затем прорисовываем кузов,  колеса, затем мелкие детали. Обращаем внимание детей на правильное изображение формы основных частей, мелких деталей, соотношение частей грузовика,  их расположение и  цвет. Совершенствуем приемы закрашивания: слева – направо, сверху – вниз.

Рисование дома (бревенчатый и кирпичный)

Начинаем рисовать дом со стен – проводим две параллельные линии сверху вниз на расстоянии друг от друга, затем прорисовываем потолок и пол, соединяя эти линии,  крышу, при этом уточняем форму  крыши. Далее отмечаем окно или окна, затем рисуем бревна или кирпичи.   В старшей группе дети учатся располагать окна рядами, отделяя этажи легкой линией.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Старшая группа – обучение изображению формы предметов, его признаков, величины, частей предметов; обучение передачи в рисунке несложных движений; совершенствование технических навыков и чувства цвета.

  Детей 5 – 6 лет  учим изображать животных, птиц,                                                                                                                                                                 деревья и несложные движения живых объектов. Натурой при этом могут быть игрушки, изображающие разные предметы и животных. В старшей группе дети могут научиться изображать лишь несложные движения живых объектов.  Основная структура предмета при  движении не должна сильно изменяться, так же как и форма частей. Руки в виде простой продолговатой  формы, но только подняты вверх, ноги повернуты носками в одну сторону и т. д.  Перед рисованием объекта закрепляем последовательность изображения. Полный показ приемов рисования в старшей группе применяем реже.

Рисование птицы

Начинаем рисовать схематично расположение частей  тела птицы на основной линии, при этом уточняя их величину, форму, соотношение и движение – что делает птица (сидит, летит, клюет)                                                                                                                                                                                                                                               Затем прорисовываем весь объект (голову, тело, хвост),   далее дорисовываем мелкие детали  (ноги глаза клюв).

Рисование животного (зайца) в движении

При изображении зайца в движении существует несколько способов.  Можно за основу взять овал (лежит), дугу (бежит), треугольник (стоит). Напоминаем, что структура и движение объекта не должны сильно изменяться (поворот головы, передних и задних ног). Начинаем изображение с крупной части – тела, затем прорисовываем голову и ноги в зависимости от того, какое движение объекта изображаем.

Подготовительная группа – обучение  изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению; обучение передаче богатства форм и красок, созданию выразительных образов; развитию композиционных навыков; умению смешивать краски, накладывать штрихи по форме предметов; умению передавать оттенки  

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры. Рисунок начинается с легкого наброска – положения предмета, его частей, их пропорций.  Детей  6 – 7 лет следует учить воспринимать предмет в целом, выделяя  самое  характерное в его формах, сделать набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей.

Рисование с натуры помогает  развивать чувство композиции при передаче пространства. Дети быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали. Средством обогащения представлений может служить  картина. При рассматривании мы обращаем внимание на то, как художник разделил ее на две части – землю и небо. На ней дети видят, что деревья могут быть нарисованы по всей земле, а не только на одной линии. Они начинают рисовать с нижнего края листа переходя от близлежащих предметов  к  отдаленным. Им становится ясно, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между небом и землей исчезает.

На картине дети видят, какими оттенками можно окрасить небо и землю. В подготовительной к школе группе обучаем детей пользоваться  палитрой. 

Рисование лыжника

Начинаем рисовать с легкого схематичного наброска человека в движении: расположение частей тела, пропорции тела, соотношение частей, движение (положение рук, ног, головы). Далее прорисовываем человека, затем одежду и мелкие детали .  Для большего уточнения движения мы можем предложить ребенку самому принять эту позу и объяснить словами движение.

Рисование дерева

Перед изображением дерева вспомнить с детьми,  какие деревья растут на участке. Предложить вспомнить строение дерева, относительную величину их ствола, веток, характер ствола и веток. Частично показать приемы рисования ствола и веток. В процессе показа обратить внимание на характер движения руки при передаче искривления ствола веток: рука движется сверху вниз или слева направо и при этом слегка отклоняется то в ту, то в другую сторону.

В подготовительной группе мы учим детей рисовать деревья разных пород, где все общие признаки дерева своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой,  а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле.

Таким образом можно сказать,  что обучение технике рисования отдельных предметов позволяет развивать у детей творческие способности, композиционные умения, способствует развитию творческого воображения,

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения "Рисование отдельных предметов" для воспитателей ДОУ

Рисование отдельных предметовЗадачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашо...

Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования

В статье описана последовательность работы по развитию творческих способностей у дошкольников с ЗПР средствами нетрадиционных техник изображения....

Мастер класс: «Обучение дошкольников технике рисования пластилином -пластилинографии».

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников,...

Мастер-класс "Техника рисования отдельных предметов".

Техника любого вида изобразительной деятельности не существует сама по себе. Она подчинена задаче изображения. Надо сказать, что движения руки ребенка, которые обусловливают изображение , только начин...