КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Игровой прием как способ обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов»
статья на тему

Храмова Елена Валерьевна

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_hramova_e.v.docx58.26 КБ

Предварительный просмотр:

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики, психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

          Тема: «Игровой прием как способ обучения детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов»

                                                                     

Выполнила:                                                          Ф.И.О. Храмова Елена Валерьевна,                                                       студентка 3 курса,                                                                     заочной формы обучения

                                   специальность

                                                                         44.02.01 Дошкольное образование

                                                                     

                                                                                           Научный руководитель:                                                                     Михеева Лидия Константиновна,

преподаватель МДК «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»                        (наименование дисциплины) 

                                                               

2018г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретическое обоснование использования игровых приемов в обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов ………………………………………………………….……….……. 7

  1. Предпосылки развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста …………………………..…………………….……. 7
  2. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению………….……………………………………….14
  3. Виды игровых приёмов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности дошкольного возраста……...………………………………..16
  4. Условия, необходимые для применения игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста..18
  5. Методика использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста…………………..  20

Заключение……………………………………………………………………..  24

Список литературы ……………………………………………………………  26

Введение

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, ясных, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения. [10, с.3].

Эти представления формируются на основе эмоционально-окрашенного восприятия. Развитое восприятие - важнейший компонент изобразительной деятельности. Еще Л.С. Выготский доказал, что все образы воображения определяются богатством и разнообразием впечатлений от окружающей действительности.

Не менее важным в плане развития способностей к изобразительной деятельности является исполнительский компонент. А.Н. Леонтьев считает, что компонентом любой деятельности, в том числе и изобразительной, являются операции, т.е. способы осуществления деятельности. Ребенок будет художественно развиваться, творить, если он не только хорошо представляет себе предмет, но и умеет его изображать, если ребенок знает, что он будет изображать – каково строение предмета, его основные части, детали и каким способом он будет это делать.

Изобразительная деятельность дошкольников носит эмоциональный творческий характер. Педагог должен создать для этого все условия: прежде всего, обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышления и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.

Бесспорно, что ведущий вид деятельности в дошкольный период - игра. Игра является «сквозным механизмом развития ребёнка» (1, пункт 2.7.), посредством которого реализуются содержание пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. Еще К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова и другие ученые-педагоги заметили и доказали, что дети легко обучаются «играючи». Заинтересовать ребенка деятельностью всегда дает положительный результат.

В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца обнаружено, что такие психические процессы как ощущение (Г.В. Ендовицкая), восприятие (З.М. Богуславская), память (Л.И. Зинченко), внимание (З.М. Истомина), воображение (Г.Д. Луков), процессы мышления (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович), протекают наиболее успешно в игре. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что успешная учебная деятельность дошкольников должна опираться на «не учебный контекст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Важность и значение интереса у ребенка к деятельности подчеркивают все ученые, занимающиеся проблемой изобразительного искусства, изобразительной деятельности в жизни ребенка (Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева и другие). Именно на интерес к художественной деятельности оказывает свое влияние игра. Именно поэтому игру можно использовать как «механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (И.Л. Божович).

Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в детском саду и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. [9, с.61].

Е.А. Флерина была первой из тех, кто разработал первые игровые упражнения для детей раннего и младшего дошкольного возраста по обучению их рисованию. Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева разработали такие упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста. [4, 8, 9, 10].

В работах перечисленных авторов отражены теоретические основы изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для формирования технических умений в изобразительной деятельности, предлагаются эффективные игровые приемы, однако не всегда педагоги – практики используют их в воспитательном процессе дошкольного учреждения.  

Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой. Чтобы сузить данное противоречие, необходимо решить следующую проблему: как игровые приемы будут способствовать процессу обучения рисованию отдельных предметов у детей младшего дошкольного возраста.

Ответ на этот вопрос составит цель исследования.

Объект исследования: процесс обучения рисованию отдельных предметов детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – серия игровых приемов в обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов.

Задачи исследования:

- Теоретически обосновать проблему обучения предметному рисованию детей младшего дошкольного возраста.

- Проанализировать психолого-педагогические аспекты использования игровых приемов при обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов.

- Определить понятийный аппарат.

Методы исследования:

- теоретический анализ печатных источников и интернет-ресурсов,

- анализ понятийного аппарата.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование использования игровых приемов

 в обучении детей младшего дошкольного возраста рисованию отдельных предметов

1.1        Предпосылки развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста

 В педагогической науке существует ряд исследований, посвященных развитию изобразительной деятельности у детей раннего возраста (Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, В. С. Мухина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина). Авторы подчеркивают, что предпосылками изобразительной деятельности, так же как игры, являются потребность малыша в самостоятельности и активности, подражание взрослому, освоение предметных действий, формирование координации движений руки и глаза.

Изобразительная деятельность развивается по мере становления психики ребенка и может в определенной степени служить показателем психического развития [7, с.]. В то же время решающую роль в развитии детской изобразительной деятельности играет обучение, и только при искусной организации педагогического руководства процессом обучение рисованию, лепке и аппликации становиться подлинным средством психического развития ребенка [5, 6, 8, 9, 10].

Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная с 2–3 лет) с увлечением рисует. В тоже время изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги [6, 7].

В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие дифференцированного восприятия и моторики, а также сенсомоторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к восприятию таких представлений, как вертикаль и горизонталь. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладевать формами, координировать перцептивные и моторные акты. Возрастные особенности детского рисунка четко отражают этапы развития не только зрительно-пространственно-двигательного взаимодействия, но и становления произвольности самого движения, то есть определенный уровень сформированности произвольной регуляции деятельности. До определенной степени рисование, как психический акт и деятельность, отражает уровень развития как мышления, так и речи (в том числе внутренней). Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко, в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку средств выражения (в том числе и графических). Поэтому большинство специалистов сходятся во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления [2, 7, 11, и др.]. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Поэтому многие исследователи считают, что рисунок для ребенка является не искусством, а речью [2, с. 62 и др.].

Психологи и педагоги выделяют два этапа в детском развитии: доизобразительный и изобразительный. В каждом из них изобразительная деятельность проходит ряд стадий.

Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в поле зрения ребенка впервые попадает изобразительный материал — бумага, карандаш, фломастеры и т. д. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный», так как здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить. В этот период дети знакомятся с основными свойствами карандаша и бумаги, приобретают необходимые навыки и умения их использования. Этот период предшествует изобразительной деятельности и играет существенную роль в ее развитии.

Итак, манипулируя с карандашом или действуя более адекватно, малыш замечает оставшийся на бумаге след. С этого момента у ребенка появляется новый мотив предметной деятельности с изобразительным материалом – стремление получить след.

Постепенно ребенок овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм. По данным Е.И. Игнатьева, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной и др., сначала рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получаются повторяющиеся неотрывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяются случайным положением руки. Это так называемый штриховой период. Движение руки организует ритм. Однородные движения повторяются многократно. Затем появляются короткие прямые штрихи, точки, линии в разных направлениях. К полутора годам движения ребенка уже более уверенные, ритмичные, но они подчиняются руке, а не глазу, зрение не регулирует движение, а сопровождает его. В это же время появляются более ритмичные, ломаные, прямые линии, дети осваивают вращательные движения, сначала удлиненные, затем круглые.

Таким образом, постепенно малыши учатся наносить карандашом штрихи на бумагу, писать каракули, усваивая изобразительную функцию рисования. Малыш усваивает функцию карандаша как орудия, предназначенного для нанесения линий, ее движения становятся более точными, а каракули – разнообразными. Ребенок сосредоточивает на них внимание, начинает оказывать предпочтение одним каракулям над другими, повторять их многократно.

Во втором полугодии второго года жизни совершенствуются движения, которыми дети овладели в первом полугодии. Отдельные линии приобретают тоже разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные линии. И в этих штрихах, точках, линях, каракулях важно помочь детям увидеть содержание, образ. Сначала целесообразно дать ребенку возможность самому сделать открытие, увидеть в штрихах и линиях то солнышко, то яблоко, то цветочек. Возникает так называемый ассоциативный образ. Ребенок радуется, увидев вдруг в каракулях знакомые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления он сам, что это результат его собственных действий. И он хочет повторить изображение еще раз. Наступает очень важный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер – впервые появляется цель, поставленная им самими: «Яблочко! Еще нарисую яблочко», появляется первоначальный замысел. [4, с.10].

На этом возрастном этапе идет интенсивное психическое развитие малыша. Проявляются и развиваются все психические процессы: восприятие, память, воображение, мышление, чувства. Идет процесс первоначального освоения орудийных действий, закладываются основы их зрительно-двигательной координации.

Психологами установлена последовательность освоения предметного действия в раннем возрасте: от совместного к совместно-раздельному, когда ребенок начинает действие вместе со взрослым, а заканчивает один. Затем действие выполняется на основе показа, а потом самостоятельно только по речевому указанию [4, с. 9].

С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период в развитии способностей. Поиск содержания образа в каракулях — один из ведущих побудителей деятельности ребенка в этот период. Осваивая мир предметов и способы их использования в основной предметно-орудийной деятельности, ребенок накапливает опыт (знания, способы действия, впечатления от них). Это и определяет содержание ассоциативных образов.

В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Ассоциативный образ еще очень неустойчив, малыш одну и ту же линию, штрих, пятно может называть по-разному. Объективного сходства с реальными предметами еще нет. Но такое экспериментирование с содержанием ассоциативного образа закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его чирканий. Таким образом, в содержании изобразительной деятельности появляется характерный для этого возраста интерес дошкольника к предметному миру.

Совершенствуется операционно-техническая сторона деятельности. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции и способы действий с изобразительным материалом. При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия.

В то же время повышается уровень изобразительной деятельности в целом. Ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу. Появляются замыслы – это еще не замыслы в полном смысле этого слова, а только темы, которые ребенок формулирует словом.

Чем больше ребенок видит и знает, тем больше замыслов у него возникает. Первоначальный замысел беден по содержанию, неотчетлив. В лучшем случае ребенок представляет предмет, но не образ, так как у него нет изобразительного опыта, а, значит, изобразительных представлений.

Получающийся результат важен для ребенка не своим качеством, (полнотой, степенью схожетсва), а наличием. Он служит ребенку своеобразной опорой для оживления соответствующих представлений. В этом возрасте малыш рисует для себя, он не столько изображает, сколько выражает себя, свое отношение к предмету. Именно в этот период с двух до трех лет собственно изобразительная деятельность обособляется, выделяется из предметно-орудийной и приобретает некоторые черты игровой деятельности. При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы – часть интересного для малыша предметного мира. [4,  с.11].

Вторая стадия изобразительного этапа — стадия схем. Обычно она протекает в период от 3 до 6 лет, но может быть и более длительной, частично продолжаясь до 7—8 лет (параллельно с последующими стадиями). Внутри этой стадии развитие навыков рисования детей проходит ряд ступеней: от очень упрошенных схем, где изображаются лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме, до постепенного их наполнения более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа.

Часто они копируют рисунки друг друга (подсматривают схему), встраивают свои рисунки и чужие и наоборот. На этой же стадии дети должны научиться понимать чужой рисунок.

Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается с 5—6 лет и продолжается до 13—14. Она характеризуется последовательным отказом от схем, обозначающих объекты окружающего мира, и переходом к собственно изображениям — попыткам передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. [Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Спб.: СОЮЗ. – 2006. – 96 с. и др.].

Между этими стадиями нельзя провести резкие границы, так как черты каждой предыдущей стадии в известной мере сохраняются в последующей. Все этапы изобразительной деятельности каждый ребенок спонтанно проходит по-своему: один – медленно, поочередно; другой – быстро, как бы одномоментно. Поэтому, практически, нет точных сроков развития изобразительной деятельности детей, но важно видеть перспективу и тенденцию этого развития [Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебник для студ. сред пед учеб заведений/ Г.Г.Григорьева -3-е изд., - М.: Академия.-2014].  

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Изобразительная деятельность на разных этапах развития ребенка является мощным стимулом его психического развития и формирования его личности.

2. Предпосылки изобразительной деятельности закладывается именно в раннем возрасте на основе достаточной зрелости психомоторного развития ребенка, а дальнейшее вызревание и развертывание собственно изобразительной деятельности способствует совершенствованию высших психических функций и нормативному социальному и эмоционально – личностному развитию ребенка.

3. В период раннего детства нормальное психическое, социальное и эмоциональное развитие ребенка возможно только в специально созданных взрослым условиях, в развернутой совместной деятельности «ребенок – взрослый». Формирование всех видов детской деятельности (в том числе изобразительной) происходит только под влиянием позитивной социальной ситуации развития.

  1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению

Полноценное психическое развитие ребенка, становление его субъективного мира немыслимо без игры. Известно, что все ведущие психические процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это даёт основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью [3, 4, 5, 6, 9, 10, 12, 14].

Игровые приемы – это способ совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение обучающих задач и связаны с организацией игры на занятия.

 Игровые приемы:

- помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту);

- позволяют представить неинтересную для детей игровую задачу в занимательной форме;

- дают возможность многократно упражнять детей в формировании какого-либо умения;

- играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.

Значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших.

Одним из признаков игрового момента является игровая задача. Игровая задача – это своеобразная формулировка, определение цели или содержания предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: «Нарисуем цветок для мамы».  

Также основой любой игры является наличие игровых действий, с помощью которых и решаются игровые задачи.

Игровые приемы делают изобразительную деятельность более интересной, привлекательной для ребенка, вызывают у него яркий эмоциональный отклик, создают лично значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность.

  1. Виды игровых приёмов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности дошкольного возраста

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. [4, с.16].

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр включают обыгрывание изображаемых предметов, игрушек, материала. Ребенок и воспитатель действуют с ними как в режиссерских играх.

При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения. Педагог использует его перед началом занятия или в начале его в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка. Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изобразительному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.); с кисточками и карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.). При обыгрывании предметов, игрушек игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать настроение персонажа (беседа, диалог); пожалеть, погладить, поймать листочки (жест); изобразить движения (имитация движений с игрушкой). Этот прием позволяет решить несколько задач: привлечь внимание ребенка к изображенному предмету, рассмотреть, обследовать его; заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения.

Прием из группы режиссерских игр – обыгрывание изображения, т.е. предметом обыгрывания является рисунок. В зависимости от того, обыгрывается законченное либо незаконченное изображение, следует различать обыгрывание готового (завершенного) изображения и сюжетно-отобразительную игру с незаконченным(создаваемым) изображением.

Прием обыгрывания готового изображения применяется в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный   игровой предмет. Основная цель – привлечь внимание детей к результату деятельности (изображению), оживить образ, вызвать желание заниматься рисованием. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки, если заяц – «прыгать», «греть лапки» и т.д.

Прием обыгрывания незаконченного изображения используется в момент его исполнения. Игра оформляет процесс изображения. Цели его использования разнообразны. Этот прием оживляет образ, вводит ребенка в изображаемую ситуацию, будит его воображение, содействует развитию сюжетно-игрового замысла, стимулирует использование изобразительных средств воплощения образа, в конечном итоге вызывает интерес к занятию, к деятельности вообще. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Например, они могут быть выражены словом, когда воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без рукавичек?». Таким образом, он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка.

Игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых – это ситуации, когда дети (воспитатель) берут роль на себя. В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т.д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников портрет. Роль помогает ребенку войти в образ, в игровую ситуацию, еще раз пережить интересные действия, события.

  1. Условия, необходимые для применения игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Т.С. Комарова и Г.Г. Григорьева отмечают важность выполнения следующих условий, необходимых для применения игровых приемов в обучении младших дошкольников изобразительной деятельности [9, 4].

1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер, а у воспитателей вызывать чувство неудовлетворенности и впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении.

Определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении – основа увлеченности детей происходящими на занятиях событиями, они начинают придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому, продумывая содержание игровых приемов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный в разных видах деятельности. Замечено, что наиболее эффективны игровые ситуации со знакомыми, любимыми игрушками, так как с ними связаны эмоциональные переживания детей. 

2. При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому, придумывая их, нужно ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.

3. Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.

4. При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, т.е. ту сферу действительности, которая интересует дошкольника: предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения; события.

5. Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.

6. Воспитателю необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.

  1. Методика использования игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Методика применения игровых приемов в системе занятий по изобразительной деятельности подчиняется принципам системности, целостности и зависит от следующих факторов [18].:

- от типа и вида занятия;

- содержания изображения;

- вида изобразительной деятельности;

- индивидуальных особенностей детей.

Это проявляется в направленности игровых приемов детей младшего дошкольного возраста на занятии по изобразительной деятельности: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и исполнению действий (восприятия, замысливания, изображения, текущего контроля и оценки) до получения и анализа результата (графического, силуэтного или пластического образа) и вариативности их применения.

Рассмотрим применение игровых приемов на разных этапах занятия, их цели, задачи и содержание. В начале занятия любого типа, прежде чем формировать замысел будущего рисунка, важно предложить детям младшего дошкольного возраста действенный мотив изобразительной деятельности, чтобы повысить качество усвоения предлагаемых знаний и умений. Эффективны и наиболее соответствуют смыслу художественной деятельности общественные мотивы. Поэтому целесообразно предложить младшим дошкольникам выполнить рисунок для зайчика, петушка, куклы и т.п. Воспитатель инсценирует ситуацию, старается вызвать у детей интерес и эмоции (сочувствие, сопереживание персонажу), чтобы они поняли и приняли игровую задачу, которая по сути совпадает с изобразительной. Игровые действия могут быть разнообразными по содержанию и способу исполнения: диалог с персонажем; жест, имитация движения с игрушкой. На этом этапе важно с помощью игрового приема вызвать у детей желание выполнить работу требуемого качества.

Далее игровой прием применяется в первой части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий — восприятия изображаемого предмета. Здесь воспитатель использует прием обыгрывания игрушки, доступной для самостоятельного изображения детей. Младшие дошкольники чаще всего повторяют известные им изображения. Полезно подключать детей к показу способов изображения. В этом случае используется прием обыгрывания незаконченного изображения. Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыгрывать выполняемый рисунок с помощью игрушек. Центр игры — создаваемый образ, а игрушки средства обыгрывания. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, их реплики свидетельствуют о живом, эстетическом восприятии выполняемого рисунка («прискакала белочка», «вырос цветок»). Такое образное восприятие является, по мнению педагогов, показателем творческого отношения к работе.

Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема — обыгрывание готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой базе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Так на занятии по рисованию на тему «Цыплята на лугу гуляют» курочка зовет только что нарисованного цыпленка клевать зернышки и говорит: «Куд-куда, куд-куда побежал? Что с тобой случилось, бедненький? Как же ты зернышки клевать будешь? Вон какой клюв у тебя вырос большой и тупой. А у моих цыплят клюв остренький». Воспитатель спрашивает у детей: «Как надо держать кисть, чтобы у цыпленка нарисовать остренький клюв?». Если в первой части воспитатель использует обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока.

Таким образом, в первой части занятия по изобразительной деятельности сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования).

Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. На данном этапе игровые действия с применением игрушек могут отвлечь ребенка. Сосредоточенные на изображении малыши воспринимают такое обыгрывание как помеху. Целесообразно использовать игровой прием обыгрывания рисунка в форме словесного игрового действия, а совет, указание, вопросы педагога как бы завершают это обыгрывание. Практическое обыгрывание педагог может применить, если он видит, что ребенок не знает, что делать дальше, устал, потерял интерес к изображению. Такое обыгрывание незаконченного изображения во второй части занятия (в основном, словесное) помогает в интересной форме, ненавязчиво дать текущий анализ, оценку создаваемого образа, обеспечить добровольное принятие малышом советов взрослого; поддерживать интерес к работе и активность детей; воспитывать у них уверенность в своих силах. Предложенный педагогом и принятый детьми игровой мотив деятельности создает как бы приятную перспективу практического использования их рисунков. Детские работы становятся средством достижения игровых целей, дети раскрепощаются, страх перед сложностью работы исчезает.

В третьей части воспитатель ставит задачи «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабые стороны своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач является обучение детей приемам анализа. Для ее достижения целесообразно использование приема обыгрывания готового изображения. Последующее игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявить его достоинства, недостатки и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде. Таким образом, на занятиях, в которых осуществляется упражнение детей в применении усвоенных знаний, способов действия и формирование изобразительных навыков, используются все виды игровых приемов в самом разнообразном сочетании между собой и с другими приемами обучения.

Каждое новое знание или умение младшие дошкольники осваивают в течение ряда занятий, а иногда и всего полугодия, года. На формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста оказывает положительное влияние систематическое использование игр и игровых упражнений в изобразительной творческой деятельности, как на занятии, так и вне его. Например, чтобы закрепить у ребенка знание основных цветов используют игровое упражнение «Разноцветные дорожки» (Воспитатель просит детей помочь веселому художнику, у которого закончилась краска, закрасить дорожки нужным цветом). Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, никогда не наскучивают детям. Наоборот, младшие дошкольники с удовольствием повторяют игровое упражнение, с которым у них связаны яркие эмоциональные впечатления, игровое упражнение с любимой игрушкой, персонажем.

Заключение

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого создаются живописные и графические изображения. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей младшего дошкольного возраста рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

Большие возможности для эстетического развития ребёнка дошкольного возраста заложены в детской изобразительной деятельности. Реализация этих возможностей во многом зависит от характера педагогического руководства данным видом деятельности, в частности, использования оптимальных методов и приемов обучения. В отечественной и зарубежной педагогике ведётся поиск эффективных методов художественного воспитания дошкольников (Н.П. Сакулина, Т.С. Комаровa, Т.Г.Казакова, Т.Н.Доронова, Г.Г.Григорьева, и др).

При обучении младших дошкольников рисованию активно используется игра. С помощью игрового приема взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, закрепляет принятый детьми мотив, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки, обеспечивает осмысленный заинтересованный анализ и оценку рисунков, желание улучшить изображение, укрепляет интерес к изобразительной деятельности, формирует чувство ответственности за свою работу. Игровой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой.

Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, можно применять на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Использование игровых приемов помогает сделать процесс обучения изобразительной деятельности радостным, способствует развитию чувств, воображения и творчества. приемов.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение. – 2006. – 96 с.
  3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – 3-е изд., испр. – М.: Академия. – 2014. – 272 с.
  4. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварельки. - М.: Просвещение. – 2006. – 109 с.
  5. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. – С.-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012. – 88 с.
  6. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение. – 2013. – 128 с.
  7. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М.: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. просвещения РСФСР. – 1961. – 92 с.
  8. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников / Т.Г. Казакова. – М.: Владос. – 2009. – 256 с.
  9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез. – 2015. – 118 с.
  10. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования – М.: Педагогическое общество России. – 2015. – 171 с.
  11. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина. – М.: Педагогика. – 201. – 240 с.
  12. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение. – 2016. – 253 с.
  13. https://studfiles.net/preview/2229485/page:2/ 
  14. https://studopedia.ru/15_11196_opredelenie-igrovih-priemov-obucheniya-obshchie-trebovaniya-k-ih-razrabotke-i-primeneniyu.html
  15. https://studopedia.ru/11_89667
  16. https://studwood.ru/1337842/pedagogika/etapy_formirovaniya_izobrazitelnoy_deyatelnosti
  17. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00632405_0.html
  18. https://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/368100/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей и родителей "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ ДОМИКА ПОД ДИКТОВКУ"

Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию домика под диктовку.  Воспитатель говорит детям, что и как рисовать, а сам рисует на отдельном листе, т.ч. всем детям было видно. Дети ...

Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами

простой способ научить ребенка  младшего дошкольного возраста  рисовать карандашами...

Приложение 2 к работе " Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами"

Приложение 2 к работе " обучение детей  младшего дошкольного возраста рисованию карандашами" ( рисунки детей"...

Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»

Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...

Конспект МО на тему "Использование камешков Марблс в обучении детей младшего дошкольного возраста"

Этот конспект создан с целью показать педагогам применение современной технологии для организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....