Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

простой способ научить ребенка  младшего дошкольного возраста  рисовать карандашами

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Что такое творчество, понятие творчество ………………………………4  

Изобразительная деятельность в формировании                                                                     умственных способностей  дошкольника ………………………………..5

Планирование достижения цели ………………………………………….5                  

Сотворчество – путь к  успеху ……………………………………………7                      

Результат  есть! …………………………………………………………….8                                                

Библиография …………………………………………………………….10                                              

Приложения ……………….…………………………………………...…11                              

Приложение 1 (конспекты)

Приложение 2 (рисунки детей)                          

               

                                             

Введение

Проявление творчества  у детей дошкольного  возраста, как отмечают психологи Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, возникает не  сразу, а постепенно, так  как в процессе  развития происходит переход от более элементарных  и простых форм  выражения  к более сложным. Каждому  возрастному  периоду  детства свойственна  своя  форма творчества, поэтому необходима  своевременное и  целенаправленное  воздействие  на ребенка с  целью закрепления и обогащения  приобретенного опыта.

      Любой  вид художественного творчества основывается на  развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного  мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной, музыкальной, художественно речевой, игровой,  художественно-конструктивной деятельностей.  И наоборот, неразвитость эстетического восприятия, низкая  сенсорная  культура, не позволяют детям творчески решать изобразительные задачи. В этом  случае дети затрудняются  в  выборе  содержания, способов изображения, когда им предлагается  самостоятельный  выбор в  лепке, рисовании, аппликации.

Что такое  творчество

       Что  такое  творчество, как оно зарождается,  все ли  способны рисовать, да и насколько необходимо обучаться рисованию? Насколько полезно рисование для  младших дошкольников?

       Рассмотрим  понятие  творчество. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей.

        Предпосылками к  творчеству могут быть: умение  человека нестандартно мыслить; находить оригинальные  решения; способность к  воображению; умение видеть внутренние  связи между различными явлениями, событиями; способность не только решать конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для  будущего. В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных (картин, скульптур, архитектурных памятников), музыкальных (оперы, балета, симфонии), литературных( повести, романа, поэзии), театральных (актерское исполнение роли, режиссерская постановка спектакля, художественное оформление декораций ит.д.) произведений.

        С  позиции эстетики художественное творчество  - самовыражение внутреннего мира художника, который не только познает, но и  выражает свое  видение, свое понимание окружающего. Результатом  его творческой  деятельности является  художественный образ, как особый  вид освоения  действительности.  Художественный образ – это  конкретное, чувственное и, в то же  время обобщенное  видение и воссоздание жизни, которое  обогащено эмоционально эстетической  оценкой  художника.

Изобразительная деятельность в формировании умственных способностей  дошкольника

      Поскольку я считаю, что в формировании личности ребенка, а также для полноценного умственного развития, неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. А само рисование, отражая знания и представления ребенка о действительности, в то же время помогает ему ее освоить, что несомненно очень важно для детей.

       Целенаправленное обучение изобразительной деятельности определяет содержание детских рисунков, которое обусловлено постепенным освоением  технических умений и навыков. Я решила серьезно заняться формированием изобразительных навыков у детей и их ознакомлением  с изобразительным искусством в целом.

Планирование достижения цели

Поэтому, прежде чем приступить к обучению рисованию как таковому, я   попыталась привить детям интерес к занятиям и сформировать хотя бы минимальную потребность в них. Для этого:

  1. Я ежедневно предлагала детям что-нибудь нарисовать, вылепить, наклеить.
  2. Провела консультацию с родителями о  взаимосвязи рисования с интеллектуальным развитием ребенка.
  3. Попросила приобрести детям краски и кисти для свободной изобразительной деятельности дома.

   Многие родители откликнулись на мою просьбу.

Поскольку  младший  дошкольник  пока в  силу   физических возможностей  возраста   не  может многое  изменить, но  всегда  готов прийти на  помощь или  поучаствовать в  сотворчестве, основная  форма  работы  в этом   возрасте  это  индивидуальное  сотворчество.

  Учитывая  эту  особенность  трехлетних  дошкольников,  я:

  1. разработала  цикл конспектов свободной  изобразительной деятельности, направленных  развитие  творческого восприятия, желания  рисовать карандашами, развитие  мелкой  моторики, координации  движений.

 2. Провела ряд консультаций для родителей о пользе изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.

3. Цель запланированной работы научить детей формообразующим  движениям.

Для осуществления цели я сформулировала следующие задачи:

  1. Научить правильно держать карандаш.
  2. Научить штриховать.
  3.  Научить рисовать прямые линии в различных направлениях.
  4. Научить рисовать круги и овалы.
  5. Научить  составлять из геометрических форм различные по сложности  

         Рисунки.

  1. Научить правильно располагать рисунок на листе.
  2. Научить работать по образцу.
  3. Развить фантазию.
  4. Сформировать интерес к изобразительным видам деятельности.
  5.  Познакомить с изобразительным творчеством в целом.

         Для  того  чтобы выработать у детей  свободу творческого решения, необходимо научить  их  формообразующим движениям – сначала простым, а затем более сложным.  Это  позволит  в  дальнейшем  разнообразные  предметы и явления. Чем  лучше   ребенок  овладеет  формообразующими  движениями,  тем  легче  ему  будет претворить в реальность  ту или иную  свою  задумку.  

Для успешного выполнения поставленных задач мною была более детально  изучена изобразительная деятельность детей  младшего дошкольного возраста.

Сотворчество – путь к  успеху

Поскольку  наиболее  удобным и  простым  для   малышей  является  изображение  круга и круговые  движения  руки,  я начала  работать над формированием умения  рисовать  круг. А  для,  того  чтобы  детям  было  интересно и  чтобы  охватить весь  детский  коллектив  в  одной  работе,  я  придумывала   небольшой  рисованный  сюжет, героями  которого  становились  одинаковые  по  технике  исполнения, но  разные по характеру   герои (цыплята, жуки, гусенички), а  позже игрушки на  основе  элементов  дымковской  росписи, так  как декоративное рисование   имеет большое значение для развития эстетического восприятия, цветового восприятия, развития чувства композиции, ритма, пространственных представлений.     Наиболее приемлемым для начала обучения является составление орнаментов (солнышко, коврики для  куклы, красивая  оборка на платье  куклы). Этот вид рисования, как и требует программа обучения, я планировала один раз в месяц, что способствовало отработке ритмичности движений при повторении однородных элементов узора, развитию чувства ритма, цвета, композиции.  

Для наибольшей заинтересованности детей в рисовании, я старалась использовать тонированную бумагу, так как фон создает дополнительные возможности, которые делают рисунок рельефным, выпуклым, выразительным. Благодаря фону, можно получить большой эффект в создании определенного колорита: на темном фоне хорошо выделяются светлые цветы, ярко освещенные части предмета, что конечно же радует ребенка, поощряет рисовать и в дальнейшем.

 Для  большей  заинтересованности, основу  будущей  композиции  я начинала  делать на глазах  у детей, тем  самым  привлекая  их интерес  к  рисунку.  Ведь  малышу  всегда  интересно,  что  делает   взрослый и  ему  тоже  хочется  сделать  также.

Таким  образом,  дети   могли  видеть не только  результат  своего  труда,  но  результат  работы  коллективной.  Картинка  проявлялась  постепенно прямо на  глазах  у детей.  Работа   эта  проводилась  в утренние  часы (когда  дети   приходят  в  детский  сад) и  вечерние, после  ужина (когда  ребята  играют  в  игры  по  желанию).  

              Естественно, что без помощи родителей успех в обучении был бы минимальным. Поэтому для родителей проводились консультации о взаимосвязи рисования с другими видами детской деятельности и положительном его влиянии на развитие мелкой моторики, ориентировке в пространстве, наблюдательности. А для сплочения детей и родителей в свободное время и привлечения последних к изобразительной деятельности в целом,  был проведен ряд консультаций по нетрадиционным техникам  рисования с предварительным показом способов рисования.

Результат  есть!

         Результатом   проделанной  работы  уже  стал  интерес  детей  к  рисованию. Дети  с  удовольствием  рисуют  карандашами и  фломастерами  просят  помочь дорисовать нужные  детали, например: «Нарисуй  мне репку!».   «А ты  сам(а),- обращаюсь к ребенку, - нарисуй  круг, а я  листики к репке нарисую. Она  же  круглая!».  И вот  репка  готова! Можно  сварить из нее  вкусную кашу.  

Большинство  детей, не умевших держать карандаш,  уверенно  и правильно рисуют им.  Четко определяют  каким  цветом и  что  они  хотят нарисовать.  Включают  рисунки в  игру (коврики для  мишки,  подарки для  мамы). Конечно, это  только начало работы  над формированием творческого  восприятия малышей,  развитием  мелкой  моторики,  координации  движений и желания  рисовать.  Ведь  «рисуют не  рукой  а мозгом», как  говорил  великий  Леонардо-да-Винчи!

 

Библиография

1.

2- С. Левин. «Ваш ребенок рисует». ( Москва. «Советский художник» 1979 год).

3- Т. Н. Дронова. С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию,  лепке,

аппликации в игре» (Москва, «Просвещение» 1992 год)

4- Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду ( под ред. Н.П.Скакулиной  Москва, «Просвещение» 1971год)

5- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию (под ред. Т.С. Комаровой  Москва, «Просвещение» 1991год)

6- Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. (Из опыта работы)» (Москва, «Просвещение» 1978 год).

7- В. Б. Косминская, Н.Б. Халезова «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» (Москва, «Просвещение» 1987год)

8- Г.А. Урунтаева «Дошкольная психология» (Москва, «Academ A» 1999год)

9- «Изобразительная деятельность в детском саду (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)» Т.С. Комарова (Мозаика-Синтез, 2006 год)

10- «Детское изобразительное творчество (Задачи, содержание, методика работы с детьми 2-7 лет)» Т.Г. Комарова (КАРАПУЗ –ДИДАКТИКА, творческий центр СФЕРА, Москва 2006)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста

Цель моей работы: изучение особенностей речевого развития  дошкольников  воздействием жанрами фольклора.Задачи: 1. Обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, сокр...

Обучение детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям в рисовании.

Техника рисования и её основы.Роль обучения формообразующим движениям в развитии изобразительной деятельности детей.Представления детей младшего дошкольного возраста о форме.Содержание обучения детей ...

Использование наглядного моделирования в обучении детей младшего дошкольного возраста уходу за комнатными растениями

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационально...

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города "Незнайка в гостях у ребят"

Программное содержание:Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.Закрепить знания детей об элементах дор...

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»

Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города Тема: «Помогите Чебурашке!!!»...

Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"

Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....

Приложение 2 к работе " Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию карандашами"

Приложение 2 к работе " обучение детей  младшего дошкольного возраста рисованию карандашами" ( рисунки детей"...