Методические рекомендации к организации развивающей среды в ДОУ. (Ознакомление дошкольников с историей и традициями жителей Кубани).
консультация на тему

Тишкова Нина Александровна

Создание условийдля активной познавательной деятельности и приобщения детей к истории и традиции народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Колокольчик» поселка Мостовского                                                                        муниципального образования Мостовский район

Подготовила воспитатель:

Н.А.Тишкова

Методические  рекомендации к организации  развивающей  среды в ДОУ.

(Ознакомление дошкольников с историей и традициями жителей Кубани).

Цель: создание условий для активной познавательной деятельности и приобщения  детей к истории и традициям народа.

Задачи:

-знакомство детей с государственной символикой и прочтение символических смыслов;

-расширение представлений о жизни и быте кубанских казаков;

-привлечение детей к поиску исторических ценностей, дополнению экспонатов;

-уточнение представлений о красоте и востребованности  кубанских ремесел, изготовление элементов интерьера в народном кубанском стиле;

-обогащение личного опыта в традиции народных праздников и событий семьи, художественного труда (режиссерские, ролевые деловые игры  и досуги);

-воспитание личностной культуры гражданина – жителя Кубани.

Задачи

Предметно – пространственная организация

Факторы активности ребенка

Расширение представлений о предметах домашнего обихода (посуда, мебель, постельные принадлежности, игрушки).

Обучение деятельности с предметами.

Сенсорное развитие (цвет, форма, величина, пространство, тактильные ощущения).

Расширение представлений о предметах окружающего мира (особенности внешнего вида, функции, историческая ценность).

Обогащение опыта в моделировании игрового пространства.

Знакомство с декоративно – прикладным искусством и ремеслами Кубани.

Развитие сюжетно - ролевой и режиссерской игры.  

Знакомство детей с символикой Кубани (флаг, герб).

Уточнение понятий Краснодарский край, Родина, казаки, народные игры, предметы народного быта.

Обобщение и уточнение характеристик народного костюма.  

Создание условия для самостоятельности детей   в играх и художественной деятельности.  

Расширение представлений о государственной символике, ее    роли в характеристике идей государства.

Обобщение представлений об истории края и ценностях его жителей.

Уточнение роли ремесел в удовлетворении потребностей жителей Кубани, подчеркнуть  художественную и знаковую роль в создании предметов народного быта.  

Формирование инициативы, самостоятельности и умений детей в художественной деятельности.                                        

Ранний возраст (1 младшая группа)

- декоративное оформление предметов кукольного уголка в кубанском стиле;

- декоративные – сюрпризные куклы в кубанской одежде;

- элементы народного костюма в уголке ряжения;

- панно – народные мотивы с набором  деталей для аппликации (с использованием липучек и застежек);

- шнуровальные и застегивающиеся  предметы одежды и обуви в кубанском стиле.

II младшая группа

- предметы народного быта в кукольном уголке (убранство, посуда, одежда);

- элементы кубанской горницы в зоне отдыха детей: панно, коврики, половички, занавеси, увеличенные фотографии;

- предметы бабушкиного сундучка (ряжение);

- предметы декоративно – прикладного искусства на  «волшебной» полочке (глиняная посуда, игрушки из соломы и кукурузных початков, предметы вышивки и вязания);

- дидактическая кукла с набором одежды;

- незаконченные аппликативные панно на кубанские мотивы (природа, быт, петриковская роспись) с готовыми элементами для аппликации детьми;

- комплекты мозаик того же содержания на фланелеграфе (несколько фланелеграфов   размером 20 на 20 см.);

- шаблоны элементов петриковской росписи и альбом с рисунками расписанных предметов.

Средняя группа.

Используется то, что было в младшей группе и дополнительно:

- государственная символика Кубани;

- художественно оформленная карта Краснодарского края (объемное изображение особенностей – ландшафт, растения, животные);

- атрибуты к народным играм;

- альбомы и коллекции открыток (достопримечательностей города, села, предметов искусства и культуры, народного быта);

- альбом старинных фотографий;

- куклы в костюмах России и Кубани;

- набор одежды  по размеру кукол;

- бумажная кукла, шаблоны, трафареты одежды и образцы для оформления;

- убранство горницы для кукол;

- рисунки, портреты в рамочках;

- печатки для выполнения узоров;

- создание музея старинных вещей.

В уголке ряжения одежда казака и казачки, аксессуары праздничной одежды, декорации к сюжетно – ролевым играм (ширмы и дополнения к ним: панно, напольные модели усадьбы и др.).

Старший возраст.

Дополнительно:

- государственная символика России, Кубани (флаг, герб, гимн);

- альбомы с изображением многообразия символики (гербы городов, флаги различных стран);

- карта России и Кубани с возможностью дополнения ее рисунками, моделями, создаваемыми детьми;

- фото - стенды  по истории Отечества, Кубани по различным темам;

- индивидуальные альбомы истории семьи;

- ролики  для кукольного телевизора на кубанскую тематику («видео кассеты» для кукол);

- портреты героев Кубани (войн и труда);

- фотоальбом «Наши земляки»;

- атрибуты сюжетно – ролевых игр (история Кубани, труд, профессии, героика земли кубанской);

- книги и иллюстрации об исторических событиях, о городах края, о поэтах, писателях и художниках;

- кубанская горница – «комната» игр и отдыха детей и кукол (в макетах).

Кубанское подворье:

- в макетах (для режиссерских игр  и игр – драматизаций);

- оборудование к сюжетно – ролевым играм.

Набор декораций для театров и сюжетно – ролевых игр на тему:

- быт и традиции жителей Кубани;

- книги о растительном и животном мире Кубани;

- буклеты о различных городах края;

- ленты истории в рисунках детей.

Атрибуты ряжения: головные уборы, оружие, аксессуары, одежда кубанских казаков (рабочая, праздничная).

Групповые музеи (вещей, кукол, предметов старины, предметов труда, боевой и трудовой славы земляков и др.)

Ширмы с набором декораций (горница, подворье, хата, кухня и др.).

Шаблоны и трафареты, пооперационные карты изготовления предметов кубанских промыслов.

Предметы «волшебной полочки» и бабушкиного сундучка.

Тряпичные и бумажные куклы, созданные детьми и родителями.

Игрушки из природного и бросового материала Кубани в экспозициях и на макетах.

Макет кубанского подворья и модель внутреннего убранства жилища.

Технические средства и вспомогательные материалы для художественной деятельности в стиле и мотивом Кубани.

Сюжетно – дидактические игры по инициативе педагога.

Ситуации общения с дидактической куклой (по инициативе педагога).

Совместное  моделирование игрового пространства и проигрывание элементов сюжета с использованием игрушек или  атрибутов ряжения.

Индивидуальные упражнения детей в  шнуровке  и застегивании предметов.

Совместное моделирование комнаты для кукол с элементами кубанского стиля.

Обыгрывание внесения в группу нового предмета кубанского быта.

Элементы сюжетов – драматизаций на тему быта кубанской семьи и традиций народных праздников.  

Игры с куклами (совместно с педагогом).

Игровая аппликация (индивидуальные упражнения детей).

Рассматривание и определение места в группе, исполнение ритуала внимания и уважения к символике по инициативе педагога.

Дополнение детьми коллекций и альбомов совместно с родителями.

Разучивание народных игр и введение их в организованную и свободную деятельность детей.

Моделирование игр с бумажными куклами на макете созданном старшими детьми.

Совместная проработка сюжетов игр на бытовую тематику и игр – путешествий, привлечение детей к исполнению, задуманного.

Самостоятельная художественная деятельность по инициативе детей и по предложению воспитателя с учетом мотива сюжетно – ролевых и режиссерских игр.

Рисование детьми уменьшенных копий государственной символики для значков, кукол.

Слушание по утрам и в ситуациях игр и досугов гимна России и Краснодарского края.

Рассматривание и обмен мнениями по содержанию индивидуальных альбомов, их декоративное украшение.  

Обсуждение проектов создания стендов и сбор иллюстраций (совместно с родителями).

Создание макетов детьми по коллективным проектам для режиссерских игр в группе и для малышей.

Постановка спектаклей придуманных совместно с воспитателем.

Обсуждение и создание лент истории к знаменательным датам и итоговым занятия.

Обсуждение культуры  создания музея и поэтапное оформление минимузеев детьми с привлечением родителей.

Дополнение макетов поделками детей по желанию и сюжету, предложенному воспитателем.

Активное участие детей в изготовлении декораций к народным праздникам, народным и сюжетно – ролевым играм.  

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

рекомендации родителям детей дошкольного возраста по организации развивающей среды...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье

Основные принципы построения общения с детьми....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации развивающей среды в семье

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации развивающей среды в семье Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:*  Любознательные дети растут только у любознательных ро...