Педагогический проект "Давайте жить дружно"
проект (средняя группа) по теме

Печейкина Татьяна Вячеславовна

Данный проект помогает сплотить детей, научить выходить из конфликтов мирным путем, снимать состояние агрессии детям самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_davayte_zhit_druzhno.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Давайте жить дружно»

Составила: воспитатель Печейкина

Татьяна Вячеславовна, МБДОУ «ДСОВ № 106»,

г. Братск, Иркутская область.

«Настоящий друг везде

Верен, в счастья и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь - он спать не может,

И во всем, без дальних слов,

Он помочь тебе готов…»

В. Шекспир

Тип проекта: творческий, детско-взрослый.

По содержанию: ребенок,  общество и его нравственное отношение.

По характеру участия ребенка: ребенок от постановки проблемы до ее логического завершения.

По характеру контактов: в контакте с семьей.

По количеству участников: коллективный.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации проекта: 4 дня.

Постановка проблемы: Работая с детьми, мы заметили, что все конфликтные ситуации они пытаются решить с помощью обвинений, ссор и драк. Поэтому и  возникла идея этого проекта.

Актуальность: В настоящее время дети часто видят вокруг себя огромное количество жестокости - и в общении, и в поведении. Дети, как губка, «впитывают» в себя все, что воспринимают вокруг. Это и телевидение, и компьютерные игры – ведь часто родители, занимаясь своими делами, включают своим детям компьютер или телевизор, не замечая все то, что там происходит.

Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Психологи отмечают, что у детей, начиная  с  5-летнего возраста, зарождаются предпосылки нравственного воспитания. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Цель: воспитание дружеских чувств: доверия, взаимовыручки, сопереживания, создание дружеских отношений в группе.

Задачи проекта:

  • Для детей: обеспечить узнавание понятия дружба, дружелюбие, способствовать формированию у детей первоначального опыта поведения в ситуации ссоры, способствовать  расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств; способствовать развитию эмоциональной стороны детской личности; способствовать развитию у детей способа проявления гуманного отношения к окружающим; побудить детей к отзывчивому отношению: сочувствию, сопереживанию в ситуациях дискомфорта, радоваться успеху другого ребенка.
  • Для родителей:  заинтересовать родителей темой проекта, развивать желание участвовать в воспитании дружеских отношений между детьми.
  • Для воспитателей: расширять представления о налаживании дружеских отношений между детьми, приобщать родителей к процессу воспитания дружелюбия у детей.

Игровая мотивация: дети приходят в группу и  обнаруживают большую коробку, где спрятан диск.

План реализации проекта:

Способ реализации

Цель

Сроки

11

Подбор необходимой литературы

Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу.

Подготовительный этап

(2дня)

22

Диагностический период

Определить характер отношений между детьми и уровень нравственной основы их отношений.

33

Привлечение родителей, изготовление брошюр-памяток, консультаций для родителей

Заинтересовать родителей по данной теме

                4

Составление плана работы

Организовать работу

45

Зарождение проблемы (игровая ситуация)

Сознание интереса

День

первый

56

Утренний круг с детьми «Клубочек»

Организация сплоченности группы

67

Просмотр фрагмента передачи «Шишкин лес»

Введение в проблемную ситуацию        Поэтапное решение проблемы - беседа «Зачем нужна дружба?»        Уточнить представления детей о дружбе, познакомить с понятием дружелюбие, сочувствие, сопереживание.

88

Поэтапное решение проблемы - беседа «Зачем нужна дружба?»

Уточнить представления детей о дружбе, познакомить с понятием дружелюбие, сочувствие, сопереживание.

99

Решение проблемной ситуации – «Как помочь коту-кокосу?»

Определение правил поведения в группе, составление плаката «Наши правила дружбы»

110

Введение в проблемную ситуацию «Письмо от солнышка»

Уточнить знания детей о дружбе

День

второй

111

Дидактическая игра «Не намочи ноги»

Воспитывать умение договариваться

112

Решение проблемной ситуации «Как помочь солнышку?»

Развивать у детей умение находить выход их сложившейся ситуации

113

Дидактическая игра «Ласковое слово»

Развивать умение говорить вежливые слова, активизировать словарный запас

114

Интерактивная игра «Как дружить?»

Развивать умение выделять особенности дружелюбного поведения, умение использовать «мирилки»

115

Утренний круг – игра Волшебный клубочек

Создать благоприятный настрой на день

День

третий

116

Введение в проблемную ситуацию – «Посылка с игрушками»

Развивать умение обсуждать  проблему и делать выводы

117

Дидактическая  игра «Мост дружбы»

Оптимизация  взаимоотношений

118

Дидактическая игра «Поварята»

Развивать умение играть сообща, не ссорясь

119

Выход из проблемной ситуации «Когда я злюсь»

Познакомить детей со способом выхода из озлобленного состояния – создание «Мишени мира»

220

Создание игровой ситуации – приход героя сказки

Уточнить знания детей о дружбе, взаимовыручке, сопереживании

День четвертый

221

Создание  альбома «Давайте жить дружно» элементами аппликации

Развивать умение создавать коллективные работы на тему «Дружба»

23

24

25

Определение дальнейших действий

Презентация

Постановка новой проблемы


Описание проекта:

Предварительная работа:

  • Подбор необходимой литературы.
  • Утренний круг «Клубочек» - организация сплоченности группы.
  • Приглашение родителей к участию в проекте (Приложение 1), консультация для родителей (Приложение 2).

День первый

Зарождение проблемы.

Дети приходят в группу и обнаруживают большую коробку. Делают предположение, что там находится.

Утренний круг игра «Клубочек».

Воспитатель предлагает детям присесть на ковер, поближе к коробке:

 - Здравствуйте! Я рада вас видеть! В руках я держу клубочек. Пока будет играть музыка,  мы с вами будем передавать друг другу клубочек. Я дам его тому, кого назову. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него, ребенку. Когда мелодия закончится, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю... (передача клубка по кругу)

- Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. А теперь аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Теперь мы с вами одна команда и если мы будем с вами ссориться, то наша команда разрушится точно так же, как рвется эта ниточка.

- Ребята, вы хотите узнать, что же лежит в коробке? А как вы думаете что это? (предположительные ответы детей) а давайте с вами посмотрим.

Открываем вместе коробку и находим там диск. Включаем его. Просматриваем отрывок передачи «Шишкин лес» - Правила дружбы для Кокосика. (Интернет-ресурс)

Воспитатель: - Ребята, скажите, что же случилось с Котом-Кокосом? (Ответы детей). А как вы думаете, почему так произошло?

Поэтапное решение проблемы. Беседа «Зачем нужна дружба»: - А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и  не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно.

Воспитатель: - Ребята, взрослые часто говорят вам: «Нужно быть дружными, дружно жить». Подумайте хорошенько, и пусть каждый, кто хочет, расскажет, что значит «дружить». Что надо делать, чтобы дружба была хорошая?

Воспитатель выслушивает и поощряет правильные ответы детей. Если кто-нибудь ошибается, просит подумать еще или обращается к другому ребенку: «А как ты думаешь?»

Воспитатель: -  Правильно, ребята, вы все знаете, как нужно дружить - заботится о товарищах, стараться сделать им что-нибудь хорошее, и не только своему другу, с кем особенно дружит, но и всем детям группы.  Тот, кто хорошо дружит, - не ссорится, делится игрушками, разговаривает с детьми вежливо. Он старается сам объяснить товарищу, если тот нарушил правило в игре, а не жалуется воспитателю. Если товарищ не знает, как правильно поступить, показать ему как правильно. Когда дети дружат, они заметят, что кто заплакал или грустит, Придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним.

Решение проблемной ситуации – «Как помочь коту-кокосу?»

Воспитатель: - А кто скажет, как сделать так, чтобы мы запомнили, как нужно дружить? Как помочь коту Кокосу?

Предположительные ответы детей: - Составить правила дружбы.

Воспитатель: - Давайте посмотрим, а как поступили герои передачи, (просматриваем продолжение).

Вместе с детьми составляем Правила Дружбы и оформляем в виде плаката.

День второй

Введение в проблемную ситуацию «Письмо от солнышка»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите – здесь солнышко, но  почему-то совсем не улыбается нам. Вы не знаете почему?

Дети: (потому что у него нет ротика и улыбки, нет лучиков).

Воспитатель: - А что же нам делать? Как нам быть? Я даже не знаю? Может быть, вы мне подскажите?

Дети: (нужно порадовать и развеселить его, нарисовать улыбку).

Воспитатель: - Ой, ребятки, а здесь еще и письмо какое то лежит. Интересно от кого оно? Давайте вместе прочитаем?

Дети: (давайте)

Воспитатель (читает):     Рано солнышко проснулось,

Всем ребяткам улыбнулось!

Все смотрю, смотрю в окно,

В результате ничего!

Все игрушки как лежали,

Помериться не смогли.

Вы, ребята, вместе, дружно

Их порадовать должны!

Помирите и играйте,

Не ломайте никогда!

Эти славные игрушки,

Вас порадуют всегда!

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, чего хочет солнышко?

Дети: (чтобы мы игрушки помирили, играли и не ломали).

Воспитатель: - Конечно. Давайте порадуем, наше солнышко и тогда лучики на нем заиграют. Поможем ребята?

Дети: (поможем).

Воспитатель:- Но чтобы справиться с заданием, нам с вами нужно отправиться в путь.

Игра “Не намочи ноги”. 

Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото примерно 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам – мостикам перейти через болото на другой берег. Каждый ребенок кладет одну дощечку на землю, переступает на доске, а другую держит в руке, затем кладет вторую, идет дальше и т. д.

Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного их них сломалась дощечка, и она уплывает. Как поступить? По правилам игры нужно вместе перебраться на берег. Дети сами ищут выход из создавшегося положения.

(После игры дети выбирают самую дружную пару).

Воспитатель: - В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Ведь даже лучшие друзья иногда спорят, но никто не обижается, так как они умеют договариваться друг с другом. Мы тоже сегодня будем учиться договариваться друг с другом.

Решение проблемной ситуации «Как помочь солнышку?»

Воспитатель: - А теперь присаживайтесь на коврик и слушайте. Я вам хочу рассказать интересную историю про игрушки, которые живут у нас в группе. Наши игрушки не простые – они волшебные! Я думаю, что вы очень любите с ними играть? Правда? И у каждого из вас, наверное, есть своя любимая игрушка.

Дети: (называют и показывают любимые игрушки).

Воспитатель: - Но, когда вы идете гулять или уходите вечером домой, игрушки остаются в группе. Как вы думаете, что они делают, когда вас нет?

Дети: (Ответы-предположения).

Воспитатель: - Ой, ребятки, посмотрите, наши игрушки-животные все лежат на полу! Что же случилось с ними? Что произошло? Вы случайно не знаете?

Предположительные ответы детей: - поссорились

Воспитатель: - А что же нам теперь делать?

Дети: (их нужно померить)

Воспитатель: - А как мы их будем мерить? Чем мы им поможем?

Дети: (их собрать нужно)

Воспитатель: - Давайте  вместе, дружно соберем наших зверушек,  и тогда они померятся, станут веселыми и дужными.

Дети: (собирают игрушки, ставят на полочку).

Воспитатель и дети (подходят к солнышку): - Вот солнышко мы и помирили зверушек, они теперь дружные. А ты, солнышко, хочешь посмотреть, какие наши ребята дружные?

Игра: «Ласковое слово».

(Дети становятся в кружок и говорят друг другу добрые и ласковые слова).

Воспитатель: - Вы дружные ребята, все сказали друг друга добрые и ласковые слова, но я вас познакомлю сейчас с одной девочкой, которой тоже помощь нужна, вы хотите ей помочь?

Дети: (поможем)

Интерактивная игра «Как дружить?». 

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Но что-то у нашего солнышка до сих пор нет ни лучиков, ни улыбки. Что же нам делать? Как его развеселить, чтобы наше солнышко заиграло?

Воспитатель (обращает внимание на записку): -

Вы все дружные ребята,

Озорные дошколята!

Вы зверушек помирили,

И девчонкам помогли!

А клубочек вы забыли?

Нашей кошечке найти?

Воспитатель: - Ребята, а вы не видели кошечку, ее наверно, тоже кто-нибудь обидел?

Из-за дверей раздается мяуканье котенка: - Мяу! Мяу! Мяу!

Воспитатель и дети: - Что с тобой случилось?  Тебя кто-то обидел?

Кошка: - Мяу! Мяу! Мяу! Я играла с клубочком,  пробежала мышка, зацепила хвостиком. Клубочек и укатился. Теперь я не знаю, как мне его найти? Вы мне ребята, поможете найти клубочек?

Дети: (поможем)

Воспитатель и дети идут по размотанной нити и находят Мышку с клубком ниток.

Воспитатель: - Ребята, правильно ли поступила мышка с кошкой?

Дети: (нет, не правильно, кошечке нужно вернуть клубочек и помирить их).

Мышка гладит кошку и целует ее.

Воспитатель: - А вы ребята, умеете мириться?

Предположительные ответы детей.

Мирилка:               Мирись, мирись, мирись, и больше не дерись,

А если будешь драться, я буду кусаться,

А кусаться не причем, я ударю кирпичом.

А кирпич ломается, дружба начинается.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, наше солнышко снова стало улыбаться и у него появились лучики. А с помощью этих лучиков можно мириться.

Предлагаем кошке и мышке взяться за лучики и помириться, произнеся мирилку. (Приложение 3)

Воспитатель: - Молодцы, ребята справились с заданиями солнышка. А у вас есть друзья? (предположительные ответы детей). Я предлагаю вам дома нарисовать портреты друзей и  завтра принести в группу и рассказать о них.

День третий

Введение в проблемную ситуацию – «Посылка с игрушками».

Дети приходят в группу и обнаруживают огромную сумку с новыми игрушками, каждого вида по одной. Воспитатель предлагает детям взять игрушки.

Дети разбирают игрушки, выбирая по одной. Возникает спор между детьми.

Воспитатель: - Ребята, что же делать? Игрушка одна, а несколько ребят хотят поиграть с ней.

Дети предлагают варианты выхода из сложившейся  ситуации: - Отдать кому-то одному; выбрать играющего по считалке; не давать никому; играть по очереди; отдать тому, кто плачет; дать сначала девочкам, потом мальчикам; играть всем вместе.

Воспитатель: - Очень хорошо. Сколько много вариантов вы предложили. Так что же мы выберем? (Дети выбирают вариант самостоятельно.) Молодцы, вы поступили как настоящие друзья. А настоящие друзья все делают вместе, не ссорясь.

Дидактическая игра «Поварята».

Дети  встают в круг – это кастрюля. Приготовление борща:  каждый придумывает, чем он будет (мясом, картошкой, морковкой, водой, луком, солью, петрушкой и т.д.). Ведущий называет по очереди, что хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок встает в круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «продукты» не окажутся в «кастрюле». В игре может быть по несколько штук продуктов. Таким же способом можно сварить компот, печь торт, делать салат и другое.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, какое  у нас получилось вкусное, красивое и полезное блюдо – просто объедение. Каждый человек вкладывает в дружбу, какую – то частичку себя: кто доброту, кто веселость, а кто – то заботу о других. Ребята, расскажите мне как вы дружите? Как заботитесь о других?

Педагог выслушивает ответы детей и делает вывод: - Да, правильно. Настоящие друзья не ссорятся, действуют сообща, а еще никогда не сердятся и не злятся друг на друга. Ребята, вы когда-нибудь сердились? (предположительные ответы детей) А вы  видели, каким некрасивым становится ваше лицо? (ответы детей) Посмотрите.

Дети показывают злую гримасу в отражение зеркала. Делают вывод о том, какое стало некрасивое лицо.

Выход из проблемной ситуации «Когда я злюсь».

Воспитатель: - Когда мы сердимся на кого-нибудь или злимся можно поиграть в одну игру. Называется она «Мишень мира». У меня есть мешочки (набитые крупой) и  мишень. Когда мы будем сердиться, то возьмем мешочек и, кидая в мишень, говорим: «Я злюсь, когда у меня забрали игрушку». Посмотрите  как (показывает). Кто хочет попробовать?

Дети по очереди бросают мешочки в мишень,  проговаривая, на что они сердятся или злятся. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: - Понравилось вам играть? (Предположительные ответы детей). Хотите, чтобы такая мишень была у нас в группе? (Ответы детей). Давайте ее с вами сделаем.

Изготовление «Мишени мира». После изготовления мишени вместе с детьми определяется  место, где она будет находиться.

День четвертый.

На утреннем круге.

Воспитатель: - ребята, я снова рада вас видеть в нашей группе. Давайте поиграем в игру «Клубочек». Я буду катушкой, а вы ниточкой. Задание такое: ниточка наматывается на катушку (дети выполняют задание). Наша ниточка крепкая, так и дружба в нашей группе крепкая. Посмотрите, какой клубочек большой получился, крепкий и дружный. Давайте побудем им немного и почувствуем друг друга. А сейчас руки не отпускаем мы, вместе размотаем наш клубок (дети выполняют задание). Вот как клубочек был наш крепок, так и дружба у нас крепка.

Создание игровой ситуации – приход героя сказки.

В группу вбегает кот Леопольд: - Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Правильно, я кот Леопольд.  Мне сказали, что в вашей  группе очень дружные ребята. Правда ли это?

Предположительные ответы детей.

Леопольд: - Скажите ребята, а как же вы стали дружными, а то мыши никак не хотят со мной дружить? (Предположительные ответы детей). А у вас есть друзья, кто они?

Дети рассказывают о своих друзьях и показывают портреты, нарисованные дома.

Леопольд: - Какие вы молодцы, я вам принес вот такой альбом. Он называется «Давайте жить дружно». Можете свои портреты разместить в нем. А чтобы он был красивым украсить его.

Дети с воспитателем оформляют альбом, украшая его аппликацией.

Леопольд: - Как хорошо у вас получилось.

Определение дальнейших действий

 Воспитатель: - Ребята, а из какой сказки пришел к нам Леопольд? А какие вы еще знаете? (Предположительные ответы детей). Посмотрите, как много книг о дружбе есть у нас в группе.

 Дети рассматривают книги о дружбе, обсуждают варианты действий.

Леопольд: - Какие вы молодцы! Сразу видно, что вы дружная группа и как много у вас друзей. А теперь мне пора прощаться с вами. До свидания!

Леопольд уходит.

Презентация.

В группу входят родители с подарком: - Дорогие наши дети мы рады, что вы научились дружить и дарим вам этот подарок. Это «Ковер дружбы» (отдельные части ковра были изготовлены детьми с родителями дома, а потом соединены в единое целое). Он будет находиться в вашей группе, чтобы вы никогда не забывали о том, что такое дружба. А если вы вдруг поссоритесь, можете сесть на него и помириться. А еще мы  хотели бы наградить вас дипломами Дружбы (награждение).

Постановка новой проблемы.

Дети вместе с воспитателем и родителями обсуждают, что можно еще сделать, чтобы дружеские отношения в группе стали еще крепче. (Домик Дружбы)

Предполагаемый результат:

Для детей:  

  • дети познакомятся с понятием дружба, дружелюбие;
  • сформируется первоначальный опыт поведения в ситуации ссоры;
  • обогатится словарный запас для выражения дружеских чувств;
  • появится проявления гуманного отношения к окружающим;
  • станут более отзывчивы в отношениях: стали сочувствовать, сопереживать в ситуациях дискомфорта, радоваться успеху другого ребенка.

Для родителей:

  • родители заинтересуются темой проекта;
  • появится желание участвовать в воспитании дружеских отношений между детьми.

Для воспитателей: 

  • обогатятся представления о налаживании дружеских отношений между детьми;
  • обогатится опыт привлечения родителей к процессу воспитания дружелюбия у детей.

Оценка результатов проекта:

  • для детей – дети стали более дружелюбные, научились улаживать конфликты, договариваться, переживать и грусть и радость других детей, появилась сплоченность в группе.
  • для родителей – родители заметили, что дети стали дружны.
  • для воспитателей – обогатился опыт в налаживании отношений в группе, появилось желание продолжать работать с детьми по укреплению дружеских отношений.

Интернет-ресурсы: http://my.mail.ru/mail/joymylife/video/4770/4780.html

Список использованной литературы:

  1. И.А. Пазухина., «Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет»: Пособие для практических работников детских садов. - СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2004. – 272, ил.
  2. Иванова Н.В., Социальное развитие детей в ДОУ. – М.: Творческий центр  Сфера, 2008
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В., Учим детей общению. — Ярославль: Академия Развития, 1996.
  4. Крюкова С.В., Слободянник Н.П., «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего возраста»: Практическое пособие – М.: генезис, 2000. – 208 с., илл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное педагогическое мероприятие: "Давайте жить дружно!"

знакомство детей с приемами нетрадиционного рисования, формировать чувство принадлежности к группе....

Педагогическая гостиная. "Давайте жить дружно". (подготовительная группа)

Пояснительная записка.Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постеп...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по развитию коммуникативных навыков «Давайте жить дружно» во второй младшей группе

В детском саду большая роль в обучении детей коммуникативным навыкам отводится воспитателю. Именно он организовывает совместные игры, учит детей контактировать друг с другом, вовлекает их в различные ...

краткосрочный психолого-педагогический проект "Давайте жить дружно" для детей младших групп

Целью проекта является формирование у детей представлений о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умения  быть сдержанными, работать в коллективе....

«Педагогические ситуации» в рамках программы «Давайте жить дружно» (Выступление на педсовете)

laquo;Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих - и себя, и другого». Древнеиндийское выражение.Мне ближе наше народное - «конструктивное»: «Лучше худой мир, че...

Паспорт педагогического проекта "Давайте жить дружно"

Паспорт педагогического проекта "Давайте жить дружно"...