РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1 младшей группы кратковременного пребывания №2 (1-3 года)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Жмудзинская Наталья Александровна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   1 младшей группы кратковременного пребывания №2 (1-3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_mladshey_gruppy.docx95.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 45

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Большой пр. В.О., дом 48;   телефон:  321-37-75

ПРИНЯТО

Советом педагогов

ГБДОУ ЦРР –д/с  № 45

Василеостровского района

от ________________ № _____

УТВЕРЖДЕН

Приказом заведующего

ГБДОУ ЦРР № 45 Василеостровского района Санкт- Петербурга

от ________________ № _____

__________________ (О. В. Орлова)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   1 младшей группы кратковременного пребывания №2 (1-3 года)

по реализации основной образовательной программы дошкольного образования общей направленности с приоритетным осуществлением художественно эстетического направления.

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                                                                                                                                                               Разработчик рабочей программы:

Жмудзинская Н.А.

 

Санкт-Петербург

2015 год

           Содержание программы:

I. Целевой раздел программы

  • Пояснительная записка
  • Цель и задачи реализации программы
  • Принципы и подходы к формированию программы
  • Значимые для реализации программы характеристики, в том числе  характеристики особенностей  развития  детей раннего дошкольного возраста
  • Планируемые результаты освоения программы

II.Содержательный раздел программы

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие
  • Образовательная область «Физическое развитие»

III.Организационный раздел программы

  • Распорядок и  режим дня. Двигательный режим
  • Описание развивающей предметно-пространственной среды
  • Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
  • Материально-техническое обеспечение программы. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

I. Целевой раздел программы.

      Пояснительная записка.

Рабочая  программа по развитию детей 1 младшей  группы кратковременного пребывания  разработана в соответствии с   образовательной программой ГБДОУ  ЦРР -детский сад № 45 Василеостровского района Санкт- Петербурга,  в соответствии с:

  1. «Законом об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
  2. Законом Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года № 461-83 « Об образовании в Санкт-Петербурге»
  3. Конвенцией ООН о правах ребенка 1989г.
  4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"
  5.  «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2012 г. №22946"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении");
  6. Декларацией прав ребенка, 1959 г.

8.  Уставом  ГБДОУ  ЦРР д/с №45 от 15.01.2014г.

9 ."Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима  работы в дошкольных организациях   (Постановление  от 15 мая 2013 г. №26  г. Москва  «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13

Образовательная программа ГБДОУ  ЦРР -д/с №45 разработана на основе примерной  основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 учебного года),а также на основе вариативной примерной образовательной программы «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой.   Образовательная программа ГБДОУ  ЦРР -д/с №45 обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций и реализуется на государственном языке Российской Федерации.

      Рабочая программа ориентирована на детей  в возрасте от одного года до трех лет.    

  Рабочая программа написана на период 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи реализации программы.

Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи:

  • Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Построение комплексно-тематической модели образовательного процесса.
  • Обеспечение познавательно,  социально-нравственного, художественно-эстетического и физического развития детей.
  • Обеспечение рациональной организации и реализации приоритетного направления.
  • Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
  • Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой).
  • Осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей.
  • Повышение компетентности родителей в области воспитания.
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Основные задачи образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в группе; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической преемственности;
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

    Значимые для реализации программы характеристики, в том числе  характеристики особенностей  развития детей раннего дошкольного возраста.

Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого -педагогические условия:

  1. Уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  2. Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  3. Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  6. Возможность выбора детьми материалов,  видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия ;
  8. Поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Характеристики особенностей развития детей раннего возраста.

Особенность развития детей в возрасте 1 года — 1,6 лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — ребенок различает по величине (большой, маленький). Подбирает предметы разной формы по образцу, например кубик к кубику.

Общие движения — ходит длительно до 10 м.  Меняет положение, приседает, наклоняется. Может перешагивать через препятствия, подниматься по лестнице, спускаться приставным и чередующимся шагом. Бросает вдаль предметы, катает мячи.

Игра — умеет воспроизводить в игре различные действия, которые наблюдает в жизни. Например, кормит куклу, умывает, укачивает ее и т. д. Переносит  знакомые действия на новые игрушки. Кормит не только куклу, но и собачку.

Понимание речи взрослых — увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия часто называемых лиц, предметов, действий. Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи.

Активная речь — пользуется словами-заменителями и облегченными словами (машина — «би-би», собака — «ав-ав»). Легко подражает облегченным словам.

Навыки — пьет свободно из чашки, ест ложкой самостоятельно густую пищу. Обращает внимание на грязные руки, лицо, нос.

Особенность развития детей в возрасте 1,6 — 2-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — подбирает по образцу предметы 4-х основных цветов. Различает 3 разных по величине предмета, например 3 куба. Подбирает по образцу однородные предметы, сходные по форме.

Общие движения — перешагивает через палку, поднятую от пола на 18-20 см. Бросает мяч в горизонтальную цель на расстояние 60-70 см. Легко  влезает на стремянку, спускается чередующимся шагом.

Игра — Легко воспроизводит в игре отдельные явления, последовательные действия.

Понимание речи взрослых — понимает смысл предложений о событиях и явлениях, часто повторяющихся в личном опыте. Понимает рассказ о события, знакомых без показа. Понимает содержание несложного сюжета по картинке.

Активная речь — словарь увеличивается до 300 слов. Легко повторяет слова и простые фразы. Обобщает предметы по существенным признакам. Облегченные слова заменяет правильными. Говорит предложениями из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения. Речь становится средством общения со взрослыми. Задает вопрос «Что это?»

Навыки — ест довольно аккуратно. Пользуется носовым платком. Частично одевается и раздевается. Контролирует физиологические отправления.

Особенность развития детей в возрасте 3-х лет соответствуют показателям по основным линиям развития:

Сенсорное развитие — называет 4 основных  цвета, величину «большой», «маленький».

Общие движения — ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстоянии от 80-100 см до 100-125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с другими детьми. Одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.

Речь — словарь активных слов включает 1200-1500 слов. Появляются вопросы «Где?», «Куда?», «Почему?». Речь становится средством общения и с детьми. Легко разучивает стихи и песенки. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия. Произносит все звуки, кроме «Р», «Л» и шипящих.

Игра — в игре исполняет роль мамы, врача и т.д.

Навыки — самостоятельно одевается, но не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.  Делает это с помощью взрослых. Моет руки перед едой. Пользуется салфеткой по мере надобности. Благодарит после еды без напоминания.

Развитие личности в раннем возрасте сопровождается такими  характеристиками: в 1 год — начинает отделять себе от  взрослого и пытается действовать  предметами самостоятельно. Проявление радости при успехе в действиях с ними, огорчения при неудачах и запретах к действию. Появление некоторого противопоставления себя взрослым, стремления к самостоятельности, свободе. (кризис первого года жизни). Проявление радости при приходе взрослых и детей, которые играют с ним, инициативное общение (сопровождается смехом, лепетом). Играет (поиск — прятание  «Где спрятано?»).

2-3 год жизни — более четкое оформление интереса к активному взаимодействию с ребенком, взрослым или старшими детьми. Острая потребность в одобрении своих действий со стороны взрослых. Одобрение и похвала вызывают чувство гордости. При неудаче возникает чувство огорчения, стыда. Наряду с предметной, появляются разные виды деятельности, и все более отчетливо проявляется самостоятельность в них. Под влиянием оценки взрослого возникает самооценка, но не дифференцированная: взрослый оценивает успехи в действиях, а ребенок относит ее к себе в целом («Я хороший» или «Я плохой»). Изменение отношения ребенка к взрослому: оформляется позиция «Я сам», в то же время взрослый — образец для подражания. Начало кризиса 3-го года жизни.

Планируемые результаты освоения программы выражаются в Целевых ориентирах образования в раннем возрасте. Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

1. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

2. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

4. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;                                                                                

 5. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

6. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

II. Содержательный раздел программы.

Социально-коммуникативное развитие.

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

– дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

– дальнейшего развития игры

– дальнейшего развития навыков самообслуживания.

В сфере развития общения со взрослым

Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи. Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу ребенка в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.

Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимание ребенка на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, поощряет достижения ребенка, поддерживает инициативность и настойчивость в разных видах деятельности.

Взрослый способствует развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и просоциальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процессе взаимодействия: радости, злости, огорчения, боли и т. п., которые появляются в социальных ситуациях. Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками

Взрослый наблюдает за спонтанно складывающимся взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые появляются у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и обращает внимание на то, что определенные действия могут вызывать обиду.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т. п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их влияния на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры

Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы-заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми.

В сфере социального и эмоционального развития

Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к Организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей (законных представителей) или родных для участия и содействия в период адаптации. Взрослый, первоначально в присутствии родителей (законных представителей) или близких, знакомится с ребенком и налаживает с ним эмоциональный контакт. В период адаптации взрослый следит за эмоциональным состоянием ребенка и поддерживает постоянный контакт с родителями (законными представителями); предоставляет возможность ребенку постепенно, в собственном темпе осваивать пространство и режим Организации, не предъявляя ребенку излишних требований.

Ребенок знакомится с другими детьми. Взрослый же при необходимости оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой.

Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами. Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дает возможность самим одеваться, умываться и пр., помогает им), поощряет участие детей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

Познавательное развитие.

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

– развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром

Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей

Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, наполняя ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки,  а также грецкие орехи, каштаны, песок и воду. Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Речевое развитие.

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития речи у детей в повседневной жизни;

– развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни

Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей. Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

В сфере развития разных сторон речи

Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стихов; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

Художественно-эстетическое развитие.

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

– приобщения к изобразительным видам деятельности;

– приобщения к музыкальной культуре;

– приобщения к театрализованной деятельности.

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру

Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности

Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами – красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.; знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности; поощряют воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре

Взрослые создают в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь. Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песни, побуждают ритмично двигаться под музыку; поощряют проявления эмоционального отклика ребенка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности

Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стихи, организуют просмотры театрализованных представлений. Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

       Физическое развитие.

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

– укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

– развития различных видов двигательной активности;

– формирования навыков безопасного поведения.

В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни

Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и что вредно для здоровья.

В сфере развития различных видов двигательной активности

Взрослые организую пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений Организации, так и на внешней ее территории (горки, качели и т. п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, для развития ловкости, силы, координации и т. п. Проводят подвижные игры, способствуя получению детьми радости от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

В сфере формирования навыков безопасного поведения

Взрослые создают в Организации безопасную среду, а также предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и препятствования деятельному исследованию мира.

III. Организационный раздел программы .

Организация режима пребывания детей.

Режим дня составлен с расчетом на 3,5-часовое пребывание ребенка в детском саду. Режим должен быть гибким. Возможны изменения в отдельных режимных процессах, например, проведение непосредственно образовательной деятельности не в четко фиксированное время, а в зависимости от конкретных условий, программных задач, самочувствия детей. При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Режим дня должен предусматривать постепенность перехода от одного процесса к другому.

Режим дня на 2015-2016 учебный год

Первая младшая группа №2 кратковременного пребывания.     

08.30 – 08.50

Прием и осмотр детей

08.50 – 08.56

Утренняя гимнастика

09.00 – 09.30

Индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность, игра

09.30 – 09.40

Основная образовательная деятельность

09.40 – 10.10

Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак

010.10-10.50

Организация игровой деятельности, индивидуальная работа, досуги

10.50 -11.00

Основная образовательная деятельность

11.00 – 12.00

Организация игровой деятельности, индивидуальная работа, досуги

12.00

Уход детей домой

Образовательные мероприятия с детьми проводятся в форме совместной игры ребенка, либо 2-3 детей со взрослым.

Используется основной метод  - наглядно-образный, используя различные средства показа, с разными наглядными материалами.

Вся деятельность детей проводиться со взрослым. С самого раннего детства ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Необычайная восприимчивость ко всему, что связано с человеческим общением и создает предпосылки при правильном воспитательном влиянии и обучении, для интенсивной социализации.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Первая младшая группа№2 кратковременного пребывания.

ДНИ НЕДЕЛИ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

ПОНЕДЕЛЬНИК

10.50 – 11.00 -Музыка

Познание (конструктивная деятельность)

ВТОРНИК

09.30 – 09.40- Коммуникация (развиваем речь и коммуникативные способности)

Чтение художественной литературы (фольклор)

СРЕДА

09.30 – 09.40 - Познание (развитие математических способностей)

10.50 – 11.00 -Физическая культура

Художественное творчество (лепка)

ЧЕТВЕРГ

11.25 – 11.35 Музыка

Художественное творчество (рисование)

ПЯТНИЦА

09.30 – 09.40 - Познание (ребенок открывает мир природы)

11.00 – 11.10 Физическая культура

Здоровье/безопасность

 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ГБДОУ ЦРР - Д/С № 45

Формы организации

Младший возраст

Старший возраст

Младшие

группы

Средние

группы

Старшие

группы

Подготовит.

группы

Организованная деятельность

6 часов в неделю

8 часов в неделю

Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8- 10 минут

10- 12 минут

Дозированный бег

3-4 минуты

5-6 минут

7-8 минут

Упражнения после дневного сна

5- 10 минут

5- 10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

не менее 2-4 раз в день

6-8 минут

10-15 минут

15-20 минут

15- 20 минут

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю

8-12 минут

8-15 минут

8-15 минут

Физкультурные упражнения на прогулке

Ежедневно с подгруппами

5-10 мин

10-12 мин

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

1-2 раза в месяц

15 минут

20 минут

30 минут

30- 40 минут

Спортивные праздники

2- 4 раза в год

15 минут

20 минут

30 минут

40 минут

 День здоровья

Не реже 1 раза в квартал

         1 день в месяц

         1 раз в месяц

   Неделя здоровья

Не реже 1 раза в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Предметно - развивающая среда первой младшей группы кратковременного пребывания организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей. Пособия, игрушки при этом располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей. Воспитатель подбирает соответствующие возрасту и потребностям детей игрушки и игры, заботится о регулярном обновлении игровой атрибутики, наличии полифункциональных игровых материалов, дозирует меру своего влияния на самостоятельные детские игры, создает условия и настрой на игру в течение всего дня пребывания детей в детском саду.

Строго соблюдается требование безопасности предметно-пространственной среды для жизни и здоровья ребенка: соответствие детской мебели, игрового и дидактического материалов возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям.

Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности и давало ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Тематическое планирование образовательного процесса в первой младшей группе кратковременного пребывания.

Планирование педагогической работы составляет одну из основ правильной организации жизни детей в детском саду. Образовательный процесс проектируется на интегративных принципах, принципах комплексно-тематического планирования. Планирование содержания представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в изучаемую тему, в освоении заданного содержания на организованных занятиях и создание условий для деятельности вне занятий. Организованная образовательная деятельность выстраивается таким образом, чтобы каждая образовательная деятельность обогащала имеющиеся представления, позволяла по-новому взглянуть на данное событие, явление, а художественное творчество позволяло воплощать имеющиеся знания, умения и использовать их в конкретной ситуации.

Месяц

Неделя

Тема. Цель темы

Сентябрь

1.09- 25.09

7.

Мониторинг.

Адаптационный период: « Здравствуй, Детский сад ».Цель: адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, игрушки и пр.). Учить детей ориентироваться в помещении своей группы. Познакомить с детьми, воспитателем. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателю, детям. Вызвать у детей радость от нахождения в детском саду, развитие интереса к сверстникам. Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать предложения воспитателя; воспитывать заботливое отношение к игрушкам.

О

28.09- 2.10

«Наша группа . Игрушки». Цель:  Развивать умение играть вместе со сверстниками (выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой). Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы - заместители. Связывать сюжетные действия с ролью. В подвижных играх развивать желание играть вместе с воспитателем, приучать к совместным играм небольшими группами. Поддерживать игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание). В дидактических играх учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат); составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков), сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам.

Октябрь

5.10- 9.10

«Осенние дары природы». Цель:  учить различать и называть по внешнему виду овощи и фрукты. Формировать представления детей о дарах осени – овощах и фруктах, учить различать по форме и цвету. Расширять представления детей об овощах и фруктах, месте их произрастания, существенных признаках. Развитие тактильных ощущений. Сформировать обобщающие понятие «овощи», «фрукты». Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия овощей, фруктов; прилагательными, обозначающими качество овощей, фруктов.

12.10-16.10

«Домашние животные». Цель:  расширять представления о домашних животных, узнавать на картинках, в игрушках (собака, корова, коза и т. д.) и их детенышей. Рассказывать детям о повадках и хитростях домашних животных. Расширять элементарные представления о правильных способах взаимодействия с животными (наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда, кормить животных только с разрешения взрослых). Воспитывать бережное отношение к животным. Стимулировать проявление добрых чувств и отношений к животным. Воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.

19.10-23.10

« Транспорт». Цель: расширять представления о грузовом и легковом транспорте. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения, называть части транспорта (автомобили ездят по дороге (проезжей части), ведет автомобиль водитель, в автобусах люди едут на работу, в магазин, в детский сад). Расширять представление о правилах безопасности дорожного движения (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов, на красный свет светофора нужно стоять, на зеленый - двигаться, переходить улицу можно только со взрослым, крепко держась за руку). Расширять представления о правилах поведения детей в автобусе (в автобусе дети могут ездить только со взрослыми; разговаривать нужно спокойно не мешая другим; слушаться взрослых и т. д.). Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Дорожное движение». Обогащать словарь детей: существительными, обозначающими названия транспортных средств (автомашина, автобус).

26.10-30.10

«Золотая осень». Цель:  расширять элементарные представления об осени: сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада. Расширять элементарные представления об осенних изменениях в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Укреплять интерес детей к окружающей природе. Накапливать представления об объектах и явлениях природы, их разнообразии. Обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об осени, вызвать эмоциональный отклик и эстетические чувства на красоту осенней природы. Развивать речевую активность детей.

2.11-6.11

     «Дикие животные». Цель:   Расширять представления о сезонных изменениях в природе  и дать понятие о том, как в зависимости от этого меняется жизнь животных, их поведение. Закреплять представление о строении тела животных. Развивать любознательность, основы  исследовательской деятельности , творческую деятельность. Формировать бережное отношение к животным, развивать  эстетические чувства через природу.

  9.11-13.11

«     «Моя семья». Цель: формировать представление о семье и своем месте в ней. Побуждать называть членов семьи, род их занятий. Воспитывать желание проявлять заботу о родных и близких. Расширять словарный запас, вызвать у детей, чувство гордости своими родителями, благодарности за их заботу. Воспитывать желания проявлять заботливое отношение к близким людям, любовь к своей маме, выражать отношение при помощи ласковых слов.

16.11-20.11

     «Труд взрослых. Профессии».  Цель: познакомить детей с трудом взрослых, рассказать детям о профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, медсестра, повар). Показать важность каждой профессии развивать интерес к наблюдению трудовой деятельности; побуждать к отражению полученных впечатлений в играх.  Расширять представление о «городских» профессиях (врач, продавец, полицейский, строитель), о труде взрослых. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий (убирать одежду, игрушки). Узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца). Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать).

23.11-27.11

     «Я хороший, ты хороший. Как себя вести. Учимся дружить!». Цель: Формировать представление о том, что все люди разные не только по внешнему виду, но и по характеру: добрые, злые, смелые, трусливые. Учить проявлять сочувствие и внимание с сверстниками (делиться игрушкой, уступать, радоваться, отзываться на просьбу другого ребёнка, помогать ему), способствовать установлению добрых отношений между детьми.

30.12- 4.12

     «Я человек». Цель: Развитие представления о себе как о человеке: я – мальчик (девочка),  хожу в детский сад, в группе мои друзья. Формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья).Формирование представлений детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях. Развитие интереса к сверстнику, желания взаимодействовать с ним

7.12-11.12

 «Мой дом». Цель: Дать детям представление о доме как о месте , где живет дружная семья, закрепить знания о предметной обстановке в доме, о домашних обязанностях членов семьи; формировать представление, что детский сад – дом для дружных детей, сотрудников и родителей; учить ориентироваться в группе, в назначении разных помещений, понимать что у всех детей равные права на игру, общение, заботу.

Декабрь

14.12-18.12

«Мальчики и девочки». Цель: Формировать гендерную принадлежность детей; развивать интерес к сверстникам, способствовать установлению добрых отношений между детьми, помогать дошкольникам лучше узнавать друг друга, устанавливать контакты, помогать в освоении  способов взаимодействия в быту, игре, общении, учить сравнивать лица, причёски, одежду, любимые  игрушки мальчиков и девочек, воспитывать доброе отношение друг к другу.

21.12-25.12

«Зима». Цель: Формировать у детей элементарные представления о зиме: идёт снег, деревья голые, земля покрыта снегом, стало холодно – люди надели тёплую одежду. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний в процессе общения с зимней природой; вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

28.01- 31.01

«Новый год». Цель: знакомить детей с новогодним праздником, привлекать к участию в нём. Дать представление о том, что это радостный праздник (люди украшают ёлку, приходит Дед Мороз и Снегурочка, дарят подарки). Создавать атмосферу праздничного настроения, развивать фантазию, творческое воображение, воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о зиме и новогоднем празднике; развивать эмоциональную отзывчивость в процессе подготовки к Новому году: развитие интереса к новогоднему празднику. Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике.  

Январь

11.01-15.01

«Русское народное творчество». Цель: Знакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением. Учить обыгрывать народные игрушки и предметы промыслов, выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, разнообразие элементов росписи. Воспитывать интерес к русскому фольклору: песенкам, потешкам, прибауткам, сказкам; развивать умение обыгрывать потешку, побуждать к повторению фольклорных текстов. Открыть новые возможности игрового отражения мир.

18.01-22.01

«Мир предметов вокруг нас». Цель: Расширить кругозор детей через знакомство с предметным миром, формировать у детей представление о предметах ближайшего окружения: учить различать и называть посуду, познакомить с её назначением, закреплять знания о предметах мебели, одежды, поддерживать  и развивать интерес к совместному со взрослыми  и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними, учить исследовать предметы, сравнивать предметы (по цвету, форме, размеру).

25.01- 29.01

 «Аквариумные рыбки». Цель:  познакомить детей со способами существования рыб; учить понимать связь между образом жизни живого существа и условиями среды обитания. Рассматривать их (что у них есть, чем питаются, почему живут в воде). Различать некоторых простых рыб.

Февраль

1.02- 5.02

«Мир животных и птиц». Цель: обогащать представления детей об образе жизни животных и птиц. Расширять представление о внешнем виде, месте обитания. Формировать желание заботится о животных и птицах, охранять их; развивать эмоции и гуманные чувства, помогать отражать в игре природный мир; побуждать к первым творческим проявлениям.

8.02-12.02

«Я в обществе». Цель: Помогать детям в основании способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми в игре, повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать), развивать умение сопереживать настроению сверстников и взрослых, приучать к выполнению элементарных правил поведения в обществе, воспитывать умение быть приветливым по отношению друг к другу: обращаться по имени, использовать вежливые слова и обороты, выслушивать мнение других.

15.02-20.02

«Наши папы. Защитники отечества». Цель: Познакомить детей с государственным праздником – День защитника Отечества и его значением;  формировать представления о роли отца в семье; воспитывать доброе отношение и уважение к папе, вызвать чувства гордости за своего отца.

24.02-26.02

«Неделя безопасности (ОБЖ)». Цель: Обогащать представления о доступном ребёнку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования, о безопасном поведении на улице и в группе детского сада. Формировать осторожно и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям. Обучать способам, как позвать взрослого на помощь.

Март

29.02-4.03

«Мы помощники. Что мы умеем?». Цель: Помочь ребенку освоить первые представления и соответствующий словарь о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытьё посуды, смена постельного белья, уборка помещений детского сада и участка) дома и в детском саду. Побуждать выполнять отдельные действия самообслуживания, предлагать и оказывать помощь сверстнику и взрослому по уходу за растениями и животными. 

9.03-11.03

«О любимых мамах. 8 марта». Цель:  воспитывать любовь к маме, бабушке; учить оказывать им посильную помощь. Проявлять заботу; поощрять желание порадовать маму и бабушку необычным подарком; упражнять в составлении описательного рассказа, в подборе слов-эпитетов о маме и бабушке. Обогащать представления о семье и родственных отношениях; пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость; воспитывать у детей добрые чувства, уважение, любовь к маме, родителям. Расширять представление о женском празднике. Поощрять желание мальчикам заботиться о девочках.

14.03-18.03

«Я и мое тело». Цель: Стимулировать изучение ребенком себя, своего тела, возможностей своего организма. Развивать представление о себе, своих физических возможностях (осанка, движение, картина здоровья, интерес к правилам и навыкам здоровьесберегающего поведения. Формировать знания о том, что такое здоровье и здоровый человек, об основных умениях и навыках, содействующих поддержанию и укреплению здоровья. Содействовать гармоничному формированию развитию детей, становлению о обогащению двигательного опыта.

21.03 -25.03

«Мой город, моя малая родина». Цель: Знакомить с родным городом, его названием, достопримечательностями. Знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Расширять представление о разных домах (большой - маленький, высокий, низкий, у дома есть двери, окна, этажи, балконы). Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики.

28.03-1.04

«Книжкина неделя». Цель: Обогащать читательский опыт детей (опыт слушания); способствовать восприятию и пониманию текста детьми; воспитывать интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать; поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение. 

Апрель

4.04-8.04

«Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Цель: расширять представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Расширять представление об опасных предметах домашнего обихода, об опасностях на прогулке (не трогать жуков, муравьёв, не брать в рот растения). Расширять знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Знакомить с элементарными правилами поведения в детском саду (играть с детьми, не мешая им и не причиняя боль, уходить из детского сада только с родителями, не разговаривать и не брать предметы и угощение у незнакомых людей, объяснять детям, что нельзя брать в рот несъедобные предметы, никакие предметы нельзя засовывать в ухо или в нос — это опасно!). Развивать умение у детей безопасного передвижения в помещении: быть осторожными при спуске и подъеме по лестнице, держаться за перила. С помощью художественных произведений знакомить с правилами безопасного поведения на улице, дома.

11.04-15.04

«Весна- красна». Цель:  Закрепить представления о весенних  изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухли почки; Дать представление об условиях роста растений; формировать интерес к явлениям природы; развивать эмоциональную  отзывчивость на её красоту; способствовать установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы, проявлению любопытства и любознательности.

18.04-22.04

«Птицы». Цель: Обогащать представления детей о птицах, об образе жизни птиц, особенностях строения и поведения; поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами, формировать желание  заботиться о птицах, охранять их; развивать эмоции и  гуманные чувства.

25.04-30.04

«Добрые волшебники». Цель: Формировать у детей образные представления о доступных предметах и явлениях, развивать умение изображать их в собственной деятельности;  развивать умения и навыки собственной изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности, поощрять желание воплощать в процессе создания образа собственные впечатления, переживания, поддерживать творческие начала в изобразительной деятельности..

Май

4.05- 6.05

«На улицах города (ПДД) ». Цель:  Формировать элементарные представления о ПДД; учить различать проезжую часть дороги и место перехода «зебра»; познакомить детей со светофором и его цветами; продолжать расширять представления детей о транспорте и его видах: грузовом, легковом, общественном и правилах поведения в нём; показать значение транспорта в жизни человека; вести активную работу с родителями; используя различные формы сотрудничества.

10.05-13.05

«Зеленые друзья (растения)». Цель:  Обогащать представления детей о растениях: учить узнавать объекты и явления в природе и на картинах, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях; развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие; привлекать малышей к посильной помощи в уходе за растениями уголка природы.

16.05-20.05

Мониторинг.

23.05-31.05

Мониторинг.

Организация взаимодействия с родителями.

  Семья для ребѐнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда, определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребѐнку родительская любовь. Поэтому от родителей требуется научиться проявлять любовь к своему ребѐнку полезным для него образом, вызывая ответные чувства.

   Воспитатель в сотрудничестве с родителями стремится к позиции поддержки, соучастия, и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Отстраненное отношение воспитателя к ребенку препятствует полноценной деятельности. Родители должны видеть в воспитателе внимательного, знающего, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами.

Эффективными методами работы с родителями являются активные и интерактивные методы взаимодействия, особенность которых заключается в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.

Основные формы взаимодействия с родителями.

-Групповые родительские собрания – 1 раз в квартал

- Анкетирование родителей по различным темам

- Консультирование специалистов (индивидуальные, групповые)

- Дни открытых дверей

- Совместные выставки рисунков, тематических плакатов, поделок - согласно годового плана

- Участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, конкурсов - согласно годового плана

- Информационные центры для родителей (консультации, советы, рекомендации, памятки)

-Изучение запросов, мнений родителей через «Почту доверия»

- Участие родителей в реализации групповых проектов

- Привлечение родителей к оснащению и оформлению предметно-развивающей среды

Социальный статус родителей первой младшей группы №2 кратковременного пребывания

   Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ГБДОУ ЦРР- д/с № 45 пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.

 

 

2015-2016

 

Количество детей

29

 

Особенности семьи

Полные семьи

25

Одинокие

2

В разводе

2

Вдовы

Опекуны

многодетные

1

Жилищные условия

Имеют собственное жилье

25

Живут с родителями

2

снимают

2

Образование

высшее

30

н/высшее

2

среднее

8

с/спец.

14

н/среднее

6

Социальный состав

интеллигенция

4

рабочие

5

служащие

7

домохозяйки

10

предприниматели

3

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ГБДОУ ЦРР- д/с № 45 осуществляется интеграция общественного и    семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

                        - с семьями воспитанников;

                        - с будущими родителями.

 Задачи:

  1. формирование психолого- педагогических знаний родителей;
  2. приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  3. оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
  4. изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ГБДОУ ЦРР-д/с № 45 на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни детского сада;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ГБДОУЦРР- д/с №45, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Перспективный план работы с родителями на 2015-2016 учебный год.

месяц

тема

форма

ответственные

Сентябрь

Давайте знакомиться –

«Страна Детсадия»

Примите наши правила

«Малыш с года до двух. Какой он?»

Возрастные особенности детей 2-го года жизни, ознакомление с режимными моментами.

«Как облегчить адаптацию»

«Для вновь поступивших родителей»

«Адаптируемся вместе»»

«Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду»

Информационный стенд

Стенд

Родительские встречи

Советы  педагога-психолога

Советы старшей медсестры

Консультация (педагог-психолог)

Оформление информации на стенде

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Богачева Т.А.

Батова Е.А.

Богачева Т.А.

Батова Е.А.

Октябрь

«Читаем детям – читаем вместе с детьми»

«Уроки светофора»

«Читаем детям – читаем вместе с детьми»

Подготовка выставки книг «Книжка – малышка»

«Неваляшки» - это мы!!

«Все о нас!»

«Профилактика простудных заболеваний»

«Здоровье всему голова» (профилактика гриппа)

Информационный стенд

Папка-передвижка

 

Выставка детских книжек

Оформление фотовитрины

Создание рекламных буклетов

Консультация

Ст. медсестра

Оформление информации

 в    «Уголке   здоровья».

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Батова Е.А.

Батова Е.А.

Ноябрь

«День за днем говорим и растем»

Родительское собрание на тему: «День за днем говорим и растем»

Анкетирование родителей

«Развитие речи детей раннего возраста в семье»

«Развиваем речь детей»

«Мои пальчики расскажут»

«Как развивать речь ребенка во время прогулки»

«Фольклор для маленьких»

«Формирование правильного звукопроизношения»

Оформление газеты, посвященной Дню матери

Родительское собрание

Анкетирование

 

Памятка для родителей

Картотека пальчиковых игр

Информационные листы

Презентация для родителей

Рекомендации

Праздничная газета

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Декабрь

«Я -  сам!»

«Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

«Я сам!»

Анкетирование по теме:

«Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

«Формирование гигиенических навыков и привычек»

«Раннее детство: у истоков развития личности»

«С Новым годом, с новым счастьем!»

Круглый стол

Папка-передвижка

Анкетирование

Консультация

Дискуссия

Оформление праздничной газеты-поздравления для родителей

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Январь

«Растим детей здоровыми»

«Здоровая семья – здоровый малыш»

Анкетирование «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

«Режим дня и его значение»

«Развитие двигательных навыков и двигательной активности»

«Вместе с мамой, вместе с папой»

«Будь здоров, малыш!»

«Посмотрите, как стараемся, вместе закаляемся»

«Правильное питание – основа здоровья»

Родительское собрание

 Анкетирование родителей

Информационные листы

Встреча за круглым столом

Фоторепортаж о совместных прогулках выходного дня.

Газета для родителей

Фотовитрина  о закаливающих мероприятиях

Советы старшей медсестры

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Батова Е.А.

Батова Е.А.

Февраль

«Движение + движение»

«Подвижные игры для детей младшего возраста»

 

«Домашний игровой уголок младшего дошкольника. Его безопасность»

«Дети -  наша общая забота»

«Одежда детей в помещении и на прогулке»

«Профилактика детского травматизма»

«С любовью, для папы!»

Подборка игр. Оформление папки-раскладушки

Рекламные листовки

Консультация

Советы  родителям

Подготовка информации в «Уголке здоровья»

Оформление праздничной газеты для пап

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Март

«Игра – школа развития»

Родительское собрание

«Что наша жизнь?...Игра!»

«Ладушки – ладушки» (о развитии мелкой моторики)

«Ребенок и игрушка»

«Игры для детей  раннего возраста в группе и в семье»

«Полезные игрушки»

«Игрушки своими руками»

«Рисуем с папой мамин портрет»

Форма проведения: деловая игра

Консультация

Анкетирование родителей

Информационные листы

Памятка для родителей при выборе игрушек

Выставка  игрушек сделанных родителями

Праздничная газета-коллаж

 к 8 Марта

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Апрель

«Чудесный мир красок»

«Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста»

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста»

«Сотворчество. Плюсы и минусы»

 «Мы растем»

«День добрых дел»

Консультация

Практическое занятие с родителями

Дискуссия

Оформление информации в уголке здоровья

Субботник совместно с родителями на участке

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Перспективный план взаимодействия с родителями на 2015-2016 учебный год.

Май

«Наши успехи»

«О первых успехах малышей»

"Итоги работы за год"

"Организация летнего отдыха"

«Босиком по росе.

 Как закаливать ребенка на   даче»

Заметки воспитателей

Родительские встречи

Консультация

Оформление информации в «Уголке здоровья»

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Жмудзинская Н.А.

Для реализации программы создано материально-техническое обеспечение процесса образования детей раннего возраста с учетом  разных видов деятельности и индивидуальных траекторий развития детей:  

Перечень средств обучения и воспитания:

Дидактические игрушки (функциональные назначения)

Для детей от 1 года до 1г.6 мес.

-Пирамидка с кольцами равной величины. Развитие ручной умелости, целенаправленных действий.

-Пирамидка с кольцами двух контрастных размеров. Развитие умения различать контрастные размеры, сопоставлять их; учитывать размеры при построении пирамидки.

-Коробки-вкладыши разной формы и сечения.  Развитие практического умения сопоставлять разные формы.

-Матрешки-двухместные. Формирование представлений о соотношении целого и его частей; развитие умения сопоставлять и подбирать детали по размерам, целенаправленной результативной деятельности.

-Шароброс с шарами двух размеров. Формирования умения различать размеры предметов; развитие ручной умелости, целенаправленных координированных действий.

-Наборы для игр с песком (совок, ведро, формочки). Развитие ручной умелости, координации движений, результативных действий, а также элементов орудийной деятельности и практического мышления.

-Бочата с мелкими фигурками – вкладышами. Ознакомление ребенка с новой сложной формой, развитие координированных, целенаправленных действий (открывание, закрывание, вкладывание, сопоставление частей и целого).

-Столики(одноцветные) с втулками. Формирование умения действовать целенаправленно; развитие мышечных движений кисти руки.

-Столики(двухцветные) с яркими втулочками тех же цветов. Упражнение в сопоставлении и различении двух разных цветов; совершенствование ручной умелости.

-Строительный набор М.И.Агаповой. Ознакомление с формами предметов  (куб, призма, прямоугольник); упражнение в цветоразличении; формирование элементов конструктивной деятельности и мышления.

-Коляски с рукоятками. Развитие общей координации движений, специфических действий с предметами; формирование представлений о назначении различных частей предметов.

-Тележки, машины. Развитие игры, практического мышления, связанного с овладением предметно- опосредованными действиями.

-Наборы сюжетных игрушек для строительных игр. Развитие игры, мышления, содержательной целенаправленной деятельности.

-Корзиночки. Развитие ручной умелости, элементов практического мышления.

Для детей от 1г.6 мес. до 2-х лет.  

-Наборы резко контрастных по размерам колец, шаров, кубов, призм. Развитие сенсорных процессов, связанных с различением и обобщением цвета и формы.

-Занимательная коробка с набором шаров и кубов двух размеров. Упражнение в различении форм, размеров и в сопоставлении объемных фигур с их контурными обозначениями.

-Пирамидки трех контрастных размеров. Различение и сопоставление размеров; формирование практического представления о последовательности действий, умения совершать целенаправленные, законченные по результату действия; усвоение слов «большой», «поменьше», «самый маленький».

-Пирамидки пяти контрастных размеров.  Дальнейшее совершенствование умения различать размеры; развитие волевого усилия, направленного на завершение действий.

-Матрешки  трехместные. Упражнение в различении контрастных величин, в составлении целого с учетом дифференцировки различных по размеру и форме частей; развитие способности к волевому усилию.

-Столики-трафареты с втулочками соответствующих цветов. Упражнение в различении цвета, сопоставлении цветных объектов и фона, обобщении по признаку цвета.

-Подставка-трафареты с кольцами – вкладышами. Формирование представления о нарастающем по величине ряде колец.

-Лоточки для скатывания шариков. Практическое познавание  свойств наклонной полоски и зависимости между силой толчка и скоростью скатывания шарика.

-Большой строительный набор. Развитие мышления, навыков конструирования и практического употребления геометрических форм.

-Столики  двухцветные с двумя комплектами сюжетных фигурок. Развитие мышления, навыков общения.

-Лотки для поочередного прокатывания автомобилей. Развитие форм общения между детьми,  совместных действий.

-Набор «Достань колечко». Развитие практического мышления; формирование орудийного способа действий; дальнейшее совершенствование сенсорики (глазомера и цветоразличения).

-Трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочкой; игра «Салют!». Развитие мышления, умения правильно действовать с предметами в трехмерном пространстве, а также глазомера, координации движений обеих рук; совершенствование орудийного способа действий.

-Набор «Покатай куклу» (тележка со стержнем и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце). Дальнейшее развитие мышления, глазомера, умения правильно использовать специализированное орудие и соотношение между значимыми деталями игрушки.

-Набор для игр с водой. Дальнейшее развитие мышления, умения применять различные  способы использования специализированных орудий, ознакомление со свойствами воды; развитие ручной умелости.

Для детей от  2-х до 3-х лет.  

-Набор «Покатай куклу» (тележка со стержнем и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце). Дальнейшее развитие мышления, глазомера, умения правильно использовать специализированное орудие и соотношение между значимыми деталями игрушки.

-Наборы сюжетно-ролевых игр: врач, повар, водитель, полицейский и т.д.

 -Наборы со шнуровками, застежками, щеколдами: учить завязывать шнурки, застегивать пуговицы.

-Большой строительный набор. Развитие мышления, навыков конструирования и практического употребления геометрических форм, различения по четырем цветам, величине.

Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Перечень методической литературы:

1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие под ред. С.Л.Новоселовой. М., «Просвещение»,1985г.

2.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – М.,Просвещение,1981г.

3. «Кроха» - Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет; М., Просвещение, 2004 г.

4.Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред. Л.Н.Павловой – М., Просвещение, 1986г.

5.Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей – М., Просвещение, 1988г.

6. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М., Просвещение, 1986г.

7. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Творческий центр «Сфера». М.,2011

8. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2010

9. Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет / Под ред.Л.Н.Павлова. М.,2005

10. Раннее детство: развитие и мышление / Под ред.Л.Н.Павлова. М.,2008

11. Раннее детство: познавательное развитие / Под ред.Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина, Е.Б.Власова М.,2004

12. Развитие речи 2-3 лет / Под ред.Л.Н.Смирнова. М.,2006

13. Апликация с детьми раннего возраста / Под ред.Е.А.Янушко. М.,2006

14. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ / Под ред.И.Н.Павленко, Н.Г.Родюшина. М.,2006

15. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста / Под ред.Е.В.Полозова. В.,2007

16. Первые сюжетные игры малышей / Под ред.Е.В.Звырыгина. М.,1988

17. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред.Р.А.Курбатова. М.,1987

18. Лепка в детском саду / Под ред.Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина,Г.В.Пантюхина. М.,1986

19. Конструирование / Под ред.З.В.Лиштван. М.,1981

20. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / Под ред.В.В.Гербова, А.И.Максаков М.,1996

21. Развитие речи детей / Под ред.Н.В.Новоторцева. М.,1995

22. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / Под ред.А.Е.Белая,В.И.Мирясова. М.,2003

23. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Под ред.Н.В.Иванова,О.Б.Кривовицына, Е.Ю.Якупова. М.,2011

24. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.-144 с., переизд. Дораб. И доп.

25. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-56с.

26. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-72с.

27. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-64с.

28. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-80с.

29. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе: Практическое пособие для воспитатей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию. Тема: «Веселые утята». (группа кратковременного пребывания «Капелька», 2-4 года)

Конспект занятия для детей 2-4 лет, посещающих кратковременную группу по адаптации детей к детскому саду....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Адаптационной группы кратковременного пребывания «Малышок» МАДОУ ДС ОВ «Радуга»

Программа расскрывает работу взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет....

Рабочая программа адаптационной группы кратковременного пребывания

Педоставляю разработанную рабочую программу  адаптационной группы...

Рабочая программа 1 младшей группы кратковременного пребывания (2-3 года)

РАБОЧАЯ ПРОГРАМА1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ(2-3 ГОДА)по реализации  образовательной программы дошкольного образования общей направленности с приоритетным осуществлением художеств...

Рабочая программа воспитателя группы кратковременного пребывания детей младшего дошкольного возраста

Цель: создание оптимальных психолого – педагогических условий и эффективное распределение учебного материала для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития псих...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ (группа кратковременного пребывания)

Рабочая программа составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. Данная программа подойдет восп...

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию с применением ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: " Прогулка в осенний лес".

В конспекте представлена интегрированная  совместная деятельность педагога с детьми  по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни  с пр...